Ребенок 4 года боится всего нового

Ребенок 4 года боится всего нового thumbnail

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх — это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

— Большое количество запретов.

— Предоставление полной свободы.

— Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

— Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

— Одиночество, нехватка общения с родителями.

— Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

— Боль.

— Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

— Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

— Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

— Плохие взаимоотношения со сверстниками.

— Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» — это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» — это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном — живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

Читайте также:  Список одежды для ребенка 4 года

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

— Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

— Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

— Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

— Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

— Общение со сверстниками на тему общего страха.

— Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

— Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

— Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник

Мамы и папы со стажем знают, что малыш должен жить в постоянстве.  Именно постоянство дарит ощущение безопасности любому ребенку.  Однако очень тяжело всегда поддерживать эту стабильность. И перед родителями встает вопрос: «Что же делать, если  ребенок негативно реагирует на различного рода изменения, его пугает новизна, вызывая в нем страх и панику?».

В первую очередь не следует забывать, что когда малыш появляется на свет, его характер уже предопределен. Родители замечают, что каждый ребенок по-своему  реагирует на ту или иную ситуацию. Одни малыши весьма восприимчивы, часто капризничают, и успокоить их — задача не из простых. Они негативно реагируют на изменения, не желают делать что-то неизвестное им, боятся незнакомых мест, а при виде чужих людей впадают в панику.  Другие детки, наоборот, любят новости, без труда адаптируются к изменениям, обожают знакомиться  и общаться с новым людьми.  Кажется, что они бесстрашны, и успокоить их  можно всего за несколько минут. Особенно эти различия заметны у детей более старшего возраста.

Желание родителей изменить ребенка.

Следует знать, что на поведение малыша помимо воспитания  воздействует его природа. Нет смысла сопоставлять трусливого малыша с его настырным ровесником, а тем более стремиться перевоспитать его, чтобы он стал душой компании. Это не даст никакого результата, наоборот, вы можете усугубить ситуацию, поскольку малыш почувствует, что его не понимают. Ребенок должен осознавать, что его любят и ценят таким, какой он есть, и ему не нужно что-то менять, чтобы заслужить это отношение к себе.

Родители должны понимать, что тактичность, уязвимость, спокойствие, робость — это черты, которые совершенно не должны осложнять жизнь ребенка. А мамы и папы как раз об этом и думают. Происходит же все по-другому — именно эти черты характера позволят малышу легче сходиться с людьми. Его будут воспринимать, как человека, которому можно доверять.

По этой причине не нужно пытаться внести какие-то коррективы, важно понимать потребности и возможности малыша.  Родители должны поддерживать свое чадо, а не придумывать для него задачи, с которыми он не сможет справиться.

Помощь родителей и результат.

У малышей, которые не выносят новых ситуаций, изменения вызывают волнение, они просто стараются не попадать в такие ситуации. Если же избежать их не получается, то новизна провоцирует сильный стресс, который сопровождается плачем, напряжением, замкнутостью, смущением.  Без сомнения, родители желают помочь ребенку. Известны два самых распространенных варианта такой помощи.

Читайте также:  Ребенку год и 4 месяца истерики

1. Стремятся оградить ребенка от того, что вызывает страх. Раз ребенок так негативно относится к чему-то новому, то, возможно, следует просто избегать подобных ситуаций.  Мамы и папы думают, что с возрастом это пройдет, а на данный момент не стоит волновать малыша.

Результат.

К сожалению, все происходит иначе. Данное действие только подкрепляет страх малыша. Он видит, что если родители делают все возможное, чтобы уберечь его от всего нового, то в этом есть какая-то опасность. Ребенок должен понять, что страх можно искоренить и побороть его в сложной ситуации.  Справившись со страхом хотя бы один раз, малыш убедится, что в этом нет ничего сложного.

2. Стремятся «переломить» боязнь крохи и заставляют его испытывать что-то новое. Приучат его быть пробивным, инициативным и сильным.

Результат.

