Ребенок 4 года боится игрушек
Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.
Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх — это составляющая инстинкта самосохранения.
Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.
Откуда берутся страхи
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
— Большое количество запретов.
— Предоставление полной свободы.
— Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
— Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
— Одиночество, нехватка общения с родителями.
— Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
— Боль.
— Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
— Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
— Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
— Плохие взаимоотношения со сверстниками.
— Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» — это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» — это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Диагностика страхов
Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.
Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:
1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном — живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.
Ты боишься:
1. Когда остаешься один;
2. Нападения;
3. Заболеть, заразиться;
4. Умереть;
5. Того, что умрут твои родители;
6. Каких-то детей;
7. Каких-то людей;
8. Мамы или папы;
9. Того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. Перед тем как заснуть;
12. Страшных снов (каких именно);
13. Темноты;
14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. Когда очень высоко (страх высоты);
18. Когда очень глубоко (страх глубины);
19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. Воды;
21. Огня;
22. Пожара;
23. Войны;
24. Больших улиц, площадей;
25. Врачей (кроме зубных);
26. Крови (когда идет кровь);
27. Уколов;
28. Боли (когда больно);
29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);
31. Опоздать в сад (школу);
2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.
3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.
4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.
Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.
Как преодолеть страхи
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
— Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
— Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
— Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
— Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
— Общение со сверстниками на тему общего страха.
— Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
— Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
— Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).
Источник
Автор
Тема: Ребёнок боится игрушек (Прочитано 5156 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Здравствуйте, такая ситуация- дочь 5 лет, стала бояться кукол. И игрушки в целом, но куклы особенно. Из за игрушек перестала спать в своей комнате, говорит, что боится, что игрушки оживают. Разговаривали об этом неоднократно, головой вроде бы все понимает, но на подсознании страх. Уже перебрали все игрушки, большую часть подарили. Но отдать совсем все игрушки не поднимется рука. Пока убрала в шкаф. Но понимаю, что это не выход. Сначала даже думала, что это такая манипуляция, чтобы спать с родителями, но она раньше играла в комнате с удовольствием, а теперь туда вообще не заходит, говорит страшно. Наверное, нужна помощь психолога?
Подскажите, а как она реагирует на игрушки вне дома? И как впервые проявил себя этот страх?
Марфушенька-душенька, воображение? сколько ей лет?
31 марта 2017, 02:51
с какого возраста она одна в комнате? вот родители стремятся отдельные комнаты выделять детям, а детям , маленьким, оно нафиг не надо. им комфортнее в тесноте . пока дети маленькие, им не то, что в одной комнате надо быть, а в одной кровати желательно. Причем всем сразу иногда. сначала детям подавай стесненные условия, они в них прямо счастливы, а потом «дворцы». а поначалу «дворцы» не ценятся. родителям кажется, вот они какие молодцы, у всех своя территория. но для детей своя территория — это там, где мама. а отдельная комната с «оживающими» игрушками- как наказание. и неважно, что не каждый ре это вслух скажет родителю. маленьких, мы даже днем не могли убедить играть в своих комнатах. с ночью было еще сложнее. потом попроще. ну и нет потребности пока в «отдельно мальчики-девочки». всему свое время. потом будут с удовольствием сидеть по своим комнатам с друзьями, подружками, да и сами. а пока только убираем свободную территорию. ну не хотят отдельно. и пока не надо. и вы тоже, пустите ее к себе да и все. успокоится, вернется обратно.
31 марта 2017, 03:04
у меня мама сторонник наличия личного пространства у каждого. вот у нее было удивление, когда дети демонстрировали явное попирание этого принципа . а я ей говорю, что она просто не помнит себя в их возрасте. дети же, как котята. котят же в лукошко или коробу всех в кучку посадят с кошкой, они и рады. неуютно же отдельно, а потом неинтересно. а вырастают коты и кошки и идут территорию осваивать. я бы кстати, тоже не хотела в детстве одна спать. сейчас еще игрушки такие большие, куклы огромные, герои всякие большущие. у меня кстати есть моя раритетная ходящая кукла, ростом с ребенка. так вот мои дети с ней играли. но в открытом виде она у нас не стоит.
