Ребенок 3 года всем недоволен
ПИСЬМО Дочери 6 лет. Она все время чем-то недовольна. Я смотрю на других детей, вижу, как они радуются всему, что есть. А моя все время ноет. И неясно, с кого она такое поведение читает, потому что в семье все, наоборот, всегда радуются, счастливы и приветливы. При этом я вижу, что ребенок и бегает и прыгает, и все у нее хорошо, и спит и ест нормально. Просто чуть что не по ее – она начинает ныть, жаловаться на жизнь, говорить, что никто ее не любит… Рано вставать надо – она будет все утро со слезами мне выговаривать, что я ее не люблю. Надо убираться – она сидит и страдает, что она как служанка.. Надо идти на занятия по подготовке к школе — она в рыдания. В общем, она, видимо избалованная и капризная. Но я не понимаю, что мне делать. Я чувствую себя виноватой во всем, что ребенку моему плохо. И что ей отвечать? Она говорит: я хочу долго спать, я хочу гулять, а не в школу идти, я хочу играть, а не убираться. Как ей объяснить, что мы в жизни делаем не только то, что хочется? Очень жду ответа Наталья Филимонова.
— Кормят, спать укладывают, игрушек полно, а все равно плохо!
ОТВЕТ Татьяна Малютина, школьный психолог:
— Проблема тут разноплановая. С одной стороны, речь идет об отсутствии у ребенка элементарных обязанностей — таких, как уборка игрушек, например. С другой стороны, полное отсутствие мотивации — в школу не хочу, вставать не хочу и т.д.
Все образцы поведения ребенок берет из семьи. И здесь мало быть приветливым и радостным (кстати, заметьте, что ваш ребенок «и бегает, и прыгает», то есть достаточно радостен), надо еще и с удовольствием выполнять свои обязанности, а они есть у каждого из нас. И здесь, скорее всего, кроется корень всех проблем.
Кстати, то, что вы видите сейчас, — всего лишь цветочки, и когда ваш ребенок пойдет в школу, не понимая, зачем он туда ходит и не желая туда ходить, он будет так же ныть, не выполняя требования учителя, и ни о какой успеваемости речи идти не будет, равно как и о дружеских отношениях — нытики никому не интересны.
Нужно срочно начинать действовать!
Итак, что же делать:
1. Наблюдать (только честно!) за собой и членами семьи на предмет тех эмоций, которые вызывает у них исполнение обязанностей. Ну и конечно, прислушиваться к словам, которые произносятся. Закономерно, что если мама или папа встают на работу с плохим настроением, вечно недовольны начальником или сослуживцами, то ребенок воспринимает такое отношение, как норму.
Или, например, как происходит та же уборка? А как готовят еду? «Опять каторга у плиты»? Сюда же относится и природа высказываний о «нелюбви», хотя ребенку дошкольного возраста часто бывает свойственно фантазирование на тему «меня не любят, мучают, заставляют быть служанкой». В общем, не ныть самим!
2. Делать выводы из того, что видим. Мало понаблюдать за своим поведением, надо еще понять, что ребенок — наше зеркало. Не нравится, как ведет себя дочь? Вы — человек взрослый, волевой, с сильной мотивацией (скорректировать поведение ребенка) — начинайте иначе реагировать на свои обязанности, ищите в них возможность для творчества (не из кастрюли есть картошку, а красиво сервировать стол, привлекая к этому и ребенка).
Поверьте, результаты не заставят себя ждать (ну, если прикладывать усилия, конечно…)
3. Из письма не ясно, ходит ли ребенок в детский сад. На мой взгляд, в плане формирования дисциплины, девочке это было бы крайне полезно. Хотя бы в группу кратковременного пребывания.
4. ОЧЕНЬ ВАЖНО! Проконсультируйтесь с психологом — возможно, ваша девочка не готова к школе психологически. Зачем ее тогда мучить? Не проще ли подождать год, пока она еще немного подрастет и пойдет учиться, понимая, зачем она туда идет? 5. Ответьте себе честно — в чем вы виноваты? Прямо по пунктам, отчего вашей дочери так плохо живется? Не думаю, что вы сможете найти какие-то реальные причины.
6. Да, и еще — требования к ребенку — это нормально, это называется воспитанием, а не осложнением и без того тяжкой жизни дошкольника. Следовательно — начните требовать последовательно! Если дочь обязана убрать игрушки, значит, она обязана это сделать. Не нужно ей сочувствовать и потакать. И ни в коем случае не надо говорить о том, что вам тоже что-то делать лень! Помните о зеркале!
