Ребенок 3 года нет режима дня

В первый раз в детский сад: что пригодится малышу?

«Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» — подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

Не по уставу

«Катя, шесть утра же, воскресенье, дайте поспать, уложи ребенка! Не давай ему вставать» — жалобно просит муж в очередное утро выходного дня.

Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час. Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет. В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе. Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

Нет режима дня – нет воспитания?

Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

«Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику. Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются. Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» — говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

Режиму дня быть!

«Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала. Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости. Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» — рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

  • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
  • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
  • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
  • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
  • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.
Читайте также:  Норма развития ребенка 3 года

Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

«Нережимный» ребенок: как приучить к распорядку дня? Часть 2

Источник

В трехлетнем возрасте ребенок становится более активным. Ему нужно много сил для игр и познавательной деятельности, общения со сверстниками. Для этого важно обеспечить ему, прежде всего, полноценный дневной и ночной отдых и правильное питание. Каким должен быть режим дня для ребенка в 3 года?

Особенности возраста

В 3 года ребенок выходит на новый этап развития. Он становится членом общества, поэтому общения с родителями ему уже мало. Большое значение приобретает общение со сверстниками. Если ребенок пока не посещает детский сад, ему необходимо обеспечить общение с другими детками на детской площадке. Можно записать его в группу раннего развития, чтобы он понемногу приучался к детскому социуму.

Если же кроха пошел в дошкольное учреждение, его придется укладывать и поднимать утром пораньше.

Узнайте распорядок дня детского сада, который будет посещать ваш малыш, и постепенно приучайте ребенка спать, кушать, бодрствовать в нужное время. Такой переход может занять до полугода, поэтому позаботиться о нем необходимо заранее.

Сейчас малыш уже способен бодрствовать около 5–6 часов, потребности в отдыхе у него немного снижаются. Так, дневной сон сейчас остается один и может составлять около 1,5–2 часов. Но он должен присутствовать обязательно – пока ребенок еще не может обойтись без дневного отдыха. Такое положение сохранится до 6–7 лет.

Значительно возрастает двигательная активность малыша. Он уже с легкостью преодолевает препятствия, может кататься на велосипеде, качелях, подолгу бегать-прыгать, залезать на возвышения, спрыгивать. Режим ребенка в 3 года должен включать достаточно времени для активных игр, физической активности.

Основные режимные моменты

Суточная потребность в отдыхе составляет для трехлеток около 11 часов: 9 приходится на ночной сон, примерно 2 часа – на дневной. Лучше всего укладывать ребенка спать после обеда, когда он успеет достаточно устать после утренней прогулки. Ночной сон целесообразно организовывать не позднее десяти вечера. Важно, чтобы он поспал 9 часов до 7 утра, чтобы успеть в детский сад, если он туда ходит (или привыкнуть к этому распорядку).

Кушать 3-летнему ребенку полагается не менее 4 раз. Сюда входят завтрак, обед, полдник и ужин. Продукты должны обеспечивать ребенку необходимый запас энергии и питательных веществ, чтобы он в течение дня мог быть активным физически и умственно, а значит – правильно развиваться.

Постарайтесь избавить малыша от привычки перекусывать между приемами пищи. В противном случае он просто не будет голоден к нужному времени. Особенно вредно перекусывать мучным или сладостями. Объясните своим родственникам, что не нужно подкармливать ребенка печеньем или шоколадками, чтобы добиться его расположения. Для этого существуют более полезные вещи. Например, веселые игры, песенки или танцы.

Гулять на улице, если позволяет погода, нужно не менее 4 часов в день: перед обедом и перед ужином. При этом в теплое время года все свободное время стоит проводить на свежем воздухе. Это благоприятно повлияет на аппетит, на сон и вообще развитие малыша.

Чем наполнить день?

Начнем с того, что день трехлетнего ребенка не должен проходить «по пунктикам» от пробуждения до укладывания. Между приемами пищи и сном всегда остается свободное время. Поэтому важно знать, чем и когда можно заниматься с ребенком.

После пробуждения нужно приучать малыша посильно участвовать в застилании кроватки и складывании пижамы. Это поможет ребенку привыкать к бытовой самостоятельности.

Купите календарь, в котором указаны год, месяц, число, день недели, а также есть возможность передвигать цифры. Каждое утро проговаривайте с крохой, какой сегодня день. Малыш будет учиться ориентироваться во времени, а пробуждение получится более плавным.

