Ребенок 4 года логические игры
Логические игры для детей 4-5 лет помогут развить внимание и логику.
Логические игры для детей 4-5 лет
Логические игры для детей 4-5 лет полезны для развития мышления, памяти и речи.
Игра 1. «Фотоаппарат»
Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.
Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС ОТЗЫВОВ!
Скачайте любую нашу мини-книгу БЕСПЛАТНО, напишите отзыв и выиграйте призы!
Подробнее на странице конкурса: https://multi-mama.ru/konkurs-otzyvov-izuchaem-vmeste-s-rebenkom/
***
Игра 2. «Найди отличия»
Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.
Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.
***
Игра 3. «Сорока-белобока»
Цель: развивать концентрацию внимания, память.
Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
***
Игра 4. «Сыщики»
Цель: развивать ассоциативное мышление, память.
Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.
***
Смотрите также:
Игры для детей 4-5 лет на улице летом
Дидактические игры для детей 4-5 лет
Загадки для детей 4-5 лет
Игра 5. «Опиши предмет»
Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.
Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).
Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.
***
Игра 6. «Повтори орнамент»
Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).
Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.
***
Игра 7. «Запомнил — нарисовал»
Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.
Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.
Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.
***
Игра 8. «Какая она»
Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.
Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.
***
Игра 9. «Нелогичные ассоциации»
Цель: развивать ассоциативное мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.
Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.
***
Игра 10. «Кто где живет»
Цель: развивать зрительное внимание, память.
Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.
Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.
***
Игра 11. «Хлопни в ладоши»
Цели: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.
Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.
***
Игра 12. «Вычеркни все буквы К»
Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.
Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.
Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».
***
Игра 13. «Меняем внешность»
Цель: развивать наблюдательность.
Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.
***
Игра 14. «Верно-неверно»
Цель: развивать внимание, память.
Описание: воспитатель произносит разные фразы — верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:
Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)
Лед — это замерзшая вода. (Дети хлопают.)
Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)
Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)
Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)
***
Игра 15.«Маленький жук»
Цель: развивать внимание, пространственное мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.
Описание: воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.
***
Игра 16.«Выполни по образцу»
Цель: развивать концентрацию внимания.
Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.
Описание: ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).
***
Игра 17. «Да-нет-ка»
Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.
Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».
***
Игра 18. «Кто кем был?»
Цель: развивать внимание, воображение.
Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.
Например:
— Кем был старичок? (Мальчиком.)
— Чем было дерево? (Ростком.)
— Чем был Буратино? (Поленом.)
***
Игра 19. «Снаружи — внутри»
Цель: научиться соотносить понятия «большое» — «маленькое», «внутри» — «снаружи».
Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом — подушка, котлета — кастрюля, сердце — кошка, рыба — река, сахар — чай и т. д. Затем поменяться ролями — пусть ребенок назовет пару слов.
***
Игра 20. «Я — ты»
Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я — радуга!» Ребенок должен ответить: «Я — солнце!» Воспитатель продолжает: «Я — небо». Ребенок отвечает: «Я — самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)
***
Игра 21. «Третий лишний»
Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
***
Игра 22. «Отгадай по описанию»
Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.
Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Например:
• Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
• Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)
• Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)
• Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)
• Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)
***
Игра 23. «Что сначала, что потом»
Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.
Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).
Описание: воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.
***
А вы играете в логические игры для детей 4-5 лет?
Источник
Логические игры для детей 3-4 лет помогут развить логику и внимательность.
Логические игры для детей 3-4 лет
Логические игры для детей 3-4 лет увлекают детей этого возраста.
Игра 1. Маленькое и большое
Для этой игры понадобятся две пары игрушек. Например, большой и маленький кубики, большая и маленькая собачки.
Дайте малышу разглядеть и потрогать игрушки, объясняя при этом, какие из игрушек большие, а какие – маленькие. Старайтесь в своем рассказе произносить новые понятия с различной интонацией: слово «большой» можно произносить низким голосом, а слово «маленький» – высоким. Затем дайте собачек в руки ребенку, а приготовленные кубики поставьте на пол. Теперь попросите малыша поставить маленькую собачку на маленький кубик, а большую собачку – на большой.
Конечно, результаты не будут блестящими с первой попытки, но со временем малыш перестанет ошибаться.
