Ребенок 3 года не понимает вопросов

Всем здравствуйте! Случайно наткнулась на этот форум во время поиска ответов на свои вопросы по развитию своего сына. Очень надеюсь на дельные советы и подсказки!

Начну с начала — роды со стимуляцией в 41 неделю, роды прошли хорошо, но было двойное нетугое обвитие и кефалогематома, которую удалили через неделю после выписки из род дома.

Сын во время сел, встал, пошёл. Лепет появился рано, тарабарский язык был велик и могуч.

Первые мои переживания появились в 1,5 года, когда я заметила, что ребёнок не всегда отзывается на имя, не выполняет просьбы, нет указательного жеста, не говорил понятным языком (на своём болтал много). Тогда мы отправились к неврологу, который нас успокоил и дал нам ещё 3 месяца на развитие. Спустя 3 месяца ситуация немного улучшилась — стал показывать на картинках то, что я просила, используя указательный палец, на имя откликаться начал постоянно, просьбы простые выполнял (дай, принеси, покажи и т.д.)! Но речи так и не было. Нам прописали пантогам и сказали, что он даст толчок в развитии. Пантогам ли помог или время пришло, но в 2,1 появились первые слова, первое слово было «трактор». С этого времени и начался прогресс в речи, постепенно появлялись новые слова, словочетания. Сейчас в 2,9 он говорит много, практически все выговаривает. В речи использует обращения (мама, папа, тётя Даша, баба Нина и т.д.), глаголы (дай, покажи, пойдём и т.д.), вопросы («мама, что это?»), использует по назначению слова «спасибо» и «пожалуйста». Предложения короткие, например, «мам, пойдём покажу», «пап, ну хватит», «не хочу гулять/спать/есть», говорит что он хочет («хочу компотик/молоко/шоколадку»), но при этом может путать окончания («папа, ушла»)! Делится эмоциями, если на улице увидеть что-то ему интересное (кот, пожарная машина), то тыкает пальцем, говорит что это и ждёт мою реакцию. Понимает эмоции — показывает как плачет или смеется бегемотик и другие животные (в сказке «Айболит»), жалеет когда я плачу! Играет в ролевые игры (машинки у него целуются и разговаривают, может покачать куклу и спеть ей колыбельную). Поёт песни, знает наизусть короткие стишки. На вопросы да/нет отвечает. Просьбы выполняет. Зрительный контакт хороший. Говорит что и где у него болит (поцарапал ножку, ударился головой).

Но есть два момента, которые меня смущают:

1. В речи использует только фразы, которые мы ему говорим или он их где-то услышал, но использует их так сказать в тему, а не просто от балды. То есть такое ощущение, что просто заученны они.

2. Не отвечает на абстрактные вопросы. Например, «как тебя зовут?», в ответ либо молчание либо «зовут», при этом если я поменяю вопрос «зовут тебя как?» — опять «зовут». Если покажу на него на фото и спрошу «кто это?», ответит «Миша» Так и с другими вопросами «что ты делал в саду?», «где ты был?» и т.д.

В сад ходим второй месяц, там его хвалят, он хорошо занимается, слушается, спит, сам ест, играет с детьми. Знает почти всех детей по именам, воспитателей и няню тоже.

Мы в Питер переехали недавно, местного невролога посетили, она сказала, что пока все в норме, ждать эффекта от сада и если что приходить в 3 года! Но я не знаю насколько можно ей доверять, с виду она вполне адекватная. Вот и думаю стоит ли поднимать панику и бежать по врачам, которых тоже надо ещё поискать, я имею в виду хороших врачей. Или дать сыну ещё немного времени, т.к. все мои страхи со временем развеиваются и он начинает это делать?!

Извините, что так много текста, что-то прям очень много получилось:-)

Источник

Отсутствие вопросов в речи — одна из «фишечек» аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: «Мама где?», а трехлетка этажом выше умучал родителей своими «почему».

Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос «Что это» заменялся суррогатом «Это…», без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: «Мама-папа, идем куда?».

Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: «Скажи: Что это?» Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.

На днях логопед подогнала нам интересную игру: «Спроси у мамы/папы?»

В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…

Читайте также:  У ребенка 3 года понос уголь

Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: «Что это?» Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: «Спроси у мамы/у папы…» и дают подсказку: «Папа/мама, что это?» Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.

Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: «на каждый вопрос: «что это?» требовать помощи у папы/мамы».

Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева — молоток, а справа — духи.

В игру «Кто это?» мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:

Книга с окошками. 199 рублей

Книга с окошками. 199 рублей

Книжка с окошками, за окошками — разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: «Кто это?»

Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : «кряк»- папа завопил от боли.

— Что сломал? — спросил сын у отца.

Аутичные дети:

— могут вообще не задавать вопросов;

— делать это грамматически неправильно;

— не выделять вопрос вопросительной интонацией.

Причин несколько:

— дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;

— круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;

— речь не развита на надлежащем уровне;

— есть просодические нарушения.

Когда учить ребенка задавать вопросы?

— во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;

— ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:»Что это» и только потом его задавать;

— лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.

Онтогенез вопросительных слов

до 1 года — Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)

до 2,5 года — Где? Куда?

около 3-х лет — Как?

старше 3-х лет Почему? Когда?

Как учить ребенка задавать вопросы?

1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.

2. Даем полную речевую подсказку: «Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …

3. Ребенок задает вопрос.

4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, «Где ложка?» / «Где стул?»/ «Где мой мишка?» ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.

5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.

В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.

Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?

Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?

Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?

Источник

Предыдущая тема :: Следующая тема  
АвторСообщение
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02
Сообщения: 22217
В дневниках: 18670
Откуда: Новосибирск — Монреаль

Добавлено: Пт Май 26, 2006 23:06    Заголовок сообщения: Ребенок не отвечает на вопросы родителей
Проблема дурацкая совершенно — как в детской игре «Черно с белым не носить, да и нет не говорить»…

Мой ребенок, который начал говорить очень рано и давно уже в состоянии читать длинные стихи, совершенно не умеет говорить «да» и «нет». Бьюсь с ним давно и упорно, толку — ноль.

— Киря, будешь суп?

молчит…

И вот пока не нальешь-разогреешь-поставишь перед ним, не скажет ни «да», ни «нет». Хоть бы кивал или головой мотал, что ли!
«тебе понравилось…?» — тишина

«пойдем гулять?» — молчание. Иногда ответит радостно: «пойдем гулять!!!». Ура!! Заработало!! Но чаще — молчит в ответ.

«Кирилл, будешь конфетку?» (соседская бабушка). Ребенок молчит. Бабушка растолковывает это как отказ. Через минуту дите в слезы: «конфеткааааааааааааааа!!». Оказывается, хотел он конфетку эту. А вот как об этом догадаться?
У кого-нибудь было такое?

Сплошь и рядом вижу детей, которые вообще ничего не говорят, но «да» и «нет» знают четко. Если не говорят, то хотя бы радостно кивают или яростно мотают головой в ответ на четко поставленные вопросы («хочешь пить?», «книжку будем читать?» и т.п.). А мой…
И вот что с этим делать? Я, как попка-дурак, целыми днями задаю ему вопросы и после небольшой паузы (все надеюсь, что ответит) сама отвечаю: «да» или «нет». У папы спрашиваю демонстративно: «папа, будешь мандаринку?»; папа честно отвечает. То же самое спрашиваю у сына — ноль эмоций (в лучшем случае — «мангаинкааааааааааааааааааа» — это типа согласие). Ничего лучше придумать не могу. Может, что-нибудь посоветуете?

************

upd.

Решила добавить, спустя много лет.

Проблема оказалась не надуманной, как тут многие говорили, а вполне реальной. Позже ребёнку был диагностирован аутизм.

Совет всем родителям, читающим эту тему: если у вашего ребёнка отсутствует диалогическая речь, он не в состоянии отвечать на вопросы (хотя бы жестами) — это повод обратиться к специалистам. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше у ребёнка шансов на успешную реабилитацию.

_________________
Маневровый бронепоезд.

Онлайн курс для педагогов-музыкантов («дошкольников»). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, Орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.

Последний раз редактировалось: Анастасия (Вс Янв 20, 2019 11:19), всего редактировалось 1 раз

Вернуться к началу
          
 
Suwolga
Всяко грамотная тетя!

На сайте с 09.07.05
Сообщения: 12151
В дневниках: 16596
Откуда: Новосибирск м.Октябрьская

Добавлено: Пт Май 26, 2006 23:39    
Хосподи, вот привязалась-то к ребенку! Нам бы ваши проблемы .

Не удивлюсь, если он специально над тобой измывается .

Советую расслабиться и свыкнуться уже наконец с мыслью, что ребенок у тебя необычный, и удивлять тебя будет всегда, и чем дальше — тем больше, поверь мудрой женщине.

Резюме — вопрос времени. Скажет, никуда не денется.

_________________
Я несу вам радость

Вернуться к началу
          
 
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02
Сообщения: 22217
В дневниках: 18670
Откуда: Новосибирск — Монреаль

Добавлено: Пт Май 26, 2006 23:50    
спасибо, дорогая!!

Suwolga писал(а):
Не удивлюсь, если он специально над тобой измывается .

За что???

_________________
Маневровый бронепоезд.

Онлайн курс для педагогов-музыкантов («дошкольников»). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, Орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.

Вернуться к началу
          
 
Julia S
Первый класс вторая четверть

На сайте с 15.08.05
Сообщения: 475
В дневниках: 88
Откуда: Академгородок

Добавлено: Сб Май 27, 2006 0:09    
У меня старшая такая — и никуда это с возрастом не уходит. Разговариваю иногда, как с черной дырой. Если настроение у меня хорошее, я отношусь к этому с юмором, а когда плохое, хочется кинуть в нее чем-нибудь. На самом деле, это проблема с психикой, перевоспитать невозможно. Просто принять. Хотя очень трудно.
Вернуться к началу
          
 
Малиновская
Солнечная мама

На сайте с 17.07.04
Сообщения: 5491
В дневниках: 33676
Откуда: Новосибирск- Silicon Valley

Добавлено: Сб Май 27, 2006 0:14    
У нас МИшка такой ну что теперь, такой человек, не хочет он сейчас общаться, хоть ты тресни. Воспитывай в себе смирение и покорность мужчине, Кирьке стало быть может, пройдет

_________________
Анисье 16 лет 8 месяцев 12 дней Ивану 5 лет 9 месяцев 14 дней

Вернуться к началу
          
 
Suwolga
Всяко грамотная тетя!

На сайте с 09.07.05
Сообщения: 12151
В дневниках: 16596
Откуда: Новосибирск м.Октябрьская

Добавлено: Сб Май 27, 2006 0:19    
Цитата:
За что???

Да ни за что, просто для плезиру . У меня при Диме можно про Диму разговаривать, и, если напрямую к нему не обращаться, можно быть увереным, что он не слышит.

Просто ты очень заботливая мама, и Кирь не хочет отвечать на дурацкие вопросы, ответы на которые, по его мнению, тебе и так прекрасно известны. Не хочет тебе подсказывать. Наверное, так.

_________________
Я несу вам радость

Вернуться к началу
          
 
Настя
Академик

На сайте с 20.06.02
Сообщения: 25334
В дневниках: 33103
Откуда: Новосибирск, Академ

Добавлено: Сб Май 27, 2006 0:24    
У нас тоже есть такое.

Я пока расцениваю как стеснялки. В общем-то сама была такой.

Может, пойдем психолога спросим нашего в Консультациях?

_________________
Подробнее о Клубе и партнерах

Вернуться к началу
          
 
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02
Сообщения: 22217
В дневниках: 18670
Откуда: Новосибирск — Монреаль

Добавлено: Сб Май 27, 2006 0:28    
Настя писал(а):
У нас тоже есть такое.

Я пока расцениваю как стеснялки. В общем-то сама была такой.

Может, пойдем психолога спросим нашего в Консультациях?

Пойдем. Только я и мам хочу послушать, которые через это прошли.

_________________
Маневровый бронепоезд.

Онлайн курс для педагогов-музыкантов («дошкольников»). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, Орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.

Вернуться к началу
          
 
Настя
Академик

На сайте с 20.06.02
Сообщения: 25334
В дневниках: 33103
Откуда: Новосибирск, Академ

Добавлено: Сб Май 27, 2006 0:35    
Анастасия писал(а):
Пойдем. Только я и мам хочу послушать, которые через это прошли.

К сожалению, мы не прошли, проходим, проходим…

_________________
Подробнее о Клубе и партнерах

Вернуться к началу
          
 
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02
Сообщения: 22217
В дневниках: 18670
Откуда: Новосибирск — Монреаль

Добавлено: Сб Май 27, 2006 0:39    
Про «стеснялки» подумалось — я тоже долго и нудно стеснялась по самым разным поводам. Например, стеснялась с бабушками соседскими здороваться (в раннем детстве). Но не до такой же степени, чтобы постесняться маме ответить на вопрос: «будешь йогурт?»!

Хотя да, есть в этом рациональное зерно — Кирилл очень многое взял от меня, иногда меня это просто бесит (нет, чтобы хорошие качества унаследовать!)

_________________
Маневровый бронепоезд.

Онлайн курс для педагогов-музыкантов («дошкольников»). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, Орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.

Вернуться к началу
          
 
Topolek
Умница 2010

На сайте с 04.05.06
Сообщения: 19525
В дневниках: 301
Откуда: Академ
Карта № 000007

Добавлено: Сб Май 27, 2006 5:35    
у меня похожее у второго, с возрастом не проходит. Такое ощущение, что он считает свои мысли очевидными для всех, особенно для мамы

_________________
Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты этих дел (Марк Подвижник)

______________________________

Вернуться к началу
          
 
Малиновская
Солнечная мама

На сайте с 17.07.04
Сообщения: 5491
В дневниках: 33676
Откуда: Новосибирск- Silicon Valley

Добавлено: Сб Май 27, 2006 10:06    
Вот точно, Тополек, у меня тоже такое ощущение с нашим Мишкой складывается ,что считает такой очевидностью ответ на глупый вопрос, что и отвеччать не стоит.

_________________
Анисье 16 лет 8 месяцев 12 дней Ивану 5 лет 9 месяцев 14 дней

Вернуться к началу
          
 
Анастасия
Летняя симфония

На сайте с 08.11.02
Сообщения: 22217
В дневниках: 18670
Откуда: Новосибирск — Монреаль

Добавлено: Сб Май 27, 2006 16:01    
а я-то, наивная, надеялась, что с возрастом все пройдет…

Хотя, опять же, не все же вопросы он игнорирует. Для сравнения — 3 ситуации.

№1

— какого цвета эта машина?

— синяя

№2

— где синяя машина?

— вот синяя машина

№3

— эта машина синяя?

— …

— синяя, да?

— ….

— или эта машина — красная?

— …

— нет, не красная?

— …

БЕСИТ!!!!

_________________
Маневровый бронепоезд.

Онлайн курс для педагогов-музыкантов («дошкольников»). Методические материалы в помощь музыкальным руководителям, Орф-педагогам, руководителям музыкальных студий.

Вернуться к началу
          
 
Вилена
Академик

На сайте с 29.03.04
Сообщения: 13552
В дневниках: 3620
Откуда: Почти 5000 км от Новосибирска

Добавлено: Сб Май 27, 2006 16:11    
Веселый у Вас сынок.

А почему бы не спросить «Какого цвета эта машина?»
Вернуться к началу
          
 
Настя
Академик

На сайте с 20.06.02
Сообщения: 25334
В дневниках: 33103
Откуда: Новосибирск, Академ

Добавлено: Сб Май 27, 2006 18:38    
Вилена писал(а):
Веселый у Вас сынок.

А почему бы не спросить «Какого цвета эта машина?»

Надо понимать, что это — тестовая задача, и что цвет машини анастасия в состоянии разглядеть сама.

Но когда то же самое — в другом случае, то и впрямь хочется пойти лбом об стенку стукануться.

Можно например спрашивать, «ты будешь йогурт или водички попьешь?»

Но всякие знакомые дяди и тети не понимают этой дипломатии, а ребенок потом горюет, что он «хотел, а ему не дали».

Я пытаюсь ожидать эффект от метода естетвенных последствий в данном случае, но он все не настает. И я не знаю — то ли он и правда не понимает, что люди не читают мысли и никогда этого делать не станут, то ли что-то еще мешает ему начать проговаривать свои мысли.

_________________
Подробнее о Клубе и партнерах

Вернуться к началу
          
 
Показать сообщения:   

 
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Источник

Читайте также:  Зиртек сколько капель ребенку 3 года