После сна и перед укладыванием на ночь важны водные процедуры. Утром ребенок должен умыться, почистить зубки. Вечером, помимо этого, искупаться. Для отработки навыков владения зубной щеткой можно повесить около раковины наглядное пособие. А чтобы купание было более веселым, брать с собой в ванную специальные игрушки. (Кстати, это могут быть обычные миски-кружки, которыми ребенок будет переливать воду, пустые флаконы от шампуня для «водной стрельбы»). Перед каждым приемом пищи необходимо мыть ручки.

Двигательная активность начинается с утренней зарядки (подробнее об этом читайте здесь). Длиться зарядка должна не менее 15 минут и включать упражнения для рук, ног, головы, туловища. Это поможет пробудить весь организм. Чтобы заниматься было интереснее, можно включать веселую музыку (например, из любимого мультика). Летом лучше делать зарядку на свежем воздухе – во дворе или на балконе. Детки в этом возрасте учатся на примере родителей, поэтому зарядку с ребенком непременно проводит мама или папа, показывая нужные движения.

На прогулках малыш должен двигаться как можно больше: скакать по лесенкам, бревнам, горкам, прыгать на батутах, кататься на качелях, велосипеде или самокате, бегать и резвиться в компании других детей.

Свободное время между прогулками, приемами пищи и сном тоже не должно «пустовать». Ребенок может поиграть как самостоятельно (порисовать, заняться конструктором, лепкой), так и совместно с родителями, в том числе – в развивающие игры. Не будет лишним привлекать кроху к бытовым хлопотам. Пусть поможет маме протереть пыль, убрать со стола, заложить белье в стирку, разобрать после сушки. Во время таких работ ребенок ненавязчиво познакомится со многими бытовыми приборами, мама расскажет ему, как они работают, для чего нужны. А это – развитие познавательной активности, расширение кругозора и просто приобщение к помощи родителям в домашнем труде.

Читайте также:  Что такое нервозность у ребенка 3 года

Важно помнить, что за 2–3 часа до сна занятия должны стать более спокойными: бегать и прыгать сейчас нецелесообразно, малышу нужно время, чтобы успокоиться и подготовиться ко сну. Можно рисовать, читать книжки, рассматривать и описывать картинки, играть с мозаикой.

Стандартный режим дня

На самом деле универсального распорядка для трехлеток не существует. Как и для малышей других возрастов, поскольку каждая семья имеет свой уклад, свой график работы у мамы и папы, у них свои интересы, у других братьев-сестер в семье также свои потребности. Поэтому режим дня одного члена семьи не должен нарушать распорядка других. При составлении его можно ориентироваться на некий установленный стандарт, который нужно подстроить под конкретные обстоятельства. Выглядит он так:

  • 7:00–7:15 – подъем, водные процедуры;
  • 7:15–8:30 – утренняя зарядка;
  • 7:30–8:00 – время самостоятельных занятий малыша или помощь маме в сервировке стола;
  • 8:00–8:30 – завтрак;
  • 8:30–9:30 – развивающие игры с мамой;
  • 9:30–11:30 – утренняя прогулка;
  • 11:30–12:00 – подготовка к обеду (переодевание, мытье рук, уборка игрушек, которые брали с собой, помощь маме);
  • 12:00–12:30 – обед;
  • 12:30–14:30 – дневной сон;
  • 14:30–16:00 – пробуждение, самостоятельные игры ребенка в поле зрения мамы;
  • 16:00–16:30 – полдник;
  • 16:30–18:00 – вторая прогулка в парке или на детской площадке;
  • 18:30–19:00 – ужин;
  • 19:00–20:00 – спокойные игры;
  • 20:00–20:30 – уборка игрушек, уборка комнаты;
  • 20:30–21:30 – купание, массаж, вечерний ритуал укладывания, сон до утра.

Режим дня – основа, помогающая распределить по часам необходимые занятия и действия, упорядочить их и усвоить этот порядок. А это означает и порядок в жизни, стабильность, которая так важна для детской психики.

