Ребенок 4 года говорит 10 слов
Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».
Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.
Физиологические причины
Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.
В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.
Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.
Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.
Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.
Нарушения речи
Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.
Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:
- неправильная артикуляция;
- патологии ритмики и темпа произношения;
- дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
- ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.
Неправильная артикуляция
В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.
Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.
Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.
Патологии темпа и ритмики речи
Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.
Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.
Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.
Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.
Дефекты, обусловленные проблемами со слухом
Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.
Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.
Недоразвитие речи или ее утрата
Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.
Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.
Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.
При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.
При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).
В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.
Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.
Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.
Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.
Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.
Источник
У меня достаточно много подруг/знакомых с детьми, которые знают о наших проблемах с речью, о том, через что нам пришлось пройти. Когда их дети достигали определённого возраста, я неизбежно слышала вопросы стоит ли бить тревогу, если ребёнок не говорит, что он должен говорить и сколько, что нормально, а что не очень.
Так что сейчас я попробую с позиции человека, который посмотрел воочию картину тотальной алалии и проблем с развитием, рассказать когда действительно стоит бить тревогу и идти по врачам/логопедам/психологам.
Основные звоночки колокола проблем с развитием и речью
Вас должно насторожить не то, что соседская Маша уже в год говорит кучу слов, а ваш ребёнок молчит, как рыба. Нет. Вас должно насторожить:
1. Понимает ли малыш речь по возрасту
Понимание речи формируется раньше произношения и в норме выглядит примерно так:
Из материалов С.В. Батяевой
Обратите внимание на сроки: они довольно растянуты, так как у всех детей развитие разное. Но поправка на индивидуальное развитие должна быть адекватной и не превышать 2-3 месяцев. То есть, если ребёнку уже 1,3-1,6, а он не может показать даже самые базовые бытовые предметы или игрушки и выполнить наипростейшие просьбы, то это повод не пускать на самотёк, а поскорее обратится за консультацией к специалистам.
Если ребёнок понимает речь, но не говорит, то сравнительно допустимо ждать до 3,2, но не дольше. И уж точно не следует ориентироваться на небылицы типа: «Соседский Вася молчал до 5-7-10 лет, а сейчас отличный, умный парень«. Обратите внимание: в таких историях люди практически всегда рассказывают не про свой опыт, а про чей-то. То есть, они не могут знать, что там на самом деле было и чем закончилось, но при этом успешно вводят родителей в заблуждение и подселяют чувство ложной безопасности, что препятствуют раннему началу лечения и занятий.
2. Реагирует ли ребёнок на обращённую речь
Маленькие дети любят внимание взрослых и в норме хорошо откликаются на имя, охотно общаются и слушают по своим возможностям, смотря в лицо.
фото из открытых источников
Дети с проблемами развития типа сенсорной и сенсомоторной алалии, аутизмом ничего из этого не делают. По крайней мере до 1,6-1,8 (и это ещё очень повезло) взрослых для них как будто не существует. Зовите, говорите сколько хотите — ребёнок будет дальше заниматься своими делами и даже не посмотрит на вас.
Кстати, нормально, если ребёнок не всегда реагирует на обращённую речь. Делайте поправку на то, что он может смотреть мультик или увлеченно играть. Но вариант, когда на вас регулярно, занят ребёнок или нет, обращают внимание только на 15-20 раз настойчивых домогательств, должен вызвать сильное беспокойство.
3. Наличие слюнотечения и проблемы с глотанием твёрдой пищи
Слюнотечение может сохраняться пока не прорежутся все зубы. Если зубы прорезались сравнительно рано, то слюнотечение может в норме быть до 2 лет +/- 2 месяца.
Проблемы с глотанием тоже норма до определённого возраста, но если вам около 2 лет, а ребёнок всё давится и не может научится жевать, это плохо. Да, это может быть следствием постоянного кормления через ниблер и блендер, но может говорить и о дизартрии. При дизартрии ребёнок будет вас понимать, но заговорит поздно и с дефектами из-за плохой подвижности и недостатка иннервации мышц речевого аппарата.
В случае дизартрии также светит долгая работа с неврологом и логопедом.
4. Отсутствие неречевой коммуникации
Она задерживается не только у аутистов, но и у всех детей с нарушениями развития. При алалии, ЗПР, РАС дети не используют указательный жест, чтобы обратить внимание взрослого на что-либо, не просят помощи, у них долго отсутствует интерес к общению с другими людьми.
