Ребенок 3 года раздевает кукол

Ребенок 3 года раздевает кукол thumbnail

Марафон «Секреты воспитания»

За 7 уроков, вы получите знания о том, как наладить контакт с вашим ребенком, как меньше конфликтовать с ним, и лучше понимать его!

Узнать подробнее

Марафон «Секреты счастливых отношений»

Узнай, как построить отношения, найти понимание и не развестись, с помощью психолога практика, сохраняющего каждый год более 190 семей.

Узнать подробнее

На консультации у детского психолога вы можете увидеть таблицу основных периодов развития ребенка. В графе «возраст 2 года» вы обнаружите: «снятие одежды». Некоторые из нас ошибочно полагают, что «снятие одежды» последует после того, «как будет высказана просьба», однако будьте уверены, на самом деле это не так. Ваш двухлетний ребенок будет снимать одежду тогда, когда захочет, и там, где ему понравится. Вы можете снова надеть одежду на ребенка, когда поймаете его, однако обнаженные дети бегают очень быстро и поймать их не так-то легко.

Детскими психологами замечено, что дети в раннем возрасте испытывают большой интерес к своему телу и исследованию всех его частей. Частично их эксгибиционизм объясняется тем, что они гордятся своим телом и просто хотят быть свободными от любых ограничений. Думаю, многие взрослые с удовольствием скинули с себя дополнительную одежду — подумайте о женском нижнем белье, — если бы не социальное осуждение. Однако дети еще не находятся во власти социальных предрассудков, и после того, как их заворачивали в пеленки в течение года или более, они очень счастливы оттого, что могут потрогать свою гладкую, теплую и розовую кожу.

Более частые случаи снятия одежды объясняются тем, что дети зачастую уже могут сами снять свою одежду за несколько месяцев до того, как научатся одевать ее. Они могут целый день быть обнаженными, однако, если вы захотите одеть их, вам придется это сделать самим.

К счастью, большинство детей, способных снять одежду, также способны обучиться одному или двум основным правилам, имеющим отношение к одежде. Можно дать ребенку возможность получить удовольствие от новых ощущений, при этом не делая так, чтобы ребенок чувствовал, что он делает что-то неправильно. Скажите ему: «Я довольна, что ты знаешь, как снять свою одежду, однако сейчас мы находимся в месте, где все ходят одетыми» или «Ты можешь снимать одежду в своей собственной комнате, но мы сейчас находимся в гостиной». Иногда предоставление ребенку помещения в доме, где он может находиться обнаженным, является наилучшим решением проблемы, считают психологи. Если ребенку позволено находиться без одежды только в его комнате, вы можете сразу же препроводить его туда, как только он решит снять с себя еще что-нибудь. Ваши действия не должны быть расценены как наказание — это всего лишь практичная мера: обнаженные люди должны быть в своей комнате. Если вы не смеетесь и не придаете слишком большого значения этому правилу, ваш ребенок вскоре привыкнет к нему.

Тем не менее не удивляйтесь, когда обнаружите, что интерес ребенка к наготе не ограничивается только его собственным телом. Многие дети проявляют интерес к наготе других людей. Поскольку мама и папа являются наиболее близкими и доступными для ребенка людьми, их нагота представляет для него наибольший интерес. Не удивляйтесь, если ваш ребенок подглядывает за вами, когда вы принимаете душ и затем одеваетесь. Не стоит чувствовать себя шокированными или обиженными, когда дети стараются потрогать своими ручками обнаженные части своего тела. Как бы стесненно не чувствовали себя родители в этот момент, им следует помнить, что это здоровое, нормальное поведение, и никаких признаков девиантного поведения здесь нет.

Советы детского психолога примерным родителям

Прекрасная возможность. Если вашему ребенку два или три года и ему нравится быть обнаженным, у вас появляется прекрасная возможность обучить его пользоваться горшком. Навык ребенка снимать (и одевать) одежду является одной из предпосылок успешного обучения пользованию горшком, поскольку дети, которые не могут справиться с раздеванием, испытывают трудности с тем, чтобы «сделать это». Если ваш ребенок начал раздеваться, возможно, настало время поговорить с ним о том, как самому садиться на горшок. Многие родители, которые перестали надевать на ребенка подгузники, находят, что именно в это время дети наиболее легко обучаются пользоваться горшком. Такова человеческая природа — детям не нравится ощущение мокрых штанов, и процедура обучения пользованию горшком иногда занимает всего лишь несколько недель у ребенка, который комфортно чувствовал себя в подгузниках, и даже на несколько дней меньше, чем у ребенка, которому подгузники не одевали.

Если настало время. Если вы решили начать обучение ребенка навыкам гигиены, обратите особое внимание на одежду ребенка. Вы должны подобрать наиболее удобную одежду, чтобы максимально облегчить для ребенка процесс ее снятия. Надевайте на ребенка колготки с эластичным поясом, рубашки, спереди которых нет пуговиц, и пижамы без застежек-молний. В это время ребенок чаще обычного будет бегать нагишом, поскольку ему легче будет снять одежду, однако ваше вознаграждение в конце концов будет заключаться в избавлении от подгузников в ближайшем будущем.

Если время не настало. Если выяснилось, что ваш ребенок, который любит бегать голышом, еще не готов к обучению пользоваться горшком, вы, возможно, допустите ошибку, переодевая его в более удобную одежду. В этом случае стоит подождать несколько недель или месяцев, прежде чем повторить попытку обучения. Одежда с пряжками, комбинезоны и рубашки с кнопками, которые застегиваются между ног, замедлят процесс раздевания, если ребенок вдруг решит снять с себя одежду в неподходящем месте или в несоответствующее время. Определите место и время, когда нагота будет допустима. Интерес вашего ребенка к исследованию своего тела может быть немного притушен, однако не следует предпринимать попыток полностью остановить его.

Не обижайтесь. Многие родители не могут не заметить, насколько привлекательными являются обнаженные дети. Однако, когда они собираются в группу, мы просто приходим в ужас, когда видим их обнаженными, начинающими делать вещи, которые выглядят подозрительно и так похоже на мастурбацию. Как бы неожиданно это не было для вас, не принимайте это близко к сердцу. В этом возрасте, когда дети трогают друг друга за разные части тела, это не является сексуальным актом. Они всего лишь делают то, что удовлетворяет их любопытство. Поскольку некоторые из их «частей» были полностью скрыты под одеждой, неудивительно, что они проявляют к ним пристальное внимание и осматривают их.

Интересные статьи по этой теме

Источник

Очень многих родителей ставит в тупик ситуация, когда нужно научить ребёнка одеваться и раздеваться самостоятельно. Как сделать это, чтобы не было стресса ни у ребенка ни у мамы? Как не доводить до истерик любой выход из дома? Разберём в этой статье.

1. Начнём сначала

Если вы задумались об этом вопросе достаточно рано и можете с самого начала контролировать и направлять весь процесс, то этот вариант для вас.

Читайте также:  Ребенок 3 года пневмония симптомы

Какой предмет гардероба ребёнок начинает снимать с себя раньше всего? Правильно, носочки. Это происходит примерно в 8 месяцев. Так вот, после первых нескольких раз, когда он самостоятельно снял носочки, теперь это его обязанность. Вы больше не снимаете их, не навязываете свою помощь, он делает это сам.

После того, как он прекрасно научится это делать, можно переходить к следующему предмету гардероба. Это, как правило, шапочка. Она снимается достаточно легко и ребёнок вполне может делать это самостоятельно, быстро и просто.

После шапочки мы плавно переходим к расстегиванию замков-молний.

Примерно в год, для того, чтобы отработать навыки застегивания/расстегивания и развить мелкую моторику, можно приобрести специальные игрушки-одевалки, можно предложить надеть старые вещи малыша на кукол или медвежат, а можно попросить ребёнка, чтобы он помог одеться вам. Схитрите, скажите, что у вас заело молнию и вы не можете одеться самостоятельно. Может быть у него получится? И ребёнок поможет вам, даже не подозревая, что для него это ценное умение, которое поможет ему одеться самому.

Как только ребёнок приобретает какой-то навык, это становится его маленькой обязанностью. Вы помогаете ему только в качестве исключения. При таком подходе к 1,5-2 годам ребёнок в состоянии снять с себя практически все предметы одежды.

В ваших интересах не надевать на ребёнка синтетические утягивающие вещи или водолазки с узким воротом, которые вам самим трудно снять, а ему тем более будет сложно с ними справиться.

Главное в этом методе — ваше спокойствие и уверенность, чтобы ребёнок видел, что так и должно быть. Это его роль, которую он с успехом выполняет.

2. Постепенное развитие.

