Ребенок 3 года способности
В 3 года ребенок переживает очередной возрастной кризис развития. Сменяется ведущая деятельность, появляются новые психические образования, малыш приобретает новые знания об окружающем мире, осваивает бытовые, социальные и поведенческие навыки и умения.
Знания и умения ребенка в 3 года
Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, ребенок в 3 года переходит из раннего детства в дошкольный возраст. Ведущей деятельностью остается предметно-манипулятивная игра, но уже появляется стремление к социально-ролевым играм. У малыша уже сформировано наглядно-действенное мышление и «Я»-концепция, ему предстоит усвоить нравственные нормы социума.
Развитие речи у трехлетнего ребенка
В возрасте трех лет у малыша уже хорошо сформирована речь. Ребенок бегло рассказывает, во что любит играть, идет на контакт со взрослыми. Трехлетка знает свои имя и фамилию. Если родители занимаются с ним, то может рассказать, где живет: город, название улицы, номер дома.
В трехлетнем возрасте малыши становятся более социальными. Во время игры на детской площадке они ведут диалоги со сверстниками, могут общаться как с ровесниками, так и со взрослыми. Обычно у малышей, которых воспитывают в домашних условиях, а не в детском саду, социальные навыки развиты немного хуже.
Грамматическая составляющая их речи становится более сложной:
- словарный запас составляет около 1000 слов;
- речь состоит из коротких, но осмысленных и согласованных предложений;
- в речи используются существительные, прилагательные, глаголы и предлоги;
- слова согласованы по падежам и временам.
Улучшается артикуляция, почти все слова понятны взрослым. Ребенок выговаривает большинство звуков, однако могут возникнуть проблемы при произношении дрожащих и шипящих звуков.
Развитие речи во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от того, насколько хорошо с ним занимаются родители. Некоторые детки в возрасте трех лет только начинают говорить, другие же в этом возрасте декламируют стишки, пересказывают услышанные сказки, поют и начинают изучать буквы.
Мышление и память
К трем годам у ребенка уже полностью сформировано наглядно-действенное мышление. Это самый примитивный этап когнитивной деятельности, который необходим для развития способности мыслить. Развитие происходит через манипуляции с предметами. Трехлетки решают возникшую проблему сразу же, перебирая возможные варианты, а не формируют образ решения в воображении, чтобы потом претворить его в жизнь.
Ближе к возрасту 4 лет начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже способен вообразить пути решения проблемы, предположить возможные последствия своего решения.
Если родители занимаются с малышом, то у него начинает формироваться математическая логика. Трехлетка может различать один предмет, два и несколько, знает, что у него, например, один нос, но два глаза.
Именно в трехлетнем возрасте происходит активное развитие когнитивных процессов:
- Восприятие является ведущим когнитивным процессом. Именно на нем основывается развитие памяти, внимания, воображения. Трехлетка подмечает одну-две яркие характеристики предмета: лимон кислый, небо голубое, мяч круглый, и воспринимает эти качества как неотделимые от самого объекта.
- Внимание имеет непроизвольный характер. С наступлением 3 лет ребенок может удерживать внимание одновременно на 2 предметах, а ближе к 4 годам способен сконцентрироваться уже на 4 объектах. Длительность концентрации внимания составляет 7-8 минут.
- Память также носит непроизвольный характер. Преобладает процесс узнавания. Объем памяти составляет 4 объекта. Развивается долговременная память, ребенок помнит, где лежат его вещи, может рассказать, где был на прошлой неделе.
- Воображение пока развито слабо. Малыш только учится «преобразовывать» предметы в воображаемые, например представлять, что палочка — это вилка, а листики — это конфеты.
Формировать когнитивные способности помогают развивающие занятия. Доктор Комаровский предлагает развивать умения в игровой форме: сделать яркие, цветные карточки с названиями животных, купить кубики с буквами, конструктор для развития мелкой моторики.
Бытовые навыки
В 3 года наступает очередной возрастной кризис, характеризующийся резкой перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт. Благодаря формированию понимания собственного «Я» ребенок старается быть более самостоятельным, негативно относится к попыткам помочь ему.
Конечно, все получается не сразу, малыш застегивает кофту через пуговицу, разбивает чашку во время попытки помыть ее, неправильно складывает игрушки. Однако родителям важно не подавлять самостоятельность трехлетки, правильное воспитание предполагает ее поощрение и направление, ведь именно так формируются личные границы маленького человечка.
