Ребенок 4 года говорит л вместо р

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.

Содержание

Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:

  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье

Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.

Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.

Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»

Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Читайте также:  Как ребенку 4 года набрать вес

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Источник

Может кто-нибудь знает какие-нибудь логопедические упражнения на произношение буквы «Л»?
У нас все звуки произносятся очень правильно — даже все шипящие, «Р» и прочие трудные звуки. Иногда вместо «Ш» проскальзывает «С». И только с «Л» проблемы. Во многих словах он говорит ее правильно – «Леша», «Люда», «луна», «лошадь», «бетономешалка» и т.д. А в очень многих говорит вместо нее красивую такую «Р»! Например, «мороко» вместо «молоко» и т.п. А ведь раньше говорил все правильно! 🙁
У кого-нибудь такое было? Как с этим справлялись? К логопеду нам еще рано, но хотелось бы исправить сразу, а то потом, наверное, труднее будет.

24.11.2004 02:18:00, Riala

12 комментариев

Если ребенок научился говорить Р недавно и стал заменять большинство Л на новый звук Р, паниковать не нужно! Это нормальный физиологический этап. Так распорядилась природа: благодаря замене Л на Р, ребенок быстрее автоматизирует этот звук в речи. Как только этот этап пройдёт и ребнок станет легко горить Р, можно провести дифференциацию этих звуков. Сравнить Л с гудением самолета/парохода, а Р с рычанием зверя. Играть с этими звуками в «Угадайку» (пароход или тигр?). И только потом Вы можете повторять слово, произнесенное ребнком неправильно, так, как ребенок сказал это слово. Дети не всегда слышат звуки в своей речи! А в речи взрослого услышат. Например, ребенок говорит: «Мороко», родитель повторяет: «Мороко? Есть такое слово?» Если ребенок не услышал ошибку, предложите ему выбрать из двух вариантов: мороко или молоко? Но не делайте этого, пока звук Р не автоматизируется в речи и не станет звучать легко. Если у Вас другой случай, поможет разобраться обращение к специалисту.
28.04.2018 20:52:36, Логопед Татьяна Александровна

К логопеду никогда не рано 🙂 Только логопед может профессионально помочь с произношением. Не стоит бояться логопедов — они хорошие 🙂
25.11.2004 10:15:38, Марусяк Валерий

Нам два года, а логопеды всегда говорят — приходите после 4 лет. Ну, нам так рассказывали — мы сами не были…
26.11.2004 22:47:31, Riala

У нас тоже проблемы с «Л», но почему-то вместо нее мы не «Р» говорим, а «В». Наример «По реке пВывет Водка» или «Светит Вуна». А может это быть из-за уздечки на языке? Кстати, а когда ее подрезать нужно, никто не в курсе?
25.11.2004 09:27:07, Просто Таня

У моей дочери то же самое — «мороко» вместо «молоко». Я пыталась ее учить всяким упражнениям для языка (не вспомню сейчас, что именно мы делали — книжку потеряли), но ничего не изменилось :-(. Так что без логопеда нам не удалось обойтись. Сейчас как раз ищем :-(.
24.11.2004 18:31:35, Nesmejana

Читайте также:  Как пить мукалтин ребенку 4 года

Это бывает! Главное, что дите эту букву произносит. Может кто еще здесь из специалистов ответит. Но пройдет. У меня дите наоборот и «Л» и «Р» плохо произносит, хотя «Л» значительно лучше у него получается. ТАк как стараться начинает, то часто вместо «л» — «Р» говорит.
24.11.2004 14:34:10, Ksana

Найдено в недрах инета:)
Буква Л
1. «Индюк». Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

2. «Параход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы.

3. «Самолет гудит». Губы растянуты, при длительном произнесении звука Ы протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом положении. Слышится Л.

4. «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

5. «Приклей конфетку». Положить широкий язык на верхнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфету к небу за верхними резцами.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

7. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

8. «Стрелочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед (как жало).
Если вы добились правильного произношения звука «Л», приступайте к закреплению звука в речи.
Неоднакратно повторяйте слоги и слова, находите место изучаемого звука в слове, сами подбирайте слова с заданным звуком, составляйте с ними предложения, разучивайте стихи и загадки, совершенствуйте произношение в чистоговорках и скороговорках, занимайтесь звуковым анализом.

24.11.2004 10:10:17, December

Спасибо!!! Будем пробовать!
25.11.2004 02:16:09, Riala

Какая классная ссылочка. :)))
А там про «Р» ничего нет?
НАм одна логопед сказала, что пока дите «Л» не научится говорить, то и «Р» не получится. Т.к. у них артикуляционный механизм одинаковый. Но все-равно хотелось бы и «Р» чуть чуть тренировать.
24.11.2004 14:36:28, Ksana

Мы букву «р» говорим просто отлично. А букву «л» — с каждым днем все в большем количестве слов заменяет на «р». А ведь пока «р» не говорили, то «л» во всех словах была правильная!!! %-((
25.11.2004 02:17:45, Riala (Алеша 2,1)

?:)))) Мое сокровище недавно научилась РРР говорить, а Л нет пока:) ТАк что говорит АррЕ в трубку:)
Про Р:)
Буква Р
1. «Автомат». Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т. Убыстрять темп.

2. «Пулемет». Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося Д-Д-Д.

3. «Барабанщики». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося Д-Д-Д.

4. «Шмель». Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос.

5. «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

6. «Гармошка». Рот раскрыт, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, ильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

7. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

8. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

9. «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

10. «Индюк». Приоткрыть рот, производить движения широким предним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

11. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
Если вы добились правильного произношения звука «Р», приступайте к закреплению звука в речи.
Неоднократно повторяйте слоги и слова, находите место изучаемого звука в слове, сами подбирайте слова с заданным звуком, составляйте с ними предложения, разучивайте стихи и загадки, совершенствуйте произношение в чистоговорках и скороговорках, занимайтесь звуковым анализом.

