Ребенок 3 года отказывается есть кашу

Ребенок 3 года отказывается есть кашу thumbnail

Фото 1

Каша — один из самых полезных для растущего организма продуктов.

А завтрак, состоящий из злаковых, диетологи всего мира давно признали идеальным.

Но часто ребенок отказывается от каши, несмотря на уговоры родителей. Полезные советы для такого случая — далее.

Возможные причины отказа

В абсолютном большинстве случаев ребенок не желает есть кашу по причине того, что ему не нравится ее вкус. Это касается как малышей, которым только начинают вводить прикорм, так и детей более старшего возраста. Кашу без соли и сахара едва ли можно считать вкусным блюдом, но даже если использовать различные добавки, она не всегда нравится мальчишкам и девчонкам.

Другие возможные причины отказа:

Фото 2

  • структура. Одним детям не нравятся комочки в манке, другие не хотят разжевывать крупинки риса, а третьи — не готовы воевать с твердой перловкой;
  • скучная подача. Каша — блюдо, вид которого трудно назвать аппетитным. Конфета в красивой упаковке или яркий фрукт точно привлекают сильнее;
  • малыш еще не проголодался;
  • у ребенка сформированы неправильные привычки питания, в целом. Например: присутствуют частые перекусы, увлечение сладостями и т.д.;
  • отсутствие пищевого интереса. Это актуально для малышей до года.

Каши надолго насыщают, содержат много белка, клетчатки, а также витаминов и минералов. Кроме того, они поддерживают нормальный уровень глюкозы и положительно влияют на жировой и холестериновый обмены.

Что делать?

Фото 3Пожалуй, каждый взрослый может вспомнить историю о том, как мама заставляла доедать кашу, буквально не выпуская из-за стола.

Специалисты называют такой метод недопустимым, настаивая на том, что лучше изменить способ подачи и приготовления, чем превращать такой полезный продукт в ненавистное на всю жизнь блюдо. Как правильно поступить, если ребенок отказывается от каши, зависит от возраста.

Грудной ребенок

Каши начинают вводить в прикорм в 5-7 месяцев (искусственники знакомятся с продуктом раньше, чем те, кто находится на грудном вскармливании). Если ребенок имеет недобор веса, то крупы становятся первым блюдом после материнского молока.

Если кроха не хочет есть кашу, что можно предпринять:

  1. попробовать разные виды круп. Первыми в меню должны появиться гречка, рис и кукурузная каши, чуть позже — овсяная, пшеничная, манная и другие. Если одна или несколько из них малышу не нравятся, стоит предложить альтернативу;
  2. немного подождать. Если сегодня кроха плюет гречку, возможно, через пару недель он будет есть ее с огромным удовольствием. Вкусовые пристрастия грудного ребенка меняются достаточно стремительно;
  3. поменять производителя каши либо приготовить ее самостоятельно. Иногда дети с удовольствием едят быстрорастворимые готовые каши, отказываясь от того, что состряпала мама (или наоборот);
  4. изменить консистенцию. Возможно, предлагаемая малышу кашка слишком густая, либо содержит комочки или иные крупные элементы. Сделать блюдо гомогенизированным можно при помощи блендера, а крупы стоит варить с достаточным количеством жидкости, учитывая то, что в процессе остывания они сильно разбухают, а как следствие, густеют.

Наиболее кардинальная мера — полный отказ от каш на некоторое время (например, на месяц). Сначала можно познакомить кроху с овощами и фруктами, творожком, а потом предлагать крупяные блюда (в этом вопросе стоит проконсультироваться с педиатром).

Иногда детки не хотят есть безмолочную кашу. В этом случае проблема легко решается по мере взросления ребенка. Ближе к годику разрешено варить крупы на специальном детском молоке или покупать готовые каши в коробках с добавлением сухого продукта. Самым маленьким допускается разводить блюдо грудным молоком.

Ребенок постарше

Подросшему ребенку крупяные блюда нужны не меньше, чем малышу, ведь с возрастом усиливаются физические и умственные нагрузки. Для детей, посещающих садик, а также школьников, каша является идеальным завтраком.