Вне дома играет хорошо вроде бы, но последнее время как то видно, что интерес пропал. Играет только маленькими кошечками и пони из коробочек. Сегодня вспомнила, что где то месяца два назад она пришла из садика и стала говорить о кукле Чаки, из фильма ужасов. Что одна девочка сказала, что такой фильм есть и что даже дома у неё жила такая вот кукла. Мы с ней поговорили, она согласилась, что это все неправда. Но видимо остаток остался и вот постепенно она стала бояться в комнате спать, потом играть, а сейчас и вообще находиться. После того, как убрала куклы она даже плакала, что мол жалко их, родные ведь. Но сказала, что все понимает, но ничего сделать с собой не может.
31 марта 2017, 16:16
Весн@, 5 лет.
Ну понятно, что не до 18 она будет спать с нами и когда то это пройдёт. Но я не очень приветствую, когда дети с родителями спят. Мне нравится спать с мужем, обнимать его, не говоря уже о большем ))) да и вдвоём удобнее спать.
И даже если сей факт отбросить, то это ведь все равно её тревожит. Игрушки же должны быть любимыми, как друзья. А тут страх такой, неприязнь.
ну если Чаки, то понятно
сама как вспомнила, так вздрогнула
надо беседовать, мой младший волка начал как то боятся («придет серенький волчок и укусит за бочок»)
пережили, но достаточно долго это все, и главное перед засыпанием вспоминал
MarinaSun, Чаки то да, у самой мурашки бегут как вспомню …
Нафига детям вообще такие фильмы показывать? Хотя наверняка не родители, сестры — братья скорее всего.
Да, дети в этом возрасте очень впечатлительные, и детские страхи очень тяжело перебороть.. Помню, я с мамой маленькая посмотрела Кошмар на улице вязов, потом очень продолжительный период времени просыпалась по ночам и мне казалось, что у меня кровь. Мама включала свет, я смотрела, что все в порядке, но каждую ночь это повторялось.
Получается, что страх ребенка обоснован. Так сказать просмотр фильма попал на благодатную почву, развитие воображение в этом возрасте является одной из причин появления большего количества страхов, для девочек в этом возрасте 11 различных страхов — является нормой. В том числе боязнь сказочных персонажей (чем кукла Чаки и является), уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства. Здесь главное не в падать в панику, не говорить, что страх ребенка не обоснован, что боятся не надо, поскольку для ребенка эти страхи — реальность. Задача родителя — научить ребенка справляться со своими страхами. Любая работа с детскими страхами — это игротерапия (куклотерапия), сказкотерапия. арт-терапия как рисование страха на бумаге и уничтожение. Если хотите, чтобы ребенок спал в своей комнате необходимо убрать игрушки (вместе спрятать их в коробу и заклеить скотчем, например) и убрать на балкон (вроде как им оттуда не выбраться). Но лучше спросить дочь, как ей спокойнее. Смотреть мультике, где игрушки — добрые — «История игрушек». Поставить в комнате ночник, чтобы исключить страх темноты. Придумать ребенку игрушку-защитника. Вариантов много, надо исходить из того, что конкретно подойдет вашему ребенку. И, конечно, исключить просмотр подобных мультиков и кино.
Алекс, спасибо за такой развёрнутый ответ!!! Завтра попробуем порисовать страх и поговорить с этой стороны, я то все ей твержу, что это все неправда, так не бывает …
И мы такие фильмы м мультики вообще не смотрим, я если честно, и сама боюсь всех ужастиков этих, впечатлительная очень.
Просто удивляюсь, что дети из садика смотрят такие фильмы, раз рассказывают подобное,
никогда не видела ни одного фильма ужасов. чего их смотрят? а детям-то зачем?