Если получилось так, что у вашего ребёнка к 4-5 годам не сформированы поступательные навыки по одеванию/раздеванию, то говорить ему «Оденься/разденься», устраивать из-за этого скандалы бессмысленно. Ребёнок вас в таком случае просто не слышит, ваши слова проходят мимо его ушей. В таком случае ваша задача — давать ему односложные простые указания, которые он будет воспринимать. В первый день вы говорите ему «Сними с себя шапку, а дальше я тебя раздену». Он снимает шапку (это легко), дальше вы сами его раздеваете без скандалов и ссор. Так происходит несколько дней. Потом вы ему говорите: «Сними, пожалуйста, с себя шапку и ботиночки». То есть вы даёте ему пошаговую инструкцию. Если он не хочет снимать ботинки самостоятельно, впадает в ступор, то попробуйте сказать: «Ты начни снимать, а я тебе сейчас уже помогу». Пусть ваш ребёнок сделает хотя бы на пол движения больше, чем в прошлый раз. Так постепенно вы выстраиваете механизм раздевания, который с каждый разом становится всё длиннее и укрепляется в памяти ребёнка.

То же самое происходит и с одеванием. Например, с утра вы собираетесь, краситесь и даёте малышу носочки, говоря: «Надевай пока носочки, я тебе сейчас уже помогу, только докрашусь». Обязательно в такой ситуации ребёнок должен находиться рядом с вами, потому что если он будет один в комнате, то он никогда не начнет одеваться.

3. Перестаньте ссориться

Если ваш ребёнок ни в какую не хочет одеваться/раздеваться самостоятельно, то вы можете применить одну хитрость. Выключитесь из ситуации ссор, скандалов по поводу переодевания на 2 недели. Просто одевайте и раздевайте своего ребёнка сами. Организм и психика ребёнка начнет расслабляться, он поймет, что все ваши нападки куда-то делись и можно больше не напрягаться по этому поводу.

И вот в один прекрасный день вы точно также раздеваете его и между делом говорите «Сними, пожалуйста, шапку». Если хитрость сработала, и он самостоятельно это делает, то ваша главная задача — не радоваться этому, не показывать, что это его достижение, нужно воспринять это совершенно обыденно. Тогда ваши «игры» не возобновятся. Важно также не пустить всё на самотек, сказав себе, что раз он сумел снять шапку, то готов и полностью раздеться самостоятельно. На каждый новый предмет одежды вы даёте ему 3-4 дня, чтобы он успел привыкнуть к своей новой роли. И по истечении нескольких недель он сможет полностью самостоятельно раздеться.

Не тратьте время, которое у вас есть наедине с ребёнком, на ссоры и скандалы, примените творческий подход, маленькие хитрости и тогда в вашей жизни появится больше позитивных моментов, которые так не хочется упускать.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, а мы будем и дальше радовать вас интересными статьями с нестандартным подходом к развитию и воспитанию детей.

Источник

Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка.

Роль куклы в развитии ребёнка, фото № 1

Развивающее значение куклы
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?
Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.
Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?
Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.
То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.
Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.
Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.

Читайте также:  У ребенка гноится глаз 3 года мазь

Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.
Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.
Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.
И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Мальчики и игра в куклы
Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек. А между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует.
Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.
Но по решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстрика, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не научается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.
Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Психологическое влияние куклы в различных возрастах
Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Если неправильно подобрать куклу, то она может даже негативно повлиять на психику ребёнка, или же просто он не будет понимать, что с ней делать, и сломает.
С куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой — это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много «элементов» для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений — разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка. куколки делаются «без лица» — малыш будет каждый раз сам «дорисовывать», «додумывать» нужное настроение для своей игрушки. Причём кукла должна появиться не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребёнок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Желательно что бы такая кукла была тряпичной, мягкой, приятной на ощупь и без пластиковых деталей.
Начиная со второго года общение с куклой — это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним — кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками — ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это — свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека — залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.
Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.
По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека — девушки или юноши.
В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам — ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Читайте также:  Материнский капитал на 2 и 3 ребенка после 2017 года

Социализирующее воздействие куклы
Социализация воздействует на ребёнка с самого момента рождения. Она проявляется почти во всём: отношении, воспитании, обучении, игре. Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.
Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
В младшем школьном возрасте, дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а так же общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.
Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.

Негативное влияние неправильно подобранной куклы
Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.
Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое — это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами — это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби — это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, — при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием.
Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
Вот таким образом проявляются негативные влияния куклы на психику ребёнка, но проявляются они только тогда, когда кукла подобрана неправильно.

Таким образом, находясь все время рядом, кукла является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка

Роль куклы в развитии ребёнка, фото № 2

Статья подготовлена на основе научной работы «Психологическая роль куклы в развитии ребёнка», автор А.О.Тетерева (Тульский Государственный Университет Тула, Россия)

Источник