Ребенок 3 года падает на ровном месте
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Возврат к списку публикаций
Источник
Мы ведь не одни такие?Может на ровном месте упасть,а может наоброт по кочкам хорошо шагать.Ноги высоко поднимать не хочет-как этому учить??
😆 умереть и не встать… В энциклопедии посмотрите 😆
у меня ребенку 8 лет и он занимает 1-2 места на соревнованиях спортивных, и то может на ровном месте грохнуться . как умудряетсся — не пойму :gy:
Аноним
умереть и не встать… В энциклопедии посмотрите
Что именно?Как учить ноги поднимать?Для нас это да,проблемка,он все время носками загребает
Хосспади,я думала,моя одна такая клюшка :gy: Все углы соберет,на ровном месте шлепнется :dash: Но у нас наследственное,папа-та еще клюшка тоже…. :crazy:
— Далеко-далеко на лугу пасется ко…— Корабли в моей гавани жечь!— Уберите отсюда эту чумную бабу с гитарой!
Капучино
у меня ребенку 8 лет
аналогично, 5 лет ушу занималась, теперь в танцы перешла и все равно спотыкается и ровно стоять не может :secret:
Такая вот автор темы
Ноги высоко поднимать не хочет
не хочет — это одно и учить не чему, такая постановка подразумевает, что ребенок умеет, наша тоже любит шаркать ногами, как старушка..
Меня деньги не волнуют… Они меня успокаивают
Нам 2, 7, тоже на улице падает постоянно. Дома редкий случай. Были у ортопеда, сказал все хорошо у вас с ногами. С легким ужасом думаю про лето, как мы с голыми коленками в платье буем ходить :wow:
у меня ребенок такой. Очень простое объснение- неврология- слабый тонус в руках и ногах. Стопа вялая. Руки такие же, еле варежки оденешь. Надо делать гинастику, укреплять стопы, например на велике кататься полезно ну и т.п.
Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать, является хорошим признаком гармонии внутри.
великом стопы не укрепите, ходить босиком по неровному покрытию.катать стопой скалку/бутылку, и разные массажеры.
Kor.ka
Очень простое объснение- неврология- слабый тонус в руках и ногах.
Угу, вообще во всем теле слабый мышечный тонус- миотония
Если не заниматься и не нагружать физически, будет именно такая, спотыкающаяся, неуклюжая.
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
strizh
великом стопы не укрепите
Им можно выправить направленность стоп
Прошлым летом моя каталась ежедневно 1-2-3 часа, от косолапости ни следа не осталось
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
мой миотоник
смог только несколько дней назад. Ему почти 3,5 года. Велик куплен уже 2 года, с легким ходом. До этого не хватало сил 🙁
Конура, луна и кости избавляют нас от злости
Такая вот автор темы
Мы ведь не одни такие?
Оказывается не одни :gy: у нас такой же, ребенку 2,1. Миатонический синдром нам писали до 1г 2 м,сейчас не пишут почему-то. Стопа да слабая,плоско-вальгус. Прыгать умеет,гимнастику делаем, прошу как цапля на одной ноге постоять попеременно :gy: Чем еще можно ему помочь? Остеопат,массаж?
Для меня это реально проблема,сейчас все растает,у нас во дворе еще везде асфальт,так он тут весь двор собой соберет,бегает как метеор
у нас тоже падает всё время, при этом дома или на улице не имеет значения (2,5сейчас) — спрашивала у всех докторов (невролог, хирург, ортопед, остеопат), нам ничего не ставят, ине советуют (((
как вариант обувь велика
Не говорите, что жизнь скучная, а то на голову свалится куча проблем ????
у меня дети такие 🙁 коряги — на ровном месте спотыкаются. Ноги ломали, растяжения — так это вообще раз в год стабильно. Мы у травматолога бываем раз в полгода — нам скоро абонемент выпишут. И при этом диагнозов нет ни у невролога, ни у хирурга — кроме плоскостопия. Вот такой вот у них моторный идиотизм.
я в 18 при беге босиком запнулась об собственный палец на ноге и упала :gy: а вы о двухлетке…
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти.