24.11.2004 16:20:17, December

Ой спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
25.11.2004 10:59:13, Ksana

Источник

Просто ЛАНА

Искусственный Интеллект

(334703)

10 лет назад

Не стоит волноваться, если Ваш трехлетний ребенок пока не может выговаривать этот звук правильно. В развитии речи детей есть свой график. И буква «Р» усваивается детьми самой последней. Наиболее оптимальный возраст для ее полного освоения это 5-6 лет. До этого возраста специальное лечение и особые тренировки не требуются. Если Вас все же беспокоят отклонения в речи, то сходите на консультацию к логопеду. Можно шаг за шагом самостоятельно выполнять простые упражнения для тренировки язычка. Например, такое упражнение: чистый большой пальчик руки ребенок кладет под язык, а затем начинает двигать им вправо-влево. Для интереса малыша, можно ассоциировать это с «заведением моторчика». Поиграйте с ребенком в «чистые зубки» . Для этого нужно растянуть губы в импровизированной улыбке, и начать «чистить» кончиком языка заднюю поверхность верхних зубов. Важно не двигать во время упражнений нижней челюстью. Еще хорошая тренировка, чтобы научиться правильно выговаривать буквы, – это цокать язычком, изображая звуки копыт лошадки. А можно и немного пошалить. Пусть малыш высунет расслабленный язычок между зубов и поболтает им с выходящим звуком, как будто дразнясь. Или потренируйтесь, кто дальше сможет высунуть язык. Все эти упражнения укрепят мышцы артикуляционного аппарата и помогут в дальнейшем ребенку с легкостью выучить букву «Р» самостоятельно, без помощи специалистов. Для того, чтобы научиться правильно ставить язычок, нужно тренироваться на других звуках. Идеально для этого подойдут длительные «д» и «з» . Регулярно произносите их, широко растянув губы. Когда у малыша начнут получаться первые правильные звуки «р» , то нужно отрепетировать их в разных сочетаниях и слогах. Попробуйте выговорить букву «Р» с твердыми согласными «тр, др» , затем в открытом слоге «ра, ро» . В качестве слов-примеров давайте ребенку только знакомые ему слова. Те, с которыми он встречается каждый день. Постепенно малыш освоит технику правильной речи. И вот когда вы, наконец, полностью разучили этот звук, можно приступить к закреплению результатов. Пусть малыш почаще рычит, чтобы не забывать правильной постановки языка во время произношения. Можно запомнить или прочитать несколько скороговорок. Научившись выговаривать недоступную букву «Р» , дети обычно с радостью демонстрируют свой навык.

Читайте также:  Упражнения для спины ребенок 4 года

Пелагея

Гуру

(3988)

10 лет назад

Нашему крохе тоже три года и он тоже вместо «Р» говорит «Л». Когда мы обратились к логопеду, она нам сказала, что малыш должен сначала самостоятельно попробовать научится выговаривать все звуки и буквы. А к специалистам лучше обращаться после 4.

Lana

Мастер

(1246)

10 лет назад

Попробуйте сначала сами, не полуится к 5 годам — обратитесь к логопеду. Если только одна буква — времени на исправление много не потребуется.

Ольга Торунова

Ученик

(142)

10 лет назад

Попоробуйте такой стишок:
У меня не получалась в разговоре буква «Р»
Как я только не старалась-вместо «Р» звучала «Л»
Наконец я сообразила как исправить речь свою:
Я частушку сочинила и весь день ее пою
«Рано утром я проснулась, раза три перевернулась
«прекрати, пора вставать»-проскрипела мне кровать»
Кто захочет, тот добьется, сам исправит речь свою!
Почему же брат смеется? я ж отрично говолю!))))

Юля

Мастер

(2475)

10 лет назад

Ещё рано, дети к 5-ти годам начинают говорить такие буквы как Р, Ш, Щ и т. д. Моим 3,6 у одного уже твёрдо проскакивает Р, бывает даже вместо Л её говорит (ему очень нравится как она звучит), а второй ещё не говорит Р, но я и не парюсь по этому поводу. Придёт времяи заговорит. попробуйте скороговорки с буквой Р проговаривать с ней.

насрайтис

Мудрец

(14500)

10 лет назад

до 5 можно не париться, давайте ребенку надувать шарики, дудеть в дудочку, пускайте кораблики в ванной, чтобы на них можно было дуть и дуновением направлять куда надо.

Алиса

Мыслитель

(5877)

10 лет назад

Мы ходим в садик. 5,5 лет, звук «Р» начали произносить только 1,5 месяца назад. Группа логопедическая с 5 лет. Есть дети ещё хуже. Так что успеете ещё наговориться, главное не заморачивать ребенка по этому поводу, а то комплексы начнутся.

Галка Галкина

Просветленный

(47179)

10 лет назад

Ну вобщем то пора. Но главное выяснить нужен ли логопед. сводитек спецу пусть посмотрит с чем связано неправильное произношение. Неправильная работа язычка или что то другое. У меня старший буквц «Р» выговаривает, но на евреский манер. Короче не теми мышцами работает. Вот занимаемся.

Ирина Буденкова

Мастер

(1696)

10 лет назад

логопед начинает с детьми работать с 5 лет, раньше нет смысла они просто не понимают что ио них хотят, попробуйте позаниматься с ним сами, хотя я думаю что еще рановато, некоторые дети в 3 года только начинают говорить, а вы хотите что бы он все буквы выговаривал

Источник