Ребенок 3 года плачет и теряет сознание
ÐÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе пÑиÑÑÑпÑ, именно Ñак по-наÑÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð·ÑваеÑÑÑ ÑоÑÑоÑние, когда Ñебенок во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ÑÑеÑики или плаÑа вдÑÑг пеÑеÑÑÐ°ÐµÑ Ð´ÑÑаÑÑ, Ð·Ð°Ð¼Ð¾Ð»ÐºÐ°ÐµÑ Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ поÑеÑÑÑÑ Ñознание.
Такое Ñвление не ÑедкоÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей, пÑиÑем более ÑÐºÐ»Ð¾Ð½Ð½Ñ Â«Ð·Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ» малÑÑи ÑмоÑионалÑнÑе и легко возбÑдимÑе. Ðазвание ÑоÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð· двÑÑ Ñлов, коÑоÑÑе оÑÑажаÑÑ Ð²ÑÑ ÑÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑпа â «аÑÑекÑивнÑй» ознаÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑоÑвление бÑÑной неконÑÑолиÑÑемой, как пÑавило, оÑÑиÑаÑелÑной, ÑмоÑии. Слово ÑеÑпиÑаÑоÑнÑй ÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð° иÑÑоÑник пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ â оÑÐ³Ð°Ð½Ñ Ð´ÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ. ÐÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе паÑокÑÐ¸Ð·Ð¼Ñ Ð½Ðµ Ñедкое Ñвление Ñ Ð´ÐµÑей в возÑаÑÑе Ð¾Ñ 7 меÑÑÑев до 3 леÑ.
ЧÑо пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиÑÑÑпа
Ð ÑÐ¸Ð»Ñ Ð½ÐµÐ´Ð¾ÑÑаÑоÑно ÑазвиÑÑÑ Ð´ÑÑ Ð°ÑелÑной и мÑÑеÑной ÑиÑÑем Ñебенка, когда он Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ ÑлиÑком ÑилÑнÑй вÑÐ´Ð¾Ñ , его легкие могÑÑ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÐµÐ½Ñ ÐºÐ¸ÑлоÑода, а Ñпазм гоÑÑани не Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÑвоевÑеменно ÑделаÑÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ . ÐеÑоÑÑноÑÑÑ Ñпазма гоÑÑани возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ñи деÑиÑиÑе в оÑганизме калÑÑиÑ, виÑамина D, а Ñак же пÑи пониженном гемоглобине в кÑови Ñ Ñебенка.
ÐоÑколÑÐºÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² калÑÑии Ñ Ñебенка доÑÑаÑоÑно вÑÑока â он оÑÐµÐ½Ñ Ð°ÐºÑивно ÑаÑÑ Ð¾Ð´ÑеÑÑÑ Ð¿Ñи поÑÑÑоении коÑÑной и зÑбной Ñкани, в Ñой или иной ÑÑепени деÑиÑÐ¸Ñ ÑÑого минеÑала ÑлÑÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñно ÑаÑÑо.
ÐÑаÑи ÑазделÑÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑÐ¿Ñ Ð¿Ð¾ ÑвеÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¶Ð¸ на «бледнÑе» и «Ñиние»:
- ÐледнÑй паÑокÑизм ÑлÑÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñебенка, внезапного ÑдаÑа, Ñкола, ÑилÑного иÑпÑга, пÑи ÑÑом Ñебенок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑолÑко наÑаÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ, но ÑаÑе дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ðµ оÑÑанавливаеÑÑÑ ÐµÑе до кÑика. Ребенок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ, ÑÐ¾Ñ Ð¿Ñи ÑÑом оÑкÑÑÑ, но плаÑа неÑ. ÐадеÑживаеÑÑÑ ÑеÑдÑебиение и поÑÑи не пÑоÑÑпÑваеÑÑÑ Ð¿ÑлÑÑ, кожа Ñебенка пÑи ÑÑом бледнееÑ, а в бÑдÑÑей жизни деÑи ÑклоннÑе к бледнÑм ÐÐ Ð ÑаÑе падаÑÑ Ð² обмоÑок.
