Ребенок 4 года боится монстров
Страх перед монстрами в ночи омрачает детство многих людей. Чаще всего виной тому живое воображение, которое заставляет детей видеть кошмары после невинных событий, увиденных при дневном свете. Чтобы справиться с проблемой, помогите ребенку преодолеть страх и почувствовать себя сильнее. Обычно нет необходимости во вмешательстве профессионалов, так как большинство страхов и тревог исчезает в течение нескольких недель или месяцев. В конце концов, взрослые тоже не всегда бесстрашны по ночам.
Обыщите комнату
1
Поищите монстров. Спросите ребенка, где, по его мнению, находится монстр: под кроватью, в шкафу, где-нибудь еще. Потом поищите монстров вместе, чтобы доказать ребенку, что их не существует.[1]
- Не следует просто говорить: «Здесь никого нет, иди спать». Также не следует усиливать страх, притворившись, что монстр был, но вы его выгнали. Лучший способ избавить ребенка от страха — показать ему, что монстров не существуют, а значит и боятся нечего.
2
Разберитесь с ночными страхами вместе. Темнота в ночи дает волю разыгравшемуся воображению. Проведите с ребенком некоторое время в его комнате перед сном, обратите внимание на тени, пугающие формы или иные вещи, которые могут жутко выглядеть в глазах ребенка. Затем дайте каждой найденной вещи объяснение и покажите, почему это не монстр. Если ребенок сможет физически убедиться, что то, что он видит — это никакое не чудовище, ему будет легче заснуть.[2]
- Заходите в комнату ребенка ночью, включите ночник или неяркую лампу и вместе осмотрите комнату на предмет монстров. Если ребенок клянется, что видел чудовище, покажите ему, что это всего лишь тень от стула, стола или лампы, и тут нечего бояться.
- Заберитесь в кровать вместе и прислушайтесь к звукам, которые издает монстр. Спросите ребенка, каких звуков он боится. Когда бы вы это ни услышали, объясните, что именно это за звук, чтобы ребенок знал это, когда услышит его снова.
- Опуститесь на колени, чтобы ваш уровень глаз был на уровне глаз ребенка. Осмотрите все под этим углом. Так вы поймете, что выглядит пугающим для него. При возможности смените положение вещей, которые можно принять за чудище, например передвиньте что-то из мебели или уберите одежду с вешалки. Делайте это в присутствии ребенка, чтобы он видел, как меняется обстановка.
- Установите ночник, чтобы ребенок видел, что его окружает.
Придайте ребенку уверенности в себе
1
Позвольте ребенку почувствовать контроль над ситуацией. Чем больше власти ребенок будет чувствовать над своими кошмарами, тем меньше будет вероятность страха перед монстрами. Замечайте и вознаграждайте попытки ребенка посмотреть в лицо своих страхам (например, когда вы вместе обследуете шкаф). Постарайтесь делать это вместе каждый вечер, а как только ребенок станет меньше тревожиться, дайте ему обыскать пугающий шкаф самостоятельно, но в вашем присутствии. Медленно и постепенно вырабатывайте храбрость.
- Когда, на ваш взгляд, ребенок успешно взглянет страху в лицо, похвалите его за храбрость и приободрите. Например, можно сказать: «Ого! Ты такая смелая! Ты самостоятельно проверила шкаф. Уверена, теперь тебе ничто не страшно!» или «Я горжусь тем, что ты провел в комнате всю ночь!»[3]
- Возможно, стоит составить план действий на случай, когда вас не будет рядом, например когда ребенок проснется от кошмара. Вы можете обучить ребенка техникам релаксации, таким как глубокое дыхание (попросите ребенка представить, что его легкие 3 это шарик, который нужно сначала надуть, а потом сдуть), или визуализации (ребенок может представить, что находится в тихом и спокойном месте, например плывет на облаке).[4]
2
Дайте ребенку компаньона. Ваш ребенок может использовать плюшевую игрушку, как осязаемое напоминание, что он в безопасности. Научите ребенка сжимать или гладить игрушку каждый раз, когда ему страшно, и думать о том, какая она мягкая, теплая и нестрашная Это поможет вашему ребенку успокаиваться самостоятельно.
- Пусть игрушка станет напоминанием о том, что монстров не существует. Скажите ребенку, что, когда ему страшно, пусть он трогает игрушку и напоминает себе о том, что настоящее, а что нет. Он может приговаривать: «Мой мишка настоящий, а чудовища — нет».
- Возможно здесь также пригодится метод визуализации. Ребенок может представлять, что рядом с ним в комнате мама, папа, старший брат или сестра.
3
Обсудите с ребенком, что заставляет его чувствовать себя в безопасности. Вместо того чтобы концентрироваться на монстрах, уделите внимание чувству безопасности. Ночник? Открытая дверь? Предложите ребенку множество вариантов, чтобы найти решение, которое не даст страху развиться.
