Ребенок 3 года отказывается спать один
Содержание:
- Засыпание: как помочь ребенку
- Как уложить ребенка спать: 3 приема
Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.
— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!
А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.
Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».
Засыпание: как помочь ребенку
В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.
- Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
- Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.
То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.
- Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
- Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
- Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.
Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?
- Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
- Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
- У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»
В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.
При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.
Как уложить ребенка спать: 3 приема
«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»
Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.
Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.
Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.
Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.
Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.
Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.
Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»
У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)
Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…
И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.
Источник
Когда ребёнок только родился, если создать ему комфортные для сна условия, он, как правило, спит. К такому положению дел весьма быстро привыкаешь и, порою, кажется, что так будет всегда. И, пока ребёнок спит, мама легко и непринуждённо успеет всё.
Но малыш растёт, развивается, адаптируется к внешнему миру и всё чаще и чаще вступает с этим миром в контакт. Это раз от разу удивляет молодую маму.
– Как это?! Только я подстроилась ко сну три часа через два, а тут на тебе! Уже два через три!
И так далее…
Ближе к двум-трём годам наступает время икс. Это когда малыш категорически не согласен спать когда-либо ещё, кроме ночи.
Это, с одной стороны, похвально. Ведь в вашем доме подросла ещё одна личность, принимающая самостоятельные решения!
И всё бы хорошо, если бы не одно «НО». До вечера без дневного сна эта личность никак не дотягивает. Превращается ближе к вечеру в плаксивую «плюшку» и портит вечер себе и окружающим.
– Как же быть, если ребёнок отказывается спать днём?
– спросите вы.
Вопрос, конечно же, интересный! И универсального ответа у меня, например, нет.
С каждым ребёнком, буквально каждый день я варьирую различные известные мне приёмы. И, как правило, какой-нибудь из них да срабатывает. Если же, вдруг, не сработало, это означает одно, — просто я не очень-то и хотела, чтобы мой ребёнок сейчас поспал.
Ну а поскольку, эта тема давно уже актуальна в нашей с Машей жизни, я решила собрать все изученные нами методы укладывания спать в одну памятку. Ведь очень часто бывает так, что в нужный момент отработанные, казалось бы, навыки вдруг берут и забываются.
А тут, пожалуйста, — шпаргалка! Достал, пальчиком поводил, выбрал нужный пункт и – к действию!
Итак, мы собрали наши наиболее эффективные способы уложить ребёнка 3 лет в этой шпаргалке для мамы.
Способов получилось ровно десять.
Можно, конечно было бы вспомнить и больше.
Но я решила, что 10 способов уложить ребёнка 2 – 3 лет спать, это – вполне достаточный ассортимент маминой шпаргалки для уверенной гарантии успеха предприятия.
Методы перебрала всякие-разные. На любой, так сказать, вкус и цвет.
Так что, налетай, выбирай! Какой-то из методов, наверняка сегодня подойдёт именно вам и вашему малышу!
Способ первый:
Заснуть рядом, или сделать вид
Чаще всего этот метод работает так.
Мама (или папа) ложится рядом с малышом и с мыслью о том, что вот, он сейчас полежит немного, подождёт, пока ненаглядное чадо потеряет бдительность и задремлет, и сразу же «бодрячком» вернётся к своим делам.
На деле же получается так: измученная непрерывным «бодрячком» мама (или папа) «вырубается» первой (ым). Чадо же ещё долго прыгает и веселится на маме (или папе), а потом, когда понимает, что мама (или папа) играть всё-таки не хотят, от безысходности пристраиваются рядышком и засыпают.
Плюсы: Работает. Просто, доступно (если, конечно, есть где лечь). Если вы никуда не торопитесь – идеально! Полезно для здоровья, бодрости, сохранения молодости и восстановления нервной системы мамы (или папы).
Минусы: Может получиться так, что делам придётся подождать. Если во время сна ребёнка всё-таки нужно что-то сделать, не стоит оптимистично относиться к своей стойкости в лежачем состоянии. Впрочем, если вы в себе абсолютно уверены, или не прочь поспать, то я не нахожу ни одного минуса в этом способе.