- Синий пÑиÑÑÑп ÑÑо обÑÑно ÑеакÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑмоÑионалÑнÑÑ Ð±ÑÑÑ, недоволÑÑÑво и гнев, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми Ñебенок не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпÑавиÑÑÑÑ. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑеакÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑазвиÑÑÑÑ Ð¿Ñи оÑказе ÑдовлеÑвоÑиÑÑ ÑиÑминÑÑное желание малÑÑа â кÑпиÑÑ Ð¸Ð³ÑÑÑкÑ, даÑÑ Ð¿Ð°Ð¿Ð¸Ð½ ÑелеÑон, ÑоколадкÑ.
ÐаÑÐ¸Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ, Ñебенок повÑÑÐ°ÐµÑ Ð³ÑадÑÑ ÑмоÑионалÑного напÑÑжениÑ, в один Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð½ не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑ Ð¸Ð·-за Ñпазма гоÑÑани, кожа пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ ÑинÑÑнÑй оÑÑенок. Ð Ñаком ÑоÑÑоÑнии Ñебенок Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑеÑÑÑÑ Ñознание, возможна поÑеÑÑ Ð¼ÑÑеÑного ÑонÑÑа â он «обмÑкаеÑ», либо наобоÑÐ¾Ñ â вÑгибаеÑÑÑ Ð´Ñгой Ð¾Ñ Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑенапÑÑжениÑ.
ÐÑÑоÑник: Burda Media
Ðе ÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо пÑиÑÑÑп вÑглÑÐ´Ð¸Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑаÑно, деÑÑкие невÑологи и педиаÑÑÑ ÑÑвеÑждаÑÑ â здоÑовÑÑ Ñебенка, а Ñем более жизни, ниÑего не ÑгÑожаеÑ. Спазм пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно ÑпÑÑÑÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑекÑнд и Ñебенок, как пÑавило, ÑÑвÑÑвÑÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð²Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ðµ ноÑмалÑно, еÑли не бÑаÑÑ Ð²Ð¾ внимание, ÑÑо пÑиÑина ÑпÑовоÑиÑовавÑÐ°Ñ Ð¿ÑиÑÑÑп оÑÑаеÑÑÑ.
Ðак помоÑÑ ÑебенкÑ
Ðак пÑавило, пÑиÑÑÑп пÑÐ¾Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑеÑение 20-30 ÑекÑнд ÑамоÑÑоÑÑелÑно â Ñпазм оÑпÑÑÐºÐ°ÐµÑ Ð¸ Ñебенок Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ñ . Ðднако еÑли ждаÑÑ Ð½ÐµÑ Ñил и оÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑаÑно, можно попÑобоваÑÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑиÑÑ Ð´ÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ðµ, бÑÑзнÑв пÑÐ¾Ñ Ð»Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð¹ водой на лиÑо, Ñлегка дÑнÑв в оÑкÑÑÑÑй ÑÐ¾Ñ Ð¸Ð»Ð¸ оÑÐµÐ½Ñ Ð»ÐµÐ³ÐºÐ¾ Ð¿Ð¾Ñ Ð»Ð¾Ð¿Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾ Ñеке â ÑÑо Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑделаÑÑ ÑеÑлекÑоÑнÑй Ð²Ð´Ð¾Ñ . Ðе нÑжно Ñебенка ÑÑÑÑÑи, биÑÑ, и вообÑе делаÑÑ Ñезкие движениÑ, пÑежде вÑего, нÑжно глÑбоко Ð²Ð·Ð´Ð¾Ñ Ð½ÑÑÑ Ñамим и взÑÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð² ÑÑки.
ÐÑли Ñебенок «заÑелÑÑ» и наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÑеÑÑÑÑ Ñознание, мÑÑÑÑ ÑаÑÑлаблÑÑÑÑÑ, и он Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑпаÑÑÑ. ÐозÑмиÑе малÑÑа на ÑÑки либо ÑложиÑе набок, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑÑиÑÑ Ð¿Ð°Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑавмÑ
«Синий» пÑиÑÑÑп, коÑоÑÑй вÑегда пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð½Ð° Ñоне иÑÑеÑики и ÑмоÑионалÑного возбÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ попÑÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑедоÑвÑаÑиÑÑ. ÐÑли Ñебенок кÑиÑÐ¸Ñ Ð¸ Ñже на гÑани, поÑÑаÑайÑеÑÑ Ð»ÑбÑм ÑпоÑобом его оÑвлеÑÑ, ÑбиÑÑ Ñ Ð½Ð°ÑÑÑоенной пÑогÑаммÑ, ÑдивиÑÑ â ÑÑого Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ допÑÑÑиÑÑ Ð¾ÑÑановки дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ.