Вопросы психологу присылайте на mama@kp.ru
Источник
Ребенок не слушается в 3-5 лет — 18 практических советов психолога
Читайте также: Как отговорить человека от суицида — страшная правда
2) Будьте в меру требовательны.
Если чересчур баловать своего малыша, он непременно вырастет эгоистом, полностью неприспособленным к жизни. Следите также за тем, чтобы бабушки и дедушки тоже соблюдали это правило.
3) Беседа вместо наказания
Это очень действенный метод. Попробуйте вместо того чтобы наказать за проступок малютку, поговорите с ней. Пусть малыш объяснит свое поведение. Выяснив все непонятые моменты, Вы проясните ситуацию и укажите крохе на ее ошибки. А не прибегая к наказанию Вы улучшите взаимопонимание и получите больше доверия.
4) Учитывайте, что детей до трех лет наказывать вообще не стоит.
5) Всегда обращайте внимание на плохое поведение.
Если решили наказать, делайте это без лишних раздумываний. Но это не значит бить или использовать другое физическое наказание. Можно не давать сладкого или запретить мультики.
6) Используйте собственный пример.
Это очень действенный способ для того чтобы улучшить поведение. Например, малыш не хочет есть кашу. Приведите в пример папу. И скажите, что он стал таким большим и сильным только потому что всегда ел кашу, когда был маленьким.
7) Не нужно использовать нецензурную речь в присутствии крохи.
Также, если кроха повторила за кем-то другим плохое слово, не пропускайте это мимо ушей. Объясните ему, что это слово неприлично говорить. Это необходимо для того чтобы ребенок понимал разницу между “хорошо” и “плохо”. Этот навык поможет ему в будущем при выборе окружающих людей и друзей.
8) Требования родителей к ребенку должны быть твердыми и последовательными.
Если вчера Вы не разрешали что-то делать, то сегодня это тоже нельзя разрешать. Малейшее уклонение в сторону и крошка обязательно это запомнит и в будущем использует в своих интересах. Требования отца и матери не должны различаться. В противном случае у малыша будет шанс выбирать чьи требования выполнять на этот раз. В итоге наступит время, когда его непослушное поведение выйдет за границы нормы и сделать с ним что-то будет нелегко.
9) Родителям очень полезно будет использовать принцип, который обосновал Фриц Перлз, немецкий ученый в области психотерапии.
Называется он “собака сверху” и “собака снизу”. Первая из собак основывается на жестком прессинге: угрозах, приказах, властном давлении и авторитарном поведении. Вторая – полная ее противоположность. Она действует в обход, основываясь на лжи, лести, саботаже, слезах, шантаже и других манипуляциях. При условии что обе они находятся в противоречии, то выигрывает более гибкий и хитрый – “собака снизу”. Поэтому вместо категоричных приказов ищите более мягкий и мудрый подход к своим детям.
10) Если Вы считаете своего малыша 3-5- лет совсем глупым и несмышленым, Вы ошибаетесь.
В этом возрасте кроха начинает наблюдать и запоминать поступки взрослых. Заплакал и дали конфетку, чтобы успокоить? В следующий раз кроха будет плакать еще громче.
11) Список правил и ограничений должен быть конкретным и четким.
Постарайтесь рассказать крохе об этих запретах таким образом, чтобы не вызвать у него чувства обиды и разочарования. Слишком много жестких правил отрицательно повлияет на психику ребенка. Диктатура не способствует теплым отношениям. Но и слишком мягкое воспитание к хорошему не приведет.
12) Например, основные запреты могут быть такими: нельзя драться, мучить котенка, вылезать в окно.
Этим требованиям должны следовать все неукоснительно. Также нужно объяснять почему существует тот или иной запрет. Потому что я так сказала – это не подходит. Причины должны быть понятными, например, нельзя вылезать в окно, потому что это опасно.
13) Давать пояснения, что так поступать нельзя нужно с дружеским интонациями, а не с требовательным.
Вы бы сами отнеслись негативно к собеседнику с приказным тоном.
14) Некоторые из правил должны иметь гибкость.
Если малыш хочет стрелять из рогатки,пусть делает это там, где нет людей. Если появилось желание залезть в лужу, пусть наденет резиновые сапоги.
15) Важно понимать, что непослушное поведение не выходит за границы адекватного развития.
Просто сейчас такой период. Пройдет 1-3 года и он сменится другим. Наоборот если Ваша кроха всегда молча повинуется, не проявляет эмоций, то стоит над этим задуматься. Это может быть психологическое расстройство.
Случай из практики:
На консультацию обратилась Татьяна с 4-х-летней дочкой Катюшей.
