Ребенок 3 года не ест с общего стола
Одним из важных периодов в жизни малышей является перевод с индивидуального вскармливания на питание с общего стола. При этом могут возникать проблемы как физиологического, так и психологического характера. Некоторые мамы торопятся приучать малыша ко «взрослой» еде, другие с этим не спешат и считают ранний перевод детей на общий стол плохой идеей.
Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, так как у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте. Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.
Когда же можно начинать?
Признаки, по которым чётко можно определить готовность малыша к переходу на общий стол:
- Зубы. Они должны быть хотя бы в количестве передних 4-х. Если к году их насчитывается 6-8, то ваш ребенок может жевать ими что угодно.
- Интерес ко взрослой пище. Заглядывание в ваши тарелки, открывание рта, когда вы едите, выразительные намёки и прямые требования поделиться с ребёнком вашей едой — это все он, интерес.
- Если уже перепробована вся детская еда из разряда первого прикорма. Растворимые кашки, фруктовые и овощно-мясные пюрешки, фрукты и молочка – все это спокойно съедается и усваивается.
- Когда ребёнок хорошо жуёт- готов. Хорошо проверяется на детском печенье.
Как правильно это сделать?
Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника. Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и пока не работают в полную силу, не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов. Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и аллергические реакции.
Принцип внедрения новых продуктов с общего стола точно такой же, как и по правилам первого прикорма. Дали что-то одно, посмотрели на реакцию, потом дали следующее. При появлении аллергии на какой-либо продукт следует исключить его из рациона на 6-12 месяцев.
Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее. Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химических добавок, нежареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее, чем ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.
При переходе ребенка на продукты питания со стола взрослых следует их тщательно измельчать примерно до полутора лет. А после (до 2 лет) достаточно перед кормлением овощи размять вилкой. На третьем году жизни измельчать следует лишь мясо.
Членам семьи необходимо изменить свои, неподходящие для ребенка, вкусовые привычки, отказаться от каких-то пищевых предпочтений. В крайнем случае родителям или старшим детям можно употреблять запрещенные малышу продукты (копченую колбасу, чипсы, кока-колу и др.), когда младший ребенок этого не видит.
Перечень продуктов, запрещенных детям до 3 лет: грибы; любые консервы, в том числе домашнего приготовления; маринады и соусы, включая майонез, кетчуп; приправы (хрен, горчица); копчености; жирные продукты (сало, мясо утки и гуся, сыр с высоким процентом жирности); колбасные изделия; мясо и рыба, термически не обработанные (вяленые, соленые), жареные блюда; шоколад и кондитерские изделия с ним; чипсы; высокоаллергенные фрукты (малина, тропические фрукты, клубника, цитрусовые); газированные напитки; продукты с высоким содержанием сахара, включая пирожные и торты; орехи.
При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты.
Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки и т. д.). На завтрак вместо каши можно дать макароны или пюре, молочный суп, после полутора лет – омлет, запеканку, сырники. На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, на полдник выдавать творог и фрукты, йогурт, печенье, на ужин — овощные, крупяные блюда, молоко, яйцо, сыр. В перерывах ребенок пьет сок, кефир, грудное молоко или смесь.
Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.
Одноразовое употребление еды не должно превышать физиологичные возможности ребенка. Объем желудка на конец первого года жизни составляет 250 мл, на третьем году — 400-600 мл. Опорожнение желудка происходит через 4 часа, а в кишечнике еда может находиться от 24 до 48 часов. Количество основных кормлений уменьшается до 4-х раз в день.
Пищевой интерес ребенка складывается из привычек и предпочтений, заложенных до года. Если родители не совершали явных ошибок, приучая к прикорму, – не давили, не нервничали, не добавляли сахар и соль — аппетит должен быть нормальным. Если ребенок способен съедать норму формата «половина поварешки» – это очень хороший аппетит. Возможно, ваша «норма» питания ребенка завышена. За день малыш должен получить 1000-1200 г продуктов, включая молоко и кисломолочные продукты. Потребность в калориях после года: 1100-1300 ккал в сутки.
При перевод ребенка на общий стол помните, терпение — залог успеха. В первое время, пока ребенок не научится кушать самостоятельно, маме придется кормить его другой ложкой. Но малышу вручать ложку нужно, даже если он не всегда попадает ею в рот. Когда ребенок ест сам, это способствует развитию не только самостоятельности, но и ловкости, координации движений. Порция в детской тарелке должна быть небольшой, лучше дать добавку, если ребенок этого захочет. Справившись со своей порцией, малыш почувствует себя победителем. Мама может его при этом похвалить. Если же порция была большой и ребенок не смог ее осилить, то чувства уверенности в себе он не получит, наоборот, появится ощущение собственной слабости. Вполне возможно, что не все блюда будут по вкусу ребенку. Нужно запастись терпением. Неполюбившееся блюдо можно будет предложить повторно через пару месяцев, и на сей раз малыш, может быть, не станет его выплевывать. Пробуйте давать продукты в разных видах и вариациях. Некоторые детки не любят есть пюреобразную пищу, а предпочитают, чтобы продукты были кусочками. Кто-то не любит суп, а кто-то и кашу. Кому-то нравится борщ, а кому-то — куриный суп с вермишелью.
