Ребенок 3 года логопед комаровский
Авторы: Коваль Ирина
Ваш ребенок подрос и начинает с интересом осваивать речь. Сначала пытается произносить простые слова: «ма-ма», «па-па», «кот», «дай» и т. д. Дальше — соединить их во фразы: «мама дай», «хочу пить», «идем гулять» и т. д.
Но многие слова и фразы малыша вам не понятны. Некоторые звуки ребенок не может правильно произнести в силу своего возраста или из-за неправильного восприятия. Именно в это время любимое чадо нуждается в вашей помощи.
На каком этапе ребенку нужна помощь именно родителей? Как помогать малышу произносить слова правильно? Как это делать, чтобы не навредить? Ответы на все эти вопросы будут ниже.
Когда и как развивать речь ребенка?
Многие родители не знают, когда же заняться речью ребенка. Ведь он большую часть времени находится в садике, на развивающих занятиях, в спортсекции или кружке. Но именно родители произвольно или непроизвольно наиболее значительно воздействуют на формирование и качество речи ребенка. И основное, что должны сделать родители — это не пускать процесс речевой деятельности малыша на самотек.
Занятия с ребенком дома должны проходить ни в коем случае не в форме урока — играйте и веселитесь, увлекайте малыша. Использовать можно любые игрушки (особенно самые любимые) или настольные игры, которые есть под рукой. Специально приобретать что-то для домашних занятий не нужно. Ребенок с радостью погрузится в мир сказки со своими игрушками-друзьями и с увлечением будет выполнять все логопедические упражнения и задания. Сделайте так, чтобы упражнения, которые помогают в развитии речи, приносили радость и удовольствие. Тогда малыш с нетерпением будет ждать таких занятий с вами.
И помните главное: чтобы получить результат, занятия должны быть регулярными, а не от случая к случаю.
Вот советы логопеда, которые помогут развить речь ребенка:
- Постоянно озвучивайте свои действия. С момента рождения малыша родители (особенно мама) проводят с ним большую часть своего времени. Ребенок растет и наблюдает за окружающими. Старайтесь все свои действия сопровождать комментариями, озвучивать вслух все, что вы делаете. Например: «Я мою посуду», «Я подметаю пол» и т. д. Также рассказывайте крохе, что его окружает, что он видит. Например: «Это небо», «Это кот», «Это дерево», «Это машина» и т. д. Понятно, что с развитием речи ребенка данное упражнение можно прекратить — он сам вам все расскажет))
- Исключите «сюсюканье» и «детскую» речь. Никто не спорит, что ваш малыш самый милый и прекрасный на всем белом свете. Так и хочется произносить все слова так же мило, как и сам ребеночек. Но это делать КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Потому что малыш должен слышать только чистую и правильную речь. Зачем это нужно? Это необходимо, чтобы ребенок правильно усваивал и запоминал услышанное и пытался применить в своей речи.
- Обращайте внимание ребенка на звуки, которые раздаются за окном, на улице, в другой комнате, в телевизоре и т. д. Например: «Слушай! Слышишь? Это кот за окном мяукает». «А что это за звук? Это сигналит машина! А как сигналит машина? Би-би». «Что это шумит? Это вода из крана льется». «Что это стучит? Это дядя забивает гвоздь» и т. д. Повторяйте с малышом звуки, которые услышали. Конечно, при этом необходимо улыбаться, так как позитивные эмоции помогут лучше запомнить ряд звуков и ассоциации, которые этот звук вызывает.
- Обязательно задавайте ребенку вопросы. Причем везде и всегда — когда гуляете или читаете книгу, когда строите замки из песка или вместе рисуете, когда стоите на остановке или пришли в гости… Например: «Где мы оставили мишку?», «Что делает мальчик?», «Что это проехало мимо?», «Какого цвета эта лопатка?». Такие вопросы будут побуждать малыша дать вам ответ. А затем у него возникнет желание продолжить диалог. Если ребенок не знает правильного ответа, помогите ему. Дайте правильный ответ за него. Таким образом вы предложите ребенку образец ответа на заданный вопрос и в дальнейшем он будет его использовать в диалоге с вами, а потом, скорее всего, придумает собственный вариант.
- Используйте познавательные игры. Покупая или выбирая игру, обращайте внимание на то, чтобы в ней было много описательных элементов. Например для этого хороша игра «Цвет и форма» — в ней необходимо собрать фигуры одинакового цвета или формы. В этой игре ребенок, конечно, может все собрать правильно и молча, но у нас другая цель — сделать так, чтобы малыш говорил. Спросите у него: «А какого цвета этот предмет?». Или «Какой формы этот предмет?». «Почему ты положил эту картинку сюда?» и т. д. Используйте также игры, которые развивают память и внимание. Например игру «Чего не хватает?» или «Что лишнее?». Использование таких развивающих игр должно быть систематическим: старайтесь уделять занятиям хоть немного времени, но каждый день.
- Старайтесь развивать речь ребенка с помощью определений предметов. Когда ребенок произносит какое-то слово, добавляйте описание или характеристики этого слова. Например: «кот» — пушистый, белый; «часы» — папины, наручные; «чашка» — маленькая, желтая, горячая и т. д. Это поможет ребенку быстрее понять признаки, по которым характеризуются предметы, и усвоить границы личности — понимание того, что каждый предмет чей-то, кому-то принадлежит, разовьет представление малыша о мире.
- Читайте стихи наизусть и вслух из книг. Рифмованные строки развивают слуховое восприятие ребенка, а также чувство ритма. Выбирайте для начала стихи, в которых каждая строка требует простого продолжения в рифму. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался …». Читая стихи вместе, вы разовьете еще и логическое мышление малыша. Когда ребенок будет уже хорошо говорить фразами из нескольких слов, то учите с ним простые стишки.
- Старайтесь говорить четко, внятно, понятно. Когда разговариваете с ребенком, старайтесь произносить все слова особенно четко, правильно и не спеша, с акцентированной интонацией, чтобы малыш понимал, когда ему задают вопрос, а когда что-то рассказывают. Помните, что ребенку необходимо больше времени, чем взрослому, для обработки полученной информации. Сделайте паузу после вопроса или рассказа, чтобы малыш принял информацию, обработал и задал вопрос или ответил на ваш.
- Пересказывайте прочитанное! Читайте ребенку сказки и рассказы. Как говорилось ранее, данное занятие развивает слуховое восприятие. Так же очень полезно пересказывать услышанное, например сказку, которую прочитала мама. Пересказы помогут сформировать лексико-грамматический строй речи малыша: согласование слов в роде, числе, падеже, правильное использование предлогов и союзов и т. д.
- Сочиняйте сами и вместе с малышом! Очень полезно сочинять истории по картинкам с определенным сюжетом. Расскажите ребенку, что изображено на картинках, а потом попросите придумать, чем закончится эта история. Так развивается и речь, и фантазия ребенка. Если малыш затрудняется с продолжением истории, задавайте ему наводящие вопросы. Он с легкостью продолжит рассказ благодаря вашей помощи.
- Играйте с пальчиками! Обратите внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок должен максимально работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям. И по мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, язык будет все понятнее произносить трудные слова.
- Тренируйтесь постоянно! Даже если ваше чадо занимается с логопедом, то обязательно все занятия закрепляйте дома. Это поможет достичь желаемого результата в кратчайшие сроки, а также вселит в ребенка уверенность в своих силах и желание говорить и общаться.
Следуя этим простым правилам, вы поможете ребенку развить свою речь, стать более успешным и уверенным в себе! Удачи! Общайтесь с удовольствием, и пусть люди вас понимают!
опубликовано 23/04/2019 17:48
обновлено 25/04/2019
— Педагогика и психология, Развитие речи
Источник
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник