Ребенок 3 года подозрение на аутизм

Ребенок 3 года подозрение на аутизм thumbnail

Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.

Это скорее не заболевание, а расстройство деятельности мозга, затрагивающее восприятие мира ребенком. Вместе с этим, накладывающее отпечаток на интеллектуальные способности и особенности общения.

В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.

Степени тяжести

Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.

Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:

  • Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
  • Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.

В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.

Клинические проявления

Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:

  • Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
  • Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
  • Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
  • Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
  • Не формируется образное мышление.
  • Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
  • Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
  • Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
  • Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
  • Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
  • Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
  • Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
  • Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.

Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.

Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.

Диагностика

Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.

Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.

Главный принцип при подозрении расстройств аутического характера – исключить другие заболевания, имеющие схожие проявления.

Малыш проходит через ряд процедур:

  • МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
  • осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
  • рутинные анализы мочи, крови;
  • исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.

После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.

Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.

Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.

Лечение

Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.

Надлежащие меры лечения, коррекции, регулярные занятия, помогают таким ребятам социализироваться, стать успешными взрослыми. Да, определенные особенности сохраняются, но они не мешают жизни.

Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:

  • лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
  • регулярные сеансы с психологом;
  • обучение в специализированных детских садах, школах;
  • соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
  • повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
  • касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
  • регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.

В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.

Источник

Наслаждаемся летом.

Аутизм сложный диагноз, который требует комплексного подхода к ребёнку, но чтобы понимать как именно помочь ребёнку, необходима консультация врача и хотя бы «намёк» на диагноз.

А как быть, когда врачи твердят одно и тоже:

Он мальчик, мальчики развиваются медленнее.

Мамочка, Вы придумываете.

Мамочка, Вы перечитали интернета и ищите не существующие диагнозы у сына.

Вот с такими врачами столкнулась моя коллега по работе.

История о том, как мать пытается понять аутизм у ребёнка или нет.

Разговорились вчера с коллегой на работе и она рассказала мне историю, от которой вера во врачей у меня угасла совсем .

У Юлии тяжёлые роды, безводный период больше суток, но в итоге она всё-таки родила сама, мальчика. До года ребёнок развивался нормально: во время сел, пошёл, произносил лепетные слова.

Но что-то её настораживало в ребенке: у него не было интереса к окружающим, в полтора года мальчик не откликался на свое имя, не интересовался сверстниками, игрушками. У мальчика было одно развлечение сидеть и скручивать провода.

С этими жалобами она и отправилась на приём к неврологу в полтора года.

Невролог выслушал мать, и усмехнувшись сказал:

Вы придумываете, ребёнок развивается по своему собственному сценарию, ближе к двум догонит сверстников. Не переживайте.

Мать, успокоенная врачом, стала ждать двух лет. Но за эти полгода, у ребёнка не только не пошло развитие, но у него пропали даже слоги и первые слова, которые он говорил.

Муж и жена были очень напуганны и снова пошли на приём к неврологу. Ответ невролога поразил ещё больше:

Ну а что Вы от меня хотите? Это не ко мне, сходите к психологу. Но я бы не нагнетал на Вашем месте. Если Вы думаете, что у него аутизм, то скажу что он не похож на аутиста, вот в глаза мне смотрит, вижу, что всё понимает

В это время психолог в отпуске, потом на сессии, как итог проходит ещё три месяца. В итоге мать с ребёнком попадают к ней на приём, уже почти в 2.5 года, психолог проводит опрос, смотрит ребёнка и отправляет к психиатру, потому что видит, что с ребёнком что-то не то. Но это не её специальность. Она просто детский психолог.

Психиатр, посмотрев мальчика и выслушав мать, опять заверяет, что всё хорошо, что не говорить до трех это норма, тем более мальчик же, но вот имя бы надо знать и отправляет их учить имя до трех лет.

К трём годам ребёнок выучил свое имя, но поведение стало совсем не управляемое. Мать снова ведёт его на приём к психиатру, тот отправляет их в областной центр со словами:

Мамочка, где же Вы раньше были, почему тянули так долго.