ВНИМАНИЕ! КОНКУРС ОТЗЫВОВ!
Скачайте любую нашу мини-книгу БЕСПЛАТНО, напишите отзыв и выиграйте призы!
Подробнее на странице конкурса: https://multi-mama.ru/konkurs-otzyvov-izuchaem-vmeste-s-rebenkom/
***
Игра 2. Сложи мисочки
У каждой хозяйки на кухне наверняка найдется набор мисок разного размера. Желательно, чтобы они были изготовлены из небьющегося материала.
Пока вы будете заняты приготовлением обеда, увлеките ребенка игрой «Сложи мисочки». Усадите малыша за стол с расставленным комплектом мисочек. Ваша задача – показать ребенку, как можно складывать, переставлять и переворачивать миски. На некоторое время он будет увлечен составлением пирамидок из посуды. Пусть малыш проверяет устойчивость своих конструкций и придумывает новые.
***
Игра 3. Детская кухня
Дети обожают исследовать кухонные шкафы и изучать кухонную утварь. Используйте любознательность вашего малыша и устройте дома детскую кухню.
Для этого нужно обустроить на кухне уютный и безопасный уголок. Сложите туда небьющуюся посуду, пластиковые ложечки, миски, небольшие кастрюли и пр. Малыш сможет долгое время возиться на своей детской кухне, что даст вам возможность переделать все дела.
***
Игра 4. Растительные животные
Знаете ли вы о том, что многие овощи очень похожи на некоторых животных?
Например, если разрезать редьку пополам, получится мышка с хвостиком, а если в обычную половинку картошки воткнуть несколько спичек, получится ежик.
Показывая каждую растительную зверушку, предложите малышу самому догадаться, что это за животное.
***
Игра 5. Магазин
Эта любимая всеми игра очень хорошо подходит для начального этапа развития памяти вашего ребенка. Правила очень просты: пошлите малыша в «магазин» и попросите запомнить все необходимые покупки, которые вы перечислите, после чего он должен вернуться из «магазина» и рассказать, что он купил.
В качестве покупок могут быть использованы самые разные вещи, скажем, пузырьки – это «бутылки с молоком», мяч – это «арбуз» и т. п. Начните с одной-двух покупок, постепенно увеличивая их до четырех-пяти.
При этом будет полезно, если периодически вы станете меняться ролями: и вы, и ребенок по очереди можете быть сыном (дочкой), папой (мамой), продавцом, который получает заказ от покупателя и затем идет выполнять его.
Магазины также могут быть самыми разными: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Хозтовары» и т. д.
***
Игра 6. Кулинар
Суть игры в том, чтобы научить малыша делать бутерброды и пирожные. Думаете, что это не под силу ребенку трех лет? Вы ошибаетесь: просто нужно правильно организовать это занятие.
Приготовление бутербродов: на плоской тарелочке разложите перед малышом несколько маленьких кусочков хлеба, а рядом поставьте несколько блюдечек с соусами и паштетами (сырный соус, густой овощной соус, печеночный паштет и др.). Позвольте ребенку самому выбрать кусочек хлеба и намазать его тем, чем он захочет. Не беда, если малыш залезет в тарелки пальчиками или будет просто макать кусочки хлеба прямо в соус – в любом случае, ребенок больше узнает о свойствах продуктов.
Приготовление пирожных: на тарелочке разложите крекеры или просто печенье, а в розетки налейте сладкие соусы и помадки – фруктовое или ягодное пюре, творожный соус, джем и др. Теперь «кулинар» должен брать печенье и намазывать его сладостями.
После приготовления таких бутербродов и пирожных можно устроить небольшой праздничный полдник.
Старайтесь использовать для игры «Кулинар» максимально полезные продукты.
***
Смотрите также:
Игры для детей 3-4 лет на улице летом
Дидактические игры для детей 3-4 лет
Загадки для детей 3-4 лет с ответами
Игра 7. Одень куколку
Вырежьте из бумаги две куколки: одну побольше, другую поменьше. Нарисуйте для них гардероб и вырежьте его. Теперь перепутайте одежду для маленькой куклы с одеждой для большой куклы. Далее скажите малышу, что куколки замерзли и их нужно одеть, но так, чтобы одежда пришлась им впору. Сначала помогите ребенку правильно распределить одежду для кукол, объясняя при этом, что маленькое платье – для маленькой куклы, а большое – для куклы побольше. Когда куколки будут одеты, можно с их помощью сыграть небольшой спектакль под названием «Как куколки выбирали себе гардероб».