Несколько хитростей:

Фото 4

  • можно предложить ребенку кашу не в качестве завтрака, а виде гарнира, например, плова или гречки с котлетой. Допустимо готовить супы с добавлением круп. Возможно, такой вариант придется нехочухе по душе;
  • красивая подача. На готовом блюде можно нарисовать веселую рожицу и выложить его в яркой красивой посуде, привлекающей внимание;
  • личный пример. Если мама и папа на завтрак едят бутерброды, то едва ли ребенок поймет, почему он должен довольствоваться нелюбимой гречкой. А вот если все придерживаются единых вкусовых привычек, гораздо вероятнее, что и юный член семьи последует примеру взрослых;
  • привлечение к процессу приготовления. Если ребенок будет помогать маме на кухне, вероятность того, что у него проснется аппетит и интерес к блюду — гораздо выше;
  • если малыш в семье не один, можно устраивать забавные соревнования, например: кто съест больше кашки, получит вкусную конфетку. При желании состязаться можно с мамой или папой.

Также важно придерживаться общих рекомендаций специалистов для «малоежек». Во-первых, необходимо выдерживать достаточные интервалы между приемами пищи — только в этом случае ребенок успеет проголодаться. Во-вторых, для хорошего аппетита крайне важны физическая активность и достаточное пребывание на свежем воздухе.

Важно соблюдать ежедневный ритуал — есть только в определенном месте, предварительно успокоившись после активных игр и настроившись на трапезу.

Как сделать детскую кашу вкуснее?

Улучшить вкусовые качества любой каши можно при помощи разнообразных добавок. В первую очередь необходимо использовать соль и/или сахар (если возраст ребенка — подходящий).

Что можно добавить еще:

  1. сухофрукты. С крупами прекрасно сочетается курага, чернослив, изюм;
  2. мед. Им можно заменить сахар;
  3. свежие или мороженные ягоды или фрукты: малина, клубника, вишня, ежевика, персики или любые другие;
  4. сливочное масло;
  5. печеное яблоко;
  6. домашнее варенье или джем. Несмотря на то, что они содержат много сахара, такие продукты могут сделать кашу в разы более вкусной для ребенка;
  7. сгущенное молоко. Такая добавка прекрасно подойдет для кашки, сваренной на воде;
  8. если ребенок с удовольствием ест кисломолочные продукты, то готовую кашу можно разбавить кефиром или биолактом, например.

При выборе той или иной добавки важно учитывать возраст ребенка. Мед и сгущенное молоко, например, часто провоцируют аллергию, поэтому вводить их в прикорм нужно постепенно.

Видео по теме

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не хочет есть:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок с удовольствием ел такой полезный продукт, как каша. Однако, на деле оказывается, что любят его лишь единицы.

Отчаиваться не стоит — в большинстве случаев достаточно применить некоторую хитрость, чтобы ребенок обратил внимание на каши. Если не помогает и это, лучше немного подождать, а не пытаться заставлять юного члена семьи силой или угрозами — это может привести к отказу от круп на долгие годы.

Источник

Мальчик морщится от едыСитуация, когда ребёнок не ест кашу, не такая уж редкая.

Многие мамы на детских площадках обсуждают друг с другом эту проблемой: одни с тревогой высказываются о том, что их малыш полностью отказывается от этого ценного продукта, другие делятся опытом, как же им удалось подружить юного гурмана со злаками.

Явление это довольно распространённое и здесь мы сталкиваемся со случаем, когда полезное блюдо нужно сделать ещё и вкусным для ребёнка.

Когда вводим кашу в прикорм

Каша – продукт, который вводится в прикорм одним из первых.

  1. Если малыш хорошо прибавляет в весе, то с ней его знакомят после того, как начнут давать овощи, то есть приблизительно в 7 месяцев;
  2. Если же есть недобор веса, то ребёнку первым делом предлагают каши, то есть уже с полугода вводят их в прикорм.

Как и любой другой продукт, который вводится в рацион малыша, кашу ему сначала дают в минимальном количестве и наблюдают за реакцией. Если всё пошло хорошо, то постепенно увеличивают объём этого блюда в прикорме.

Если же на кашу появилась аллергия, то либо предлагают другой вид этого продукта, либо, на время, совсем исключают из рациона.