Психолог: расскажите подробнее, в чем Ваш вопрос?
Татьяна: Какая-то слишком послушная у меня дочь…Никогда не могу понять ее желания и мысли. Если будет к ней какая-то просьба, делает молча. Никогда ни одного слова против. Последний раз слышала, как она громко смеялась наверное года в 1,5…Я удивляюсь, что даже при явно несправедливой ситуации, дочь не проявляет сопротивления, как другие дети. Соседка с завистью утверждает: “Чудо, а не кроха!” А я чувствую, что что-то не так. Как будто со всем уже смирилась Катя, растет с детства несчастной.
Психолог: Да, Вы не зря беспокоитесь. Но ситуация вполне решаема. У Кати подавлены эмоции. Ей необходимо вспомнить, как они переживаются. Удивление, радость, злость – все это эмоции, которые мы проживаем каждый день. Для этого нужно выполнить 3 шага.
1) Близкие родственники, проживающие в доме с Катей не должны ходить напряженные и сердитые. Как будто скоро конец света настанет. Ребенок всегда копирует поведение взрослых. Как может кроха научиться смеяться, если никогда не видит этого в окружении?
2) Когда Катя шумно играет, к этому должны относиться с пониманием. Малыши никогда не шумят специально. Если взрослые все время ограничивают ребенка в проявлении чувств, со временем ребенок перестает сопротивляться.
3) Нельзя запрещать девочке выражать негативные эмоций, такие как плач, крик, злость, негодование. Если есть обстоятельства для этого, то это абсолютно нормально.
Есть 2 детские игры для развития отрицательных чувств:
– Малыша одевают отрицательным героем. И в костюме этого персонажа кроха может вести себя как ей хочется плохо. Если Вы поддержите ребенка и присоединитесь к игре, малыш окончательно потеряет страх быть наказанным и раскрепостится.
– Участники встают в круг и бросают по очереди мяч. Тот кто бросает придумывает прозвище тому, кто ловит. Ты – сельдерей. Ты – камень. Ты – метла. Эта игра сближает людей. Если мы умеем проявлять в присутствии другого человека сильный негатив, значит он не безразличен.
Важно: Дети не хотят подчиняться не самим правилам, а тому, как это преподносится. Если Вы хотите, чтобы малыш уважал Вас и окружающих людей, сами относитесь к нему с уважением, а не как к марионетке в полной Вашей власти.
16) Лучшей моделью поведения с ребенком будет доверительные отношения.
Учитесь с самого раннего возраста своей крохи быть ей лучшим другом. Тогда Вы всегда будете в курсе проблем малыша и всего, что происходит в его внутреннем мире. В отличие от авторитарного поведения в таком стиле общения кроха всегда может задать вопросы. Не опасаясь при этом навлечь гнев строгого родителя. Если нужно, чтобы ребенок что-то выполнил, задавайте вопросы, типа: Ты можешь мне в этом помочь? Могу я попросить тебя собрать игрушки?
17) Когда ребенок занят другими делами, то нужно сначала привлечь его внимание.
А потом уже просить его что-либо сделать. Маленькие дети играют очень увлеченно и не слышат происходящего вокруг. Тем более не нужно кричать крохе из другой комнаты. Даже взрослые иногда не могут разобрать, что от них требуется в такой ситуации.
Чего же вы хотите от своего малыша? Естественно приходится повторять по 10 раз. А на десятый раз вы уже теряете терпение. Поэтому если малыш занят и его внимание увлечено не вами, то помогите ему закончить с этим. И только после этого обращайтесь к нему.
18) Интонация не должна быть не только чересчур требовательной и строгой, но и извиняющейся. Если вы просите ребенка что то сделать и заранее боясь его недовольной реакции как будто упрашиваете его и уговариваете, он с легкостью может проигнорировать ваши слова. Посчитав их неважными.
Какое наказание выбрать?
1) Физическое наказание
Если родители прибегают к такому наказанию, то высока вероятность рано или поздно перейти границу и начать жестоко обращаться со своим ребенком. Поэтому если у вас возникает желание дать шлепка малышу, то остановитесь, осмыслите происходящее и придумайте более адекватный вид наказания.
2) Лишение приятной вещи, которая была обещана.
Или, например, не вещи а прогулки в зоопарке. Этот способ наказания гораздо лучше предыдущего. Так как он позволяет без применения насилия указать на плохой поступок.
3) Словесное наказание.
