Ребенок 3 года убегает на улице
Вопрос читательницы:
— Ребёнку 2 года 3 мес. Хорошо говорит, самостоятельный, посещаем Монтессори-центр. Гуляем много. Во время прогулки может уехать на беговеле, убежать с детской площадки так, что маму/папу не видно. Не боится. Сначала объясняли, что это опасно, рассказывали о своих чувствах, что мы расстроены и боимся – не помогло. Один раз для эксперимента я спряталась за деревьями, но шла за ребёнком (уехал больше, чем на километр). Ребёнок посмотрел, что меня нет, и поехал дальше. Иногда едет обратно сам, но редко.
Есть мнение, что дети до трёх лет не могут делать два дела одновременно, поэтому, когда малыш бежит или крутит педали, его внимание полностью поглощено этим занятием. Есть и физиологическая причина – у детей раннего возраста ещё не развиты функции торможения деятельности и, начав движение, они не могут остановиться так же просто, как взрослые. Ещё мнение — раз ребёнок убегает на улице, не слушает меня, не слышит мои просьбы, это значит, что у нас с ним нарушена связь «мать и ребёнок» и нарушена иерархия «взрослый и ребёнок».
Что происходит на самом деле?
На вопрос, почему ребёнок убегает от мамы на улице, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова.
Никто не может делать два дела одновременно, если оба эти дела новые и ни одно из них не доведено до автоматизма. Вы не можете учиться двум разным вещам одновременно, и я тоже. Просто у малышей гораздо меньше автоматизированных навыков, поэтому невозможность успешно «догнать двух зайцев» заметна у них чаще. Очевидно, проблема решается двумя взаимодополняющими стратегиями: упражняться и совершенствоваться, дабы как можно больше делать «на автопилоте», и совсем новых «зайцев» ловить по одному.
Как я понимаю из вашего описания, передвижением на беговеле ваш малыш владеет настолько хорошо, что может с удовольствием и безо всякой помощи преодолеть более километра. Что же до умения не терять вас из виду и поджидать сопровождающую на прогулке маму, то в этом, очевидно, он ещё не силён.
Честно говоря, когда я вижу родителей пешком и детей на самокатах, велосипедах, беговелах или роликах, такой способ прогулки кажется мне чрезвычайно неудобным для обоих, из-за существенного различия в комфортной скорости движения. Гораздо проще, если, например, родитель на самокате, а ребёнок на беговеле, или оба на велосипедах, или ещё как бы то ни было, лишь бы спокойно двигаться примерно в одном темпе в подходящем для этого месте. Однако, по большому счёту, удобство или не удобство конкретной ситуации не снимает вопроса о том, что ребёнок не стремится держаться в поле вашего зрения в общественных местах.
Да, в раннем возрасте дети только начинают осваивать и торможение, и произвольное поведение. В удачно подготовленных условиях дети могут вести себя гораздо более организованно, чем предполагает стереотип взрослых о малышах.
Почему ребёнок убегает от родителей на улице
Причины, по которым ребёнок убегает на улице, не слушает маму, не слышит её просьбы, могут быть различны. Редко подобная смелость основана на отсутствии значимой связи между мамой и ребёнком. Вряд ли ваш малыш не замечает разницы между близкими и незнакомцами, что при некоторых серьёзных нарушениях бывает.
Чаще малыши как раз уверены в доброжелательности мира и заботящихся взрослых, и поэтому следуют за своим энтузиазмом, не оборачиваясь, веря, что вы надёжно прикрываете их тылы. Разуверять их в этом, запугивая внешними опасностями и своими эмоциями беспокойства и страха, на мой взгляд, следует крайне дозировано.
Но вот почему оказывается, что по факту ситуацией руководит ребёнок, а не взрослый – вопрос границ и иерархии, и вопрос этот следует задавать себе именно взрослому, потому что именно взрослый обладает бóльшими ресурсами, чтобы осознанно изменить поведение и отношения, в то время как ребёнок, пусть и активно и по-своему, но учится, копирует, вбирает, подстраивается, усваивает. Если вы не предлагаете ребёнку понятного и внятного руководства, он берёт инициативу в свои руки, оставляя вам бежать за деревьями и страховать его.