О том, как вводить каши в прикорм ребенку подробно рассказывала в статье Каши для первого прикорма>>>).

Хочется обратить ваше внимание, что технология, объемы и виды круп, которые вы будете давать ребенку, зависят от вашего подхода к введению прикорма.

  • В стандартной схеме рекомендуют начинать с безмолочных каш, которые до года не сладят и не подсаливают;
  • В первые месяцы знакомства со злаками чаще всего малышу рекомендуют предлагать коробочные каши, затем – обычные крупы (до 1-1,5 лет их еще и нужно измельчать с помощью блендера).
Читайте также:  Дальняя поездка на машине с ребенком 3 года

Я такой подход не поддерживаю.

Знайте! Если измельчать каши до 1.5 лет, то вы получите ребенка, который давится от малейшего твердого кусочка, попавшего ему на язык и его еще и рвет.

Такой «красоты» явно ни одной маме не хочется, поэтому, прежде, чем вводить крупы в прикорм ребенку, стоит в целом понять, как и что вы будете делать.

Подробнее о безопасном введении прикорма ребенку, смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

Полезные свойства каш

Все каши полезны тем, что:

  1. в них много клетчатки;
  2. цинк, содержащийся в составе, препятствует кожным заболеваниям;
  3. благоприятно воздействуют на пищеварительную систему;
  4. поддерживают долгое время постоянный уровень глюкозы в крови;
  5. создают преграду для всасывания холестерина в кровь;
  6. очень сытные, дают заряд энергии.

Таблица ввода каш в прикорм:

Вид кашиПолезные свойстваВредС какого возраста можно вводить в прикорм
РисоваяВыводит из организма вредные вещества, защищает слизистую желудка. Способствует укреплению нервной системы.Не рекомендуется при запорахС 6 месяцев
ГречневаяСодержит много железа, кальция, витаминов группы В. Очищает организм от токсинов. Укрепляет стенки сосудов. Помогает усваиваться витамину С. Читайте: Гречневая каша для первого прикорма>>>.Не рекомендуется много употреблять при сахарном диабете и почечной недостаточности.С 6 месяцев
КукурузнаяКремний, содержащийся в составе, полезен для зубов. Каша помогает выводить лишний жир из организма. Полезна при запорах, при сахарном диабете.Не рекомендуется часто употреблять при плохом аппетите и недостаточном весе, при запорах.С 6 месяцев
ОвсянаяСодержит витамины группы В, А, Е, РР, С, много минеральных веществ. Полезна для зрения, развития головного мозга. Помогает при запорах. Очищает организм от токсинов.Содержит глютен, способствует вымыванию кальция из организмаС 8 месяцев
ПшённаяБогата витамином А, выводит лишние соли из организма, является отличным источником энергии. Укрепляет сердечно-сосудистую систему. Полезна при лечении антибиотиками.Трудно переваривается, ухудшает всасывание йода. Не рекомендуется при сахарном диабете.С 9 месяцев
ПшеничнаяНормализует обмен веществ, очищает организм, легко усваивается, способствует укреплению иммунитета и выведению вредных веществ из организмаНельзя употреблять при аллергии на глютен. Не рекомендуется при метеоризме, при сахарном диабете.После 8 месяцев
ЯчневаяЛегко усваивается, укрепляет костную ткань, выводит из организма тяжёлые металлы. Способствует укреплению иммунитета, питает мозг. Полезна при диабете.Нельзя при аллергии на глютен, при заболеваниях желудка в стадии обострения. Не рекомендуется часто употреблять при склонности к набору лишнего веса.С 9 месяцев
МаннаяОчищает организм, благоприятно воздействует на желудок, обволакивая егоСодержит глютен, способствует появлению лишнего веса, препятствует усвоению витамина D и кальцияС 1 года
ПерловаяНормализует обмен веществ, способствует укреплению иммунитета, является мощным антиоксидантом. Полезна при аллергии.Медленно переваривается. Не рекомендуется при метеоризме и запорах.С 3 лет

Почему ребёнок не ест кашу?