123987
С легким ужасом думаю про лето, как мы с голыми коленками в платье буем ходить
Захочет запнуться — и дома упадет 😉 Дочь тоже любитель шлепнуться на ровном месте. В 2,5 дома на ровнм полу сломала ногу, неудачно упала. В 2,10 выбила передние зубы, упала лицом на асфальт. Тоже на ровном месте, никто не толкал. А вы за содранные коленки боитесь :gy:
Водя липучкою по платью, в попытке шерсть убрать с него, я все сильней подозреваю, что кот куда-то в нем ходил
Масявр
В 2,10 выбила передние зубы, упала лицом на асфальт.
😥 да уж… У нас носом тоже пахал асфальт несколько раз уже 😥
Девочки,а как с речью у детишек?
У меня муж спотыкается на ровном месте, четвертый десяток дяденьке 😆 Мама не научила видимо ноги поднимать. Зуб ломал при падении. Может со зрением не оч хорошо у вас?? Неуклюжие движения характерны для людей с проблемами зрения.
Сынуля мой до 5 лет спотыкался. Только смеялись. Это сейчас -неврологи, психологи и тд, а в 90-е годы, когда он рос, оставалось только смеяться, да колени у штанов отстирывать.
Не переживайте-пройдет. Хотя, скорее всего вам сейчас насоветуют бежать к неврологам и мрт мозга делать :gy:
Я бы промолчала, но это как то не в моем стиле.
Мой сына 2,4 тоже постоянно на улице падает, а сейчас грязь ещё такая, дома ходит нормально, бегает, а на улице ужас во- первых я его постоянно тащу за собой, такое ощущение, что ногами переберать не может, а во-вторых идёт и не род ноги, а по сторонам смотрит, тоже с ужасом жду лета, пластарями и зеленкой запасаться надо, будет асфальтная болезнь)))
Евангелина*
Не переживайте-пройдет. Хотя, скорее всего вам сейчас насоветуют бежать к неврологам и мрт мозга делать
я бы не так отнеслась к проблеме. Надо заняться лфк, а лучше спорт. Вот прямо так — «спорт наше все», «о, спорт! — ты жизнь».
Kor.ka
Очень простое объснение- неврология- слабый тонус в руках и ногах.
У моей дочери только в ногах, да и не в неврологии дело. У неё после ношения ортеза ножки слабые, почти полтора года восстанавливаем. Когда устаёт, падает на ровном месте. С руками у неё всё отлично. А вот сын-миотоник с врождённой неврологией почему-то не спотыкался, хотя носился как угорелый. С координацией у него плоховастенько, с закрытыми глазами на одной ножке при попытке достать пальцем до кончика носа промахивается (любимый тест неврологов), зато на ушу делает всё. Как ему это удаётся., для меня загадка…
123987
как мы с голыми коленками в платье буем ходить
Я дочери купила несколько пар наколенников трикотажных, чтобы к платьям по оттенку подходили :gy:.
vulpes pilum mutat, non mores
Аноним
Девочки,а как с речью у детишек?
:know: более-менее с речью
младшая уже несколько раз падала и губу разбивала.
Но если честно — она редко падает, зато всегда с последствиями…
Источник
Чем раньше выявлена проблема в развитии двигательных навыков у малыша, тем больше у него шансов на здоровую жизнь. Чтобы не упустить драгоценное время, родителям надо знать, на какие симптомы неблагополучия обращать внимание.
Большинство детишек овладевают двигательными навыками в предсказуемой последовательности и в определенном возрасте. Сначала они учатся держать и поднимать голову, затем – переворачиваться и садиться. Далее – вставать, ходить, ползать, прыгать на двух и на одной ноге. Здоровый ребенок имеет право нарушать эту последовательность, опережать ожидаемые временнЫе сроки или запаздывать. Причиной может быть индивидуальная особенность, наследственность (как мама или папа в свое время), ошибочное стремление родителей в обучении крохи. Но есть 10 симптомов, появление которых может сигнализировать о серьезном нарушении моторного развития и даже о заболевании. Обязательно расскажите о них педиатру!
1. Регресс или потеря уже приобретенных навыков
Мышечная сила и моторная ловкость малыша с каждым днем должны только улучшаться. Если замеченную регрессию навыков нельзя связать с недавней болезнью (хотя бы с банальной «простудой»), это очень серьезный повод для тревоги и незамедлительного обращения за помощью профессионалов.
Что считать регрессом
Внезапный категорический отказ самостоятельно есть и одеваться, требование вернуть давно забытую пустышку, возвращение каляк-маляк в альбом с рисунками – признак неудовлетворенности, беспокойства, гнева, поселившихся в душе ребенка. Часто таким поведением карапуз демонстрирует потребность во внимании и ласке взрослых или сопротивляется слишком настойчивым попыткам сделать его предводителем вундеркиндов. Не волнуйтесь: это не регресс. Но если дитя, уже пытающееся бегать, вдруг не может встать на ножки или сделать без падения нескольких шагов, это не нормально. Такой распад моторных навыков может быть признаком серьезного неврологического или психического расстройства: эпилепсии, энцефалита, опухоли головного мозга, огромного множества метаболических поломок, проявляющихся прогрессирующими болезнями накопления. Первым неотложным шагом будет комплексное специальное медицинское обследование.
2. Нога(-и) или ручка(-и) малютки кажутся слишком жесткими
Что могут заметить родители:
- кроха постоянно, даже во сне, держит кулачки плотно сжатыми;
- ребенок не может разжать пальцы, чтобы выпустить игрушку;
- малышу трудно изменять положение тела – словно его кто-то удерживает;
- отдельные мышцы на ручке или ноге постоянно твердые;
- лежа на животике, младенец с усилием выгибается и приподнимает голову, как будто пытаясь достать макушкой до пяток, при этом ему даже не требуется опора на руки (они могут быть вытянуты вдоль тела);
- волосы на затылке (или ближе к виску с одной стороны) выкатаны, кожа здесь блестит от постоянного трения о подушку;
- ножки перекрещены, как ножницы (чем выше к попке уровень перекреста, тем хуже прогноз).
Все перечисленное – признак высокого тонуса (гипертонуса) определенной группы мышц. Ни усилием воли, ни во сне ребенок не может их расслабить. Главное, что надо исключить – спастическую форму детского церебрального паралича. При этом заболевании мозг посылает патологические сигналы к мышцам, заставляя их сжиматься. Длительный гипертонус приводит к быстрому развитию контрактур, лишающих способности совершать точные действия, а то и вовсе – двигаться. При тяжелом церебральном параличе дети нуждаются в постоянном уходе, ходунках или инвалидном кресле. Но у половины болезнь протекает в мягкой форме, хорошо поддающейся лечению. Нередко неврологическая симптоматика сочетается с нарушением интеллекта, артикуляции речи, слуха или зрения. Тогда прогноз напрямую зависит, насколько рано начаты реабилитационные мероприятия.
Не надо думать, что ДЦП – редкий диагноз. Распространенность всех его форм в разных странах составляет от 2 до 7 на 1000 живорожденных детей, особенно часто – у появившихся раньше срока. Даже если в процессе обследования малыша церебральный паралич не будет подтвержден, врачи определят другую причину гипертонуса мышц и помогут крохе поскорее выздороветь.
3. Мышцы ребенка слишком мягкие
Причина – в низком тонусе, в слабости мышц.
Что могут заметить родители:
- когда взрослый перемещает руку или ножку ребенка, он не ощущает никакого сопротивления;
- когда дитя берут под мышки и приподнимают, его плечи идут вверх, а голова и шея «провисают» между ладонями взрослого;
- на руках у родителя взятый под мышки кроха не группируется, а висит, «как тряпочка», зрительно удлиняясь в росте;
- при натягивании на стопки ползунков или носочков малыш не упирается ногой в ладонь взрослого, а сразу пассивно сгибает ее;
- в положении на спине бедра разведены в стороны, буквально «расплываясь» по пеленке, без попытки свести их вместе;
- впечатление, что ребенка можно завязать в узел (гуттаперчивость).
Низкий мышечный тонус мешает младенцу удерживать голову, вовремя сесть и пойти. В будущем таким детям не под силу крутить педали велосипеда, кататься на коньках или лыжах, активно участвовать в подвижных играх сверстников. У них нередки нарушения равновесия тела и координации движений. Мышечная гипотония ограничивает их физические способности, влияет на выбор профессии.
Низкий тонус – симптом рахита, болезни Дауна, мышечной дистрофии, обменных нарушений. Нередко причина так и остается невыясненной. Существует даже термин «доброкачественная врожденная гипотония», когда серьезных нарушений двигательного развития нет, проблема со временем разрешается сама собой. Разве что не стать таким детям великими легкоатлетами или альпинистами.
Независимо от причины низкого мышечного тонуса, главный совет врача – заставить малыша двигаться. Ему требуется правильно подобранный комплекс упражнений для наращивания силы и выносливости, освоения новых моторных навыков.
4. Ребенок еще не ходит
Если ровесники вашего карапуза уже уверенно топают, а он все еще ползает, это вовсе не означает, что малыш запаздывает в развитии. Не ходит до 1,5 лет – необычно, но нормально. Правда, важно, совместно с педиатром, установить причину. Самые частые из них:
- Пошел бы, да испугался, больно ударившись. Плюс по характеру боязливый и нерешительный.
- Подолгу находится в прыгунках или в ходунках. Эти тренажеры не развивают необходимые для ходьбы группы мышц, не позволяют быстро научиться управлять своим телом и сохранять устойчивое равновесие в вертикальном положении.
- Мышечная гипотония (смотри выше).
- Гипертонус мышц (еще выше).
- Малыш изучает мир из слинга, рюкзака или автокресла. Зачем ему стараться дотянуться или дойти до заинтересовавшего предмета? – Донесут, только «рули» указательным жестом в нужном направлении.
- Длительное пребывание в распорках или гипсе из-за перелома ноги или врожденного подвывиха в тазобедренном суставе.
- Умственная отсталость.
5. Ребенок ходит на цыпочках
Большинство младенцев эпизодически ходят на пальчиках, когда они еще учатся переступать, держась за мебель. Некоторые дети продолжают вставать на цыпочки при ходьбе от случая к случаю, просто для удовольствия. Особенно это нравится малышкам, воображающим себя летающими принцессами. Для карапузов до 2 лет это допустимо. Если ребенок старше – родители должны быть уверены, что это лишь привычка, а не патология.
Помощь медиков необходима, если малыш:
- передвигается на цыпочках бОльшую часть времени;
- имеет ригидность (гипертонус) затылочных мышц;
- часто спотыкается, падает «на ровном месте»;
- ходит, переваливаясь, как утка (признак дисплазии тазобедренных суставов);
- неловок, со слабо развитой мелкой моторикой (например, не может застегнуть кнопку или попасть шнурком в отверстие);
- быстро устает, не удерживает на ногах вес своего тела (мышечная слабость);
- теряет навык нормальной ходьбы на полной стопе, если он уже был.
Что еще заставляет детей ходить на цыпочках
Короткое ахиллово сухожилие мешает стоять на полной стопе и ограничивает диапазон движений на уровне лодыжки. Потребуется растяжение сухожилия с помощью тепловых физиопроцедур, лечебной физкультуры, ванн, массажа. Может понадобиться подбор и длительное ношение специального пластикового ортеза. В самых тяжелых случаях делают хирургическую коррекцию.
При спастической форме церебрального паралича Ахиллесово сухожилие настолько плотное и ригидное, что пятка подтягивается кверху, стопа разгибается, пальцы выпрямляются, как бы продолжая голень.
Ходьба и прыжки на цыпочках характерны для раннего детского аутизма. Важно убедиться, что у малыша нет проблем с поведением, с освоением речи и навыков общения. Лучше, если это сделает детский психолог и дефектолог.
6. Малыш «предпочитает» одну руку или часть тела
Младенцы одинаково активно пользуются обеими руками. На втором году жизни можно заметить, как постепенно начинает преобладать одна (чаще правая). Это нормально: у человека почти всегда есть доминирующая рука, нога, глаз, причем не обязательно с одной стороны. Но если родители заметили, что малыш отдает явное предпочтение какой-то одной конечности и практически не использует вторую, надо обязательно рассказать об этом врачу. Подтвердить подозрение можно во время игры, наблюдая, сможет ли кроха пинать мяч попеременно обеими ногами или ловко ухватиться ручками за предложенную игрушку.
Наиболее вероятная причина явного предпочтения ребенком одной ручки или ножки в сочетании с нежеланием или невозможностью использования другой – гемиплегический вариант детского церебрального паралича. В мягкой форме он может не проявить себя на первом году жизни, пока у крохи не станет заметно доминирование одной половины тела. Оглядываясь назад, взрослые наверняка вспомнят, что мышцы малютки казались слишком мягкими на ощупь и податливыми при пассивных движениях. Либо младенец часто закашливался во время еды, долго учился жевать и глотать густую пищу, спал с одним приоткрытым веком, необычно «кривил рот» при плаче. Причина – в легком снижении тонуса мышц половины тела и лица из-за нарушенной иннервации. В будущем ребенку наверняка понадобится логопедическая помощь, чтобы разработать вялые речевые мышцы. И обязательно – рефлексотерапевт, детский невролог, активная физиотерапия, лечебная физкультура.
7. Неуклюжий ребенок
Нет ничего необычного в том, что дети первых двух лет жизни часто падают или врезаются во все, что попадается на их пути, коллекционируя синяки и шишки. Еще моторно неловкие малыши учатся управлять своим телом, координировать движения. Особенно достается холерикам — неутомимым «искателям приключений». Родителям приходится быть начеку, чтобы уберечь их от несчастных случаев. Но неудачи ребенка могут быть сигналом о серьезной проблеме.
Когда требуется обратиться за помощью
1. Дитя постоянно натыкается на стены, мебель, регулярно «промазывает», пытаясь сесть на стул или взять со стола игрушку. Это может сигнализировать о проблемах со зрением: близорукости, ограничении полей зрения, трудности восприятия точного расстояния до предмета.
2. Сочетание моторной неловкости со слабостью или жесткостью мышц может быть при разных формах детского церебрального паралича.
3. Постепенное ухудшение координации движений на фоне ранее отмеченных успехов – признак дегенеративного или прогрессирующего нервно-мышечного заболевания. Например – мышечной дистрофии, ювенильного артрита, опухоли головного или спинного мозга, подострого склерозирующего панэнцефалита, мозжечковой атаксии.
4. Если главная причина неуклюжести – синдром дефицита внимания и гиперактивность.
5. Если у ребенка на фоне полного здоровья вдруг стала неустойчивой походка, движения потеряли точность – необходимо исключить сотрясение мозга. Для этого родителям в первую очередь надо проанализировать:
- не было ли на протяжении последних 6-8 часов падений с большой высоты или сильных ударов головой (по голове);
- осмотреть, не появились ли новые синяки или шишки;
- не жаловался ли малыш на тошноту, не рвало ли его;
- нет ли в поведении необычных черт – сонливости, капризов, вялости, чрезмерного возбуждения.
Даже если на все вопросы взрослые честно ответят «нет» — лучше показать карапуза доктору. И не затягивать с этим!
8. Малыш находится в постоянном движении
Наверняка любой взрослый хотя бы раз восхищался неугомонностью своего карапуза. Неутомимые энерджайзеры готовы круглые сутки совершать подвиги и открытия. Быть в постоянном движении – потребность детей, они устают от необходимости «тихо посидеть».
Что не является нормой и требует внимания родителей:
1. Непроизвольные движения, которые ребенок не может усилием воли контролировать. Это могут быть:
- тики (моргание или подмигивание, кашель, шмыганье носом, вокальные);
- судороги;
- тремор (мелкое или крупноразмашистое дрожание подбородка, кисти, стопки, согнутой в колене ножки);
- гиперкинезы – насильственные движения определенной группы мышц (например, внезапный выброс руки вперед, как будто малыш пытается что-то схватить).
2. Чрезмерная, необъяснимая суетливость, часто в сочетании с говорливостью.
Тремор подбородка – нередкое явление в периоде новорожденности. Врач неонатолог, наблюдающий кроху в роддоме, обязательно уточнит причину. Часто это признак незрелости нервной системы. Тогда младенцу требуется лишь время и бережный уход.
Тики, закрепляющие ставшие привычными движения (например, покашливание или шмыганье носом при простуде), поддаются контролю и со временем проходят. Дошколята и младшие школьники могут так реагировать на сложную психологическую обстановку в семье и в школе. Подобные насильственные движения, как и заикание, возникают вследствие сильного испуга или стресса. Здесь требуется психолог.
Все гиперкинезы, длительно сохраняющийся тремор, не поддающиеся объяснению тики и, тем более, судороги – признак органического поражения нервной системы, опухоли головного мозга, тяжелого метаболического расстройства. С медицинским обследованием лучше не затягивать.
