Ребенок 3 года нет концентрации внимания
«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?
О концентрации внимания.
Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.
При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).
К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.
Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.
Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.
Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.
Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Как тренировать концентрацию внимания у детей?
Требовать внимания.
Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.
Слушайте внимательно.
Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.
Будьте точными и не делайте поблажек.
Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».
Много практикуйтесь.
На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.
Источник
«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?
О концентрации внимания.
Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.
При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).
К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.
Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.
Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.
Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.
Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Как тренировать концентрацию внимания у детей?
Требовать внимания.
Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.
Слушайте внимательно.
Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.
Будьте точными и не делайте поблажек.
Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».
Много практикуйтесь.
На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.
Елена, www.kraskizhizni.com
Источник
Концентрация внимания у детей волнует многих родителей. Часто можно услышать: «Ребенок не может сконцентрироваться на уроках! Витает в облаках, не в силах усидеть за партой и три минуты. А вот дома часами собирает конструктор!». Почему так? Как научить ребенка концентрации внимания? Собрали частые жалобы родителей и обсудили пути решения с психологом Витой Холмогоровой.
Вита Холмогорова — экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, психолог, коуч, психофизиолог.
Типы нервной системы и концентрация
Часто я слышу: «Плохая концентрация внимания у ребенка. Он просто не может сконцентрироваться!». А потом смотрю на ребенка, и… вижу, что может! Только он концентрируется не над тетрадью и учебником, а на тех вещах, которые родителям порой кажутся не значимыми. Он часами печет пирожки, собирает конструктор, вырезает снежинки, расшифровывает послания на азбуке Морзе. Значит, он может и умеет концентрироваться. Но надо подобрать ключ к его концентрации. Им может стать новый подход к образованию ребенка, поведение родителей, поиск мотивации, работа с психологом или с нейропсихологом. И результат будет!
Инертный или лабильный?
…Но прежде вспомним о типах нервной системы. Условно есть лабильный и инертный типы. И конечно, все варианты между ними.
Люди, обладающие инертным типом нервной системы — однодоминантные, как я их называю. То есть в единый момент времени они могут сосредотачиваться только на одной вещи. Таким детям (и взрослым!) очень сложно переключиться с текущей задачи на другую: для них это крайне энергозатратно, требует очень много времени и сил. Эти люди медлительны, зато они погружаются в вопрос очень глубоко и серьезно. Бесполезно кричать такому ребенку: «Убирай русский, доставай математику», и ждать, что он сделает домашку за 7 минут. Это не тот ребенок!
А если охарактеризовать лабильный тип нервной системы, нужно представить человека, который может одновременно держать в голове 100 дел. Он прекрасный организатор, очень гибкий, часто — творческий. Внешне выглядит, будто он «скачет по верхам», но многие обладают глубиной восприятия, и из них получаются, например, прекрасные бизнесмены. У ребенка такого типа на столе одновременно раскрыты русский, математика, английский, комикс с Томом и Джерри, включена музыка и… вдруг оказывается, что уроки выучены. Хоть даже вы отказываетесь в это верить.
И у тех и у других детей могут быть проблемы с концентрацией. Но очевидно, что это разные проблемы! Ребенок с инертным типом нервной системы нуждается в том, чтобы погрузиться в тему, «занырнуть» и поплавать в ней. И в школе его страдания начинаются ровно через 40 минут после начала урока. Занятие заканчивается, а ребенок еще не успел оглядеться на местности и уж точно не готов убрать один учебник с парты, достать другой и начать после русского погружаться в математику.
А в то же самое время дети с лабильным типом нервной системы испытывают сложности с тем, что нужно просидеть 40 минут за одним предметом. Им нужно часто менять деятельность, делать одновременно несколько дел и переключаться, чтобы подключать новую опцию для активирования концентрации.
И когда я вижу перед собой детей с чистым лабильным типом нервной системы или с чистым инертным, я отдаю себе отчет, что для них сегодняшняя система образования не работает. Это плохая новость. Но есть и хорошая! По сути, здесь в наличии не проблема концентрации внимания, а задача родителей организовать процесс образования. И как только этот процесс будет запущен в соответствии с типом нервной системы ребенка, окажется, что у ребенка все хорошо. Он успешен, самодостаточен и перспективен.
Как развить у ребенка внимание и концентрацию
Есть ряд методик, которые помогают концентрироваться «по щелчку», «качать мышцу». Но прежде чем применять методики и начинать упражнения для развития концентрации внимания у детей, я призываю родителей осознать, в чем состоит суть проблемы, увидеть «диагноз» — с тем, чтобы занятия проходили гармонично, интересно и эффективно для ребенка.
Памятка от Виты Холмогоровой
Несколько советов, как повысить концентрацию внимания у ребенка:
- Для концентрации внимания нужен режим. Сон, свежий воздух, прогулки — даже неловко об этом говорить, банальщина. Но очевидно, что мы, родители, не обеспечиваем это на 100%. А расконцентрированный ребенок нуждается в режиме сильнее, чем обычный: рамки хоть и ограничивают, но одновременно дают необходимую таким детям опору.