Если ребёнок до года не хочет есть кашу, то причина может быть в следующем:

  1. Слишком рано ввели кашу в прикорм;
  • Например, до исполнения ребёнку полугода, когда его организм ещё не готов к новой пище (читайте статью Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании?>>>);
  • Или ошибка может быть в том, что консистенция каши не подходит малышу, например, она слишком твёрдая для него. Выручить здесь могут коробочные варианты;
  • Ситуация, когда ребёнок в 6 месяцев не ест кашу, довольно распространённая. Вам стоит дождаться истинного пищевого интереса ребенка к прикорму и только после этого предлагать малышу кашку.
  1. Ребёнка кормят насильно. Принуждение к чему-либо всегда вызывает желание защищаться и выражать сопротивление;
  2. Дают слишком большие объёмы каши. Малыш пугается того, что не сможет съесть всё, что ему предлагают.
  3. Ребёнка кормят отдельно от родителей, таким образом, отсутствует пример для подражания, ориентир того, как надо есть (читайте статью по теме: Как правильно кормить ребенка?>>>).

Важно! Если существуют проблемы с введением в рацион новой пищи, в том числе каш, то нельзя оставлять их без внимания, поскольку это влияет на формирование правильного пищевого поведения и отношения к продуктам.

Чем раньше вы приобщите ребёнка к полезной еде, тем, в определённой степени, снизите вероятность возникновения проблем со здоровьем.

Ребенок старше года не ест каши: почему?

Если ребёнку уже больше года и он отказывается от каш, то причиной тому может быть:

  • Позднее знакомство с этим блюдом;

Если родители постоянно откладывали введение каши в прикорм и никак не реагировали на отказы ребёнка, то с каждым месяцем всё труднее будет приучить его к новому продукту.

  • Увлечение сладостями и перекусы;

Если ребёнка уже успели познакомить с различными «вкусностями» в виде конфет, печенья и т. д. и он регулярно кушает их между приёмами пищи и перед едой, то это приводит к тому, что малыш отказывается от менее приятной еды, например, от каши.

Кстати, по этому вопросу на сайте есть полезная статья, изучите ее: Ребенок ест много сладкого>>>.

  • Малышу невкусно;

Обычно это проявляется в том, что он отказывается кушать какую-то конкретную кашу (например, пшённую или манную) или, например, ребёнок не ест кашу на воде.

Некоторые дети не любят каши из коробок, а другие сложно привыкают к твёрдой консистенции злаков. Здесь вопрос предпочтений.

  • Кормление с развлечениями;

Здесь речь идёт о том, что малыша стараются всячески отвлечь (мультфильмами, игрушками и т. д.) и в это время накормить. Внимание ребёнка переключается на другие раздражители и он поглощает пищу неосознанно.

К сожалению, к такому способу еды дети привыкают и в дальнейшем, без развлечений, кушать отказываются.

Конечно, если ребёнок в 2 года вообще не ест кашу, то это — повод задуматься и пересмотреть способы кормления, установить более чёткие правила и режим питания.

Вы подробно узнаете о том, как вернуть ребёнку аппетит и приобщить его к здоровому питанию, на курсе Едим с удовольствием>>> .

Что делать, если ребёнок не хочет есть кашу

  1. Старайтесь разнообразить вкус. На помощь здесь придут фрукты (не забывайте о сухофруктах!), ягоды;
  2. После 7 месяцев добавляйте в кашу масло, это повышает её калорийность и питательные свойства (читайте статью по этому вопросу Масло в прикорме>>>);
  3. Следите за тем, чтобы консистенция каши получалась максимально однородной, чтобы в ней не было «комочков». Именно они являются распространённой причиной того, что ребёнок не ест манную кашу;
  4. Украшайте блюда. Даже взрослых мало привлекает вид полужидкой массы, в которую злаки превращаются при варке;

Положите кашу в красивую тарелку, «оживите» её, нарисовав ей глазки и милую улыбку из каких-нибудь ягод или изюма. Красочно рассказывайте о сильных богатырях и русских красавицах, которые с аппетитом кушали каши.

Читайте по теме: Ребенок плохо ест прикорм>>>.