По мнению Американской Ассоциации педиатров, ребенок до 4 лет имеет право быть очень активным. Но по мере взросления у него должна проявляться способность контролировать свои действия, управлять ими. То есть внимательно слушать собеседника, терпеливо дожидаться очереди, сосредоточенно выполнять какое-либо действие, не извиваясь при этом всем телом. Никто не требует от малыша невозможного: всего на несколько минут. Если у родителей складывается впечатление, что их 4-летнее чадо можно успокоить, только крепко связав, это может сигнализировать о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Без помощи медицинского психолога и специальной системы воспитания (поведенческой терапии) таким детям очень сложно обеспечить безопасность жизни и помочь усвоить базовую школьную программу.
9. Ребенку слишком сложно захватывать предметы и манипулировать ими
Речь идет о мелкой моторике, об усвоении и закреплении по мере взросления точных движений пальцами рук. Любое действие кистью требует координированного участия многих групп мышц, вестибулярного аппарата, способности видеть предмет и соотносить расстояние до него. И обязательно — контроля со стороны головного мозга. Поэтому постоянно «промазывающий» ложкой с кашей годовалый малыш вызывает умиление у родителей, а двухлетний – обоснованную тревогу.
Когда есть повод для беспокойства
Правило одно: родителям не удается на протяжении нескольких (минимум трех) месяцев привить определенное движение ребенку. При этом малышу не по прихоти взрослых, а по возрасту пора понять усвоить этот навык и понять его суть.
Например, полуторагодовалый кроха не умеет чистить зубки, но будет тянуть головку щетки в рот (а не в глаз) и требовать, чтобы на нее нанесли зубную пасту. Наигравшись, потом он может почистить и пол, но сначала малыш должен выполнить действие по прямому назначению предмета (то есть помнит, понимает). Или годовалый карапуз четко (не промажет) возьмет пальцами с тарелки печенье и, крепко зажав его в кулачке, будет с наслаждением грызть. Лакомство будет брошено не из-за слабости мышц, а потому, что насытился или отвлекся.
Развитая мелкая моторика – залог хорошей обучаемости и успешного будущего. Грубая задержка часто сочетается с интеллектуальной недостаточностью. Не надо надеяться, что проблема с захватыванием, удержанием и манипуляцией предметами «рассосется» сама собой. Это может быть первым тревожным сигналом о неврологической или интеллектуальной проблеме у ребенка. К тому же давно доказано, что речевой и моторный центры в головном мозге находятся очень близко и сильно влияют друг на друга. То есть можно с большой вероятностью предсказать, что малышу со слабыми и неумелыми пальчиками потребуется логопед.
Порой, чтобы помочь малышу, достаточно грамотных, регулярных и настойчивых занятий, поощряющих прогресс тонких моторных навыков. И проблему со зрением надо откорректировать – чем раньше, чем лучше.
10. Ребенок пускает слюни, поперхивается или с трудом проглатывает пищу
Что считать нормой:
- обильное слюноотделение у младенца в период прорезывания молочных зубов;
- поперхивание на начальном этапе кормления из ложечки;
- выталкивание языком новой по вкусу или консистенции пищи;
- покашливание или отказ от еды во время ОРВИ: фарингита, насморка, сильной одышки;
- повышенный рвотный рефлекс при надавливании на корень языка у возбудимых детей.
Когда надо показать ребенка доктору:
- обильное слюноотделение на фоне простуды из-за невозможности глотать (это может быть острый тонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, дифтерия, эпикондилит, круп);
- внезапный отказ от еды и питья в сочетании с высокой температурой (острый стоматит);
- приступы кашля во сне и в положении лежа (гастро-эзофагеальный рефлюкс (ГЭР));
- постоянные поперхивания во время и после еды без видимой на то причины. Это симптом множества неврологических заболеваний, органического поражения центральной или периферической нервной системы.
В зависимости от выявленной причины проблемы, ребенка будет лечить педиатр, невролог, хирург, рефлексотерапевт, дефектолог, физиотерапевт. При остром заболевании для сохранения жизни может понадобиться экстренная помощь. В других случаях потребуется длительная терапия нарушения.
Источник