Ребёнок убегает на улице: устанавливаем границы и правила
Эта ситуация тяжела не только вам, но и ребёнку. Здоровая доля разумных ограничений даёт ребёнку гораздо больше спокойствия и уверенности, чем вседозволенность.
Мне показалось, что вы не до конца поняли посыл психолога центра: давать какие-то определения вашим отношениям с ребёнком имеет смысл только для того, чтобы помочь вам посмотреть на ситуацию несколько иначе, увидеть в ней новые стороны и возможности, чтобы выработать план действий, который приведёт к иному, чем теперь, результату.
Ваши качества хорошего родителя определяются не тем, какие и сколько недостатков в стиле воспитания или отношениях с малышом можно диагностировать, а тем, какие выводы вы можете сделать из взгляда со стороны, тем, насколько вы можете придумать, попробовать и освоить новые способы действовать, которые помогут вам максимально полезно выразить свою любовь и дать адекватную возрасту и индивидуальности заботу, которая поможет раскрыться ребёнку со своих наилучших сторон, оставаясь спокойным, довольным, энергичным.
Хороший родитель – не тот, кто идеален и не имеет проблем, и не тот, кто слепо следует чьим-то советам, будь они и профессиональны и прекрасны. Хороший родитель – тот, кто умеет видеть во всякой проблеме задачу, умеет эти задачи решать сам, а когда не может, обращается за помощью к опыту, накопленному другими, чтобы творчески осмыслить его и использовать для своего решения. Быть хорошим родителем – искусство и мастерство, которое не сводимо к знаниям и навыкам, но которое от богатства знаний и навыков очень выигрывает.
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Сохранить статью на своей странице:
Добавить в избранное
Распечатать
Источник
Gamon
пользователь
13 ноя 2012, 19:16
Всем добрый вечер!Моему сыну ровно 3 года.Последнюю неделю стал убегать на улице.Каждый день.Сегодня отбежал,когда вышли из сада ооочень далеко.Я сделала вид,что ухожу,на что сын засмеялся и забежал за угол дома(а там дорога оживленная),и пошел дальше.И все бы ничего,отловила б,но…я на 29 неделе беременности и сегодня,во время моих очередных догонялок,живот стало резать.Боюсь,рожу такими темпами,скоро.(с сыном как раз с этого срока лежала пластом-т.к.роды начинались,успели откапать,родила в 37н).Наказываю сына-бесполезно.Сижу плачу,т.к. очень боюсь за малыша,что просто спровоцирую род и он не выживет,а со старшим сыном не знаю,как быть,муж в плавании,помочь некому,ну не привязывать же сына к себе.Кто сталкивался?
Leida
Sюзер
13 ноя 2012, 19:24
Мне тоже тяжело бегать,я в коляску сажаю и хожу вокруг дома..полчаса три раза в день..нормально вполне,по-моему :4u: и Вы попробуйте коляску…или он уже не сидит совсем?соседка с пузиком за своей дочкой тож не успевала бегать и последние недели выходила гулять ,продев девочке под мышками поясок(ну типа вожжи)-тоже выход)
Gamon
пользователь
13 ноя 2012, 19:31
Мы не пользуемся коляской с 2,5 лет.Он уже большой для нее,да и для вожжей.
Наталья-каналья
Sюзер
13 ноя 2012, 19:46
Gamon, очень крепко держать за руку (за запястье, можно большой и средний палец колечком, иначе вырвется)! :umnik: У меня деть до сих пор убегает, так я так натренировалась, столько знаю способов, что уже, наверное спец в этом. И никогда не делаю вид, что ушла — нет провоцирую его на беготню эту.
Муркнутая
Sюзер
13 ноя 2012, 19:47
Gamon, чем больше будете ругать, тем больше он будет провоцироваться ( особенно если лупить), каждый раз при попытке побега- домой. неважно, если вы только вышли, предупредили- будешь убегать, пойдем домой. и выполнять обещание КАЖДЫЙ раз. Купите поводок детский, для таких моментов когда необходимо выйти- с сада забрать, в магазин сходить. Одели и пошли. Со временем он «осознает» что его игры не прокатывают, и он просто будет сидеть дома, если не будет слушаться. УДачи вам и терпения.