- Есть игры на концентрацию внимания для детей. Приведу самые простые примеры.
Возьмите два комплекта одинаковых пуговиц. Родитель выкладывает узор, а ребенок пытается его повторить.
Играйте в пантомиму. Или откройте развивающую тетрадь и порешайте задания «найди 10 отличий». При этом делайте акцент на возрасте ребенка и на том, что ему интересно на данном этапе. Старайтесь увеличить продолжительность этого занятия для концентрации внимания для детей на минутку-другую каждый день.
- Если у ребенка проблемы с концентрацией внимания, его необходимо с раннего возраста приучать к часам. Понимание, сколько сейчас времени, будет давать связь с реальностью и опору.
- Создайте ребенку-школьнику рабочее место так, чтобы в зону обзора не попадали игрушки. Так он не будет «уплывать». Исключите возможность ребенка включить музыку, телевизор. Уберите из зоны доступа продукты питания, включая фрукты и жевательную резинку.
- Развивая концентрацию у ребенка, старайтесь через игры задействовать все органы чувств. Можно включать даже обоняние и возможность сопоставлять вкусы!
- Практикуйте упражнения на концентрацию внимания для детей. Для тренировки концентрации отлично работают приборы с биологической обратной связью (БОС). Ребенку надевают аппаратуру, которая считывает состояние концентрации. И дальше, в зависимости от программы, ребенок учится управлять функциями своего организма и менять изображение на экране путем расслабления мышц, налаживания дыхания. В это время мультимедийная программа демонстрирует, что у ребенка получается реализовать задачу: при стабильной работе мозга машина едет / ракета летит / персонаж продолжает свой путь. С одной стороны, дети, как правило, любят БОС, а с другой — эта терапия разрабатывает и прокачивает «мышцу», отвечающую за формирование концентрации внимания.
Ищем мотивацию!
Часто у детей, родители которых ищут способы, как улучшить концентрацию внимания у ребенка, проблемы вовсе не с отсутствием концентрации, а с… мотивацией!
Ребенок не хочет заниматься математикой. Для него негативная оценка, 2 или 3, не является стимулом к обучению. Ему неинтересно. А волевая сфера — «делай, что должен» — в силу возраста развита не сильно. И в этом случае «надо» — пустой звук. И дальше вопрос состоит только в том, как помочь ребенку найти мотивацию. Тут рецептов нет: это творческий, обоюдный процесс родителя и ребенка — отыскать, что нравится, как нравится, придумать, привнести в жизнь, раскрасить привычную действительность так, чтобы стало интересно. Советский принцип «Без труда не выловишь рыбку из пруда» верен лишь отчасти. На самом деле критерий таланта — легкость. Если найти то, что ребенку дается легче всего, если отыскать мотивацию и раскрыть способности ребенка сегодня, дальше можно будет всю жизнь развиваться в этом направлении.
Случаи из практики
Ольга: «Моя дочь ничего не хочет, вообще. Она часами собирает пазлы, и больше ее не интересует ничего!».
Вита Холмогорова: «Я слышу этот вопрос нередко, и вместе с ним — раздражение и обесценивание в голосе родителей. Выключите эмоции! Я знаю, что у вашей девочки со временем разовьется прекрасное пространственное мышление. Она может стать хорошим математиком, архитектором, графическим дизайнером. Если вы ей поможете! Cегодня она собирает обычные пазлы, завтра вы ей подарите 3D-пазлы. А дальше им на смену придут картонные архитектурные конструкции. Но это при хорошем раскладе — том, где вы будете восхищаться, помогать и развивать талант дочки. В противном случае все будет грустно: девочка в школе так и будет учиться из-под палки, ее обесцененный талант завянет, а если и прорастет в будущем, то не станет таким прекрасным деревом, как если бы путь был прямым».
Елена: «Перед первым классом мой сын мог усидеть за столом над подписями ровно 4 минуты. Три месяца занимались нейрогимнастикой раз в неделю — специалист приезжала к нам домой. Это было мучительно, напоминало пытку ребенка. Простые физические упражнения в определенной последовательности. Сын орал. Психолог увещевала. Я держала сына и двигала вместе с ним его руками — ногами. Через два часа занятий я ложилась на диван без сил до конца дня. Через три месяца сын мог сидеть над прописями уже двадцать минут и начал складывать буква в слова».
В. Х.: «Если бы у моего ребенка были проблемы с концентрацией, я бы первым делом обратилась именно к нейропсихологу. Сначала для диагностики, а в дальнейшем — для коррекции ситуации. В дошкольном и младшем школьном возрасте нейропсихологи — прекрасные помощники педагогам и родителям. Через физические упражнения, повторяемые правой и левой рукой, им удается скорректировать очень широкий спектр проблем, связанных с концентрацией внимания, с кратковременной и долговременной памятью. Нейропсихологи учат читать и писать тех детей, у которых по каким-то причинам этот навык вовремя не сформирован. Браво, Елена, поздравляю вас с сыном с победой!».