Поговорите о страхах
1
Обсудите реальность и вымысел. Используйте более безопасные примеры, нежели монстров. Найдите что-то придуманное (возможно, самим ребенком), от чего он получает удовольствие, и обсудите разницу между реальностью и воображением.[5]
- Днем попросите ребенка нарисовать монстров, которых он представляет себе в ночи. Затем обсудите это с ним, чтобы снять пелену страха перед чудищем.
- Если ребенку нравится рисовать, скажем, забавные машинки, нарисуйте вместе дурацкую машинку, несуществующую в реальности, и спросите ребенка, видел ли он что-то подобное на самом деле. Объясните, что вы придумали ее при помощи воображения. Продолжите аналогию с монстрами, объяснив, что их тоже создает воображение.
2
Признайте страх ребенка. Если вы будете игнорировать, обесценивать или отмахиваться от страха ребенка перед монстрами, в итоге он может подумать, что с ним что-то не так. Если вы будете преуменьшать его страх, скорее всего, он продолжит верить в чудовищ, но больше не будет говорить о них.[6]
- Воздержитесь говорить «Большие девочки не боятся монстров», «Не веди себя как маленький» или «Если ты сейчас же не пойдешь спать, тебя заберет бабай». Лучше скажите ребенку, что раньше тоже боялись страшилищ, но смогли преодолеть свои страхи.
- Посмотрите мультфильм «Корпорация монстров» или поищите подобные книжки, чтобы избавить ребенка от страха перед чудовищами. Если какой-то момент в книге или фильме пугает ребенка, обсудите это с ним.
- Сыграйте в ролевую игру про монстров. Вы или ваш ребенок изображайте монстра и веселитесь вместе. Используйте маски или костюмы, чтобы игра казалась более правдоподобной, но убедитесь, что ребенок полностью себя контролирует и смеется. Это должно быть веселое упражнение, а не страшное.
3
Поговорите с детским психологом. Если ночные кошмары и страх перед монстрами усиливаются или проявляются даже днем, возможно, вам стоит обратиться за психологической помощью, чтобы лучше идентифицировать страхи ребенка и справиться с ними.[7]
- Поймите разницу между страхами и фобией. Если ребенок боится монстров по ночам, когда вы выключаете свет и закрываете дверь, скорее всего, это страх. Если же он отказывается входить в спальню или становится беспокойным, когда садится солнце, вероятно, у него фобия.
- Страхи длятся пару недель или даже несколько месяцев, однако если они не проходят более полугода и становятся сильнее, не игнорируйте проблему, иначе может пострадать психологическое развитие ребенка.
- Исследования показали, что дети с сильными ночными страхами часто страдают тревожностью при дневном свете, склонны к импульсивности и проблемам с вниманием. Если тревоги и страхи начинают мешать ребенку жить нормальной повседневной жизнью, вам стоит проконультироваться с педиатром или детским психологом.
- Имейте ввиду, что страхи могут появиться у детей в любом возрасте, даже у младенцев.
Об этой статье
Эту страницу просматривали 8657 раз.
Была ли эта статья полезной?
Источник
Подробная инструкция для родителей детей всех возрастов
Ребёнок может бояться монстра под кроватью или чудовища в шкафу. А может бояться выступать на сцене, спать один в комнате (или в темноте), и переживать, что кто-то из близких когда-то умрёт. Всё это абсолютно нормально. Главное, правильно реагировать, отличать страх от тревоги и не допускать, чтобы всё превратилось в фобию. Как это сделать — психолог Ирина Беляева.
Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm
Вы наконец-то вышли из детской, прикрыли за собой дверь, и, налив чашку чая, удобно расположились в кресле, чтобы посмотреть сериал. Проходит минута и вы слышите: «Мама, посиди со мной, мне страшно!». До этого вы долго сидели, светили фонариком под кровать, держали за руку. Всё без толку. Кажется, он просто издевается! Выдыхаете и идёте за ребёнком.
Страх — это естественный, заложенный в нас эволюцией механизм, который помогает выживать и адаптироваться. Он может отсутствовать или, наоборот, быть очень сильным. Это сигнал, что нужно в жизни что-то изменить. Вопрос один: как определить эту границу. Как понять, когда страх — это нормально, а когда нужна помощь специалиста. Кроме того, страх нужно отличать от тревоги.
Тревога — состояние опасения без видимой причины (монстр под кроватью — видимая причина, если что). Вокруг всё спокойно, но хочется срочно куда-то исчезнуть, в животе образуется пустота, сердцебиение учащается, а давление повышается. Тревога помогает нам быть внимательными, удерживать фокус, концентрироваться, но это работа психики на пределе. Такое состояние изматывает. Высокая тревожность у детей может приводить к неврозам и отставанию в развитии. Страх, в отличие от тревоги, имеет конкретные причины, их можно распознать.