В областном центре, ребёнка посмотрели, но аутизм никто не поставил, сделали ночное Ээг, МРТ, предположили проблемы с мозговой деятельностью из-за длительного безводного периода, ЗПРР и аутичные черты на фоне первого заболевания. Название диагноза, я к сожалению, не запомнила.

У ребёнка началась реабилитация и лечение, так же отдали в садик, в группу ЗПР.

Сейчас мальчишке 5 лет, развитие на три года, стал говорить, но речь даётся сложно, но ест сам, руки моет сам, в туалет ходит сам, стал проявлять интерес к детям, речь понимает на бытовом уровне.

Мать очень жалеет о том, что так надеялась на врачей и из-за них запустила ребёнка, ей уже не раз сказали, что:

Если бы Вы начали реабилитацию до трех лет, то эффект был бы лучше, а сейчас будем очень надеяться, что к школе скомпенсируется…

Вот такая история у моей коллеги, которая чувствовала и видела, что с ребёнком что-то не так, но врачи её уверяли, что она нагнетает сама обстановку. И таких историй я слышала уже миллион раз, к сожалению…

Поэтому всё — таки хочется сказать Вам, родители, если один врач сказал, что всё хорошо, не поленитесь сводите к ещё одному специалисту, чтобы он подтвердил мнение Вашего врача. Так будет лучше для всех.

———-

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Спасибо, что читаете.

Источник

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Ниже мы предлагаем вам минимально необходимую первоначальную информацию о расстройствах аутистического спектра (РАС), чтобы вы смогли сориентироваться в своих подозрениях и поняли, что делать дальше.

Мы ответим на самые первые актуальные вопросы, которые задают себе родители, одолеваемые неприятными мыслями о странностях ребёнка.

Что такое аутизм согласно современным знаниям медицины?

Это неизлечимое патологическое состояние всей нервной системы человека, которое отчётливо сказывается на нарушении развития навыков в трёх сферах жизни – коммуникации, поведении и взаимодействии с другими, где так важен эмоциональный интеллект. В данном случае под «эмоциональном интеллектом» следует объединить весь пласт способностей – от воображения до эмпатии.

Аутизм напрямую затрагивает головной мозг – центр нервной системы человека — и проявляет себя в многоликом наборе симптомов.

Почему поставить диагноз РАС достаточно сложно?

Главное, что следует понять сразу: аутизм – это спектр расстройств (РАС). Слово «спектр» означает, что симптомы расстройства, хоть и затрагивают три сферы личности, но проявляются по-разному в каждом отдельном случае.

Например, у одного ребёнка на первый план выйдут нарушения в поведении на фоне отсутствия речи. А у другого будет вполне развитая речь, но много затруднений в общении с окружающими или отсутствие интереса к ровесникам и взрослым. В то время, как у третьего разовьётся близкая к норме способность к речевой коммуникации, но будут явные поведенческие странности и сложности в общении с людьми.

Перспективы детей с РАС также различны. Некоторые взрослые с аутизмом могут вести независимую жизнь, а другие будут нуждаться в сопровождении и опекунстве пожизненно.

Важно и то, что внутри примерно одинакового уровня аутистических проблем сам набор симптомов может также варьироваться. Один ребёнок дополнительно к триаде страдает устойчивой бессонницей.  Второй зациклен на единственном интересе, крайне чувствителен к звукам и отличается склонностью к диарее. А третий отказывается от многих видов еды, гиперчувствителен к яркому свету и страдает от констипации. При аутизме возможны самые разнообразные симптомы — в неодинаковых сочетаниях.

Вот почему так сложно вовремя поставить диагноз РАС и приступить к лечению и педагогической коррекции. Особенно сложно вовремя отдифференцировать аутизм в дошкольном возрасте, когда многие признаки легко посчитать всего лишь задержкой развития – речевого и психического.

Почему так важно заподозрить диагноз РАС как можно раньше?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Потому что лечение и комплексная педагогическая коррекция, начатые в раннем детстве, дают значительные шансы на снижение патологических проявлений и максимальное внедрение человека в общество.

Разные специалисты говорят о разных сроках, однако большинство из них сходятся во мнении, что начало реабилитации хотя бы около 2-х летнего возраста эффективнее аналогичных мероприятий с 3-х или 4-х лет (при прочих равных условиях). Это особенно отчётливо заметно при выраженных нарушениях речи при аутизме.

Я понимаю, что мой ребёнок странный (или он мало говорит, или он несносен в поведении и т.п.). Но я не знаю, аутизм ли это?

Наиболее верное мировоззрение для всех современных родителей – это повышенная настороженность к отклонениям в психическом и речевом развитии ребёнка на КАЖДОМ месяце жизни – вплоть до 3-х лет.

Почему же надо идти на поводу у столь щепетильной тревожности? —  спросите вы. Как минимум по четырём причинам:

  1. Высокая распространённость аутизма в мире, в том числе на постсоветских пространствах
  2. Неизлечимость патологии на текущем уровне знаний медицинской науки
  3. Возможная тяжесть заболевания и будущая инвалидность ребёнка
  4. Повышенные шансы на успешную реабилитацию при раннем вмешательстве с комплексом лечебных и педагогических мероприятий

Так что же мне делать, если я подозреваю аутизм у своего ребёнка?

Читая эти строки, постарайтесь успокоиться.

Возьмите ручку и бумагу и отметьте те пункты из предложенной таблицы , которые справедливы для вашего ребёнка. Данная таблица позволяет осуществить предварительную оценку развития ребёнка от 6 месяцев до 3 лет.

Что делать, если вы отметили один или несколько признаков у ребёнка в любой из областей, описанных в таблице?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧАМ КАК МОЖНО СКОРЕЕ (!)

Здесь важно понять, с какого уровня специалистов начинается приемлемый уровень компетенции. Даже если ваш педиатр или семейный врач уже лечил вашего ребёнка успешно, он относится к звену первоначальной помощи, глубоко знает не так уж много болезней и зачастую выполняет роль всего лишь диспетчера в случае тонких неврологических отклонений, решая вопрос «к кому отправить дальше, сужая специальность». Обращаясь к нему по вопросам неврологии, вы становитесь заложником его знания или незнания о разных степенях и проявлениях аутизма.

Вот частые отговорки плохо осведомлённых педиатров на те признаки в развитии ребёнка, которые могут быть симптомами РАС.  Такие поверхностные суждения могут украсть у вас драгоценное время на пути к правильному диагнозу.

Если вы узнали своего педиатра или себя в этих отмашках, то взвесьте трезво — как давно вы отбросили волнение на задворки сознания, и что изменилось или нет в странностях ребёнка за прошедший период. Если изменений нет – срочно к компетентному врачу!

Начинайте с невролога (невропатолога).

Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения – в пассивном ожидании встречных откровений от врача.

Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы (из таблицы выше) и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка.

В такой же манере можно пройти консультацию у опытного детского психолога.

Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен. Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах.

Не бойтесь психиатра!

Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача к вашим услугам:

  • Отзывы в интернет — на форумах и блогах
  • Вопросы к родителям в тематических группах в соцсетях
  • Вопросы к врачам, которых знаете
  • Регалии и должности имеющихся в доступе психиатров (заведующий отделением, сотрудник кафедры медицинского университета и т.п.).

Заранее поймите, что при весомом подозрении на РАС хороший невропатолог сам должен направить вас на консультацию к психиатру.

Узнав еще до очной встречи о подозрениях родителей, невропатологи и психиатры зачастую просят подготовиться к первой консультации. Тогда анамнез вашего ребенка (т.е. историю его жизни и болезни) специалист сможет прочитать с листа или получить на электронную почту перед приемом.

В среднем случае это страхует от потери важных данных из зоны внимания врача. Кроме того, такая подготовка к консультации высвобождает время приема на общение со специалистом: вы успеете задать больше уточняющих вопросов.

Что делать, если вы услышали диагноз РАС или нечто похожее?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Итак, вы побывали у врача и услышали «расстройство аутистического спектра». Или любую другую формулировку, где звучат слова «аутичный» или «аутистический».

Отнеситесь к этому КРАЙНЕ СЕРЬЁЗНО. И никогда не расслабляйтесь от того, как вам подали эту информацию, насколько спокойным был доктор.

Даже если звучат слова «предварительный диагноз», «возможно», «пока неясно, будем наблюдать»НЕ РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ! Идите дальше по пути быстрого обследования, повторного приёма и даже перепроверки у ещё одного специалиста.

Дело в том, что диагностика аутизма несовершенна по многим причинам. Среди них и неготовность врачей брать на себя ответственность в раннем возрасте ребёнка, и невозможность поставить диагноз по стандартам до определённого возраста, и низкий уровень квалификации («я вижу странности, но я не уверен» = пишу «аутичные черты»).

Оставим погрешности медиков на их совести, а недостатки системы – на совести законодателей. Для родителей самым важным должно стать то, что ключевые опасные слова озвучены и у врача (!). Теперь это не только ваши туманные опасения. И это значит, что именно вам следует взять под контроль все возможные сценарии развития.

О том, какие шаги следует включать в алгоритм поведения, если ребёнку диагностирован аутизм, читайте здесь. 

Автор: Екатерина Гедражко

Источник

Аутизм  это расстройство, которое критически важно как можно раньше распознать и как можно раньше начать правильно лечить. Понятно, что так можно сказать практически о любом заболевании в принципе, но в данном случае на весах нормальное будущее адаптированного, самостоятельного человека или будущее инвалида, у которого руки-ноги-голова и даже, возможно, таланты и способности — на месте, но он все равно не востребован в социуме, потому что органически не способен САМ учиться общаться и его надо учить этому специально: адекватно выражать себя и понимать, что означают слова и действия других людей. 

Заведующий психотерапевтическим отделением клиники Мацпен (Тель-Авив, Израиль), специалист по детскому аутизму Виталий Тевелев: 

«Последние годы самые частые случаи обращений из России и стран СНГ — по поводу аутизма. Это просто какая-то эпидемия. К сожалению, в странах СНГ, насколько мы видим это по пациентам, которые едут к нам, ранняя диагностика аутизма налажена не очень хорошо. Обычно ребенку ставят инвалидность (детская шизофрения) и потом много лет «глушат» психику сильнодействующими препаратами. Такими современными методиками, как ABA-терапия, пока мало кто пользуется. В крупных городах, Москве, Петербурге, можно отыскать специалиста, но это не массовое явление. В небольших городах о такой терапии слышали, но специалистов еще нет. В России дети-аутисты зачастую так и не начинают говорить, что уже не встречается ни на Западе, ни у нас, в Израиле. Аутисты — это не больные дети, они просто другие, у них мозг работает по-другому. Они не способны сами собой, без помощи и терапии, влиться в эту жизнь так, как обычные дети. Но аутиста можно научить, его можно приспособить. На Западе и в Израиле аутист вырастает приспособленным к жизни и интегрированным в общество. Очень и очень многие из них получают образование, идут в армию, вполне успешно работают и сами себя обеспечивают». 

Ранняя диагностика и корректирующие программы для ребенка-аутиста — это его путевка в нормальную жизнь. Если дотянуть до возраста 5-7-10 лет, то будущее аутиста — еще один «невидимый инвалид», у которого вроде и руки, и ноги, и голова на месте, но к обществу и социуму он вообще не приспособлен. Учитывая это, родителям обязательно нужно знать, на что и в каком возрасте обращать внимание, чтобы при необходимости быстро обратиться за помощью. 

Сразу стоит оговориться, что полное излечение аутизма невозможно ни в Израиле, ни в США, ни где-либо еще: медицина пока не знает способа превратить человека с аутизмом в человека без аутизма. Но есть огромная разница между ребенком, с которым занимались в Израиле по современным методикам, которому прививали необходимые навыки (в том числе и социальные), и ребенком-аутистом, которого просто глушили лекарствами — часто такие дети к десятилетнему возрасту все еще не говорят! 

В каком возрасте можно заметить первые признаки аутизма? 

Существуют исследования, согласно которым развитие аутизма можно с какой-то степенью вероятности предположить по скорости роста плода в одном из триместров беременности. Также существуют методы генетической диагностики, но они пока дают недостоверные и неполные результаты. Поэтому в мировой врачебной практике аутизм диагностируют по изменениям в поведении ребенка в одном из трех периодов: 

  • Первые проявления уже в течение первого года жизни, достоверный диагноз ставится к 2-3 годам. 
  • Нормальное развитие до 2-3 лет, а затем резкая остановка. 
  • Нормальное развитие до 5 лет, а затем очень быстрый регресс (ребенок перестает говорить, замыкается в себе, теряет навыки самообслуживания). 

Стоит понимать, что аутизм не может быть вызван внешними причинами (прививкой, стрессом, испугом и т.п.). Это сбой в генетической программе развития мозга, который возникает и записывается в ДНК фактически в момент зачатия — или во время внутриутробного развития, если плод подвергался воздействию некоторых вирусов или ядовитых веществ. 

ВАЖНО: Прививки и аутизм

Итак, мы определились с критическими возрастными периодами, когда родителям нужно быть особенно внимательными. Теперь давайте разберем основные признаки аутизма. 

Основной признак аутизма: на что обращать внимание? 

На самом деле основной признак у аутизма один, а все остальные относятся ко вторичным.Основной признак аутизма — это отсутствие или нарушение контакта с окружающими. Родителям обязательно нужно запомнить, что речь не в возрасте, в котором ребенок начинает говорить. Не говорит в 1,5 года, не говорит в 2, но при этом охотно идет на эмоциональный контакт, смотрит в глаза, пользуется жестами и активно коммуницирует, пусть и без слов? Ну, возможно, у ребенка есть какие-то нарушения развития (далеко не всегда опасные и даже значимые), но это не аутизм. Также нужно понимать, что аутизм проявляется в любой обстановке, а не в какой-то специфической. Если в детском саду или в песочнице ребенок замкнут и не общается с другими детьми, а дома ведет себя нормально, то он никак не может оказаться аутистом. 

Вторичные симптомы аутизма 

Все остальные признаки аутизма гораздо менее показательны. Тем не менее, знать их нужно: это позволит более достоверно отличить обычную замкнутость или задержку речевого развития от аутизма. В возрасте 1-1,5 лет особенно сложно понять, из-за чего ребенок капризничает или как-то странно себя ведет, а второстепенные признаки аутизма достаточно характерны и позволяют отличить особенности и индивидуальные черты личности от заболевания. 