Ðднако не ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÑÑÑÑпаÑÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑебованиÑ, коÑоÑое ÑÑало пÑиÑиной иÑÑеÑики, Ñаким обÑазом можно лиÑÑ Ð·Ð°ÐºÑепиÑÑ Ð² его Ñознании ÑвÑзÑ: пÑоÑÑба-оÑказ-иÑÑеÑика-полÑÑение желаемого.
Ðажно помниÑÑ, ÑÑо Ñебенок вÑегда лÑÑÑе ÑеагиÑÑÐµÑ Ð½Ð° взаимодейÑÑвие, или инаÑе ÐºÐ¾Ð¼Ð°Ð½Ð´Ñ Â«Ð²Ð¿ÐµÑед», нежели на ÑÑебование пÑекÑаÑиÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¾Ðµ либо дейÑÑвие. ÐÑли Ð²Ñ ÑкажеÑе малÑÑÑ, напÑимеÑ: «Ðобежали вмеÑÑе, кÑпим моÑоженое», он пеÑеклÑÑиÑÑÑ Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑей веÑоÑÑноÑÑÑÑ, Ñем, еÑли ÑÑанеÑе кÑиÑаÑÑ ÐµÐ¼Ñ Â«Ð£ÑпокойÑÑ!!!»
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑÑиÑÑ Ñебенка ÑпÑавлÑÑÑÑÑ Ñ Ð¿ÑиÑÑÑпами гнева и ÑÑоÑÑи, Ð´Ð»Ñ ÑÑого, пÑежде вÑего, нÑжно наÑÑиÑÑÑÑ ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð²Ñем Ñленам ÑемÑи.
ÐаÑколÑко опаÑÐ½Ñ Ð°ÑÑекÑивно-ÑеÑпиÑаÑоÑнÑе пÑиÑÑÑпÑ
ÐедиаÑÑÑ Ð¸ деÑÑкие невÑологи оÑноÑÑÑ ÑÑи непÑиÑÑнÑе пÑоÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑизиологиÑеÑкой ноÑме в пÑоÑеÑÑе ÑозÑÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½ÐµÑвной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ назÑваÑÑ Ð¸Ñ Â«Ð²Ð¾Ð·ÑаÑÑнÑми оÑобенноÑÑÑми». РболÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев Ñебенок пÑоÑÑо «пеÑеÑаÑÑаеÑ» Ð¸Ñ , пÑакÑиÑеÑки без поÑледÑÑвий.
Ðажно ÑбедиÑÑÑÑ, ÑÑо пÑиÑÑÑÐ¿Ñ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑно ÐÐ Ð, а не пÑоÑвлением более ÑеÑÑезнÑÑ Ð½ÐµÐ²ÑологиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñоблем, Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð° конÑÑлÑÑаÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑа.
ÐÑÑоÑник: Fotolia
РневÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ ÐµÑли:
- ÐÑиÑÑÑÐ¿Ñ Ð½Ðµ пÑекÑаÑилиÑÑ Ð¿Ð¾Ñле 4-5-леÑнего возÑаÑÑа либо наÑалиÑÑ ÑанÑÑе 6 меÑÑÑев.
- ÐпеÑвÑе пÑиÑÑÑп ÑлÑÑилÑÑ Ñ Ñебенка ÑÑаÑÑе 3-леÑнего возÑаÑÑа.
- ÐÑÑановка дÑÑ Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 1-2 Ñаз в неделÑ, возможно из-за ÑаÑÑÑÑ Ð¸ÑÑеÑик. Ð ÑÑом ÑлÑÑае Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð°Ð´Ð¾Ð±Ð¸ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð° и коÑÑекÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑодиÑелей.
- СÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑÑÑ Ðº вÑаÑÑ, еÑли во вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð°ÑокÑизма Ñ Ñебенка наÑинаÑÑÑÑ ÑÑдоÑоги.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
ÐÑполÑзование ÑоÑо: Ð.4 ÑÑ.21 ÐУ «Ðб авÑоÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑмежнÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð°Ñ — «ÐоÑпÑоизведение Ñ ÑелÑÑ Ð¾ÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑекÑÑÐ¸Ñ ÑобÑÑий ÑÑедÑÑвами ÑоÑогÑаÑии или кинемаÑогÑаÑии, пÑблиÑное ÑообÑение или ÑообÑение пÑоизведений, ÑвиденнÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÑлÑÑаннÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑобÑÑий, в обÑеме, опÑавданном инÑоÑмаÑионной ÑелÑÑ.»