Для того чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дайте ему фрукты, ягоды или йогурт.
Перевод ребенка на общий стол имеет ряд преимуществ как для самого малыша, так и для всей семьи: во-первых, маме не придется готовить ребенку отдельно, что экономит ее время, во-вторых, вся семья неминуемо ест более полезную и здоровую пищу, и, наконец, ребенок учится есть то, что кушают взрослые, ощущая себя взрослее. И пусть терпение и последовательность станут главными вашими помощниками на этом пути!
С уважением, Екатерина Геннадьевна Рожненко,
врач-педиатр МЦ «Детский Доктор»
Источник
Условно можно выделить две группы проблем с приёмом пищи:
Ребёнок не ест самостоятельно: мало ест и приходится докармливать; умеет пользоваться ложкой, но всё время просит, чтобы его докормила мама или бабушка.
Ребёнок играет с едой: переливает или разливает по столу напитки, размазывает еду или кидается ей.
Рассмотрим на примерах наиболее частые случаи.
Как научить ребёнка есть самостоятельно?
Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.
Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.
Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.
Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.
Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.
Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.
Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно и бог знает как делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.
Ребенок уже умеет пользоваться ложкой, но поев немного сам, просит его докормить. А наевшись, закрывает рот. Как сделать так, чтобы он ел самостоятельно?
У ребёнка уже сформировалась привычка, что вы его докармливаете. С одной стороны, ему так легче, а возможно, он просто сдался, видя ваше большое желание его накормить и тревогу, что он мало ест и просто позволяет вам его кормить. Хорошая новость в том, что он чувствует своё тело и когда наедается, даёт вам об этом сигнал, закрывая рот.
Начать следует с того, чтобы довериться ребёнку, его чувству голода и насыщения. Попробуйте давать ему съесть столько, сколько он съедает сам и не докармливать. Если ребёнок будет следовать за своим чувством голода, то увидев, что вы не настаиваете, не пытаетесь докормить, будет есть сам. Тут можно ещё подстраховаться, готовя на первых порах его любимые блюда.
И ещё можно попробовать во время его еды заняться своими делами или начать есть, подавая ему пример. Чтобы он видел, что ваши руки заняты и кормить его вы не можете.
Как быть, если ребёнок, съев пару ложек убегает из-за стола?
Как вы определяете, что ребёнок голодный? Отбросив собственные стереотипы о еде, важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, а действительно ли наше понятие голода совпадает с реальностью. Дети могут быть разные — есть те, которые едят меньше, но часто.
Что вы делаете, когда считаете, что ребёнок голоден? Важно понять, что вы в такой ситуации чувствуете и как себя ведёте. Вот ребёнок поел, вышел из-за стола, побежал и у вас есть тревога, что он не наелся. Что вы делаете? Пытаетесь ли вы его уговорить, привлечь различными способами (например, мультфильмами), обещаниями? Или, смирившись, пытаетесь накормить его хоть чем-нибудь? Например, идёте на уступки и даёте печеньки и облегчённо вздыхаете «ну хоть что-нибудь съел»?
Ребёнок с одной стороны следует за своими потребностями, с другой — действует в тех рамках, которые вы ему ставите. Он к этим рамкам адаптируется, если они, конечно, поставлены вовремя и грамотно. Здесь важна ваша последовательность: «Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть».
В следующий раз, когда он приходит и говорит, что хочет есть, вы не предлагаете ему печенье, перекусы или сладкие напитки, а предлагаете полезную еду. Если он отказывается, говорите: «Значит, ты не голоден».
Ещё вариант — предложить ребёнку еду на выбор. Что ты хочешь — кашу или котлету? Но это зависит от того, что принято в вашей семье. Некоторые действительно учитывают пожелания каждого члена семьи, но есть семьи, где у мамы нет возможности готовить несколько блюд на выбор. Поэтому готовится одно блюдо и оно предлагается всем. В этом случае попробуйте составить меню, которое ребёнок любит, чтобы снять лишнее сопротивление и напряжение.
Если вы будете последовательны, сами для себя решите и убедитесь в том, что голодный ребёнок будет есть то, что вы предлагаете, то всё получится. Ребёнок, у которого нет медицинских случаев, никогда не будет действовать себе во вред. То, что он привык есть, играя с едой, или привык бегать туда-сюда — это последствия того, что но уверен рано или поздно ему дадут ту пищу, на которой он настоит. Это всё про границы.
Ребёнок только тем и занимается, что за столом размазывает еду ложкой. Что можно сделать?
В первую очередь речь идёт о границах. Мамы, которые дают ребёнку ложку, могут воспринимать его игры как нечто забавное или то, что он получает сенсорный опыт. Но нельзя забывать, что время идёт, ребёнок растёт и воспринимает сложившуюся ситуацию как норму. Это вряд ли поменяется само собой, и потребуется время, чтобы ситуацию поменять.
Дожидайтесь момента, когда ребёнок действительно очень голоден. Пусть это будет после сна или прогулки, когда он действительно голоден.
Накладывайте ребёнку немного еды. И обратите внимание на посуду и место, за которым ребёнок ест, чтобы всё стимулировало его к самостоятельной еде.
После этого можно переходить к установлению границ. Как только ребёнок начал баловаться с едой, вы его мягко останавливаете и даёте альтернативу: «Если хочешь есть, то ешь как принято — ложкой или вилкой. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду».
Как переучить ребёнка есть с играми, если его внимание не удаётся удержать больше пяти минут?
Еда — это не игра и нет потребности удерживать на ней внимание. И здесь вопрос не в том, чтобы удерживать внимание, ведь когда ребёнок голоден, он будет есть сосредоточено столько времени, сколько нужно для насыщения. Здесь вопрос в правильной организации процесса.
Важно выбрать удачный момент, когда ребёнок действительно голоден и сосредоточен на этой своей потребности. Предоставьте ребёнку удобное место, удобные инструменты и немного еды, покажите пример.
В тот момент, когда дети начинают баловаться с едой, важно пресечь это поведение и предложить выбор: либо ребёнок продолжает есть и делает это, как принято в семье, либо он не голоден и может выходить из-за стола. И здесь придётся какое-то время проявить терпение и настойчивость, так как со стороны ребёнка может быть и возмущение, и попытки проверить ваши границы и твёрдость правил, которые вы хотите ввести: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»
Важно, чтобы вы были заодно с папой и бабушками. Поговорите с ними, объясните важность того, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы. Что потом привычки очень сложно изменить, просто так с возрастом они не изменятся. Придерживаетесь единой линии поведения и во время баловства детей твёрдо, но спокойно пресекайте нежелательное поведение: «Если ты наелся, давай уберём посуду, а ты можешь пойти поиграть». Только так ребёнок примет это правило и почувствует облегчение: правило действует, нет такого, что сегодня одно, а завтра другое или что мама говорит одно, а бабушка другое.
Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 летПодписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Статьи по теме установления ниц с ребёнком:
Как установить границы дозволенного
Устанавливаем границы: запреты и наказания
Источник
Моей дочке 1,1. Кушает фрукты, вареные овощи — но это она балуется, погрызет немного и все.
А так питаемся все детским питанием.
Пробовала сама сварить кашу ей, крупу измельчила в блендере и сварила. Дак она мало того что есть не стала, то еще и давилась. кашу делала не густую и не жидкую сильно.
Погомогите советами, как нужно правильно приучать к общему столу?? 🙂 :rose:
Нам 1и 2… Мы просто кушаем вместе…И то что хочет малыш то ему и даю… Он проявляет огромный интерес к нашим с папой тарелкам…Любимое с общего стола это омлет, супчик куриный, сыр, хлеб… Ну и всего понемножку… 🙂
Вам срочно надо чтоль? Нам два и два, питается отдельно, ибо мне не уперлось кормить всех из одного котла 🙂
Not pale in comparison to who you think I am
Mitte
Вам срочно надо чтоль?
+1
Садила за стол, когда кушали сами, ел привычную для него еду. Если просил что-то из того, что едим мы — давала попробовать. Ну и в первую очередь готовить стала так, чтоб любой продукт с нашего стола можно было дать сыну.
Делай то, что хочешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть!
Mitte
Вам срочно надо чтоль?
В принципе не срочно так уж, просто доча тянется к общему столу и хочет все подряд взять.
Вот и задумалась я, как приучить ее, что еще и наелась этим она. Жевать пищу вроде как научилась она, но не всегда она этого делает. Да и зубов у нее достатачно (12 зубов)
Нам 2,2. Не буду расскакзывать про педприкорм, который мы вводили. Расскажу только что мы едим все вместе за одним столом с самого начала прикорма. Никогда не ели никаких пюрешек, сразу кусочками или просто размятое вилкой или порезанное. Сейчас ест на равне с нами, из обычных тарелок обычной ложкой, пьёт из обычной маленькой чашки. Ничего не разминаю, ест сам ложкой и вилкой.
Ехидна
Ну и в первую очередь готовить стала так, чтоб любой продукт с нашего стола можно было дать сыну.
+100
зубов у нас пока 14
Сообщение было изменено пользователем 25-03-2009 в 12:46Сообщение было изменено пользователем 25-03-2009 в 12:50
наверно еще рановато… подождите потом сама захочет…
и делать ни чего не надо будет
Это Максу год — попросил мясо попробовать. Откусил пару кусочков и съел. Так что нам в год уже было не рано.
Делай то, что хочешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть!
Mitte
Нам два и два, питается отдельно, ибо мне не уперлось кормить всех из одного котла
Дочке 2и5, тоже отдельно варю. Муж и свекр любят пожирнее да поперченее, а еще вечно несолено им %)
Только когда плывешь против течения, понимаешь, чего стоит свободное мнение… (с)
Для того, чтобы вашего ребенка приучить есть с общего стола вам надо вместе питаться…… Ест она и вы…….. Мы с общего стала начинали приучать кушать с 10 месяцев, было в начале тяжело…. Потехоньку приучились. Сейчас нам 1,1 год и мы едим все подрд, что можно в этом возрасте……………
LapoN`ka
В принципе не срочно так уж, просто доча тянется к общему столу и хочет все подряд взять.
Значит и приучать не надо, сама хочет! Пересмотрите немного свое меню, уберите кетчуп/майонез, жареное. Используйте это как благо для себя же — когда еще добровольно начнете здоровое питание! 🙂
У нас в семье припереводе мелкого на общий стол резко сократилось потребление майонеза и кетчупа.
*Анастасия*
Муж и свекр любят пожирнее да поперченее
Соль/перец на столе, если что.
Tanchez
Расскажу только что мы едим все вместе за одним столом с самого начала прикорма. Никогда не ели никаких пюрешек, сразу кусочками или просто размятое вилкой или порезанное
+1
я люблю то, что делаю, и делаю то, что люблю (с)
Нам годик, с недавнего времени начали садится за стол кушать вместе, но при этом сыну готовлю отдельно-у него всего 4 зуба, да и наша еда не всегда безвредная (жареная картошечка, котлеты). Он часто просит нашу еду-даю то, что он сможет прожевать и не вредное-типа макаронину, кусочек сыра или хлеба, картошенку из супа.
Ехидна
Садила за стол, когда кушали сами, ел привычную для него еду. Если просил что-то из того, что едим мы — давала попробовать. Ну и в первую очередь готовить стала так, чтоб любой продукт с нашего стола можно было дать сыну
+1
Нам 1,4 делала ему отдельную еду (протирала) пока она ему не приелась, сейчас варю ему отдельно, только всё кусочками хотя и зубов маловато (6) ничего ест, но с общего стола тоже даём только не всё, хотя при виде чебуреков его колбасит :yahoo:
LapoN`ka
доча тянется к общему столу и хочет все подряд взять.
А что ещё надо для «приучения»? У вас стульчик для кормления есть? Либо придвигаете его вплотную к своему столу (но для этого нужно, чтобы на столе ничего не было доступно опасного), либо на столике раскладываете кусочки того, что сами едите. В таком возрасте уже можно вилочку пластиковую давать. А можно и не пластиковую 🙂
LapoN`ka
Кушает фрукты, вареные овощи — но это она балуется, погрызет немного и все.
У нас дома до сих пор почти также, т.к. на ГВ. Если есть возможность — оставляйте с бабушками надолго (часа на 3-4), будет есть всё 🙂
Эзетлин
У вас стульчик для кормления есть?
Стульчик у нас есть, доча за ним и кушает только.
Эзетлин
мы тоже еще на ГВ (но только утром и вечером). А возможности с бабушками оставить НЕТ, т.к. они сами еще работают, только если в выходные.
т.к. на ГВ. Если есть возможность — оставляйте с бабушками надолго (часа на 3-4),
Дайте ребенку волю — хочет за стол — пустите! дайте туже пищу что и всегда, но положите рядом все что есть на столе (кроме острых предметов и химимкатов типа приправы-майонез) постепеннно будет есть все! У меня едят! Правда не без приколов — пока мама и папа едят борщ мы тоже едим борщ — если мама начинает пить чай то борщ нам уже не нужен давай нам пить чай! 🙂 поэтому приходится либо маме есть с такой же скоростью как дочке, либо всей семье ожидать продолжения трапезы минут 30 😀
если дома нету кушать и не вымытые дети
значит мама целый день просидела в интернете
Мы постепенно приучали к общему столу. сейчас 2,8 ест практически все что и мы, только вредное не даем, майонез и пр. начинали тоже с хлеба фруктов сыра
Родители хотели, чтобы из меня вышел толк. Толк вышел, а бестолочь осталась.
Мы начали с общего есть примерно в 1 год и 8 мес — и то — так себе.
Я-капитан маленькой футбольной команды
Моей 1.6, я до сих пор кормлю ее отдельно, и готовлю ей пока детскую пищу:)
Источник