Ребенок 3 года не говорит аутоподобное поведение

Ребенок 3 года не говорит аутоподобное поведение thumbnail

Диагностика аутизма у ребенкаСамым основным, ядерным нарушением при аутистическом типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации.  Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

Раздался звонок. Взволнованный женский голос. «У моего ребенка проблемы с речью, он очень плохо разговаривает» — прозвучало в телефонной трубке. После недолгих переговоров, приглашаю их на консультацию.

И вот, дверь кабинета открывается, и маленький человек входит в помещение. У него модная прическа, ямочки на щеках и дивные голубые глаза, с длиннющими ресницами. 

Я улыбаюсь ему и говорю: «Привет! Давай знакомиться. Как тебя зовут?». Но малыш, не обращая на меня ни малейшего внимания, проходит мимо, и уверенно идет к шкафчику с игрушками.  У меня возникает стойкое ощущение, что я для него – как мебель, как часть интерьера, не более. 

«Сын почти не разговаривает, хотя ему уже скоро будет четыре года» —  поясняет мама.  Забегая вперед, скажу — как правило, именно так начинается беседа с родителями ребенка с нарушением развития аутистического спектра.

Я подхожу, и сажусь на корточки перед ребенком. «Здравствуй, где твои глазки? Посмотри-ка на меня…».  Скользнув по моему лицу мимолетным и безразличным взглядом,  мальчонка тянет руку к игрушке…

читайте также:

Как вставать по утрам или куда уходят силы?
В первую очередь, необходимо исключить причины физического характера и для этого обратиться к эндокринологу, невропатологу и, возможно, к психиатру. Если нарушений нет, то тогда необходимо искать ответы на вопросы: «Как вы засыпаете?», «Как спите?»,

Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
Если возникла необходимость детского стационарного лечения, важно чтобы сами родители сумели настроиться позитивно, и так же настроить ребенка, который потом намного легче перенесет разлуку с родителями и отрыв от дома.

«Он почему-то никому не хочет говорить, как его зовут» — вступает в диалог мама. «А сколько слов в словаре?» — спрашиваю я. «Около двадцати».  «Он употребляет эти слова в зависимости от контекста ситуации, или просто так, когда захочет?». Обескураженная мама, начинает понимать, что дело принимает более серьезный оборот, и морщит лоб, пытаясь припомнить, как это обычно происходит. «Кажется, только когда что-то сильно  хочет…  А в остальное время, просто так…».

Дальше начинается стандартная процедура. Задавая вопросы, параллельно я наблюдаю за действиями ребенка.  Вот он рассматривает машинку, крутит колеса, пробует открыть дверцу. Дверца не открывается и машинка летит в угол.  Затем малыш видит коробку с игрушками, вытаскивает ее и начинает методично выбрасывать игрушки на пол. Мама порывается прекратить эту явно неконструктивную деятельность, я останавливаю ее. Тем временем, в коробке обнаруживается погремушка с зеркальцем и ребенок с довольным видом начинает ходить по кабинету и потряхивать ее.  

Затем заприметив на шкафу разноцветную пирамидку, подходит к матери и начинает тянуть ее за руку. Мама, улавливает что он хочет и достает игрушку. Ребенок бросает погремушку и начинает изучать новый предмет.

«Понимаете, он делает только то, что хочет. А заставить делать то, что нужно вообще невозможно. Он такой упрямый» — немного кокетливо сообщает мама. Я вздыхаю. Эту фразу, от родителей аутичных детей, я слышала уже несколько сотен раз…

Когда ребенок проходит мимо нас, я протягиваю руки и пытаюсь привлечь его к себе. Дитя,  мгновенно бросает игрушку, и возмущенно выкрикивая что-то вроде «ня-ня-ня», начинает усердно вырываться. Отпускаю. Еще несколько секунд ребенок возмущенно потряхивает кистями рук на уровне груди. «Видите, это двигательные стереотипии» — говорю я. «Ой, а я как-то не обращала  на это внимания…» — произносит женщина, удивленно поднимая брови.