01 апреля 2017, 02:51
Алекс, Александра. раз вы психолог, задам вопрос. С чем может быть связано желание пить только из полных до краев кружек и есть только из полных-преполных тарелок? норму сколько может съесть знает. но категорически требует, чтобы было до края. причем, даже если надо пару глотков выпить, все равно чашка или стакан должны быть полные. это очень мешает. из полных кружек проливается, плюс они периодически опрокидываются. еда остается. также ребенок не желает есть фрукты, нарезанные красиво даже в гостях, ресторанах. требует только целые. и не переносит, если хоть крошка упадет с куска хлеба или печенья. тоже отказывается есть. никак не желает принять вариант, что положим ей реальное количество, а если она еще захочет, то всегда есть добавка.
01 апреля 2017, 02:56
вот про рисование в работе психолога….я, например, вообще не рисую. а ребенок вообще одинаковые каракули нарисует и на радость, и на страх. (если ребенок не художник). можно, конечно, предположить, что о радости ребенок нарисует какое-нибудь солнышко,а о страхе что-то типа молний. но если их нарисовать и порвать, вряд ли это кардинально поможет. что бы нам ьакое нарисовать, чтобы от желания полных кружек избавиться?
Алекс, спасибо за такой развёрнутый ответ!!! Завтра попробуем порисовать страх и поговорить с этой стороны, я то все ей твержу, что это все неправда, так не бывает …
И мы такие фильмы м мультики вообще не смотрим, я если честно, и сама боюсь всех ужастиков этих, впечатлительная очень.
Просто удивляюсь, что дети из садика смотрят такие фильмы, раз рассказывают подобное,
01 апреля 2017, 16:49
Елена, давайте по порядку: то, что вы не рисуете и считаете, что не рисует ваш ребенок (но рисуют абсолютно — все, другой вопрос, что каждый считает хорошим рисованием) не значит, что не работает данный инструмент. Рисование — это только малая часть арт-терапии, применяемой в психологии и в детской в частности. При решении любой психологической трудности необходим комплекс мер. И на форуме я рекомендую наиболее простые, которые могут сделать и родители.
Что касается вашего вопроса, то могу предположить, что вы часто бываете категоричны и излишне требовательны (возможно перфекционизм). Для вас многое значит порядок и установленные вами правила. Поскольку ребенок — это отражение родителя, то вы, скорее всего, встретились с такой же категоричностью со стороны ребенка. И для вас эта ситуация стала очень значимой, кто кого. Если для вас важен порядок (а вдруг прольет, разобьет), то учим ребенка вытирать за собой, купить небьющеюся посуду, самой наливать себе суп (конечно, исходя из возраста). Необходимо «обесценить» значение проблемы. Пусть ребенок ест, как ему надо, но с соблюдением условий (об этом выше написала).
Не судите строго. С детства боялась кукол. В детстве у меня их было 2.И уж поверьте ,помню их до сих пор.Никогда ими не играла. Днем, правда в коляске хотелось покатать одну из них….Что бы остальные девочки увидели,что у меня тоже есть кукла! Это вроде как определенный статус был. Помню, как младшая сестра издевалась надо мной — садила куклу на шкаф и поворачивала в мою сторону перед сном. А у меня был такой непреодалимый страх, встать и перевернуть эту куклу.Мама знала,что я боюсь кукол, но никак на это не реагировала. Позже куклы появились и у сестры. Их я старалась днем засунуть куда нибудь подальше…Теперь у меня своя дочь. Конечно,я покупаю ей кукол,если она просит. Но ,могу сказать точно. Страх этот и неприятные ощущения при виде куклы у меня остался до сих пор.
Вот поэтому лучше такие фобические страхи устранить в детстве, чтобы они не мешали жить и не переходи к детям
Ближайшие семинары:
- Ментальная арифметика в Иркутске, записывайтесь на первое бесплатное занятие!
Полезная информация:
- Школа будущей мамы
- Консультант по грудному вскармливанию
- Консультации детского психолога
- Слингоконсультант
- Консультации психолога
Актуально:
- Поддержите инициативную группу форумчан «Детские сады детям!». Вливайтесь в группу, нужна любая помощь и поддержка
- Обмен детскими садами в Иркутске
- Как поставить ребёнка в очередь/посмотреть очередь в детский сад Иркутска через интернет
Источник