  1. Предлагайте разные виды каш;

Не стоит настаивать на том, чтобы малыш обязательно кушал все. Даже, если ребёнок не ест гречневую кашу, при всей её полезности, не заставляйте его. Предложите другие злаки.

Чем старше он становится, тем больше экспериментируйте с подачей блюд. Возможно, ту же гречку малыш не захочет есть с молоком, а, например, в виде гарнира к мясу или в смеси с овощами, будет кушать с удовольствием.

  1. Просто подождите.

Если ребёнок в 6-7 месяцев не хочет есть кашу, то это не повод расстраиваться. Ни в коем случае не принуждайте его к этому.

Начните изучать тему здорового прикорма, разберитесь, сколько на самом деле ест прикорма грудной ребенок, и не предъявляйте к нему завышенных требований.

Читайте также:  Где отметить 3 года ребенку в твери

Посмотрите вводный семинар 5 ошибок в введении прикорма, убивающие детский аппетит>>>

Помните! При правильном подходе к питанию и поддержанию пищевого интереса, ребенку реально привить интерес к полезным блюдам, в том числе и к каше. А нередко случается и так, что какой-то вид каши становится для ребёнка любимым.

Все в ваших силах, дорогая мама!

Читайте также:

  • Запор после введения прикорма
  • Молоко в питании ребенка
  • Соки в прикорме: Когда и как давать?

Источник

27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок

Рассказывает Монтессори-педагог.

Детские «не хочу» — это сопротивление в форме рева, взрыва, истерики и ослиного упрямства на ровном месте. Иногда родителей накрывает отчаяние — кажется, что этот кошмар не закончится никогда.

Конечно, ребенок вырастет, так что, держитесь. А пока мы собрали полный перечень детских «не хочу» и адекватных взрослых ответов на них. Как разговаривать с «великим Нехочухой», подсказывает Монтессори-педагог Татьяна Брыкова.

Не хочу спать!

Если этот вопрос часть других — не хочу есть, пить, спать, умываться, не хочу ничего — и возраст ребенка 1,5-4 года, скорее всего, мы наблюдаем кризис трех лет.

Важное отступление про кризис трех лет. Ребенок уже прошел кризис одного года: он научился управлять своим телом, освоил прямохождение, манипулирование предметами. К трем годам он начинает понимать, что его мир сильно ограничен взрослыми. Чем больше ребенка опекают и чем больше взрослые его обслуживают, тем сильнее у него накапливается чувство собственной неполноценности. Рано или поздно ребенок понимает, что в его власти только отказаться от того, что ему предлагает родитель. Именно ограниченная ситуация порождает яростный протест: не хочу все!

Кризис трех лет в норме разрешается тем, что ребенок начинает осваивать игру: я не могу быть водителем трамвая — но я могу играть в водителя трамвая. Ребенок сублимирует взрослую деятельность в игре — и этим разрешает свою невозможность делать взрослые дела.

Игра — это сублимация современного мира. В доисторическом обществе, когда деятельность взрослого была примитивна, ребенок просто начинал выполнять те обязанности, которые ему были посильны. Он включался в работу взрослых и чувства неполноценности не возникало: кризис-то был, но он моментально находил свое разрешение. Посмотрите на список «не хочу» в этой статье — крестьянскому ребенку 300 лет назад никто ничего подобного не предлагал.

В настоящее время кризис трех лет разрешается так: чем больше у ребенка в возрасте от 1,5 лет появляется своих дел и обязанностей, тем меньше протеста у него возникает. 

Ребенок в группах Монтессори проблем негативизма не знает: не хочешь есть — не ешь. Там у ребенка почти нет «нехотения».

Что делать в случае, если проблема сиюминутная: прямо сейчас нужно укладывать ребенка спать, а он спать не хочет.

Важно: как часто такое возникает? Если не хочет спать только сейчас, ситуация одна. Если скандалы с укладыванием спать постоянные — решение будет совершенно другим.