Источник
Так звучит одна из самых частых жалоб у родителей пациентов в возрасте приблизительно от 1 до 3 лет (возможны более ранние и поздние варианты от 6 месяцев до 6 лет).
Классическое описание родителями выглядит так: на фоне обычных семейных ситуаций (отняли игрушку, запретили заниматься чем-то интересным)
ребенок заплакал, закатился, при плаче остановилось дыхание, долго не вдыхал, посинел, обмяк, потерял сознание, это продолжалось меньше 1 минуты (обычно несколько секунд), после этого пришел в себя и вел себя как обычно.
Иногда потеря сознания может сопровождаться напряжением или подергиваниями рук и ног. После таких эпизодов может быть непродолжительная вялость. Это типичный «синий» аффективно-респираторный приступ. Второй вариант — «бледный», встречается реже. Обычно он связан с каким-либо внезапным неприятным (обычно болевым) стимулом. Это выглядит так: ребенок обо что-то ударился, чаще головой или туловищем, резко побледнел, остановилось дыхание, потерял сознание, но пришел в себя через несколько секунд. Довольно часто после этого появляется сонливость. При «бледных» аффективно-респираторных приступов есть важный момент, который часто пропускают родители и врачи — между провоцирующим стимулом и обмяканием может пройти некоторое время (до 30 секунд), поэтому связь между незначительной травмой и пугающим падением ребенка бывает незаметна.
Такие приступы могут испугать не только родителей, но и врачей скорой помощи, и тогда ребенок с предположительным диагнозом «эпилепсия?» даже направляется в больницу. Но на самом деле все не так страшно, как кажется. Аффективно-респираторные приступы не имеют отношения к эпилепсии и всегда проходят без лечения. Спасать ребенка при аффективно-респираторных приступов НЕ НУЖНО, угрозы жизни при таких приступах нет.
Не нужно бояться, что дыхание не восстановится, такого не бывает. Искусственное дыхание, обрызгивание водой совершенно бесполезны, ребенок придет в себя без посторонней помощи.
Современные европейские и американские руководства не рекомендуют выполнять какие-то исследования при типичной картине аффективно-респираторных приступов, потому что их трудно спутать с чем-то другим. Необходимость в обследовании возникает при нечетком описании приступа родителями, либо при наличии у ребенка каких-то сопутствующих нарушений, когда не получается определиться в ситуации только по описанию событий. В таких случаях перед неврологом может встать вопрос — не было ли наблюдавшееся состояние эпилептическим приступом, или проявлением черепно-мозговой травмы, или инсультом (у детей они тоже бывают, это не только болезнь пожилых), либо это вообще не неврологическая проблема — например, нарушения дыхания могут быть и при инородных телах в дыхательных путях, и при бронхиальной астме, а обмякание может быть вызвано перегреванием, нарушением сердечного ритма, или приемом лекарств. Тем не менее в большинстве случаев адекватный расспрос очевидцев практически гарантирует установление правильного диагноза буквально за несколько минут.
Есть один момент, который упускают из виду и родители, и педиатры, и неврологи, которые сталкиваются с аффективно-респираторными приступами. У многих, хотя и не у всех, детей с АРП можно найти в анализе крови снижение уровня гемоглобина и/или эритроцитов (т.н. анемия) и низкое содержание железа. Показано, что лечение с помощью обычных препаратов железа позволяет либо уменьшить частоту приступов, либо избавиться от них полностью. Повторю, без лечения АРП все равно исчезнут, цель лечения в данном случае в основном в исправлении анемии, а отсутствие приступов — скорее, приятное дополнение и избавление семьи от стресса.
Родителям стоит знать, что при конфликтах и разногласиях в семье некоторые дети могут «спекулировать» на аффективно-респираторных приступах и добиваться желаемого, пугая приступами родителей. В подобных случаях может понадобиться семейный психолог или психотерапевт, но не для того, чтобы избавиться от приступов, а чтобы исключить провоцирующие их ситуации.