  • Нарушения мелкой и грубой моторики — если ребенок не прыгает, с трудом поднимается по лестнице, все роняет, не может ухватить предметы, то обязательно стоит показать его врачу-невропатологу. Тем не менее, только в сочетании с другими симптомами аутизма (и, в первую очередь, с основным) нарушения моторики можно счесть указывающими именно на аутизм. Сами по себе они могут быть вызваны сотнями различных причин, как серьезных, так и не очень. 
  • Обостренная чувствительность — ребенок-аутист может проявлять отвращение к какой-то строго определенной еде, причем не часто не из-за вкуса, а из-за текстуры или внешнего вида. То же относится и к одежде: если ребенок отказывается надевать что-то конкретное — например, комбинезон (или, наоборот, раздельно штаны и курточку), то это тоже может быть стоящим внимания признаком. Иногда ребенок отказывается носить одежду, пока с нее не срежут ярлычок, даже самый маленький и незаметный. Очень распространена острая реакция на громкий шум, особенно механический, конкретные запахи. Иногда ребенок плохо переносит любые изменения — в распорядке дня, перестановку мебели, замену тарелки или ложки и т.п. 
  • Особенности восприятия — этот признак достаточно сложно распознать, особенно в раннем возрасте. Но иногда можно заметить, что ребенок видит какие-то детали, но не понимает целой картины. Например, смотрит на фотографию лица, но не распознает человека, а видит только глаз или нос. Также ребенок может не ассоциировать предметы с их качествами: не понимает, что нож — острый, что машина может сбить. 
  • Особенности общения и поведения — ребенок может совершать стереотипные движения, механически повторять какие-то слова, в том числе и обращенные к нему, играть только с определенными игрушками, причем без сюжета, а просто передвигая их. Иногда ребенок проводит очень много времени, сортируя предметы. Дети-аутисты не понимают эмоций других людей и неадекватно реагируют: смехом на плач или плачем на смех. Также аутисты склонны привязываться (если вообще привязываются) к людям, которые заботятся об их ежедневных потребностях, и если это няня, а не родители, то они не войдут в круг «приближенных». Ребенок сопротивляется объятиям и прикосновениям, редко улыбается, не смотрит в глаза. Его невозможно заставить или уговорить сделать то, что ему не нравится (например, съесть какое-то нелюбимое блюдо или надеть ненавистный предмет одежды). 

Отдельно стоит выделить несколько признаков, на которые стоит обращать внимание в раннем возрасте: 

  • отсутствие заинтересованности в прикосновениях или отрицательная реакция на них; 
  • отсутствие интереса к лицам родителей; 
  • отсутствие предвосхищающей позы (не тянет ручки, когда его собираются взять на руки); 
  • отсутствие улыбки или ее адекватной обусловленности. 

Подтверждение диагноза и лечение 

Безусловно, поставить правильный диагноз может только врач. К сожалению, в России аутизм очень часто неправильно диагностируют (например, ставят вместо него шизофрению, которая сама по себе — очень редко встречается у детей), после чего, к 18 годам, дают инвалидность и практически всегда неправильно лечат (ударными дозировками психотропных препаратов). Результаты могут быть весьма удручающими. Поэтому при подозрении на аутизм есть смысл обратиться за вторым мнением. И если есть такая возможность — за мнением специалистов из других стран, в том числе. 

С ребёнком с аутизмом должны работать сразу несколько специалистов. Это далеко не один логопед. Но ещё и психотерапевт, и инструкторы, которые занимаются как с ребенком, так и с родителями. Это насыщенная программа лечения на 2-3 месяца, чтобы снять агрессию, научить самообслуживанию, элементарному общению, заложить основу для развития. А потом ещё 10-15 лет упорных, терпеливых занятий. Аутизм далеко не всегда ведет к задержке в развитии, часто аутисты очень талантливы и высокоинтеллектуальны. Главное — раскрыть этот потенциал, научить ребенка базовым навыкам общения, сделать их для него понятными и нужными, правильно его замотивировать. А также дать родителям чёткую программу действий: чтобы они не бегали на коротком поводке, исполняя все прихоти и боясь вызвать агрессию, а направляли ребёнка. 

Вывод 

Родителям ни в коем случае не стоит впадать в паранойю и в малейших проявлениях безразличия у двухмесячного ребенка «распознавать» аутизм. Тем не менее, это распространенное заболевание — особенно у мальчиков. Так что ответственным родителям просто необходимо знать, за какими признаками стоит наблюдать. 

Автор — Виталий Тевелев, заведующий психотерапевтическим отделением клиники «Мацпен». Психотерапевт, доктор философии, закончил Университет Бар-Илан по специальности клинический криминолог. Выпускник программы Йоркского Университета (Канада) «Психотерапия, сфокусированная на эмоциях». 

Член Ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов (АКПП), специализируется на детской и подростковой психотерапии, выпускник медицинской кафедры Тель-Авивского университета (детской и подростковой психиатрии), автор многих исследований и статей, преподаватель в медицинских ВУЗах Тель-Авива. 

Источник