Источник

   3 года – новый важный этап в жизни ребенка. В этом возрасте происходят изменения в развитии и социальной жизни ребенка. Прочитав эту статью, вы узнаете:

  •  возрастные особенности ребенка в три года,
  •  чем возраст 3 года отличается от других возрастных периодов,
  •  что такое кризис самостоятельности и как его преодолеть,
  •  особенности режима дня
  •  подготовка к детскому саду

  Особенности возраста

   «Я сам». Ребенок в три года – это совсем взрослый человек! Он активно стремится к самостоятельности, а любые попытки вмешаться в его «дела» встречают протест и знаменитую фразу «Я сам!».

   Малыш трех лет все пытается сделать сам, но «сам» малыш еще пока умеет немногое. Именно это и вызывает повышение эмоционального накала.

   Малыш хочет делать что-то сам — мама позволяет ему попробовать — малыш делает, у него не получается — мама начинает сердиться, либо хочет помочь и делает сама — ребенок в ответ злится, огорчается и плачет, отталкивая от себя и ту деятельность, которой он занимался, и «помощников».

   Таких эпизодов в жизни любой трехлетки может быть десятки в день. Именно это и способствует накоплению усталости и вопросов у родителей: «Что делать и как это пережить?»

   Игра. На четвертом году жизни ведущей психической деятельностью ребенка становится игра. Любое знание, любой опыт малыш способен воспринимать и усваивать в игровой форме.

   Социализация. Этот возрастной период характеризуется этапом социализации. Ребенок в 3 года начинает учиться воспринимать мир не только через призму нормального эгоцентризма, но и постепенно начинать осознавать, что есть и другое видение. Осознание отличий «Я» усиливают желание ребенка утвердиться в этом новом понимании и всячески укреплять это «Я». Отсюда и появляется «Я хочу», «Я не хочу», «Я не буду», «Я не отдам», «Моё». Родители отмечают, что ребенок стал «агрессивный», «жадный», «вредный». Это явление носит название «протестное поведение» или «негативизм». Это тоже проявление становления «Я» ребенка – первые попытки установления границ собственной личности.

  Как преодолеть кризис 3-х лет?

   Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку в три года пройти этот возрастной кризис наиболее адаптивно и как не усугублять его проявления? У нас есть несколько рекомендаций:

  1. Все, что сейчас происходит – нормально! Данный кризис является нормативным, он показывает, что ребенок развивается в соответствии с возрастом. Психологи считают, если кризис 3-х лет прошел незаметно для родителей, возможно, были допущены какие-то ошибки. Так бывает в семьях с авторитарным типом воспитания, где попытки ребенка отстоять свое «Я» подавлялись. В этом случае кризис может случиться в следующий сензитивный период, например, в пубертате.
  1. Границы. В возрасте 3 лет ребенку особенно важны границы. Сейчас, когда малыш активно отстаивает свои, ему нужны ориентиры. Их чего состоят границы:

   — Семейные правила. Объясните малышу то, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах. А также правила о том, что делать можно. Это важный момент, который может значительно облегчить родителям и малышу прохождение кризиса 3 лет «Я сам».  

   Например, ломать ценную вещь нельзя, зато можно скомкать кусок пластилина. Бить братика нельзя, но можно потопать ногами и побить диванную подушку. Рисовать на обоях нельзя, но можно рисовать на большом ватмане в специальном месте или в ванной пальчиковыми красками.

   — Режим и ритуалы. Чем больше стабильности и предсказуемости будет в жизни ребенка, тем легче ему будет адаптироваться к текущим событиям. О любых переменах малышу важно сообщать заранее.

  1. Помогите малышу распознать свои эмоции. Важно учить малыша различать свои эмоции. Ребенок еще не понимает, что с ним происходит и не умеет контролировать свои чувства.
Читайте также:  Прическа ребенку 3 года на праздник

   Важно не подавлять чувства «Перестань кричать!» «Мне стыдно за тебя», а давать ребенку обратную связь о том, что вы чувствуете его: «Я вижу, что тебе страшно/больно/ты сердишься. Я не могу позволить тебе бить меня/ломать вещи/обижать кошку. Но я хочу помочь тебе. Давай сделаем вот что (предложение альтернативных способов выражения эмоции)».

   Если ребенок в истерике, обозначьте границы спокойно («Бить нельзя») и быть рядом («Я люблю тебя, я рядом»). Если ребенок бьет родителя, дать ему понять, что вы готовы его обнять, вы любите его, но вы не можете это сделать, пока он хочет бить вас. Ни в коем случае нельзя допускать агрессию в сторону человека или животного («Мне же не больно»). Иначе ребенок получает и усваивает примерно такие сообщения:

   — Бить – это норма

   — Не понимает, почему папу бить можно, а месячного братика нет.