Смотрим на причины. Если сегодня в гости приехала бабушка и ребенок не хочет спать, решение одно. Если ребенок встает вовремя и каждый вечер скандалит из-за того, что его укладывают спать в 8 часов — может быть, имеет смысл укладывать позже. Или организовывать ритуалы, потому что зачастую мама приходит и с места в карьер: пора спать, идем чистить зубы. То есть ребенку необходимо прервать игру, перестроиться и пойти спать, а он еще не умеет так собой управлять. Нужен ритуал: мама может позвать его на вечернюю сказку, пусть это будет даже мультфильм. Это может быть общение, которого ребенок ждет целый день. Ситуация укладывания спать должна быть привлекательна.

Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну

Если ребенок перестал хотеть спать внезапно, необходимо проверить, не появилось ли у него страхов: темноты или монстров, может, он посмотрел страшный мультик, прочитал страшную историю или кто-то что-то ему рассказал.

Не хочу одеваться!

Частные случаи: не хочу надевать много тяжелой зимней одежды. Не хочу надевать этот шарф, он колется. Не хочу надевать эту футболку, она некрасивая!

Сначала про зимнюю одежду. Основная причина того, почему ребенок не хочет одеваться, — он не умеет и ему неудобно. Этот вопрос надо продумывать, находить лайфхаки, приемы, хитрости.

Ребенок недостаточно умел, чтобы одеваться самому; важно, чтобы одежда была комфортная. Ему должно быть удобно надевать ботинки, легко натягивать штаны.

Уже с 1,5 лет нужно постепенно обучать, давать инструкции, расширять детские возможности: в 1,5 года ребенок в состоянии надеть на себя шапку или носки.

Мама параллельно одевается сама, рассказывая, что они будут делать на улице, когда оденутся, на какую машину они посмотрят, какую кису они проведают, какой сок будут в магазине покупать. Ребенок получает информацию о том, зачем ему нужно одеваться, это важно!

Если шарф колется — найдите другой шарф.

Если не нравится  футболка — наденьте другую. Прививать малышу чувство стиля и ссориться с ним из-за неподходящей (по вашему мнению) одежды — это трата нервов и времени. Если ребенок хочет идти на улицу в купальнике и резиновых сапогах, а на улице при этом тепло — почему нет. Если ему кажется некрасивой зимняя одежда, без которой не обойтись, можно попробовать купить значки или термо-наклейки с изображениями героев мультфильмов. Опять же, оставьте уже ваше чувство прекрасного: да, Человек-Паук на новом пуховике, возможно, смотрится нелепо, но зато вы избавлены от утренних препирательств, а ребенок счастлив.

Не хочу есть!

Ребенок не обязан есть кашу, суп или овощи. Но ребенок также не должен диктовать маме, что готовить. Родители могут лишь прислушиваться к тому, что ребенок любит, и согласовывать этот момент.

Не проблема, если ребенок съест немного меньше, это не страшно.

Хорошо в возрасте от 3 лет ребенку давать возможность наливать и накладывать себе самому. Когда не мама накладывает еду и ставит тарелку, а у ребенка есть возможность подставить стул и с маминой помощью положить столько, сколько он хочет.

Как научить трехлетку самостоятельности без ущерба для жизни: 10 способов

Маленький ребенок накладывает обычно больше, чем может съесть, поэтому с ним нужно обсуждать, что еда – это ценность и труд, что каждый кусочек посадили, вырастили, собрали, привезли, приготовили. Поэтому выбрасывать еду не очень хорошо. Предложить детям подумать, что сделать, чтобы еда выбрасывалась поменьше — они сами приходят к мысли, что надо начинать с небольших порций, а потом, если хочется, положить добавки.

Не хочу выключать планшет!

Это вопрос правил. Есть вещи, которые не находятся в компетенции ребенка. Вполне нормально, что планшет — собственность мамы и она решает, когда и на сколько ребенок его получает.

Если эта ситуация решается с прогибами — ты сильно плачешь, ладно можно, а завтра опять нельзя, послезавтра я разговариваю по телефону, поэтому забери планшет и отстань — у ребенка нет информации, как долго можно пользоваться планшетом, нет границ, насколько он в этой ситуации хозяин, и тогда он будет скандалить больше, чаще и сильнее.

Поэтому планшет выдается по таймеру или расписанию.

Не хочу идти на улицу!

Если это не кризис трех лет, то проблема решается вопросом «зачем мы идем на улицу». Когда взрослому необходимо выйти по делам, тогда это вопрос правил: прости, пожалуйста, я не могу оставить тебя одного дома, хочешь-не хочешь, идти надо.