Данные ожидания родителей переходят границы возможностей ребенка. Он пробует стать таким, но в большинстве случаев терпит неудачу. Иногда после этого ребенок перестает доверять родителям, с жестокостью относится к ним. Ему не нравится, что его не воспринимают таким, каков он есть. Замыкаясь в себе, он не желает с ними общаться, что в результате приводит к тому, что ребенок живет с постоянным напряжением и эмоциональными переживаниями.

Не стоит пытаться переделать малыша. Если все серьезно обдумать, то родители могут прийти к выводу, что малышу совсем и не трудно переживать новые ситуации, особенно если их немного. Пусть он постепенно привыкает к новизне, не наваливайте на него все и сразу. В противном случае это может негативно сказаться на ваших отношениях в будущем.

Источник

На вопрос, как помочь ребёнку преодолеть страх нового, отвечает детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Некоторое недоверие к новизне совершенно естественно для любого человека. В первые годы жизни дети очень зависимы от порядка в самом широком смысле этого слова. Порядок помогает разобраться в жизни, а любое изменение или новшество уменьшает степень только-только образованного понимания, так что все маленькие дети – большие консерваторы. Есть дети, которые сами по себе больше других чувствительны к страху новизны. Эти общие закономерности развития и особенности индивида – в некотором роде данность.

ребёнок боится переезда

Страх нового и базовое доверие к миру у ребёнка

В психологии есть понятие базового доверия к миру и себе. Здравомыслящий человек отдаёт себе отчёт в том, что жизнь неизбежно несёт перемены и не все из них нам одинаково приятны, не со всеми вызовами мы способны справиться, не все задачи решить, не все трудности преодолеть. Базовое доверие – это, в некотором роде, степень оптимизма в отношении того, насколько часто перемены к лучшему, а я сам способен справиться с новой ситуацией. Это ожидание, что изменения, скорее всего, будут интересны, а я, скорее всего, буду успешен. Базовое доверие к миру у ребёнка складывается в раннем возрасте из позитивного жизненного опыта, когда обстановка вокруг интересна и неагрессивна, когда ребёнок действует самостоятельно и достигает понятного и приятного ему самому результата; когда он чувствует во взрослом надёжную опору, поддержку, заботу. Формирует собственное базовое доверие ребёнок, а создаёт условия – взрослый, поэтому оно зависит и от человека, и от тех, кто заботится о нём в детстве.

Ребёнок может испытывать неуверенность в надёжности взрослого, если последний делегирует малышу слишком много ответственности. Случается, что родители, которые наслышаны, как важно давать ребёнку свободу выбора, перегибают палку. На самом деле выбирать можно только тогда, когда можешь представить себе, что ты выбираешь и какие последствия влечёт сделанный выбор. У маленького ребёнка ещё очень ограниченные жизненный опыт и интеллектуальные возможности. Он прекрасно может выбрать, с какой игрушкой из трёх, лежащих на его личной полке, он будет играть прямо сейчас. Чего он сильнее сейчас желает – тереть яблоко или мыть посуду. Адекватно решить, чем заняться завтра, – для 2,5 лет задача не то чтобы совсем непосильная, но крайне трудная. Он не знает, каким будет через такой долгий срок, да и само представление о времени ещё не вполне точное.

В порядке обучения иногда можно предложить малышу выбрать что-то незначительное для завтрашнего дня, но требовать от него большего – только обескураживать человека. Принимать решения, выходящие за рамки конкретной ситуации, – совсем не дело для маленького ребёнка. Это зона ответственности родителей. Это их обязанность – решать, когда и куда отправиться в гости, где жить, как обустраивать квартиру. Ребёнок не обязан быть в восторге от всех ваших решений. И он совсем не обязательно будет справедлив в своём одобрении или недовольстве. Но даже сильно недовольный ребёнок чувствует себя более защищённым, если понимает: взрослый держит ситуацию под контролем, он знает, что делает, у него есть причины поступать так, задуманное будет обязательно исполнено.