По-началу этот способ кажется довольно мягким. Но на самом деле угрозы и унижения в ответ дают злость, подавленность, обиду. Разве вы хотите, чтобы Ваша кроха чувствовала это по отношению к Вам? Тем более в результате такого воспитания вырастает человек с низкой самооценкой. Что влечет за собой множество проблем в его жизни. Лучше наоборот хвалить малютку даже за самую мелочь, и указывать на его положительные качества.
4) Изолирование
Многие родители ставят свое чадо в угол или запирают в комнате. Этот способ достаточно хорош, но перед тем как наказать малыша таким образом стоит объяснить ему за что он это заслужил.
5) Физическая работа
Насильное принуждение крохи к уборке в комнате или для более старших детей к труду в огороде не очень хорошо влияет на ребенка. Работа из-под палки приводит к неправильному формированию оценки восприятия жизни. Если Вы применяете такое наказание из малыша вырастет человек, не имеющий особого желания достигать успеха в учебе или карьере.
Ошибки родителей
1) Непонимание психологии маленьких детей
У малышей очень слабая сила воли. Ее усиление наблюдается лишь при наступлении подросткового возраста. А это значит, что крохам сложно не замечать своих желаний и потребностей, фокусироваться на заданной цели. Еще сложнее преодолеть себя и вести себя хорошо, когда навалилась усталость или плохое самочувствие. Ведь именно уставшие дети больше всего капризничают и не слушаются.
Часто возникают такие ситуации, когда родителю нужна самостоятельность и помощь малыша, а он совсем не хочет выполнять просьбу. Например, мама после прогулки попросила раздеться, пока она занята младшим братом. В обычных условиях малыш легко это выполнял. Но вот когда он устал, он только капризничает и отказывается.
Как исправить ситуацию?
Только хитрости детской психологии помогут в этом случае. А именно различные соревнования, игры, сказки и другая мотивация, которая поможет малышу преодолеть трудности, набраться сил и выполнить то, что его попросили.
Что думают родители о таком поведении?
На самом деле большинство родителей вместо того чтобы мотивировать малыша и помочь ему, начинают упрекать, критиковать, проявлять недовольство. Ведь родитель думает, что ребенок поступает так назло.
2) Неумение контролировать
Так же у крох 3-5 лет недостаточно развит самоконтроль. Подумайте как следует, ведь и Вам взрослому человеку иногда бывает достаточно трудно переключиться с чего-то приятного на нужное. Например, от просмотра сериала к пробежке в парке. Именно поэтому и малыш не бежит со всех ног выполнять вашу просьбу.
Недостаточно для того чтобы вас услышали сказать 1 раз и удалиться, занявшись своими делам. Ребенка нужно проконтролировать и помочь ему переключиться от игры к Вашей просьбе. А если вдобавок мать или отец после раз сказанного и не увидев результата начинает кричать и ругаться, у малыша появляется негативное отношение к Вашим словам. И он начинает не слушаться еще больше.
Выход:
После того, как Вы дали малышу инструкции, не бросайте его один на один с ними. Просто помогите ему закончить то занятие, чем он занимался до просьбы и начать делать, то что Вам нужно. Но и это еще не все. В процессе выполнения, скорее всего чадо будет снова терять внимание и отвлекаться.
Для этого вы и должны следить и контролировать. А когда происходит переключение внимания, снова подталкивать его к незаконченному делу. Таким образом можно научить малыша последовательности – главному секрету достижения успеха. А раз испытав успех, кроха будет уверена в своих силах и к следующим вашим просьбам относиться более радостно и с энтузиазмом.
3) Неумение поощрять
Часто бывают такие случаи, когда чадо плохо себя ведет, мать или отец пытаются его образумить различными способами. И наконец малыш меняет поведение. Родитель же никак на это не реагирует, считая хорошее поведение само собой разумеющимся. Или даже произносит что-то с упреком: “Неужели ты успокоился!”
Игнорировать хорошее поведение ни в коем случае нельзя. Из-за этого кроха не получает знания о том, что правильно и хорошо, а что нет. То есть получается, когда он ведет себя приемлемо, Вы никак не реагируете на это. Поэтому ребенок и не в курсе, как нужно вести себя хорошо, так как он не получает должного внимания в этом случае.
Если же в добавок к отсутствию похвалы Вы критикуете за плохое, то все что слышит от вас ребенок – это критика. В результате у крохи формируется негативное отношение к Вашим словам, и он совсем теряет стимул вести себя хорошо.
Поэтому всегда поощряйте, хвалите за хорошее поведение. Делать это можно словом, взглядом, улыбкой. Но так, чтобы у ребенка выработалось понятие, что именно вы поощряете.