Алалики и дети с ЗПР охотнее идут на контакт, они не против объятий, но даже в этом случае часто инициатива пообниматься исходит только от взрослого.
Это главные признаки, по которым не дожидаясь трёх лет, а иногда и 1,5-2, уже можно бежать к неврологу и логопеду, чтобы начинать занятия и лечение.
Впрочем, даже если вы заметили признаки позже, не надо паниковать — надо заниматься и работать над проблемой. При раннем выявлении (хотя бы до 3,5-4 лет) нарушения развития не неизлечимы и вполне успешно корректируются, пусть это и занимает много времени, сил и денег.
Ещё больше о симптомах проблем с развитием вы можете найти в этом материале.
Спасибо, что уделили внимание прочтению статьи! Буду рада, если вы поставите лайк и подпишитесь на мой канал 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
Простые приёмы для улучшения понимания обращённой речи у детей с аутизмом, алалией и ЗПР
Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией
Источник
«Мой сын перерастет эту проблему?» «Почему моя дочь так разговаривает? Моя племянница на год моложе, и мы можем понять ее, когда она говорит. — Как я могу помочь своему ребенку говорить более четко?
Поскольку возраст, в котором дети осваивают речь, может варьироваться на целых два года, у вас могут возникнуть такие вопросы. Родители нередко расстраиваются я, когда видят, что их ребенок борется с чем-то, что так естественно для многих других детей. Лучшая поддержка, которую вы можете предложить, начинается с понимания того, какое речевое поведение является нормальным в определенном возрасте, а какое нет, и как вы можете помочь своему ребенку научиться четко говорить.
Почему мой ребенок не говорит ясно?
Если ваш ребенок бросается в закрытое помещение с потертым коленом от игры на улице, первый вопрос, который задают большинство родителей: «Что случилось?». Это потому, что когда мы знаем причину проблемы, это часто помогает нам найти решение. Однако во многих случаях узнать, что может вызвать у ребенка проблемы с речью, не так просто, как узнать причину, по которой у ребенка царапается колено.
Исследования показали, что домашняя обстановка, которая обеспечивает много стимулов и взаимодействия между родителем и ребенком, может улучшить обучение маленького ребенка. Напротив, если ребенок не слышит, что истории читают вслух, или люди в его окружении не признают его или не отвечают, когда он говорит, развитие речевых и языковых навыков может замедляться.
Если у ребенка физическое или умственное расстройство, такое как волчья пасть или слух, он может быть не в состоянии говорить так же ясно, как его ровесники. Однако в большинстве случаев у ребенка будет хорошее слуховое восприятие и интеллектуальные способности, и у него не будет никаких признаков физических или мозговых проблем, но он не сможет говорить так же ясно, как его ровесники. Родители часто испытывают недоумение, когда им говорят, что трудности их ребенка могут быть связаны с незрелым развитием, а не с известной причиной.
Чего ожидать?
Многие дети не учатся произносить все звуки речи одновременно. Вместо этого они развивают свою способность произносить звуки в предсказуемой последовательности.Эта последовательность развития звука начинается с рождения и может продолжаться до восьмого года жизни. Например, дети обычно учатся произносить звук / б /, как в «футбол», прежде чем они могут сказать звук / р /, как в «рыба».
Поскольку ожидание слишком многого, и ожидание слишком малого может быть вредным, важно знать, развивается ли способность вашего ребенка произносить звуки речи с приемлемой скоростью.
По данным ассоциации речевого и слухового слуха:
- Если вашему ребенку исполнилось 18 месяцев, вы должны понимать примерно 25 процентов того, что он говорит.
- Когда вашему ребенку исполнится 2 года, вы сможете понять примерно от 50 до 75 процентов того, что он говорит.
- Даже если ваш 3-летний ребенок может совершить серьезные ошибки, от 75 до 100 процентов того, что он говорит, должно быть понятно семье и лицам, обеспечивающим уход.
- Речь вашего 4-летнего ребенка должна быть понята людьми, с которыми он не общается регулярно.
- Даже если ваш пятилетний ребенок не сможет правильно произнести все звуки, его речь должна быть понятна большинству слушателей во всех ситуациях.