P.S говорю из личного опыта, работает 100 процентов. хотя нервов помотали…особенно зимой..пол часа одеваешь, через 5 минут-домой, и так несколько дней, пока ему не надоело это и он сдался. :4u:
Leida
Sюзер
13 ноя 2012, 19:49
Что значит- большой для коляски? 😕 в первую очередь должно быть удобно Вам(имхо),а другой вопрос,что уже тяжело возить-это да :scratch:
Я мало встречала трехлетних мальчиков,которые вот прям за ручку или вообще рядом будут спокойно идти :p
Так что сразу и предлагаю радикальные методы 😎 вожжи из той же оперы :hi: может,еще девайсы есть какие)опытные подскажут :4u:
Флорена
пользователь
13 ноя 2012, 19:49
Жена моего брата на таком сроке обязала моего брата гулять с дочкой. Если у Вас нет другого выхода, то объяснить ему как следует, чтобы понял, и водить по улице крепко держа за ручку. При этом стыдить, что такого большого приходится водить, как малыша из-за его непослушания.
Наталья-каналья
Sюзер
13 ноя 2012, 19:51
Oxy87, моему не помогает 😕 Вот в магазине так не скажешь ему, приходится делать покупки, не смотря на его попытки убежать (или даже просто побегать по магазину). Так что только крепко за руку и всё 😕
Alisiya
Sюзер
13 ноя 2012, 19:53
😕 В непосредственно вашей ситуации, если уговоры не помогают, во что охотно верю, либо вожжи либо бегать и рисковать жизнями обоих детей 😕 Что значит — большой, если не доходит, что ломиться неизвестно куда(возможно, прямо под машину) нельзя, а вы в один прекрасный день можете просто физически не догнать? Мой мега-разумный ребенок стал убегать как раз ровно в 3 года. Когда мы с ним были вдвоем в чужом городе. Причем он делал это как — в магазине, мы приходим на кассу, я расплачиваюсь, а он в этот момент рррезко вылетает из магазина и хохоча летит не разбирая дороги со всех ног! а там в 10 метрах проезжая часть! Я естессно, все бросаю, вылетаю следом, ловлю, тащу назад, потом всю дорогу домой ругаемся, обьясняю, а на завтра все по ной :BzZz: Но нам помог случай, пофиг, что «непедагогичный», зато действенно — моего ребенка напугал мужик. В очередной забег я его поймала, он орет, скандалит и тут проходит какой-то огромный тучный бородатый дядька и как рыкнет басом что-то типа «Ааа! Убегаешь от мамы?! А я как раз тебя и заберу!» Мелкий ужасно перепугался, я в первый момент не оценила подвиг мужика 😀 даже цыкнула на него, дескать дитятку в истерику вверг, монстр! А ниче, дитятко поорало, успокоилось, послушало заверения, что мама никуда не отдаст… А вот бегать-то расхотелось 😀
Отредактировано: Alisiya в 13 ноя 2012, 20:05
————————————-
Сказали «спасибо»: 3 раз(а)
Мончик
пользователь
13 ноя 2012, 19:57
вам сейчас модераторы за пропаганду насилия настучат
а при чём здесь насилие? я ж не в глаз ему предлагаю дать 😀 если ребёнок не понимает наказания в виде угла. то только хороший шлепок поможет. а потом ещё одно объяснение. и в этом нет ничего плохого. в конце концов это опасно. а если опасно. то все методы хороши. сейчас мама с небольшим пузиком может за ним бегать. а дальше? а если он не за дом побежит. а продолжит своё путешествие? а потом так же и с детских площадок убегать будет….
держать у ноги не методы. ребёнку и погулять хочется и побегать и попрыгать. только пределы знать надо.
а поводок для трёхлетки это как раз не методы это издевательство какое то.
Oxy87, дети разные. одни понимают. что мама говорит ей тяжело. у неё в животике брати или сестрёнка. другие нет
Отредактировано: Мончик в 13 ноя 2012, 20:00
————————————-
Сказали «спасибо»: 1 раз(а)
Источник
Послушное поведение ребенка на улице – это не только показатель хорошего воспитания ребенка, но и залог его безопасности. Инстинкт следования за мамой есть у всех детенышей млекопитающих. Но в определенном возрасте у разных детей могут возникать проблемы с дисциплиной на улице.
Прежде всего понять от чего или к чему бежит ребенок.
Почему дети убегают?