В это время, малыш с обиженным видом залазит маме на руки.  

Воспользовавшись моментом, и уже хорошо зная, какой именно будет реакция, я даю ему сортер – специальную досточку, в которой вырезаны отверстия для фигур различной формы. Один взмах руки и доска тоже летит в угол. «Вот видите, с ним невозможно заниматься» — сообщает мама. Ребенок освобождается из ее объятий и лезет на стол. «Форд» — неожиданно произносит он, глядя в окно. «Он знает все марки машин, у него чудесная память» — продолжает пояснять мама ребенка.

Я не оставляю попыток увлечь ребенка заданиями, но делаю это уже ненавязчиво, и как бы ненароком, подталкиваю доску с фигурами к нему поближе. Малыш легко справляется с заданием. Но затем начинает снова и снова выкладывать и вкладывать фигурки. Когда я делаю попытку ему «помочь», он возмущенно, но по-прежнему не глядя на меня, отталкивает мою руку.  

аутистичный ребенок не разговариваетИменно так выглядит типичное поведение ребенка-аутиста, в возрасте от 2,5 – до 4 – 4,5 лет, с теми или иными нюансами.  

Кто-то из детей сразу же начинает выстраивать игрушки в длинные ряды, кто-то обнюхивает или облизывает игрушки, кто-то сразу же демонстрирует протестные реакции и попросту расшвыривает все, окружающее его предметы.

Но, так или иначе, таких деток объединяет одно – нарушение коммуникативной функции.  Независимо от уровня интеллекта, наличия или отсутствия речи (недоразвитие которой, в данном случае, является вторичной проблемой)  — такие детки не способны вступать в социальное взаимодействие на уровне, соответствующем их уровню развития.  Имея возможность сравнить, мы увидим, что ребенок с умеренной степенью умственной отсталости, речь которого, не развивалась именно по этой причине, способен гораздо более явно и адекватно просигнализировать о своих желаниях и потребностях – пользуясь общепонятными жестами, звуками.  Иными словами, ребенок с нарушением развития аутистического спектра может иметь великолепную память, но избирательно запоминать только то, что его увлекает – марки машин (как в вышеописанном случае), местонахождения кондитерских магазинов или рекламных щитов с любимыми логотипами. Также он может знать и произносить довольно сложные слова («хеллоуин», «аквапарк») но не пользоваться ими в нужной ситуации.

Читайте также:  Лепить из пластилина ребенок 3 года

Я не буду углубляться в вопрос, зачем и кому нужно говорить о сложности постановки данного диагноза, необходимости углубленных исследований и длительных наблюдений. Скажу лишь одно – ребенка с отклонениями аутистического спектра видно сразу. Как говорили старые врачи – «от дверей». Только в редчайших случаях это не столь очевидно – например, тогда, когда отдельные признаки аутистического развития (например, двигательные стереотипии и эхолалии) сочетаются с поведенческими проявлениями не характерными для аутистического спектра – реакциями застенчивости, относительно неплохо развитой коммуникацией.

Эта статья предназначена для того, чтобы молодые родители могли оценить, насколько поведение их ребенка напоминает поведение ребенка с аутистическим типом развития.  Ведь, как правило, строгие и четкие клинические критерии МКБ или ДСМ не дают достаточно явного представления об этом.

Ведь, каждый из представленных критериев, имеет свои нюансы – и, то, что специалисты называют «двигательными стереотипиями» или «феноменом тождества» может иметь различные проявления в поведении, которые, однако, оказываются сходными по своей природе.

Важно также понимать, что на каждом этапе своего развития, в зависимости от своих интеллектуальных способностей и сохранности эмоциональной сферы, у таких деток, возникают свои, не присущие для детей с нормативным развитием, проявления. Так,  если в три года ребенок выглядит «гиперактивным», «упрямым» и «плохоговорящим», то уже к шести-семи годам, он может стать весьма разговорчивым и даже навязчивым, однако его речь останется весьма специфичной (эхолаличной), а мышление – непоследовательным.