Можно договариваться с ребенком, какой дорогой вы пойдете или как будете смотреть ту машину с оленем на капоте или кошку в таком-то окошке.

Читайте также:  Сколько нужно ребенку денег в 3 года

Если дело для ребенка неинтересное (поход к врачу, в банк), на обратном пути можно предложить выбрать то, что ему интересно. Причем мы не подкупаем ребенка покупкой шоколадки — мы даем ему выбор из того, что можно.

Если ситуация дошла до истерики, ребенка нужно взять на руки (или посадить к себе на колени) и дать выплакать слезы тщетности. Я тебе сочувствую и хочу помочь, я тебя люблю, давай вместе решать, как сделать, чтобы тебе было повеселее, но все равно надо идти сегодня в ЖЭК, что поделаешь.

Но лучше до слез не доводить и предложить какое-то интересное дело. А требовать, чтобы ему было интересно ходить с мамой в Сберкассу, — нонсенс.

Не хочу уходить с улицы, из игровой, с батута

Ситуация возникает, когда мама внезапно сообщает увлеченному ребенку, что пора идти, а он ее не слышит — и возникает скандал. У маленьких детей эта проблема решается тем, что мы уходим не с прогулки, а меняем одно интересное занятие на другое интересное занятие. Погуляли на площадке  — а теперь идем посмотреть на интересную машину, рисовать стрелочки на асфальте, рисовать тайные знаки на снегу, открывать магнитным ключом дверь (я тебя подниму, ты сам откроешь), проверять почту, нажимать кнопки в лифте. То есть мы идем не домой, а заниматься другими интересными вещами.

В перерывах, когда ребенок закончил свою основную деятельность, — откачался на качелях, откатался на горке и ищет, чем бы еще заняться — в этом момент мы подсказываем ему идею.

Не хочу идти дальше! (останавливается на улице и дальше не идет)

А куда хочешь? — Хочу здесь сидеть! — Ну давай посидим.

Если торопимся — иди на ручки, я тебя понесу. Хорошо, если это произносится не в директивном тоне, а в игровом: как бы мне тебя понести — за руки, за ноги или за нос? Либо можно выбирать: если идти не будем, то давай мы с тобой попрыгаем или полетим, можем пальчиками ходить по бордюру или играть в божьих коровок и перепрыгивать.

Ребенку не нравится, когда его перемещают в пространстве как мешок картошки, — конечно, он протестует.

Не хочу убирать игрушки!

Вопрос делится на 2 части: как организовано хранение игрушек и как организована игра.

Если игрушки находятся в неструктурированном хаосе в больших баулах-мешках-коробках, если ребенку дается полная воля их высыпать-рассыпать-расставлять — логично, что четырехлетка убрать этот хаос за собой не может. Это ошибка родителя, не ребенка. В такой ситуации необходимо игрушки рассортировать: от части избавляемся, часть убираем на верхнее хранение.

С 3 лет ребенка его игрушки должны быть расставлены на стеллажах и их должно быть видно. Если игрушки хранятся в контейнере, аккуратно их убрать ребенок не может, большого смысла эти игрушки не имеют.

Хорошо бы договариваться, чтобы игра происходила по правилам: сначала убрали машинки, потом достали конструктор.

Хорошо убирать игрушки в игровой форме: возвращать машинки в гараж, кукол — домой, строить башню из кубиков в ящике, убирать игрушки на скорость под быструю музыку.

Если я впервые решила заставить ребенка убирать игрушки, а он не убирает — это вполне естественно. Лучше, если это будет системой с раннего возраста: игрушек немного, они выставляются на стеллаж и ротируются родителем. То, что не используется — ставится на антресоль. Можно вместе выбирать, что мы достаем на следующей неделе — и это еще одна компетенция ребенка, в этом случае он настоящий хозяин игрушек.

Хорошо, когда место на полках ограничено и ребенок знает: чтобы что-то добавить, надо что-то убрать. В случае, если игрушки желанны и осознанны, если это не пластиковый мусор, убираются они с большим трепетом.