1. Гиперопека
Когда взрослые излишне ограничивают активность взрослеющего ребенка в движении, ему начинает не хватать стимулов для развития, которые ребенок стремится восполнить с большей энергией, иногда в ущерб себе.
Как поступить:
В этом случае стоит ослабить свою “материнскую хватку”. Во время прогулок попробуйте искать альтернативы, позволяющие ребенку больше движения и свободы:
- запрещайте только то, что представляет настоящую, а не потенциальную опасность;
- выбирайте для прогулки безопасные места с закрытой территорией;
- делайте упор на то, что можно: собирать камни, рвать травинки, играть с песком – все это нужно специально проговаривать для ребенка.
2. Плохое настроение мамы
Иногда дети бессознательно пытаются отстраниться от мамы, если она находится в том расположении духа, которое не предвещает для него ничего хорошего.
Как поступить:
В этом случае маме стоит поработать со своими эмоциями, научиться контролировать себя, чтобы не выплескивать внутренний негатив на ребенка.
3. Детская любознательность
Проявление детской любознательности может стать одной из причин импульсивного поведения на улице. В психологии такое поведение называется “полевым” и считается нормальным для раннего детского возраста, до определенных пределов.
Как поступить:
Самой стать источником детского интереса, увлекать ребенка различными играми, брать с собой игрушки, общаться с малышом, занимая его внимание.
4. Проверка собственных границ
Для полноценного развития ребенку необходимо самостоятельно находить и видеть опасность конкретных взаимодействий с окружающим миром.
Ребенок стремится нащупать ту зону, в которой он может действовать свободно и определить границу, переход за которую чреват маминым ограничением.
Как поступить:
Верить в силы ребенка, его любовь к себе и постепенно расширять зону свободы, давая возможность для самостоятельного принятия решений.
5. Отсутствие четких правил поведения
Дети любят правила. Правила дают детям важнейшие чувства спокойствия и стабильности.
Как поступить:
Поведение ребенка на улице лучше регулировать не “по ходу пьесы”, а заранее объяснив что можно и что нельзя. Поощрения и также могут участвовать в достижении результата.
6. Возрастной кризис
Обычно это кризис 3-х лет, тот волшебный период, когда у ребенка возникает настойчивое “Я сам!”.
Как поступить:
Попытаться заинтересовывать ребенка безопасными играми во время прогулок и ждать когда “перерастет”.
7. Особенности темперамента
В психологии есть такое определение как “либертофильный тип личности”. Это когда инстинкт свободы у человека преобладает над остальными. В детском возрасте он проявляется бунтарством, протестом против любых ограничений свободы, неспокойным поведением.
Многим знакома ситуация, когда уже взрослый человек, с которым идешь куда-то вместе, бежит вперед без причин, вместо того чтобы насладиться совместной прогулкой.
Как поступить:
Принять таким, какой есть.
8. Отсутствие родительского авторитета у мамы
Этот вариант часто встречается в неполных семьях, где ребенка воспитывает только мама, которая в силу вынужденных обстоятельств, выматывается и не знает где взять силы на внутреннюю подпитку. Ребенок чувствует мамину неуверенность в себе, жизни и проверяет ее на прочность, в силу собственной бессознательной .
Второй вариант возникновения данной проблемы – это когда семья живет вместе с бабушкой и дедушкой, один из которых диктует свои правила поведения в доме, пытается “задавить” маму ребенка собственным авторитетом.
Как поступить:
Не создавать таких ситуаций, при которых другой взрослый человек критикует вас или ваше поведение при ребенке. Добейтесь того, что любая критика допустима только наедине.
Работать над собой – искать способы внутренней подпитки, повышения уверенности в себе.
Инстинкт самосохранения у детей
Инстинкт самосохранения – форма поведения, направленная на защиту собственной жизни и здоровья.
Пусковым механизмом внутреннего механизма защиты является чувство страха, с помощью которого осознается сложность и опасность ситуации, взвешиваются собственные силы и возможности.
В раннем возрасте чувство самосохранения и еще не развито в полной степени, в силу того, что ребенок еще не получил достаточно опыта, чтобы так же, как и взрослые, понимать, что в окружающем мире может быть не только весело, но и по-настоящему опасно.
Отсутствие развитого инстинкта самосохранения у детей должно компенсироваться родительской защитой.