Традиционная заключительная фраза. Все описанное в этой статье выглядит довольно просто, но, тем не менее, в жизни бывают разные неоднозначные ситуации и сложные случаи, поэтому любые сомнения надо решать в кабинете врача.
Примечание для продвинутых родителей, ищущих информацию в сети самостоятельно: по-английски АРП — breath-holding spells.
Статья подготовлена по материалам руководств Child neurology (J.Menkes, 2005) и UpToDate
Задать вопрос доктору Ноговицыну можно в этом разделе
Источник
/О детях/Детское здоровье и уход/Первая помощь
Страшно, но не всегда опасно
- «Закатывания» при крике и плаче
- Фебрильные судороги
- Судороги в подростковом возрасте
С детскими судорогами сталкивается большинство родителей, и зачастую мамы и папы очень пугаются происходящего. Между тем судороги вовсе не обязательно обозначают смертельную опасность, а некоторые и вовсе – обычные спутники взросления.
Итак, паниковать или нет, и если паниковать – то когда? Разобраться в этом вопросе мы решили с помощью Елены ПАРАМОНОВОЙ, невролога-эпилептолога, основателя, директора и эксперта центра эпилепсии, пароксизмальных состояний и нарушений сна «Алгоритм».
Наш эксперт: Елена Николаевна ПАРАМОНОВА
Закончила Новосибирский государственный медицинский Институт в 1986 году, специализируется в области неврологии с 1992 года. В 1995 году стала первым в Новосибирске врачом-эпилептологом.
Сегодня врач невролог-эпилептолог высшей квалификационной категории. Директор и главный врач Центра эпилепсии «Алгоритм».
«Закатывания» при крике и плаче
— Елена Николаевна, какого рода судороги характерны для детей?
— Очень часто у родителей вызывает страх аффективно-респираторные приступы, попросту, «закатывания» при плаче. На самом деле, выглядят эти приступы достаточно жутко – ребенок синеет, падает, выгибается дугой. Или ещё бывают бледные обмороки — часто реакция на боль, особенно, если ударился затылком, побледнел и упал. Этих состояний боятся все родители.
Существуют четыре типа аффективно-респираторных приступов (АРП).
Самый обычный, называется простым АРП. Проявляется в виде задержки дыхания в конце выдоха. Обычно является следствием фрустрации или травмы. Нет никаких серьезных изменений кровообращения или оксигенации и восстановление дыхания происходит самопроизвольно.
Синий тип. Как правило, вызывается гневом или фрустрацией, хотя бывают и от боли. Ребенок плачет и делает форсированный выдох, иногда возникает цианоз (синий цвет), потеря мышечного тонуса и потеря сознания. Большинство детей приходят в сознание, некоторые засыпают на час или два.
Бледный тип. Ребенок бледнеет (в противоположности синему типу) и теряет сознание; не плачет или плачет немного.
Осложнённый тип. Может быть просто более тяжёлой формой предыдущих двух типов. Приступ этого типа начинается как «синий» или «бледный», а потом перетекает в подобие эпилептического припадка. Электроэнцефалограмма вне приступа в основном нормальна.
— Что же делать?
— Во-первых, страх долой! Ребёнка из этого состояния нужно вывести: можно брызнуть в лицо холодной водой, можно умыть, шлёпнуть по попе или по щечке, можно резко встряхнуть и дунуть в рот. Иногда помогает вынести ребенка на холодный воздух, поднести к открытой форточке. Помогают любые воздействия, рассчитанные на рефлекторную реакцию.
— Почему возникают такие состояния?
— Эти состояния наследственно обусловлены. Часто в кабинете врача на вопрос, было ли такое с кем-то из близких, взрослые начинают вспоминать, что, да, было у брата, бабушки, сестры…
— Такие приступы на всю жизнь?
— Нет, нет. Эти приступы проходят после пяти лет. Но, дорогие родители, учтите, что многое в этом вопросе зависит от вас! В семьях, где родители досконально изучили вопрос, прислушались к советам врача, всё поняли и ничего не боятся, эти состояния уходят достаточно безболезненно.