Трехлетка обязательно должен научиться обслуживать себя перед детским садиком. Какие бытовые навыки должны быть сформированы:
- самостоятельно ест вилкой и ложкой;
- умывается и пользуется зубной щеткой;
- садится на горшок;
- умеет обуваться, застегивать обувь на липучках;
- застегивает пуговицы, натягивает носочки;
- складывает после игры свои вещи.
Представление об окружающем мире
В 3 года дети активно интересуются окружающим миром. Они становятся «почемучками», их интересует все происходящее вокруг: почему небо голубое, почему светит солнце, почему конфета сладкая. Родители не должны отмахиваться от любопытного малыша, им следует просто и понятно отвечать на любые, даже самые странные и неудобные вопросы.
В этом возрасте ребенок впервые начинает интересоваться различиями между полами, задает вопросы, как он появился на свет. Родителям важно не пугаться такого интереса, не отмахиваться и не ругать ребенка. Необходимо кратко, понятным трехлетке языком объяснить, откуда появляются дети. Если мамы и папы понимают, что им трудно общаться с детьми на такие деликатные темы, они могут приобрести книжки для дошкольников, доступно освещающие подобные темы.
У ребенка складывается собственное представление об окружающем мире, появляется ориентация в пространстве. Он видит взаимосвязь между вещами, может соотносить объект и его признак: кошка пушистая, игрушка круглая, апельсин кислый. Малыш различает цвета, формы предметов. Ему понятны родственные связи между людьми: бабушка — это мама мамы, девочка постарше — это его сестра, тетя, которая часто приходит в гости, – это папина сестра.
Двигательные навыки
Трехлетки уже обладают хорошей координацией движения. Они активны, энергичны, не могут усидеть на месте. Взрослым кажется, что их дети неутомимы — они просыпаются рано, отказываются спать днем, а вечером их не уговоришь лечь в кровать.
В 3 года детки умеют:
- спускаться и подниматься по лестнице шаг за шагом;
- играть в мяч — бросать его и ловить;
- прыгать и бегать;
- стоять и ходить на цыпочках;
- ходить назад;
- стоять на одной ноге;
- ездить на трехколесном велосипеде.
Родители часто жалуются, что они не могут справиться с шумными трехлетками, не знают, чем их занять. Не нужно ругать ребенка за физическую активность и шумные игры, это естественное состояние для его возраста. Чтобы направить энергию в нужное русло, многие мамы и папы предпочитают отдавать своих детей в спортивные секции. 3 года — это подходящий возраст, чтобы начать ходить на танцы, игровые виды спорта, гимнастику. Важно, чтобы ребенку нравилось посещать занятия. Если трехлетка теряет интерес, отказывается ходить на занятия, не нужно его заставлять.
Творческие навыки
Важно развивать у дошкольника творческие способности. Рисование, лепка, игра с конструктором — это не только приятное времяпрепровождение, но и формирование полезных умений:
- Мелкая моторика. Когда малыш рисует карандашами или пальчиками, лепит из пластилина или глины, делает куколок из ткани или бумаги, у него развивается мелкая моторика. В будущем это поможет ему лучше осваивать такие бытовые процессы, как пользование столовыми приборами, застегивание пуговиц, завязывание шнурков. Стимуляция кончиков пальцев и мелкой моторики оказывает прямое влияние на развитие когнитивных способностей.
- Эмоциональный интеллект. С помощью творчества ребенок учится распознавать, формулировать и выражать эмоции. Сочиняя сказку, рисуя человечков и животных, малыш приписывает им переживание своих чувств, может отреагировать свои страхи.
- Познавательные способности. Творчество развивает воображение, усидчивость, память. Ребенок учится различать цвета, материалы, лучше запоминает, как выглядят те или иные предметы, животные (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает четко различать цвета?).
Развитие мальчиков и девочек
Если спросить у трехлетки, кто он — мальчик или девочка, ребенок отчетливо назовет свою половую принадлежность. Уже в столь раннем возрасте проявляются гендерные отличия. Дочки проявляют интерес к платьям и маминой косметике, стараются подражать взрослым женщинам. Сыновья ассоциируют себя с папами, интересуются машинками, инструментами.