С помощью передвижения в пространстве, взаимодействия с ним, ребенок формирует образ собственного тела, о котором у него еще нет представления.
Так он тренируется понимать себя и свои границы.
Когда следует волноваться?
Волноваться и задумываться о посещение соответствующих специалистов стоит в том случае, если ребенок не просто ведет себя неосторожно, а продолжает действовать не меняя тактики, даже в момент ущерба себе, то есть причиняя себе боль. Например, случайно дотронувшись до горячей поверхности, не отдергивает руку.
Отсутствие у ребенка уберегающих рефлексов и самотравмирующее поведение являются поводом для беспокойства. В остальных случаях, поведение ребенка корректируется родителями с помощью воспитательных мер.
Что делать если ребенок убегает?
Ниже приведены общие советы для родителей убегающих детей.
Давать больше самостоятельности
Если ребенок растет очень подвижным и любопытным, следует задуматься о том, как предоставить ему побольше свободы в действиях, проявить уважение к его самостоятельности там, где это уместно.
Направляйте его действия, предлагая помочь вам. Просите его самостоятельно выбрасывать в мусорное ведро пустые упаковки, помогать вам загружать испачканные вещи в стиральную машину, самому выбирать одежду для прогулки из предложенных вами вариантов, нести свои игрушки во время прогулки и т.д.
Таким образом поле возможностей для проявления самостоятельности будет шире и ребенку не понадобится больше отстаивать свои права.
Поощрять за хорошее поведение
Очень важно хвалить за конкретные вещи, например: “Я была так довольна, когда ты пришел сразу после того, как я тебя позвала!”
Уводить домой
Действенной регулирующей мерой является и обратный метод “кнута” – наказание ребенка за запрещенные действия во время прогулки.
Если каждый раз после проступка ребенка, связанного с его внезапным побегом, вы станете уводить его домой, ребенок рано или поздно перестроит свое поведение на более конструктивное.
Учить ходить за руку
Идти за руку на улице – это навык, которому ребенка нужно учить.
Если вы не настаиваете, то ребёнку будет не понятно, зачем держать вас за руку.
Разделите дорогу на зоны где можно идти самостоятельно и где вместе, держа маму за руку. Настаивайте на таком поведении, придерживайтесь всегда одной и той же линии поведения.
Со временем ребенок привыкнет к такому укладу, для него будет понятно, что дойдя до детской площадки за руку, вы его отпустите, так он сможет спокойно переносить временное ограничение свободы.
Следовать инструкции
Составьте свой свод нерушимых правил поведения во время прогулки для ребенка и регулярно озвучивайте ему их. У ребенка должна быть четкая инструкция того что можно и чего нельзя.
Предостерегать заранее и в игровой форме
Внимательность и осторожность можно привить и в игровой форме.
Расскажите ребенку, что на улице может быть много опасностей.
Нарисуйте их вместе и разберите подробно, какой вред может причинить каждая из них.
Выходя на прогулку, предложите ему найти все потенциально опасные объекты.
Игры на ходу
В ситуации, когда вам с ребенком предстоит определенный путь, хорошим помощником может стать . Подключить его помогут простые игры, в которые можно играть на ходу. Например:
“Слова”
Один участник называет любое слово (существительное), а другой придумывает новое слово на последнюю букву. И так по очереди.
“Угадай слово”
Один участник загадывает слово, а второй с помощью вопросов, пытается его отгадать.
“Шаги”
Попробуйте увлечь ребенка, предложив ему шагать разными шагами – “шагами великана”, “шагами мышонка”, “шагами рыси” и т.д.
“Машины”
Каждый участник выбирает себе определенный цвет и считает сколько проезжающих машин такого цвета он увидел.
“Продолжи стихотворение”
Выберите длинное и интересное стихотворение и рассказывайте его ребенку по дороге, предлагая самостоятельно продолжать знакомые фразы.
“Сочиняем сказку”
Попробуйте вместе с ребенком сочинить сказку с самыми интересными ему персонажами.
Используйте GPS браслет для ребенка
Если ребенок часто убегает и его трудно остановить, то для спокойствия мамы стоит приобрести этот гаджет. Он поможет контролировать перемещение ребенка на тот случай, если вы упустили малыша.
Источник