Семь способов помочь:
- Говорите четко, естественно и, главное, правильно. Разговор ясно и естественно включает в себя установление зрительного контакта, говорение с легкой для понимания скоростью и произнесение точных звуков.
- Следите за своим ребенком на предмет ушных инфекций. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка инфекция уха, немедленно обратитесь к врачу. Временная легкая потеря слуха от ушной инфекции может замедлить способность ребенка понимать язык и его способность произносить слова четко и правильно. Если у него есть ушная инфекция, не забудьте отвезти его к врачу для последующего посещения, чтобы убедиться, что его слух вернулся к норме.
- Смоделируйте правильный способ сказать слово. Если ваш ребенок говорит слово неправильно, в большинстве случаев не стоит просить вашего ребенка повторить слово. (Конечно, если ваш ребенок участвует в логопедии, следуйте инструкциям логопеда). Несмотря на то, что многие дети, которые неправильно произносят звуки, обладают хорошей остротой слуха, они не могут различить правильное и неправильное воспроизведение неприятных звуков. Поэтому дайте вашему ребенку много возможностей правильно слышать смоделированный (сказанный) звук.Повторите неприятное слово и излагайте звук, который ваш ребенок неправильно произносит, произнося его громче и дольше. Продолжайте говорить и сделайте трудное слово естественной частью вашего разговора.
- Дайте своему ребенку много возможностей услышать правильно произносимые неприятные звуки. Это облегчит ему слышать разницу между правильным и неправильным воспроизведением звуков, а также будет легче произносить звук, когда он будет готов к развитию. Попробуйте действия ниже. Когда вы и ваш ребенок общаетесь, подчеркните неприятный звук, произнося его как можно чаще.
- Если у вашего ребенка возникают проблемы с произнесением звуков / ф /:
- Поговорите о том, что вы можете сделать с ногами.
- Составьте список избранного (любимая еда, животные, игрушки).
- Если у вашего ребенка возникают проблемы с произнесением звуков / к / и / м /:
- Играйте с машинами в игрушечном гараже.
- Поговорите о ключах на вашей цепочке для ключей.
- Поговорите о том, что вы можете посадить в саду.
- Если у вашего ребенка возникают проблемы с произнесением звуков / ш / н / ч /:
- Поговорим о разных видах обуви. Подсчитайте обувь в шкафу вашего ребенка.
- Найдите пять вещей, которые вы можете закрыть.
- Толкните своего ребенка на качелях и поговорите о других вещах, которые вы можете толкнуть.
- Ожидайте, что ваш ребенок говорит ясно. Для вас важно поощрять и ожидать, что ваш ребенок будет говорить как можно лучше. Будьте терпеливы, а также скажите ему, как вы гордитесь, когда он старается изо всех сил. Если ваш ребенок выполнил все свои желания и нужды, не сказав ни слова, он, скорее всего, не получает много возможностей попрактиковаться в произнесении звуков речи.
- Подготовьте своего ребенка к новым ситуациям. Дети, которые должны бороться, чтобы общаться, часто чувствуют себя застенчивыми или опасаются, особенно когда сталкиваются с неизвестным. Поговорите с ребенком о новой ситуации, с которой он может столкнуться. Репетируйте слова, которые он может услышать или сказать в этой ситуации.
- Расскажите другим о трудностях речи вашего ребенка. Конечно, вы никогда не позволите никому дразнить, смеяться или подражать речевым ошибкам вашего ребенка. В частном порядке поговорите с его дошкольным учителем или няней и объясните его трудности. Если возможно, предложите полезные идеи. Если у него есть старшие братья и сестры, поговорите с ними и заручитесь их помощью в моделировании хорошей звуковой продукции.
Поиск профессиональной помощи
Если у вас есть сомнения по поводу развития вашего ребенка в какой-либо области, всегда целесообразно обратиться за профессиональной помощью. Речевой / языковой патолог (логопед) обучен оценивать, лечить и помогать предотвращать проблемы с речью, языком и голосом у детей (начиная с рождения) и взрослых. Вы можете попросить своего педиатра порекомендовать речевого патолога в вашем районе, или вы можете попросить кого-нибудь из членов семьи или друга обратиться за помощью.
Всем удачи , здоровья Вам и Вашим детям !
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал )
Источник