Эта игра учит детей сравнивать предметы по величине.
***
Игра 8. Запомни узор
Нарисуйте незатейливый узор, дайте ребенку рассмотреть этот узор в течение одной-двух минут, а затем попросите его нарисовать точно такой же по памяти.
Можно дать подобное задание и на создание простой постройки из строительного материала. Вы рисуете домик, состоящий из геометрических фигур, а затем даете ребенку возможность одну-две минуты рассматривать ваш рисунок. После этого вы предлагаете по памяти (при этом ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их.
***
Игра 9. Собираем урожай
Если у вас на даче хороший урожай яблок, то можно с помощью игры «Урожай» привлечь малыша к сбору этих фруктов.
Поставьте три пустые корзины или картонные коробки разного размера и дайте ребенку задание: маленькие яблоки складывать в маленькую корзинку, яблоки побольше – в среднюю корзину, а самые крупные яблоки – в самую большую корзину.
С помощью этой игры ребенок знакомится с величиной предметов и учится сравнивать однотипные предметы разного размера.
***
Игра 10. Отыщи такой же
Игра на развитие внимания. Предложите малышу выбрать из 4–6 кубиков точно такой же (по цвету, форме, размеру), как тот, который находится у вас в руках. Повторите задание с любыми другими игрушками.
Чтобы ребенок был активнее, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, совершать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит.
Порадуйтесь вместе его успеху, способности сотрудничать со взрослым на равных. Можно постепенно усложнять игру, увеличивая количество предметов.
***
Игра 11. Три медведя
Для этой игры необходимо приготовить три тарелочки, три ложечки и три стульчика разного размера. Теперь вместе с малышом расставьте на столе три комплекта посуды так, чтобы большая ложка лежала около большой тарелки, средняя – около средней, а маленькая – около маленькой. После этого поставьте стулья: большой – около большого комплекта посуды, средний – около среднего, маленький – около маленького. Когда все будет приготовлено, вы сможете инсценировать отрывок из всем известной сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Пусть папа сыграет роль медведя Михаила Потаповича, мама – медведицы Настасьи Петровны, а ваш малыш – роль маленького медвежонка. После спектакля еще раз поговорите вместе с ребенком о том, какого размера предметы принадлежат большому медведю, медведице и медвежонку.
***
Игра 12. Где чей домик?
Эта игра-занятие принесет много радости и вам, и вашему малышу.
Для игры понадобятся три игрушки разной величины (помогите малышу выбрать их самому) и три коробочки разного размера – «домики». Подберите их так, чтобы для каждой игрушки подошел только один «домик».
Расставьте «домики» по комнате и вместе с ребенком выясните, какой «домик» самый большой, какой поменьше, а какой самый маленький. Теперь поставьте все три игрушки в ряд по росту, чтобы малышу легче было определить размер игрушки. После этого поинтересуйтесь у ребенка: в каком домике живет каждая из игрушек? Если ответ будет неправильным, то объясните и покажите, подходит ли указанный домик для данной игрушки, и если нет, то почему.
Игра «Где чей домик?» знакомит ребенка с величиной предметов и учит сравнивать различные по размеру предметы.
***
Игра 13. Путешествие по городу
Эта игра способствует развитию образного мышления дошкольника. Для нее вам потребуется комплект картинок-вывесок.
На каждой из них должно быть изображение какого-нибудь предмета: ножниц, расчески, буханки хлеба, иголки с ниткой, автомобиля, письма в конверте, пузырька с лекарством и т. п.
Расскажите малышу историю про то, что вы и он как будто попали в сказочный город, где говорят на незнакомом вам языке. Вы очень устали и захотели есть… А в городе этом много разных магазинов, мастерских, аптек, библиотек и т. д. Но как попасть туда, где они находятся? Покажите ребенку одну картинку, например с буханкой хлеба, и спросите, что может означать вывеска на доме с таким рисунком?
