Вслед за ребенком придумывайте новые слова, названия, имена. Это поможет ему овладеть речью и развить языковое чутье

Словотворчество детей можно рассматривать как частный случай экспериментирования с предметным миром, но через общение с другими людьми. Слово выступает символическим орудием, инструментом влияния на взрослого и «взламывания» сути объектов вокруг. Например, слово «котиха» в речи ребенка обозначает маму-кота, то есть кота женского пола. Словообразование идет по типу «врач – врачиха», «повар – повариха». А теперь спросите своего ребенка: что такое облепиха? Варианты: «горчичники», «вареники», «жвачка», то есть что-то такое, что лепят, прилепляют, слепляют. Уже другой принцип словообразования.

Читайте также:  Ребенок 3 года температура 38 без симптомов 5 дней

К. И. Чуковский, собиратель примеров детского творчества, считал, что невозможно освоить грамматику родного языка без творческого экспериментирования над словами.

– Не хочу топленое молоко!

– Почему?

– Зачем корову утопили?

Или:

– Купите мне пескаватор.

– Экскаватор?

– Нет, мне нужно песок грузить.

Мы смеемся над детскими речевыми поделками, потому что в речи взрослых ассоциации, вызванные созвучием слов, сходством их внешней формы, омонимами, являются одним из приемов создания юмористического эффекта, когда говорится одно, а подразумевается другое. Очевидно, в развитии языка был этап простого утилитарного использования слов, когда каждому понятию соответствовало одно слово. Но со временем язык стал избыточным, условным, слова удалились от ситуаций своего первоначального происхождения и стали рождаться от других слов, причем не по одному-двум правилам, а по целому своду правил и исключений. Ребенок пробует применять известные ему правила или придумывает свои.

Чем больше языковая практика, тем правильнее речь и богаче словарный запас.

Особенность современной ситуации развития ребенка заключается в том, что дети начинают понимать и знают больше, чем умеют произнести или объяснить. Они растут в информационно насыщенной среде: среди телевизоров, радио, компьютеров. Кто-то должен все это прокомментировать ребенку, чтобы снять напряженность, стресс неизвестности, кто-то должен научить грамотно произносить слова и строить предложения. Если такого взрослого нет, ребенок будет справляться сам, застревать на уровне простых манипуляций с предметами, образами. Четырехлетний малыш может виртуозно манипулировать курсором, управляться с джойстиком, но будет не в состоянии объяснить, чем он занимается. Логопеды бьют тревогу, потому что у детей все чаще не сформирована даже артикуляция, то есть они говорят нечленораздельно, непонятно, хотя умственное развитие у них в пределах нормы.

Период, когда значения – суть вещей, которую открывает ребенок в процессе экспериментирования, – облачаются в прекрасные словоформы, занимает несколько лет. Наверстать упущенное за десяток походов к логопеду не удастся. Чудес не бывает. Вот вам еще одна страшилка и повод всячески приветствовать речевые эксперименты детей, стимулируя развитие и речи, и мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

Подготовка детей к овладению монологической речью
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию, однако уже на этом этапе должна проводиться подготовительная

Выбор названия для детского клуба
Выбрать название для детского клуба не такое уж сложное дело. Но и не самое простое. Недаром говорят: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Итак, давайте разберемся, какую «яхту» и каким именем мы будем называть.Начнем с того, что

Что означают имена
Таблица

Работаем над речью
Человек, ведущий себя уверенно, говорящий твердо и с правильной расстановкой акцентов, всегда выглядит более убедительно, чем что-то невнятно бормочущий специалист экстра-класса. В первом случае мы больше слушаем саму речь – приятную для слуха,

Создавайте вместе с ребенком новые версии привычных блюд
Ребенку очень нравится трансформация уже известных вещей. Трансформации завораживают и удивляют. Когда из одного получается другое, дети переживают неописуемый восторг!Сегодня и мальчики, и девочки с

Мечтайте вместе о чем и о ком угодно. Придумывайте истории успеха для ребенка, его игрушек и друзей
Дети любят сказки, необычные истории. Но больше всего дети любят, когда им рассказывают про них самих. Познать самого себя – это вообще основной мотив жизни. Никто не

Развивайте сюжетное мышление. Вместе придумывайте героев и помещайте их в необычные обстоятельства
Сюжетное мышление – умение видеть за событием мотивы людей, персонажей, а значит, прогнозировать их поведение.Начинать нужно с известных сказок. В сказках дается пример,

Спрятанные имена
Найди в этих словах имена мальчиков и девочек.Кастрюля (Юля)Квартира (Ира)Несмеяна (Яна)Валик (Алик)Мишура (Шура)Малина (Лина)Католик (Толик)Коляска (Коля)Отрада (Ада,

Отступление: как овладеть искусством рассказывания историй
Когда Олив немного подросла, мы начали рассказывать ей сказки на ночь. Это была завершающая часть ритуала отхода ко сну после купания и чтения книги в обнимку с родителями. Мы с мамой Олив перечитывали сказки

Речь: индивидуальное и социальное. О психолингвистических универсалиях: языковое и психическое
У отечественных психолингвистов-языковедов настолько сильны до сих пор «соссюровские» традиции чистой лингвистики, что даже в своих психолингвистических работах, несмотря

Составь новые слова
У каждого из игроков должен быть листочек и ручка. Лучше сесть так, чтобы не видеть, что пишут остальные.Придумайте слово подлиннее, например «тракторист» или «раскладушка». Чем больше в нем будет разных букв, тем дольше и интереснее будет играть.Пусть

13. «Языковое» тестирование
Возраст: 2–6 месяцевУровень сложности: низкийОбласть исследований: социальное развитие и двигательные навыкиЭкспериментПосадите бодрствующего, активного младенца в автомобильное кресло. В комнате не должно быть предметов, отвлекающих

16. Паучье чутье
Возраст: 4–5 месяцевУровень сложности: низкийОбласть исследований: когнитивное развитиеЭкспериментПоочередно покажите малышу три картинки, одна из которых (см. рисунок А) представляет собой обыкновенное изображение паука, другая (см. рисунок Б) –

Новые навыки – новые блюда
На этом этапе дети получают удовольствие от большего разнообразия и объема пищи. Твердая пища становится основной составляющей рациона ребенка, на которую к годовалому возрасту приходится примерно 50 % всей потребляемой ребенком пищи. (Это

Если ребенку не удается овладеть навыком
Обычно ребенку удается освоить навык недели за две, максимум – за несколько месяцев. Но если этого не произошло, нужно попытаться выяснить, в чем причина неудачи. Быть может, умение, которым пытается овладеть ребенок, слишком