Способ второй:
Дед Бабай, волк, Шрек и другие мамины помощники
Кому не приходилось в детстве слышать перед сном о Деде Бабае? Кстати, есть ещё волк. Как правило, — серый.
А у нас ещё и Шрек имеется в арсенале.
Раньше, когда Маша была менее сообразительная и верила всем на слово, а почётная обязанность укладывать сестрёнку доставалась старшей Марине, заботливая сестрёнка придумала Шрека. Шрек работал безотказно. Марина просто говорила:
– Ну, всё, Маш! Сейчас, если спать не ляжем, придёт Шрек.
И Маша послушно шла с Мариной спать.
Затем Маша начала догадываться, что вообще-то Шрека этого Марина придумывает.
А потом она ещё и начала пугаться. При этом, мысль о том, что Шрека всё-таки придумывает Марина её не покидала. Одним словом, метод сначала начал сбоить, а потом практически полностью выпал из нашего обихода.
Правда остался вот такой (иногда помогает). Марина прячет какие-то Машины игрушки и говорит:
– Маша. Шрек не любит, когда малыши не спят. Он спрятал твоих лошадок. И просил передать, что вернёт их только тогда, когда ты поспишь!
Маша мужественно засыпает во спасение лошадок. А проснувшись, бежит их искать.
Плюсы: Тоже, довольно часто, работает. Особенно в маленьком возрасте.
Минусы: Ребёнок может серьёзно и надолго напугаться. Думаю, любой психолог будет не согласен с применением такого метода. Шантаж и запугивание всё же не педагогичные методы.
Способ третий:
Успокаивающие игры перед сном
Можно поиграть, например, в то, что ваш малыш – мама. У мамы есть дети. И они не умеют спать. Необходимо показать своим малышам, как это – спать.
– Как уже показала? Смотри, мамаша! Все твои малыши разбегаются! Показывай хорошенько!
Марина с Машей играют в кисок. Марина мама-киска, Маша – малышка-киска. Киски идут в свой кошачий домик и там ложатся спать. Как правило, у них бывает ещё какая-нибудь прелюдия. Например, киски моют лапки.
Можно поиграть в «представлялки». Мама и малыш вместе закрывают глаза и представляют себе, что они где-то. Например, на лугу. И начинается обсуждение того, что они там видят, куда идут, что делают.
– Я вижу на лугу красные маки! Ты видишь, Маша, мои маки?
– Вижу! А у меня – ромашки!
– А ко мне пришла козочка! Она хочет клевер. Давай поищем клевер для козочки.
– Давай!
– Ты видишь клевер?
– Нет. Не вижу.
– Мне кажется, клевер должен быть во-о-о-он за тем кустом шиповника. Давай мы до него дойдём по дорожке и посмотрим.
– Давай! Топ-топ.
– Топ-топ. Твои ножки обутые, или босиком?
И так далее…
Плюсы: Игра это — завсегда и с любой точки зрения хорошо, «развивательно» и одна сплошная польза.
Минусы: Часто малыш отказывается играть, понимая, что это всё не просто игра, а попытка уложить его спать.
А ещё… Наша Маша обожает играть в представлялки. Мы закрываем глаза и начинаем искать с ней, растерянных в траве барашков. Здорово! Вот только, пока Маша не найдёт всех барашков, спать она и не подумает! ))
Способ четвёртый:
Как быстро усыпить ребёнка?
Ну, конечно, – укатать!
Попрошу не путать с укачать! Укачивание детей, на мой взгляд, чревато быстрым привыканием. Как следствие – ребёнок засыпает только в условиях качки. А это – жутко неудобно.
Итак. Именно укатать. Этот способ делится у нас на три вида укатывания:
- В коляске
- В велосипедном кресле
- В автомобильном кресле
Выбор средства полностью зависит от наших планов, времени года и погоды.
Укатать в коляске
Мы с коляской дружим до сих пор. Потому что очень часто ездим куда-нибудь далеко, на полдня. И Маша с нами. Берём с собой коляску, в ней всё, что нам может понадобиться. В середине дня бывает и удаётся Машу «укатать». Правда, чем ближе к трём, тем чаще такие попытки превращаются в катания по указанным Машей маршрутам.
– Теперь на пенёчки!
– Теперь за пончиками!
– Теперь к красному яблочку…
Плюсы: Сон на свежем воздухе полезен! Маме можно одновременно помечтать, а порой и – послушать музыку или поболтать по телефону.
Да! С коляской можно бегать. И это ПЛЮС – бесплатный фитнес.
Я так делала часто, когда у Марины был велосипед поменьше. Сейчас я это возможно совмещать только с самокатом. Велосипед не догоню :).
Можно совместить дневной сон младшего чада с какими-то посещениями. Например – секций, магазинов, библиотеки…
Один раз наша Маша даже в Мюзик-холл ходила во сне! Правда, проснулась, как только началось. Интересно же!
Минусы:
Бывает, что и не работает. Не всегда необходимо куда-то идти. Хорош летом, зимой – так себе.
Укатать в велосипедном кресле
Да-да! Такой метод летом мы уже второй сезон практикуем. Сначала обедаем, а потом – в путешествие. У Маши своё велокресло. В нём хорошо качаться и засыпать.
Главное в этом деле – так выбрать маршрут, чтобы на обратной дороге ехать без остановок надо было прилично. Чтобы ребёнок успел заснуть.
Но в меру. Чтобы не начал малыш из кресла вываливаться. Особенно неудобно со спящим в велокресле малышом на пересечённой местности – голова начинает наклоняться и падать.
Вроде бы бывают кресла с сильным наклоном назад. НО. На мой взгляд, такой наклон сильно нарушит аэродинамику велосипеда. Даже с нашим наклоном велосипед катить трудновато.
Оптимально было бы, если бы у велокресла был фиксатор для головы. Возможно, такие уже придумали.
Плюсы: Несмотря на кажущуюся замысловатость метода – он работает. Если вы любите кататься, гулять, свежий воздух, и летом вам гораздо приятней прокатиться с детьми, чем читать в душноватом помещении вот уже двадцатую сказку, — это прекрасный способ для лета «по случаю».
Минусы: Не годится в дождь (в прочем – есть дождевики), зиму и много ещё когда. И совсем не годится, если вы не дружны с велосипедом.
Укатать в машине
Ну что тут говорить – сели, да поехали. В машине даже меня можно укатать. Честно признаюсь.
Плюсы: Работает.
Минусы: Нужна машина. И бензин. Со сном на свежем воздухе не очень-то коррелируется.
Способ пятый:
Взять ребёнка на ручки
Часто Маша у нас засыпает и так. Кстати, при этом она часто переносит такие лишения, как чтение книги Марине, или – маме.
Плюсы: Можно совместить с каким-либо дополнительным делом.
Минусы: Неудобно. И тоже – есть опасность заснуть.
Способ шестой:
Малыш может мгновенно заснуть, если его… подначить!
На днях, когда даже обещание мороженого не прошло, я вспомнила про такую штуку, как «кризис двух лет». Так мне говорили, когда Марина была в Машином возрасте, называется внезапно возникший у ребёнка протест ко всему.
Мы тогда, чтобы Марина свитер надела, говорили,
– Марина, свитер не надевай!
И она надевала.
Вот по этому принципу я и заявила:
– Маша! Я тебе больше не разрешаю залезать в кровать, накрываться одеялом и уж, тем более, – класть голову на подушку!
Маша в возмущении хлопнула кулачком по кроватке, и тут же всё это сделала.
А можно так:
– А Маша умеет сама спать ложиться?
– Нет! Что вы! Она ещё маленькая! Ей надо чтобы её мама укладывала! Это только большие девочки умеют так делать. Придут себе в комнату, шортики и маечку снимут, на стульчик аккуратненько повесят, и ложатся себе на подушечку. И даже одеялом сами умеют накрываться!
А потом глазки закрывают и спят.– Да. Вот Марина, когда была маленькая, так умела! А Маша, что, – не умеет?!
– Нет! Маша ещё маленькая!
После такого, чаще всего ребёнок оказывается в кроватке с закрытыми глазками и аккуратно развешенной на стульчике одеждой.
Плюсы: Если, вдруг сработает – самый не хлопотный метод.
Минусы: Может и не сработать.
Способ седьмой:
Почитать ребёнку, пока не заснёт
Почему этот метод у меня под седьмым номером, а не под первым?
Да потому, что помогает он нечасто. В каком-то возрасте дети вообще часто вырывают из рук книги, и читать не дают. Затем начинают интересоваться. И это – здорово!
Но! Они настолько внимательно слушают, что заснуть ну никак не могут.
И вот, только совсем недавно, когда Маша почти уже доросла до трех лет, я обнаружила, что если её удастся уговорить лечь и закрыть глазки «Книжки читаются только тем, кто лежит и у кого закрыты глазки», то можно очень долго читать ей тихим и сонным голосом (только то, что Маше нравится)… То Маша в конце концов засыпает!!!
Плюсы: За время укладывания ребёнок узнает много новых и повторит много старых детских литературных произведений. Да и кругозор мамы тоже, наверняка, пополнится.
Минусы: У нас – очень долго. Маша может так слушать часа два. Бывает так, что я начинаю, всё-таки засыпать раньше. Нарочито тихий и сонный голос даёт о себе знать.
Способ восьмой:
Уложить малыша днём поможет…
Фея Дневного Сна!
– Если положить под подушку маленькую монетку, придёт Фея Дневного Сна. Заберёт монетку и оставит конфетку. Но только, когда заснёшь!
Плюсы: Работает. Применяем часто.
Минусы: Тоже не очень-то соответствует идеям правильного питания и воспитания.
Способ девятый:
Засыпательная награда
– Маша. Тем, кто у нас сейчас поспит, положен петушок на палочке!
– Маша. Если ты сейчас же не заснёшь, папа увидит, что ты не умеешь спать днём, и не возьмёт тебя в поход!
– Маша. Как только ты проснёшься, мы сразу же пойдём за мороженным.
Плюсы: Засыпательная награда работает безотказно и молниеносно!
Минусы: Необходимо придумать, что же такого пообещать. Не каждый день семья собирается в поход. Остаются петушки, да мороженое. Не совсем удачный полдник, скажем прямо.
Способ десятый:
Засыпательные сказки
Рассказать ребёнку сказку, согласно которой ребёнку срочно необходимо заснуть.
Например, такую.
– Когда малыши засыпают, во сне их встречает фея. Фея, которая раздаёт сны. Сны у феи есть разные, но каждого вида – немного. Вот ты, Маша, про что хочешь увидеть сон?
– Про сладкую конфетку!
– Есть у феи сны с большими сладкими конфетами! Достанется малышу такой сон, и будет он весь сон лакомиться самой большой и самой сладкой конфетой. Только таких снов у феи немного. И разбирают их самыми первыми. Многие детки любят конфетки. Правда?
– Правда!
– Вот. Если ты хочешь, чтобы сон про конфетку достался тебе, засыпать надо поскорее!
Бывает, что разговор поворачивает в ненужное нам русло.
– Но мама! Я совсем не хочу спать!
– Это тебе сейчас кажется, что не хочешь. А через два часа, тебе уже не будет так казаться.Ты очень захочешь спать. Потому что маленькие малыши не умеют не спать целый день.
И вот, через два часа ты заснешь, а все самые хорошие сны у феи разобрали уже другие малыши. Которые послушали маму и легли спать вовремя.– А какой сон будет мне? – беспокоится Маша.
– Про бебеку-бябяку.
– Кто это?
– Не знаю. И фея не знает. Это ведь остатки снов. Самые старые и поизносившиеся. Наверное, раньше это были хорошие добрые сны. А потом, прошло много времени, и они износились. Многие буквы у них стёрлись. Вот и получились сны про что-то непонятное. Про бебеку и про бябяку.
– Не хочу про бебеку! – Делает вывод Маша и, обречённо вздыхая, кладёт голову на подушку.
Плюсы: хороший такой засыпательный сказочный метод
Минусы: частым контрагументом бывает «а я вообще спать не собираюсь»
Вот и закончились наши десять способов.
Все они проверены лично нами, и много раз использовались. Все в определённый момент времени и в определённых обстоятельствах, не раз сослужили нам добрую службу.
Так что, надеюсь, теперь и вам уложить ребёнка спать стало немного проще.
Удачного вам применения и наискорейших добрых снов вашему малышу!
Источник