Когда страх — это нормально (и совсем не страшно)
Типы страхов меняются в зависимости от возраста и имеют свои особенности.
С рождения младенцы боятся одного — исчезновения мамы или взрослого, который её заменяет. Это понятно: младенцы не способны выжить самостоятельно. Поэтому специалисты по теории привязанности и призывают всех мам реагировать на плач детей, не оставлять их в одиночестве, проводить как можно больше времени в физическом контакте.
В 6-8 месяцев дети начинают бояться незнакомцев. Если ещё недавно они улыбались и протягивали ручки любому встречному, то теперь могут заходиться в плаче даже при виде родной бабушки. Это нормально и пройдёт. И ребёнка, и бабушку нужно просто успокоить. Но если бабушке можно рассказать про возрастную психологию, то младенцу предлагать рациональные доводы по борьбе со страхами не рекомендуется ещё несколько лет.
С 1 года до 3 лет дети боятся сепарации — исчезновения мамы. Ведь именно мама — гарант и залог благополучия (и психического и физического), а ещё любых изменений. Мир расширяется и постепенно исчезает мысль о собственном всемогуществе. Вдруг оказывается, что мир огромный, а ты — маленький. Становится страшно. Нужны островки стабильности. Кому-то из детей важно, чтобы все действия совершались в строго определённом порядке, для кого-то –чёткое положение вещей в пространстве, кто-то любит одни и те же игры, а у кого-то присутствуют все эти формы.
4-6 лет — период иррациональных страхов. Волшебное время развития фантазии, безудержного творчества и игры. А ещё время, когда под кроватями появляются монстры, все кусты в вечернем парке подозрительно шелестят, пена для ванны скрывает, что находится на дне, а поход в туалет в новом месте, особенно с шумящими трубами, становится подвигом.
Ещё 4-7 лет – время, когда мы осознаём, что жизнь невечная, и начинаем думать о смерти, нашей и родных. Именно в этом возрасте дети задают больше всего вопросов о том, что будет, когда я умру, когда умрёт мама и можно ли как-нибудь отменить это.
В 7-12 лет дети начинают бояться вполне реальных вещей: пожаров, террористических актов, укусов насекомых, змей, врачей, войны. Чтобы страхи не множились, лучше контролировать потоки новостей, которые обрушиваются на детскую психику. Часто в этом бывают виноваты новости по телевизору, которые не пропускают родители (или бабушка). Там мир состоит из войн, убийств и природных катастроф. И как тут понять, что реальность другая, если у тебя в жизни только школа и новости?
Дошкольнику пока сложно осознать, что эмоция может быть реальна, а вот то, что её вызвало, — нет. Другими словами, если страх чудовища в канализации реален, то и чудовище есть! Младший школьный возраст — период социального развития, когда дети учатся общаться, работать в группе, понимать, какие они. У них начинает формироваться префронтальная кора мозга и включается рациональное мышление. На смену монстрам из канализационного люка приходят учителя (или одноклассники). Появляются социальные страхи, которые постепенно будут вытеснять остальные.
Как помочь ребёнку победить свои страхи
1. Покажите, что вы понимаете его страх (как минимум не считаете глупостью)
Первое, что мы должны сделать, это показать, что мы уважаем страх и готовы помочь. Высказывания в стиле «Да нет там никого под кроватью!», «Не будь трусом, ты же мальчик!», «Тебе же сказали, что эта собака не кусается» — путь в никуда. Это отрицание детского страха, история, при которой мы бросаем ребёнка одного в стрессовой ситуации. Неважно, что думаете вы. Важно, что чувствует ваш сын или дочь. Поговорите с ними, часто активное слушание работает само по себе.
2. Попытайтесь выяснить, что на самом деле его пугает
Шум от бормашинки, вид сверла или неприветливое лицо врача? Для этого тоже часто достаточно поговорить. Полезно научиться рейтинговать страх по шкале от 0 до 10. Это поможет ребёнку понять, что с ним происходит, и настроиться на работу с собой.
3. Объясните ребёнку, что он не должен скрывать свои страхи
Он может и должен говорить окружающим: «Я не могу это сделать, потому что это меня пугает!». Особенно если речь идёт о детях дошкольного и младшего школьного возраста. Иногда отказ от какой-то деятельность воспринимается другими взрослыми как капризы. Когда страхи названы и озвучены, взрослому (воспитателю, врачу, учителю, тренеру) становится понятнее, как себя вести, уходит и ненужное раздражение. Если же взрослый реагирует в стиле «такой большой, а боишься» — бегите от такого человека как можно дальше, как минимум он не профессионал.