” А вот когда родители реагируют истерично, у ребенка может сформироваться невроз. Бывает, что иногда дети с аффективно-респираторными приступами осознают, что родители боятся таких состояний, и начинают их симулировать, потому что наши дети — это очень умные существа, которые могут использовать любые средства для достижения цели (смеётся). Помните, что очень многое зависит от того, как поведут себя родители.
Фебрильные судороги
— Часто у детей бывают судороги при повышенной температуре. Расскажите, пожалуйста, про них.
— Есть типичные фебрильные судороги на температуру тела 38,5 и выше (такая температура и называется фебрильной). Для них характерны следующие признаки:
во-первых, возраст от года до пяти;
во-вторых, продолжительность не дольше пяти минут;
в-третьих, это генерализованые (распространившиеся по организму) приступы, иначе говоря у ребёнка либо «тянет», либо «бьёт» всё тело.
” — 5% детей земного шара подвержены таким приступам, и только у 5% из этих пяти такие судороги могут быть дебютом эпилепсии. Остальные 95% перешагнули возраст пяти лет и вошли во взрослую жизнь здоровыми людьми. Только нужно иметь в виду, что их дети тоже могут демонстрировать такие судороги.
— Есть атипичные фебрильные приступы. Это гораздо более опасное состояние. Немедленно обратитесь к врачу, если наблюдаете следующие признаки:
во-первых, судороги начинаются до года (особенно до 6 месяцев!) или после пяти лет;
во-вторых, температура тела 37,5;
в-третьих, они носят фокальный характер, то есть по одной половине тела проходит судорога, а вторая не задействована.
Это очень опасные состояния, потому что они указывают на заболевания мозга – возникновение новообразований или развитие структурной височной эпилепсии.
-Елена Николаевна, какие заболевания могут спровоцировать у детей появление фебрильных судорог?
— Абсолютно любые, у каждого человека индивидуально. У кого-то судороги возникают на ангину, у кого-то на пневмонию, у кого-то на ротавирусную инфекцию, на грипп… Справедливости ради надо заметить, что на температуру 40 при гриппе судорогой может отреагировать даже взрослый человек.
Судороги в подростковом возрасте
— А могут ли судороги быть спутниками роста, то есть возникать в подростковом возрасте и проходить со временем?
— Конечно, ведь в пубертате (пубертатный период – период полового созревания, обычно 12-16 лет у девочек и 13-18 лет у мальчиков) идет перестройка организма, и, бывает, что он не справляется с нагрузками. В этом возрасте чаще характерны даже не судороги, а конвульсивные обмороки (потянуло — и обмяк), а также просто обмороки — обмяк и стёк, как мороженое. Они возникают при сильном волнении (мальчики боятся уколов, например). Бывают от длительного стояния (девочки падают в обмороки на школьных линейках 1 сентября).
” Чтобы исключить подозрение на какое-то другое заболевание, родителям нужно знать, что в обморок человек «входит», и подростки довольно чётко описывают свое состояние: возникает чувство дурноты, головокружение, звон в ушах или их заложенность.
Если всё происходит именно так, то с возрастом это пройдёт, но консультация невролога, разумеется, обязательна. Просто родители должны понимать, что обморок – не повод для паники.
— Какие подростки попадают в группы риска?
— Это, конечно, ребятишки, которые очень быстро «ушли вверх», выросли. И дети, которые не имею физических и двигательных нагрузок, те, кто целый день сидит в школе, а потом дома перед компьютером.
” — Дорогие родители! Помните, что для лечения таких судорог и обмороков самое главное — это тренировка сосудов, а именно физические нагрузки и закаливающие процедуры.
-Елена Николаевна, что предпринять, если у подростка всё-таки возникают периодические судороги, а врачи не находят отклонений?
— Не опускать руки, не пускать на самотёк, а искать причины! У подростков всё уже так же, как у взрослых. С неэпилептическими судорогами должны разбираться врачи самых разных направлений:
нарушение сердечного ритма, выявленные на ЭКГ — к кардиологу;
гипокликемия (низкий сахар крови) — к эндокринологу. Ведь есть подростки, которые просто не едят (не успевают, не хотят, худеют), а есть дети с предрасположенностью к диабету;
гипокальциемия — низкий уровень кальция — к терапевту. И мамам на заметку: обязательно следить за приемом кальцийсодержащих препаратов и витамина D у всех детей, начиная от младенцев и заканчивая подростками. Кстати, при гипокальциемии судороги болезненные и длительные.