Если он не догадается, помогите ему. Поиграв таким образом некоторое время, можно изменить игру: спросите его, как можно обозначить дом, в котором находится аптека (мастерская по ремонту автомобилей, магазин «Ткани» и т. д.).
Когда все вывески в городе будут освоены, можно рисовать новые, спрашивая друг у друга, что они могут обозначать. Рисовать такие вывески несложно, они должны быть совсем простыми, схематичными и понятными.
***
Игра 14. Веселый осьминог
Ваш ребенок никогда не видел осьминога? Это легко исправить. Возьмите ненужную перчатку и набейте ее ватой. Сверху перевяжите перчатку и попросите малыша подобрать пуговицы для глазок. Когда игрушка будет готова, расскажите ребенку о том, как живут настоящие осьминоги.
Кстати, из цветных перчаток можно сделать несколько разноцветных осьминожек.
***
Игра 15. Матрешки
Если в вашем доме есть русская матрешка, можно использовать ее для занятий с малышом. Поставьте матрешку на стол и попросите ребенка раскрыть ее. Каково же будет его удивление, когда внутри одной матрешки окажется вторая! Пусть малыш достанет вторую матрешку, рассмотрит ее, потрогает ручками. Теперь по очереди достаньте все матрешки и поставьте их в ряд по росту.
Покажите ребенку, какая из матрешек самая большая, а какая самая маленькая. Попросите малыша провести ручкой по головам матрешек, чтобы он ощутил, что большая матрешка выше всех остальных, а маленькая ниже всех. Возьмите в руки самую маленькую матрешечку и поместите ее в ту, которая побольше. Теперь ту, которая побольше, поместите в более крупную и т. д. Обратите внимание малыша на то, что маленькая матрешка легко помещается в большую, а большая в маленькую не помещается вовсе.
Вдоволь наигравшись с матрешками, ребенок поймет принцип вкладывания каждой матрешки в другую матрешку в зависимости от их размера.
Игра «Матрешки» знакомит детей с величиной предметов и учит сравнивать однотипные предметы по величине.
***
Игра 16. Игра с пирамидкой
Пирамидка хороша тем, что с взрослением ребенка можно усложнять игру с ней. Когда ребенок еще совсем маленький, ему интересно будет брать в ручки разноцветные колечки, перебирать и рассматривать их.
Позднее его можно будет научить нанизывать колечки на стержень: сначала в любом порядке, а в дальнейшем по очередности (по размеру, по цвету).
Благодаря игре в пирамидку ребенок приобретает ценный опыт, познает понятия «большой» и «маленький», учится думать, отрабатывает точность движений.
***
Игра 17. Сложи дорожку
Возьмите пирамидку с количеством колец не менее семи. Поставьте пирамидку перед ребенком и предложите ему выложить колечки в одну прямую линию. Когда он сделает свою первую дорожку, обязательно похвалите его. Скорее всего, первая дорожка, сложенная малышом, будет не очень ровной.
После этого научите малыша класть колечки ровно, плотно подгоняя их друг к другу. Можно облегчить эту задачу: покажите ребенку, как можно класть колечки вплотную друг к другу, прижимая одновременно к книге или коробке.
Как только малыш справится с этой задачей, уберите «фиксатор» и оставьте на столе ровную дорожку из колечек. Возьмите какую-нибудь маленькую игрушку и изобразите, что она идет по только что проложенной дорожке.
Позже, когда малыш в совершенстве освоит предложенный выше принцип построения дорожки из колец, правила игры можно усложнить.
Если на первом этапе дорожка состояла из колец, расположенных в любом порядке, то теперь кольца должны располагаться по размеру.
После того как ребенок научится складывать дорожку от большего колечка к меньшему, научите его проверять правильность выполнения задачи. Для этого ребенок должен провести пальчиком по краю дорожки: пальчик должен скользить ровно, как бы прочерчивая на поверхности прямую линию.
С помощью игры «Сложи дорожку» ребенок учится сравнивать предметы по размеру и тренирует свои пальчики.