Последние исследования показали, что различий в мозге мужчины и женщины, которые бы объясняли разные интересы и разную психологию, нет. То, что разнополые дети начинают интересоваться разными игрушками, обусловлено воспитанием и влиянием социума. Именно поэтому девчонки-сорванцы и спокойные, усидчивые мальчишки — это тоже норма.
По когнитивным, двигательным, социальным умениям разницы между мальчиками и девочками нет. Все различия в трехлетнем возрасте обусловлены индивидуальными особенностями ребенка и стилем воспитания, принятым в его семье.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Двигательные навыки:
1. Уверенно и быстро бегает;
2. Играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит; легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикально, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
3. Сам забирается на горку и скатывается с неё;
4. Держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
5. Ходит задом наперёд;
6. Ездит на трёхколёсном велосипеде;
7. Держит равновесие и прыгает на одной ноге;
8. Кувыркается вперёд и назад.
Бытовые навыки:
1. Сам уверенно одевается, некоторые даже могут различить правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
2. Знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щётку и полотенце;
3. Расстегивает и застёгивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
4. Убирает за собой игрушки, расставляет их по места: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное — в корзину;
5. Самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
6. Использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
7. Моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
8. Снимает обуви и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Речевые навыки:
1. Правильно произносит своё имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
2. Составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
3. Предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
4. Запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
5. Легко узнаёт и называет знакомые ему предметы;
6. Составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
7. Употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
8. Знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
9. Различает антонимы и правильно использует их (большой — маленький, высокий — низкий);
10. Ведёт диалог, связано отвечает на вопросы.
Мышление:
1. Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, ребёнок вполне способен определить, что ночью шёл дождь, если утром в окно увидел лужи;
2. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду;
3. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад;
4. Собирает пазлы состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно;
5. Владеет понятиями «один — много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах;
6. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времён года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее;
7. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру — от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Это были основные навыки ребёнка, и немного полу-юмористических навыков:
Ребёнок в 3 года должен уметь…
1. Отбирать игрушки, которые ему понравились;
2. Толкаться, кусаться, щипаться, если его что-то не устроило;
3. Говорить маме – я тебя не люблю/ты плохая, если мама что-то запретила;
4. Выдворять папу/маму/бабушек и любых других близких людей, если они мешают ему побыть с другим близким человеком;
5. Швырять предметы в стены, если ему что-то запретили;
6. Валяться на полу и биться в истерике, если ему что-то не купили;
Прошу не относиться слишком серьёзно к этому списку «навыков», его цель – показать, что для этого возраста такое поведение нормальное. Но это не значит, что родители не должны с этим ничего делать. Роль родителя – научить ребёнка добиваться желаемого культурными, социально допустимыми способами.
Как? Собственным примером, лаской, добротой, поучительными сказками, разговорами и объяснениями что можно, что нельзя, и, самое главное – ПОЧЕМУ.
А ваши 3-х летки это умеют?
Источник
Лариса Ивенина
3 года ребенку: развитие и поведение
Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и к как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка. Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и, что именно постарались привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.
Трехлетний малыш — мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни.
Особенности возраста
• Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
• Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
• Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
• Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
• Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей — создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года — кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей.Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.
Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:
• Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
• Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
• Длительно слушать сказки.
• Задавать много вопросов.
• Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
• Рассказывать знакомую сказку по картинке.
• Разучивать стихи и песни.
• Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
• Показывать части тела и знать их назначение.
• Называть себя «я».
• Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
• Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
• Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
• Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
• Считать до трех.
• Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
• Собирать игрушки из 4-6 деталей.
• Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
• Рисовать по своему замыслу.
• Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
• Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
• Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
• Использовать носовой платок.
• Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.
Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю башню», — говорит он и начинает выполнять задуманное.
Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно.
Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:
• Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.
• Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
• Не требуйте от ребенкажелаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
• Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
• Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.
Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка.
Развиваем воображение
Что можно сделать с ватными шариками?
Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
Пересчитывать их.
Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
Положив их на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь.Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку,скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.
Учим распознавать звуки.
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать,а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой, готовит ей еду, ходит с ней гулять и т. д.
Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед, то в папу (чинит машину, в воспитательницу, доктора (ставит градусник, шофера (ведёт машину, продавца (продает товары, повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).
Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками.Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т. д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.
Что такое «кризис трехлетки»?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.
Основными признаками «кризиса 3 лет»являются:
1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет
Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей,родителям можно посоветовать следующее:
• Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
• Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
• Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
• Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
• Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
• Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
• Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Источник