редко, но встречается опухоль поджелудочной железы — инсулинома, которая тоже может давать судороги — к онкологу;
если у подростка плохая электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — к эпилептологу.
” — Добросовестный доктор при жалобах на судороги всегда даст рекомендации сделать ЭКГ (электрокардиограмму), суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру, ЭЭГ (электроэнцефалограмму), сдать кровь на сахар и на микроэлементы: кальций, магний, фосфор.
Причин судорог много, нужно обязательно обследоваться, искать и находить их, а потом лечить и создавать для себя и своих детей здоровую и полную радости жизнь! Здоровья вам и вашим детям!
31.10.2018
Беседовала Римма Петрак
у сына ветрянка. ему 4 года .на второй день после высыпания сыпи у него были судороги
Сыну 17 лет,не всегда, но бывает просыпается и получаются непроизвольные действия, подергивания руками, валится всё из рук, пока не проснется окончательно, руки прямо выпрыгивают, дергаются, что это?
у ребенка в 7 лет при лечении зубов произошла потеря сознания и судороги, затем через год или два, при введении внутривенного укола тоже самое (врач невролог сказала, что это психогенные судороги). Ребенок их контролирует и если его отвлекать в этот момент, то обморока с судорогами не происходит. Эпилепсия ли это и как можно вылечить? (невролог сказала, что принимать фенибут и диакарб при мед процедурах, которых он боится и больше ничего). Сейчас ребенку 13 лет, хочет пойти со временем в армию. Будет ли у него противопоказание от невролога или присиатора. На ЭЭГ показан участок судорожной готовности. Заранее спасибо. Светлана.
Добрый вечер. Лежу с ребенком (3 года) в больнице с гриппом и бронхитом, сегодня 6-ой день нам ставят цефтриаксон, ставили последние три дня через котетр так как капали глюкозу, утром в 11-00 при уколе начались судороги, это очень страшно, она вся посинела и потеряла сознание, реаниматолог сказал что 2 минуты была без сознания. Ей сразу же вкололи преднизалон и фенозипам. Очень боюсь последствий. Врачи сначало сказали что это от антибиотиков, сейчас говорят надо искать причину. Все анализы хорошие, сахар в норме, ЭКГ отличное, глюкоза в норме. Может ли это повториться? Какие могут быть последствия? Куда дальше идти обследоваться?
Здравствуйте. Недавно у ребенка 6 лет(мальчик) он инвалид был приступ. Закидывает голову, зажимает 4 и 5 палец к ладони, открыт рот похрюкивает. Но можно его отвлечь от этого. Длилось около часа и минут через 15 уснул.2 раз за месяц это повторилось
klubnika22
Здравствуйте! А что у Вас было, напишите мне пожалуйста!
Доброго дня!
Месяц назад утром у сына 12 лет был впервые судорожный приступ — около минуты подергиваний конечностей с прикусыванием языка, без непроизвольного мочеиспускания. Со спутанным сознанием в первые 15 минут после пробуждения, с «тяжелой головой» в следующие несколько часов.
Госпитализирован в детскую неврологию «скорой помощи», ЭЭГ, КТ — отклонений не выявлено. ЭКГ, рефлексы, глюкометр — это всё сделал доктор со скорой, тоже норма. Он же сразу задал вопрос про сидение за компьютером, травмы — ничего не было.
Тренер по боксу сказал — это от большой физической нагрузки. Действительно ли так бывает и случалось ли у кого-то подобное? Сын и вправду впахивал на тренировке наравне со студентами, но тренировка была не первая.
Елена Николаевна! Если читаете, привет Вам и благодарность от вашей маленькой пациентки 2008 г.р Меня пугали, что у ребенка маленькая голова. Ваши слова сбылись абсолютно- у нас растет миниатюрная девочка .
скоро, правда, планирую к Вам по другому поводу обратиться..
Статья полезная.
У ребенка были судороги. А некоторые неграмотные врачи в больнице таких диагнозов понаставили без обследований, что жить не хотелось!
Спасибо за статью!
Когда мне первый раз пришлось столкнуться с судорогой у ребятенка при высокой температуре, действительно была паника
Благо нашему педиатру объяснила что такое бывает и это не так страшно как выглядит.
Главное не растеряться, а снять болевые ощущения у ребенка
Источник