   — Если ударят меня – это допустимо, ведь бить – это норма.

   4. Родители, отдыхайте! Собственный отдых и ресурс – залог успешного прохождения любого детского кризиса. В психологии есть понятие «контейнирование». Контейнирование — это выдерживание родителем эмоционального состояние малыша и бережное обращение с его чувствами. Конечно же, контейнировать родитель может лишь в том случае, когда он сам отдохнул. Поэтому очень важно не забывать о себе.

   Пример НЕкорректной реакции на эмоции малыша: «Ах ты меня укусил – тогда и я тебя в ответ. Как тебе?!», «Не будешь слушаться – не буду с тобой разговаривать/отдам злой тете/полицейскому», «Что ты орешь, я тоже устала!».

   Примеры КОРРЕКТНОЙ реакции: «Кусать и бить кого-либо нельзя. Ты сейчас очень злишься, но это делать нельзя ни с кем. Давай посмотрим, как можно злиться, чтобы никого не обидеть?». «Мне сложно с тобой общаться, когда ты не хочешь меня слушать. Это важно, давай попробуем поговорить попозже. Можно я тебя обниму?», «Я вижу, что ты сердишься, ты устал. Я тоже устала, но я обязательно справлюсь, потому что я твоя мама. Я тебя люблю, что бы не происходило»

  Подготовка к детскому саду: адаптация режима

   Малыш идет в детский сад – это важный этап семьи на четвертом году. Это первый серьезный социальный институт, начало социализации малыша. Прежде основным социумом была его семья. И теперь те правила, ритуалы, режим дня, к которым привык ребенок должны пройти адаптацию, синхронизироваться с правилами и режимом дня детского сада.

   Если ребенок привык ложиться спать в 22:00, и вставать в 9:00 утра, то быстро адаптироваться к режиму детского сада может быть сложно. Режим в детских садах ранний, малыши начинают день уже в 8:00 утра, поэтому адаптироваться лучше заранее.

   Приведем пример режима дня трехлетнего ребенка для детского садика. Такое режим несложно воспроизвести и на дому:

ВремяДействие
7.00Подъём, кормление
7.15Ритуалы на пробуждение
7.35Подготовка к завтраку, ребенок помогает
8.00Завтрак
8.25Самостоятельная игра
8.55Совместные активные игры
9.30Прогулка
11.15Спокойные развивающие игры, чтение, массаж
11.45Подготовка к обеду, ребенок помогает
12.00 — 12.30Обед, ритуалы на засыпание
12.30 — 13.00Начало дневного сна
15.00Пробуждение, ритуалы, полдник
15.30Совместные активные игры
16.00Самостоятельная игра
16.30Прогулка
17.00Спокойные развивающие игры, чтение, массаж
17.30Подготовка к ужину, ребенок помогает
18.00 Ужин
18.30Купание
18.30 — 19.00 Ритуалы подготовки ко сну
19.00 — 19.30Начало ночного сна

   Для того, чтобы малышу легче было привыкнуть к новому режиму, старайтесь постепенно подводить распорядок дня под тот, который принят в садике. Если режим у малыша был поздний, то постепенно, с шагом 15 минут корректируйте его в более раннюю сторону на 15 мин каждые 3 дня.

   Днем, во время бодрствования, важно проговаривать все предстоящие изменения распорядка дня ребенка. Делать это можно в игровой форме — проигрывайте ситуацию с садиком на игрушках, рисуйте, лепите из пластилина, сочиняйте сказки. Сходите днем на прогулку или в гости в будущий садик. Покажите малышу, как там все устроено.

   Хорошим способом помочь малышу адаптироваться под режим сада – ввести ритуалы. Придумайте ритуалы на прощание и на встречу. Если правила садика позволяют, можно дать малышу с собой какую-то привычную любимую вещь – талисман или игрушку. Игрушка станет для ребенка дополнительной связью с мамой на время пребывания в саду. Такой примем хорошо работает и на 3-4 году жизни, и в более взрослом возрасте.

   Любая адаптация, любая перестройка режима требует времени. Но главное в этом вопросе не время, а стабильность — прежде всего психологическая. Чувствуя за собой родительский тыл, ребенок легко справится с любой адаптацией и перестроится под новый распорядок жизни.

Источник