Анна: «Сыну невероятно сложно делать домашнюю работу: мешает отсутствие концентрации внимания у ребенка. К примеру, задали по каждому предмету по маленькому заданию, которое можно сделать за 5 минут. Но лучше бы задали решать 3 страницы примеров по математике или сочинение по русскому! Долгое погружение в один предмет дает реальный эффект от занятий, а 5 минут на пять предметов — невыносимо. В итоге вечер заканчивается слезами, уроки не выучены».
В. Х.: «В этой ситуации невооруженным взглядом видно — ребенку необходимо организовать обучение совсем на другом уровне, чем сейчас. Может быть несколько вариантов. И те родители, которые понимают, что нахождение в обычной школе для их ребенка губительно, найдут правильный. Я могу подсказать, что для таких детей очень эффективна вальдорфская система, где вместо уроков и предметов — проекты. Неделю дети реализуют один, погружаясь в него и совершая качественный скачок, следующую — другой. И никакого выхолащивания «прыжками» с предмета на предмет!
Елена Лосева, мама и психолог: «Сын в 8 классе, отличник. Когда начинает «тупить» над уроками и не может сконцентрироваться на чем-то, я захожу в его комнату и начинаю читать стихи на надрыве творческих возможностей. Он меня выгоняет и быстро учит уроки, как нормальный человек, пока мама не пришла».
В. Х.: «Елена нашла нетривиальное решение. Молодец! Круто, что она его нашла, и что оно работает. Когда родители подростков приходят и говорят: «Я ему 100 раз говорила», я спрашиваю: «Слушайте, это хоть раз сработало? Значит, надо поменять тактику! Нужно понять, что это не работает. Включайте креативность и ищите подход!». Елена его нашла, причем решение не лежало на поверхности. Но здесь вывод только один: надо чувствовать своего ребенка и понимать, что каждый индивидуален и требует особого ключика для решения своей задачи!»
Ольга: «Пятнадцатилетний сын разозлил нас с мужем. В порыве эмоций супруг разбил об пол смартфон ребенка. С тех пор, уже месяц, сын ходит в школу с кнопочным телефоном, и… у него появились первые в старшей школе 5! Мы их не видели с 3 класса! Я спрашиваю: «Как ты так начал учиться?». Он говорит: «Так мне скучно на уроках стало. Я стал хоть руку поднимать, телефона-то нет». А можно ли этого достичь, не разбивая смартфон?».
В. Х.: «Ищите такую школу, где на уроке нельзя пользоваться телефоном. Во всех учебных заведениях, где учился мой ребенок, это взято за правило! Я подписывала согласие с этим в договоре. И это очень важно! Потому что телефон интересней для ребенка, чем урок — это соблазн и уйма возможностей».
Вероника: «Все, что интересует 14-летнего сына — это игры на смартфоне. На остальном нет концентрации внимания у ребенка. Что делать?»
В. Х.: «Подростки — история особенная. Мало кто из них готов сосредоточиться на учебе! Скорее, наоборот. И искать, чем увлечь ребенка, на чем его сконцентрировать, надо было раньше. К подростковому возрасту интересы должны быть уже найдены. Но не стоит раньше времени опускать руки. Наблюдайте, что сын делает в те моменты, когда у него нет с собой гаджетов. И глядя на то, чему подросток посвящает свое свободное время, помогите ему сделать на этом акцент, создайте условия для развития этого начала — и, возможно, вы поможете ребенку реализовать его предназначение!
Не видите ничего, кроме игр на смартфоне? Не обесценивайте это! Включайте фантазию! Я думаю, что хороший способ переключить подростка с игр — направить его на занятия (например, программирование), где учат их создавать. И это уже другая история — не про потребление, не про игру круглые сутки напролет, а про созидание, которое помогает пойти за ребенком, развернув его интерес в нужную родителю сторону».
P.S.
А еще родители часто путают неврологию, нарушение концентрации внимания у детей, и его психологические сложности. Ошибка нередко состоит в том, что детей с неврологией ведут к психологу. И, наоборот, тех, у кого нет неврологических проблем, но кому не помешал бы психолог, бесконечно водят по врачам, пытаясь переложить с себя ответственность за моменты невнимательности, воспитания, педагогической запущенности. Здесь необходимо провести границу и определить, в чем проблема у вашего ребенка, и в какую дверь нужно постучаться, чтобы ее решить. И избавиться от своих иллюзий, чтобы не произошла история, похожая на получившую недавно огласку — про пятилетнюю девочку, которая по вине родителей, почему-то решивших, что она неизлечимо больна, всю свою жизнь провела в стационаре. Вы ведь не этого хотите для своего ребенка, правда?
Источник