Читайте также:  Владивосток ребенок 4 года

Родителям бывает трудно поверить, что плачущий от необходимости подчиняться родительской воле ребёнок более счастлив, чем весёлый, не знающий отказа баловень. Тем не менее, если судить по уровню «гормона стресса» кортизола, это действительно так: ведомый ребёнок более уверен в себе, даже если недоволен вектором движения (а у мудрого родителя чаще всего вполне себе доволен). Иногда бывает, что родитель всё уже решил, а ребёнка спрашивает так, как будто у малыша есть выбор. Просто взрослый надеется, что ребёнок угадает «правильный» ответ. И тогда часто случается, как в анекдоте: «Что будете заказывать: кофе или чай?» – «Кофе» – «Не угадали. Чай. Кофе на сегодня закончился». Такие ситуации обесценивают мнение ребёнка и расшатывают его уверенность в вашей надёжности, поэтому их лучше избегать.

как помочь ребёнку справиться со страхом нового

Как подготовить ребёнка к переменам и преодолеть страх нового?

Я бы предложила внимательно посмотреть, что именно вы предлагаете выбирать ребёнку, все ли ответы одинаково возможны. Часто ли звучит вопросительная интонация там, где по факту присутствует ознакомление с принятым решением. Боюсь, идея приводить ребёнка в новую квартиру до окончания ремонта была не самой удачной: это вы видите сквозь ремонт призрак будущего интерьера. Малыш же, скорее всего, понял так, что вы меняете обжитый дом на руины.

То, что мы не можем изменить, гораздо легче принять, если мы, с одной стороны, сознаём неизбежность события, а с другой – имеем возможность повлиять хоть на какие-то его аспекты. Например, я должен переехать с родителями в новую квартиру, но я могу выбрать мебель для неё. Разумеется, вы не приводите мальчика в огромный магазин со словами: «А теперь купи нам мебель, сынок». Это зона вашей ответственности. Но вы можете подобрать приемлемые варианты и позволить выбрать детали. Например, красная или синяя будет кровать-машина; какого именно из этих двух оттенков оранжевого (которые оба устраивают вас) будет кухонная мебель; вешалки в ванной будут с этим или тем значком и т. п. Вместе можно выбирать, где будет стоять мебель в комнате ребёнка. Похожей тактики можно придерживаться и с новой одеждой. Не исключено, что ребёнок впоследствии не полюбит ту вещь, которую выбрал, что она ему разонравится. Не стоит его корить в этом, но если отказаться от использования вещи нельзя, стоит прямо объяснить это сыну: «Я вижу, что ты понял, что зелёная была бы тебе приятнее. Мы уже купили синюю кровать и будем пользоваться ею. У нас есть зелёное покрывало и зелёные наклейки. Что ты хочешь сделать: застелить постель зелёным пледом или наклеить наклейки?»

На мой взгляд, переезд – хороший момент, чтобы на новом месте начать жить по новым правилам, например, спать в отдельной кроватке. Но нужно понимать, что это трудный этап для ребёнка, и вам нужно будет посвятить гораздо больше времени укладыванию. На сайте есть материалы, содержащие советы по организации отдельного сна, можно их изучить и продумать ваш личный ритуал отхода ко сну. Можно привлечь и ребёнка в придумывании каких-то деталей (опять-таки, давая ему выбор в рамках его возможностей). Возможно, он способен даже не выбрать, а придумать, что вы будете делать в то время, которое вы будете сидеть возле кроватки перед сном, например, предложит задёргивать шторы, подтыкать одеяльце, подавать любимого мишку и т. п.

То, что вы готовите сына к переменам, будь то гости или переезд, – отличная помощь для него в такой трудной для него адаптации к смене обстановки. Но важно очень точно придерживаться верного тона в беседах на эту тему. Вы именно информируете его, знакомите с планами, а не спрашиваете, не делаете вид, что спрашиваете, на самом деле пытаясь извлечь из него желательный выбор, и т. п. Здесь нет одинакового правильного ответа для всех, только вы сами, зная особенности друг друга, пробуя и ошибаясь, можете подобрать подходящую именно вам и вашему ребёнку манеру говорить о планах.

Источник