***
Игра 18. Башенка из кубиков
Для этой игры понадобятся кубики, желательно цветные и одного размера. Сначала постройте небольшую башенку из кубиков сами, а затем просите малыша повторить то же самое. Первые построенные ребенком башенки будут быстро рушиться, но это поправимо. Учите своего маленького строителя ровно ставить кубики один на другой, придавая башенке устойчивость. Сначала можно создать башенку из двух кубиков, потом из трех, четырех и т. д.
***
Игра 19. Пирамида из кубиков
Возьмите несколько кубиков разного размера и покажите малышу, как можно сделать из них пирамиду. На самый большой кубик поставьте кубик поменьше, на него – еще поменьше и т. д. В процессе построения постоянно объясняйте ребенку, какой кубик большой, а какой поменьше. Расскажите малышу, что если поставить большой кубик на маленький, то пирамидка вряд ли получится устойчивой.
В возрасте 3 лет ребенок уже в состоянии собрать башенку из 7-10 кубиков.
***
Игра 20. Ступеньки из кубиков
Для этой игры необходимо приготовить набор кубиков разного размера. Пусть малыш соорудит постройку из кубиков, как указано в игре «Пирамида из кубиков». Если малыш правильно сложит все кубики от большого к маленькому, то получатся ступеньки. По ним можно «пройтись» пальчиками, а можно взять маленького игрушечного человечка и дать ему «пройтись» по ступенькам вверх-вниз.
Объясните ребенку, что «ходить» по ступенькам нужно аккуратно, так как конструкция из кубиков не очень устойчива.
Игра «Ступеньки» учит ребенка на ощупь определять высоту предметов.
***
Игра 21. Расставь фигурки
Для этой игры необходимо взять несколько кубиков одинаковой величины и столько же маленьких игрушечных фигурок.
Предложите малышу поставить кубики в ряд. После этого покажите, как на каждый кубик устанавливать маленькую игрушку. Когда малыш справится с этой задачей, вместе похлопайте в ладоши и спойте любую веселую песенку.
Через определенный период времени ребенок научится легко справляться с предложенной задачей. Тогда вы сможете усложнить правила игры. Возьмите кубики разного цвета и также поставьте их в ряд.
Затем сами расставьте на них все маленькие фигурки, а ребенку дайте время запомнить, на каком кубике стоит каждая фигурка. После этого соберите все фигурки и перемешайте их. Новая задача малыша – брать из общей кучки по одной фигурке, вспоминать цвет кубика, на котором она стояла, и ставить ее на свое место.
Первоначально кубиков может быть немного, потом их количество можно увеличивать.
Игра «Расставь фигурки» тренирует пальчики ребенка, а также память.
***
Игра 22. Игра с крышками
Для этой игры необходимо приготовить разнообразные пузыречки, баночки, флакончики разного размера. Желательно, чтобы крышечки также по-разному открывались и закрывались (закручивались, просто одевались, вставлялись внутрь, как пробки, и т. д.).
Теперь поставьте все приготовленные сосуды перед ребенком и покажите ему, как открывается каждая крышка. Затем дайте малышу самому попробовать открыть и закрыть все крышки. Особое внимание ребенка обратите на то, что каждая крышечка подходит только для какого-то одного флакончика и не подходит для другого (например, пробка от пузырька маловата для баночки, а крышка от баночки велика для пузырька и т. д.). После этого объяснения перемешайте все крышки и предложите малышу найти подходящую крышку для каждого сосуда. Путем проб и ошибок ребенок вскоре освоит эту игру. Тогда можно будет поменять сосуды на другие и продолжить занятия.
«Игра с крышками» развивает внимание ребенка, знакомит его с различной формой предметов и дает представление о взаимодействии различных предметов между собой.
***
Игра 23. Игра с мозаикой
Уже к трем годам ребенок с интересом собирает мозаику. Сначала узор, сделанный малышом, будет хаотичным, но со временем ребенка можно будет научить складывать из мозаики простейшие узоры – прямую линию из 6—10 составляющих, круг небольшого диаметра, цветочек и т. д. Позже игру можно усложнить, предложив малышу сложить узор определенного цвета, например сделать одноцветную линию или полоску с чередованием двух цветов и т. п.
Занятия с мозаикой способствуют развитию мелкой моторики.
***
В какие логические игры для детей 3-4 лет любите играть Вы?
Источник