Если вы вспомните детские начала или середины 20 века — на этажерке стоят кукла, мячик, мишка, кубики, коробка с солдатиками. А 3 икеевских короба с Лего трудно убрать даже взрослому; как это будет убирать четырехлетний ребенок?

Не хочу выкидывать сломанную игрушку!

Значит, будем чинить. Если она так дорога и нужна – не выкидывать. Если игрушек много и это ломаный хлам — предлагаем разбирать: сам решай, какие игрушки нужны, какие выкинуть.

Не хочу умываться!

Дети умываются вместе со взрослым. Мама чистит зубы — ты чистишь зубы, мама умывается — ты умываешься. Это не желание, это правило. Маленького ребенка умывает родитель и постепенно разрешает умываться самому. Хорошо, когда не заставляют умываться, а разрешают.

Если умываться не хочет ребенок постарше, нужно проверить: может, он боится воды, у него чувствительная кожа, щиплется мыло, физические проблемы. Важно поддерживать, радоваться — не хвалить, а именно поддерживать. Хорошо работает похвала в 3 лице, когда мама рассказывает кому-то: Вася сегодня так здорово умывался.

Не хочу слушать сказку!

Нет проблемы. Почему ребенок должен хотеть слушать сказку? Не хочет — не слушает.

Не хочу веселиться на детском празднике и водить хоровод

Ребенок не должен хотеть веселиться. Не хочет — не водит. Да, конечно, вам очень хочется, чтобы он был лидером, но это уже проблема родителя, а не ребенка. Застенчивым и тревожным детям часто бывает очень трудно включиться в общее веселье, особенно, когда вокруг еще толпа незнакомых взрослых и громкая музыка. Не нужно их заставлять.

Не хочу в гости!

Гости — это удовольствие, если удовольствия нет, не надо ходить в такие гости.

Приглашение в гости к ровесникам — не хочешь, не иди. Если зовут в гости к бабушке и надо ехать — извини, не могу тебя оставить дома одного. Сходим, подарим подарок и пойдем домой.

Выясняем, почему ребенок не хочет в гости. Возможно, там его берут на руки без разрешения, заставляют есть, разговаривают с ним так, как ему не нравится. Тогда вопрос нужно решать с взрослыми, а не с ребенком.

Не хочу уходить из гостей!

Это вопрос правил: все уходят, праздник закончился. Если надо уйти раньше, когда праздник еще продолжается, — объяснять, почему.

Не хочу делиться игрушками или вкусным!

Ребенок не обязан делиться.

Не хочу отдавать чужую игрушку владельцу!

Как получилось, что чужая игрушка оказалась у ребенка? Если схватил и не отдает, это одно, если дали поиграть, это другое.

Если схватил и не отдает — искреннее удивление мамы: нет, что ты, это же Васина! Давай мы Васе отдадим, а если она тебе очень понравилась, давай предложим поменяться.

Если игрушка понравилась-хочу-сейчас дайте-ничего меня не успокаивает — обнять, пожалеть и дать выплакаться. Очень жаль, но это не наша игрушка. Может, мы такую на день рождения купим, если ты не передумаешь.

Игрушка владельцу отдается без вопросов, ребенок утешается и хвалится: ты хорошо поступил, что вовремя отдал вещь, ты хороший человек.

Не хочу обнимать бабушку или разговаривать с ней по телефону!

У ребенка нет обязанности обнимать бабушку.

Не хочет разговаривать по телефону — то же самое. Можно спросить: бабушке передать от тебя привет? И вслух: бабушка, он передает тебе привет, он сейчас конструктор собирает, не хочет разговаривать, но привет передает.

Это вопрос отношений мамы и бабушки, а не ребенка.

Не хочу пристегиваться в автокресле!

Это вопрос безопасности, его ребенок не решает. Пристегиваемся без вопросов. Мы полны сочувствия, но это правило. Даем ему в руки планшет, машинку, куклу и едем даже с криками и воплями.

Обычно протест вызывает, если мама пристегивает, бабушка не пристегивает, до магазина не пристегиваемся, туда-то пристегиваемся. Должно быть правило: пристегиваемся всегда.

Продолжение на сайте Chips Journal

Источник