Аутистический спектр. Нюансы.

Итак, важные признаки искаженного развития при расстройствах аутистического спектра в возрасте от 2,5 до 4-4,5 лет

  1. Трудности сонаправленного внимания — ребенок не использует или очень поздно начинает использовать указательный жест, чтобы обратить внимание родителей или других людей на то, что привлекло его внимание, вызвало интерес  (то есть не выражает жестами и не готов разделить эмоцию удивления — «ой, какая собака огромная, посмотри скорее!»). При этом ребенок может использовать указательный жест, когда хочет получить желаемый предмет (такой жест, подразумевающий «дай, хочу» называется протоимперативным), либо показывать рукой в нужном направлении или брать руку находящегося рядом человека, чтобы воспользоваться ей как подходящим инструментом. 
  2. Двигательные стереотипии — это преимущественно взмахивания кистями рук, либо выкручивание рук — которое напоминает то, как в младенчестве дети бурно радуются — подпрыгивая и взмахивая руками.  Иногда, дети с аутизмом разглядывают свои руки, что опять-таки, напоминает игру трех-четырех месячного младенца. 
  3. Нарушения мышления — родители иногда называют это «отсутствием логики», или описывают так: «он/она когда что-то рассказывает, понять это могут только близкие люди, которые знают о чем речь, понимают контекст ситуации». То есть ребенок не стоит свой рассказ последовательно: «вчера мы с бабушкой были в планетарии, там показывали планету Уран … и т.п.»,  а скажет что-то наподобие:  » такие здоровые пятна… все фиолетовое… стульчики еще были …». Однако, нужно учитывать, что плохо говорящие дети с органикой, тоже иногда так могут говорить… 
  4. О себе такой ребенок может долго, примерно лет до пяти-шести, а иногда и позже, говорить «ты» вместо «я», «Мальчик», «Миша». На вопрос  «Ты хочешь супчик? —  ребенок может отвечать «ты хочешь» (утвердительно) или «мальчик хочет».  В иностранной литературе такой симптом называют «реверсией местоимений». 
  5. Ребенок не пользуется общеупотребительными жестами в достаточной степени.  Например, не кивает головой, когда произносит «да» или «нет», не сопровождает свою речь жестикуляцией. Однако, важно отметить, что жесты отрицания, формируются у детей с аутистическим типом развития, как правило, значительно раньше,  чем жесты подтверждения, хотя это тоже происходит с запозданием. 
  6. Сниженный зрительный контакт — не обязательно, что ребенок не смотрит в глаза, он просто может делать это значительно реже  чем другие дети – например,  задать вопрос,  но не дожидаться ответа, а смотреть в другую сторону с отсутствующим видом…  Иногда, зрительный контакт устойчив, однако ребенок недостаточно учитывает невербальные знаки и мимику собеседника и не соотносит с ними свое поведение. Он просто смотрит на взрослого, но не «читает» на его лице эмоции, которые оно выражает. 
  7. Часто такие детки в 3-4 года избирательно отзываются на имя. Если говоришь просто: «Миша!», а ребенок в это время чем-то увлечен (а занят «своими делами» он почти всегда – обернется, в лучшем случае, после десятого раза…  Но стоит только сказать «Миша, на конфету» — мгновенно прибежит…
  8. Склонность к стереотипной деятельности, может также проявляться по-разному.  Это и бессмысленная беготня по кругу («манежный бег»), и выстраивание игрушек в ряды, перебирание веревочек, кручение колесиков, наблюдение за стиральной машинкой и долгие игры с водой или песком. Также  ребенок  может методично и последовательно каждым цветом рисовать штрихи и точки, но просьба «нарисовать домик» или «человечка» может вызвать бурное сопротивление.  Сюда же относятся и сверхценный, повышенный интерес к определенным логотипам,  Иными словами – это все то, что ребенок делает долго, увлеченно, а главное – бесцельно. Вид, как правило, у ребенка в такие моменты отсутствующие, а попытки переключить его на более конструктивное занятие – вызывают протест. 
Читайте также:  Температура слезятся глаза у ребенка 3 года

Я не буду описывать подробно такие признаки как избирательность в еде,  особенности мимики, специфический характер привязанности к матери, сниженное чувство опасности, сенсорные нарушения и некоторые другие. Все это описано в специальной литературе, но не характерно абсолютно для всех детей с нарушением развития аутистического  спектра.  Что-то из этого списка может наблюдаться в поведении ребенка, что-то – нет.  Но еще раз повторюсь – самым основным, ядерным нарушением при данном типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации.  Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

Наталья Науменко, клинический психолог  08/11/2012

Последнее редактирование 2019-09-19 в 09:40

У Психолога »
Здоровье и болезни
» Ребенок не говорит — задержка развития речи или спектр аутизма?

Источник

Моему сыну 3.3 года. 2 месяца назад мы стали заниматься в Центре развития и здоровья ребенка в группе с психологом, а также индивидуально с логопедом-дефектологом в том же Центре. Она сказала, что у сына аутоподобное поведение, но это еще не аутизм.
До 2х лет мы с мужем воспринимали его капризы, истерики, срывы как упрямство, негативизм, избалованность (хотя этому никогда не потворствовали да и вниманием он не избалован – бабушки и дедушки живут на значительном расстоянии от Москвы), списывали на неврологические проблемы (после рождения невропатолог поставил диагноз ПЭП – легкая возбудимость, мышечная дистония, но после года лечения – практически здоров). Соответственно реагировали: и по попе доставалось, и голос частенько поднимали, думаю, даже перегибали. И это далеко не всегда имело успех. Около года назад я заметила, что у него появились ритуалы или стереотипы, например, хождение на прогулку одной и той же дорогой, и отступление от них было смерти подобно. Тогда уже стали заметны его педантичность и консерватизм – нечего нового в еде, отказ сидеть на горшке, самостоятельно есть, одеваться и даже жевать. По прошествии года некоторые ритуалы удается преодолевать путем объяснений, отвлечений, но с каждым днем появляется куча новых. Может, например, слушать одну и ту же кассету сто раз подряд, предложишь другую – не надо эту, дай Алсу, а после просмотра видео с собой на детской площадке повторяет все в энном количестве практически в автоматическом режиме. Есть любимые книги, стихи, требует прочесть их в течение всего дня, хотя знает их почти наизусть (не уверена, что он понимает услышанное). Избегать всех аналогичных ситуаций не представляется возможным, стараемся смягчать. Истерики у нас редкость, зато частенько хнычет и нудит. Очень ласковый, со всеми обнимается, целуется, даже с малознакомыми, общительный, никакой агрессии, когда обижают, ревет и бежит ко мне. Ко всему к этому подозреваю у него ЗПР. Говорить начал после 2х лет, говорит невнятно, глотает, переставляет буквы, слова, фразы составляет из 3-4 слов, в основном из моей речи повторяет, хотя может рассказать несколько стихотворений, сказок. Но плохо понимает, на вопросы практически не отвечает, только на простейшие: что это, кто это, что делает, чей; сам вопросов почти не задает. Про себя говорит – Антоша кушает, Антоша сам закроет, то есть “Я” пока нет. В отношении интеллекта психолог отметила, что пробелов нет, со многими заданиями справляется, особенно если они ему интересны и понятны, там, где необходимо наглядно-образное мышление. С 2.5 лет знает 2 алфавита (наш папа говорит по-испански), считает на 2-х языках, справляется с пазлами в 20 деталей, рамками Монтессори, квадратами Никитина – все 3 уровня, неплохо ориентируется в цветах, знает названия и различает многие геометрические фигуры, даже объемные. У него избирательное восприятие. С абстрактным мышлением труднее. Рисует по моей просьбе солнышко, травку, дождик, линии, кружок, но не очень охотно, а сам любит рисовать что-то вроде радуги в прямом виде. Из пластилина не лепит, не любит пачкаться. Сюжетные игры с игрушками мало занимают, предпочитает реальные предметы – посуду, бытовую технику, компьютер и т.п. Ролевые игры дома пока не получаются, но на занятиях он присматривается к детям, пытается повторять. Но если на занятии в группе он не занят с психологом и ему скучно, или он устал, перевозбудился, запросто выходит и требует идти домой.
Помогите советом нетерпеливой, раздражительной, чересчур мнительной маме: как действительно не довести ребенка до аутизма, как ему помочь адаптироваться дома и в обществе, что ему может грозить в школе, возможно ли обычное обучение или необходимо специальное или домашнее. Стоит ли сделать какие-нибудь анализы, обследования? Может быть, необходимы компенсаторные занятия? Корректируется ли такое поведение? Не слишком ли мы его нагружаем с занятиями – 3 раза в неделю по часу. Какие игрушки можно порекомендовать – такие, которые нравятся ему(головоломки, пазлы, вкладыши, книги) или все-таки разнообразные(которые пылятся у нас дома).
Прошу прощения за столь пространное послание и заранее благодарю за ответ.

Источник

МНОГО ТЕКСТА
Девочки, дорогие, мамы особых детишек — я пишу сюда первый раз и надеюсь на вашу помощь. Сразу скажу — у невролога были, у психиатра были, отклонений не нашли (но ребенка видели 20 минут). Скоро пойдем к психологу-дефектологу, послушаем, что она скажет. Я решилась написать сюда, чтобы послушать, что скажут опытные мамы, на свой взгляд. Ребенку, 2, 6.
Пишу здесь все, что тревожит:
1. Навязчивые движения – очень часто крутит головой из стороны в сторону, ходит то на полусогнутых ногах, то на цыпочках (особенно к вечеру, когда устал), теребит пальцами, выкручивает руки, стучит пальцем одной руки о ладонь другой (особенно, когда чего-то ждет или нервничает). Очень выражено. За руку идет, начинает висеть на руке, падает на землю. На песке любит упасть и выкрутиться, потом снова. Непонятные движения. Часто бегает и машет руками.
2. Крутит колеса. Любимая игрушка – машинки, мотоциклы, все, что с колесами. Катает по полу и смотрит именно на колеса, наклонив голову к ним. Коляска и самокат часто нужны для того, чтобы их катить, при этом наблюдая за колесами.
3. Очень любит лего, собирает всегда машинку и снова – интерес к колесикам, переставляет в разные места именно колеса. Почти всегда только машины делает, редко, с нашей подачи – башенки и домики.
4. Вентиляторы, все, что крутится – в его внимании всегда. Всегда обращает внимание., смотрит, наблюдает. Можно отвлечь, нет «залипания». Раньше любил наблюдать за стиральной машиной.
5. Любит открывать и закрывать двери, особенно закрывать. Часто подойдет к калитке на улице, закроет и только потом дальше пойдет.
6. Перед сном рассматривает руки ВБЛИЗИ, пальцы сквозь свет из окна – любит наблюдать тени, свет. Часто прищуривается, смотря на свет. Нравятся лампочки, фонари, огни. Сильо привлекают внимание. Любит заглдывать в мелкие дырочки, трубочки, щелки.
7. Раньше (до 2 лет) очень остро реагировал на музыку, плакал при практически любой песне. Грустные песни были под запретом, даже все колыбельные (кроме одной). Сразу плакал. Не мог выносить шум, не включала мясорубку, блендер, кофемолку при нем – он плакал и боялся. Сейчас прошло, но часто обращает внимание на другие шумы. Например, прошел кто-то в подъезде, стучат соседи за стеной, или слышно, как смыли воду — он спросит – мама, что это?
8. Повторяет фразы , то вслух, то шепотом. В основном повторяет незнакомые еще слова, непривычные. Например не повторит обычный вопрос, типа «Хочешь пойдем гулять?», а ответит «да» или «нет». Но если скажу «Ах ты маленький проказник» (нетипичное), ему нравится, и он может ходить и следом повторять эту фразу несколько раз. Когда слушает аудиосказку перед сном, часто повторяет шепотом слова из сказки, которые только что прозвучали. Вообще повторы за нами очень, очень частые в речи. Эхолалия есть и отсроченная, я это тоже замечаю, но не всегда могу понять, «свое» это выражение, или услышанное недавно
9. Говорит о себе в третьем лице. Путает «мы» и «вы». Например, Даня и папа только что искупались. Он выходит из ванной и говорит «вы искупались». Если я спрошу еще раз , как правильно сказать? Он скажет «мы искупались». С местоимением «я» тоже при переспросе скажет правильно, но в спонтанной речи не использует.
10. Голос тихий, монотонный. Интонационно неокрашенный (вопрос и утверждение звучат одинаково).Фальцетный, писклявый. Кричит на надрыве, разрывая слова (как будто дыхания не хватает крикнуть на одном вдохе) – здесь списываю на поставленную ДИЗАРТРИЮ.
11. Контакт глаза в глаза. Всегда считала, что с этим проблем нет, пока не начала замечать, что он ОЧЕНЬ часто смотрит на губы, когда я говорю, и в сторону – когда говорит сам. Чаще это бывает, когда строит сложную фразу, смотрит вдаль. Посмотрит в глаза, только когда закончит фразу (1-2 секунды) Если смеется, улыбается, играется, смотрит в глаза, может поиграть в гляделки Часто зависает на несколько секунд – застывший взгляд (особенно при обращении незнакомцев)
12. Плаксивость, истерики, капризы – последние два месяца сильно выражены. Утром встает чаще в плохом настроении, после дневного сна плачет. Часто ноет, если даже обычный вопрос задаю «хочешь грушу?», вместо обычного «нет» может начать хныкать и капризничать «нееет, даня не будет!».
13. Контакта с детьми на площадке качественного нет. Будто не понимает, когда, например, мальчик просит его отойти, если он мешает. Он может стоять и не двинуться с места или продолжать делать то, что делал. В диалог (при том, что говорит хорошо) практически не вступает, только ответит «да» и «нет». Общается с детьми чаще всего через меня. Например, мальчик скажет – смотри какая у меня игрушка, хочешь? А он посмотрит на меня и скажет «Мама, что мальчик сказал?». Если я скажу – поделишься с мальчиком машинкой? Он скажет – давай вместе. И так на многое – вместе познакомимся, вместе спросим и тд. Сам не хочет контактировать и разговаривать с малознакомыми.
14. Нет кивков головы на «да» и «нет». Часто отвечает на вопросы незнакомых просто шепотом «да» с растерянным видом.
15. Часто выстраивает машинки в ряд, но сразу мне говорит – мама, смотри какая парковка! Когда ряд машинок, эта фраза звучит всегда. Часто строит из магнитного конструктора рядочек, и тоже говорит «это рельсы, или это дорога». То есть вкладывает смысл в свои рядочки.
16. Раньше был очень пугливый на незнакомых людей и незнакомые места. (или малознакомые). Часто приезжали в гости к сестре, а он плакал и не хотел заходить в дом. Либо сразу брал меня за руку и отводил куда-то в тихое место. Мог расплакаться, если я говорила «поедем сейчас к бабушке». Просил не ехать. Сейчас почти такого нет.
17. На руки к другим людям никогда не шел. Только САМЫЕ близкие. У остальных плакал, месяцев с 8-9 и по сей день никого не возьмет за руку, пока не привыкнет к человеку.

Читайте также:  Частая отрыжка причина у ребенка 3 года

ДАЛЬШЕ В КОММЕНТАРИИ

Источник