4. Не устраивайте сюрпризы, которые могут испугать
Для детей важна предсказуемость, особенно когда у них период иррациональных страхов. Рассказывайте, что планируется, куда вы идёте, что будет происходить. Если случился переизбыток эмоций (большой и шумный праздник, дальняя поездка, поход в парк аттракционов), помните о важности контакта с вами: поддерживайте контакт глазами, держите за руку, просто позвольте опереться на вас спиной или боком, поглаживайте по голове.
5. Если ребёнок боится клоунов — не надо тащить его в цирк
Страхи можно и нужно приручать, но необходимо разбить задачу на маленькие шаги (как, впрочем, и в любом обучении, если дело касается детей). Например, ваш сын боится собак. Сначала посмотрите на собак на картинках и видео, обсудите, как понять, что собака сердится (положение хвоста, поднятая шерсть на загривке, оскал). Потом можно помахать знакомой собаке издалека, поговорить с хозяином, держа ребёнка на руках на безопасном расстоянии, почитать книги и посмотреть фильмы о собаках, которые дружат с детьми. Правда, тут важно, чтобы вы сами не испытывали страха. Иначе операция провалится.
6. Придумайте игру, где будет задействован страх (но не в лоб)
Есть такая вещь, как эмоциональная интеграция: когда одна эмоция, смешиваясь с другой, гасит предыдущую. В деле борьбы со страхами эта особенность человеческой психики может помочь. Хорошие эмоции дадут необходимый ресурс для интеграции плохого опыта в своё сознание. Например, если ребёнок боится темноты, можно придумать совместные игры в темноте: почитать с фонариком под одеялом, пособирать в тёмной комнате светящиеся игрушки, поиграть с завязанными глазами. Главное, двигаться осторожно, ваша задача — дать положительный опыт.
7. Придумайте способы защиты (от монстров в том числе)
Вооружите сына или дочь: дайте волшебный фонарик, который будет лежать под подушкой и отгонять прикроватных монстров или пульверизатор с антидраконьей жидкостью. Можно подарить невидимый волшебный скафандр. Попросите сына расслабиться, закрыть глаза и представить, что, когда вы нажимаете на «кнопку» на голове, вокруг него образуется непробиваемый защитный экран. Подробно обсудите, какого он размера, цвета, можно ли его увеличивать и уменьшать. Против чего он работает? Против монстров и плохих и обидных слов? Такой экран поможет ребёнку, когда он придёт в новый коллектив, например. Напомните, что легче всего вызвать этот экран, если ноги твёрдо чувствуют пол, а тело — спинку стула.
8. Нарисуйте страх и обсудите его
Самое страшное — неведение. Зачем приходит подкроватный монстр? Какой он, что он умеет, может ли ребёнок показать его? Когда мы играем во что-то (даже в страх), мы начинаем управлять ситуацией. Например, дочь в начальной школе пугает угроза учительницы отвести к директору или замечание в дневнике. Спросите, а что будет, если это произойдёт. Дочка будет плохо себя вести, её отведут к директору, а потом вызовут маму. В конце концов, все дороги приведут именно к родителю, который всегда защитит — и от монстра под кроватью, и от директора.
9. Научите простым упражнениям, как успокоиться в критичный момент
Выясните, где именно живёт страх внутри ребёнка, и научите простым дыхательным упражнениям, которые помогут успокоиться. Например, визуализировать свои лёгкие, как воздушные шарики, которые сдуваются и надуваются при вдохе и выдохе. Можно попробовать практики внимательности (много упражнений в интернете).
10. Разговаривайте обо всём на свете
Как устроена канализация, почему люди боятся пауков, кто живёт в нашем шкафу, что будет происходить в кабинете врача, почему мы умираем, как меняется звук турбин в самолёте при посадке и взлёте, почему учителя разговаривают таким тоном, зачем люди дразнятся, что такое вербальная агрессия и многом-многом другом. Если называть страх — он перестаёт быть таким ужасным.
Если ребёнок совсем ничего не боится — вот тут стоит задуматься о помощи специалиста. Полное отсутствие страхов может говорить о нарушении привязанности, чувствительности или даже каких-то психиатрических заболеваниях.
Разные типы страхов не соответствуют возрастным нормам, не сменяют друг друга, а просто добавляются и сохраняются какое-то время. Если совсем не реагировать или делать это неправильно, всё может перерасти в фобию — неконтролируемый страх, который проявляется в одних и тех же ситуациях.
Страх — базовая эмоция человека. Тут важно решить, кто кем управляет: страх человеком или человек использует страх для адаптации и обучения.
Фото: Shutterstock (EKramar). Гифки: giphy.com
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Что делать, если ребёнок проглотил Лего или выпил ваши таблетки
Почему не поступить в вуз с первой попытки — не приговор (и нужно пробовать ещё)
«Родители делают что-то не вместе со своим ребёнком, а вместо него»
Источник