Итак, в этой статье Вы получили подробные советы, как действовать, когда Ваша кроха 3-5 лет проявляет непослушание. Обязательно применяйте их на практике, и Ваш малыш станет вести себя все лучше и лучше. Если же Вы сомневаетесь, что подходит именно Вашей крохе, мы всегда можем помочь Вам в этом.
Наши опыт и многолетняя практика в консультировании детей и их родителей помогут решить Ваши проблемы. Именно индивидуальная консультация психолога онлайн способна решить вопрос в максимально короткие сроки, что будет только на пользу Вашему чаду.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Навигация по записям
Источник
Ваш послушный, милый ребёнок сегодня устроил жуткую сцену в магазине? Не спешите хвататься за валерьянку.
Давайте разберёмся, как пережить этот непростой период.
Что такое кризис 3-х лет?
Психологи говорят, что это естественная ступень в жизни всех детей. Ведь маленький человек постепенно отделяется от мамы и осознаёт своё Я. Малыш жаждет быть самостоятельным, но навыков и умений ему в этом ещё не хватает. И самое обидное, что весь негатив направлен на самого родного человека — на маму. С остальными членами семьи он по-прежнему остаётся ангелочком. А значит, именно мама может лучше всех помочь справиться с этим сложным этапом своему чаду.
Семизвездие симптомов:
1. НЕГАТИВИЗМ
Это не обычное непослушание. Это может случиться в любом возрасте. Непослушный ребёнок капризничает, если его желание не совпадает с желанием мамы и папы.
В этом случае ребёнок капризничает даже если его желание такое же, как и требование родителей. Дети не желают делать то, что говорят родители.
ВАЖНО! Негативизм всегда направлен не на ситуацию, а на конкретного человека.
СОВЕТ! Не стоит настаивать, дайте ребёнку успокоиться, а потом попросите близких повторить свою просьбу.
2. СТРОПТИВОСТЬ
Строптивое поведение схоже с негативизмом, но такое поведение направлено не на маму или папу, а на жизненную ситуацию.
Строптивое поведение можно встретить в той семье, где существуют разногласия между родителями в воспитании ребёнка и в образе жизни семьи.
ВАЖНО! Строптивый ребёнок как будто не слышит, что ему говорят.
СОВЕТ! Переключите внимание ребёнка на что-либо другое, и малыш немного позже сам сделает то, о чём вы его просили.
3. УПРЯМСТВО
Упрямый ребёнок будет требовать своё потому, что он об этом уже сказал, и не смотря на то, необходимо ему это или нет.
ВАЖНО! Не путайте упрямство с настойчивостью. Настойчивые дети проявляют волю, которая потом помогает им достигнуть цель.
СОВЕТ! Не переубеждайте ребёнка. Оставьте ситуацию, и он сам решит, когда сделать то, о чём его просили.
4. ДЕСПОТИЗМ
Ребёнок своим поведением вынуждает родителей сделать так, как ему надо. То есть дети добиваются власти над мамой и папой.
ВАЖНО! Покажите ребёнку, что привлекать внимание родителей можно мирным способом.
СОВЕТ! Не идите на поводу у ребёнка.
5. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ
Малыш перестаёт ценить своих близких, игрушки, правила поведения — всё то, что раньше было так важно для него. Мальчик может сломать любимую машинку, девочка оторвать ногу у куклы, послушный прежде малыш обижает любимое домашнее животное.
ВАЖНО! Переключайте внимание ребёнка.
СОВЕТ! Читайте с ребёнком книги о правилах поведения, об отношениях с близкими людьми.
6. СВОЕВОЛИЕ
Малыш пытается всё сделать сам, независимо, по силам ему это или нет. Конечно хорошо, когда дети стремятся одеваться сами. Но абсолютно недопустимо самостоятельный переход через проезжую часть, включать плиту.
ВАЖНО! Когда ребёнок самостоятельный, он приобретает необходимый для жизни опыт.
СОВЕТ! Введите правила, запрещающие совершать те действия, которые опасны для самого ребёнка или для окружающих его людей.
7. БУНТ
Ребёнок бунтует, оказывается от привычных действий, когда взрослые давят на него, настаивая на том или ином.
ВАЖНО! Если ваш ребёнок протестует против безопасности, никогда не меняйте своего решения.
СОВЕТ! В то время как ребёнок бунтует, будьте невозмутимы, но и прислушивайтесь к позиции своего малыша.
В этот период родителям необходимо поменять своё отношение к ребёнку. Ведь он стал немного старше и теперь совсем по-другому смотрит на этот мир.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Так ли необходим режим в воспитании ребёнка?
10 идей простых новогодних поделок с детьми
Затяжной насморк или аденоиды у малыша: что это и как лечить?
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник