Ребенок 3 года и его окружающая среда
Оксана Мордовина
Формирование экологических представлений у детей 2–3 лет
«Организация предметно-пространственной среды в группе для формирования элементарных экологических представлений у детей 2-3 лет»
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь.
ФГОС ДО также указывает на одно из направлений развития и образования детей в образовательной области «Познавательное развитие» — «…развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование первичных представлений… об объектах окружающего мира… о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы…»
— В основной образовательной программе «От рождения до школы»выделен раздел: «Ознакомление с миром природы»
Одной из задач экологического образования детей 2-3 лет является формирование элементарных экологических представлений.
Необходимым условием решения данной задачи является создание экологической предметно-пространственной среды в группе,которая включает в себя: организацию уголка природы, центра экспериментирования, центра игр с водой и песком.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения.
Все объекты уголка природы можно разделить:
— на постоянные – те, которые живут в уголке круглый год, например комнатные растения.
— временные – те, которые вносятся на короткое время, например, фрукты и овощи – осенью, макет «деревенский двор» — в период изучения данной темы и т. д.)
Из постоянных объектов, в первую очередь, в уголке природы размещают комнатные растения. При подборе растений в 1 младшей группе учитываются прежде всего особенности восприятия детьми предметов. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать не устойчивое внимание детей.К таким растениям относятся: фикус, хлорофитум, бегония, бальзамин, фиалка, герань, кливия — эти растения имеют ярко выраженные части (лист, стебель, цветок, красиво, обильно и долго цветущие. В процессе наблюдений и ухода за растениями дети учатся узнавать и называть 2—3 растения, их основные части.При этом надо иметь в уголке 2 экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.
К временным объектам уголка природы, относятся разного вида модели.
Самые простые модели- это игрушки –аналоги объектов природы: животные, птицы, рыбы;. Их, в отличии от реальных животных, можно детям тактильно потрогать, можно подробно рассмотреть строение, функционирование их частей тела.
Следующими моделями по доступности восприятия для детей 2-3 лет являются макеты различных экосистем.
Осваивать знания о домашних животных детям помогает имеющийся макет «Деревенский двор» — он формирует представление о домашних животных, их детенышах, развивает интерес к живой природе и игровой деятельности. ,
«Аквариум» — эту модель используем в уголке природы для формирования у детей представлений о среде обитания рыб. У детей закрепляется представление о строении тела рыб: голова, глаза, плавники, хвост.
Имеющийся макет «Русский лес» с животными нашей полосы, помогает знакомить детей с дикими животными и их средой обитания в разные сезоны года.
Лучше всего дети запоминают информацию в игре, когда у них есть возможность манипулировать с предметами. С макетами и их обитателями можно играть в режимные моменты.
Самыми сложными моделями для восприятия детей этого возраста являются различного рода календари. Поэтому для работы с детьми 2-3 лет они имеют большое предметное сходство с реальными предметами.
В уголке природы имеется календарь природы и погоды. Он представляет собой набор картинок с изображением одного дерева, в нашем случае березы, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях. Дети 2-3 лет ничего не рисуют. Они фиксируют те явления, которые наблюдали во время прогулки, заранее приготовленными картинками. Оптимальный вариант — 6 картинок на один сезон — по две картинки на начало,разгар и конец сезона: на одной — дерево изображается в тихую, а на другой — в ветреную погоду.
К календарю прилагается кукла (модель-человека) объемная или картонная, с набором одежды по сезонам. Используется игровой прием — одевание картонной куклы на прогулку. Вернувшись с улицы, дети находят соответствующие картинки погодных явлений, ставят их на подставку и вместе с воспитателем одевают куклу для улицы так же, как были одеты сами, «выпускают ее на прогулку» (ставят возле картинок).
Для ежедневного наблюдения за птицами и их изучения в нашей группе имеется «Птичкин календарь». Он представлен в виде изображения кормушки и набора карточек с изображением зимующих птиц. Наблюдая на прогулке за птицами, в календаре совместно с детьми отмечаем появление той или иной птицы соответствующей карточкой. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново в течении одной недели каждого месяца в период зимней подкормки. Главным содержанием календаря является состав птиц. Заполнение календаря позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика.
Для закрепления и уточнения знаний детей, полученных в ходе непосредственного восприятия природных явлений, наблюдений,исследований используем разнообразный иллюстративно-наглядный материал:
-предметные картины — помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. По ходу рассматривания всегда можно задать детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.
— картины сюжетного содержания — изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине, так как позволяет малышу опереться на собственный опыт.
— распознание сезонов помогают закреплять пейзажные картины.
Для индивидуального рассматривания используем наборы картинок по темам «домашние или дикие животные и их детёныши, деревья, цветы, насекомые, птицы, рыбы…»
Для формирования представления об овощах и фруктах — используем наборы муляжей фруктов и овощей. Они помогают формировать представление о них,способствуют умению различать их по внешнему виду, форме
Знакомить детей с миром животных, птиц, разнообразием растений, овощей и фруктов, развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие, побуждать задавать вопросы о прочитанном помогает чтение художественной литературы.
Дети младшего возраста очень любят слушать и повторять потешки «Прилетели птички…», «Идёт коза рогатая», «Рано рано по утру», «Сорока – белобока» все они знакомят малышей с народными произведениями, обогащают чувства и речь малышей, формируют положительное отношение к окружающему миру.
То же самое можно сказать и о
-стихах
— загадках
— сказках («Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок». «Три медведя».)
Во время обучения трудовым действиям, детей третьего года жизни, важен не результат труда, а сам процесс. Дети подражают взрослым и выполняют трудовые действия, поэтому очень важен правильный показ способов действия.
Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в труде у нас имеется набор оборудования для труда. С его помощью дети всегда с охотой выполняют трудовые действия, окажут помощь при поливе цветов, соберут сухие листочки, попытаются порыхлить землю, намочить песок, посадить крупные луковицы,, обтереть влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.
Развивать интерес к окружающему миру помогает сбор и дальнейшее применение природного материала. Собранными шишками угостим белочку, или на песке и снегу выложим узор, а так же уточним,что шишка выросла на ёлке, а не на яблоньке. Сбор листьев поможет закрепить в дальнейшем знания детей о деревьях, листьях и они пригодятся в д/и «Найди такой же», «От какого дерева листок». Палочки разной величины нужны для рисования на песке и снегу. Найденные птичьи пёрышки – помогут детям представить, чем покрыто тело птиц.
Целью игр с природным материалом является развитие творческих способностей детей, а также расширение их кругозора о природном материале, который собирается в природе для игр, творческих работ.
Одним из основных средств экологического воспитания детей 2-3 лет является дидактические игры природоведческого содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Одними из любимых игр являются «С какого дерева листок!»«Угадай что за фрукт, овощ?»,»Чей это домик», «Найди грибочку полянку», «Во саду ли в огороде» «Парные» и «Разрезные картинки» будь то животные, птицы, растения. Игра «Одень меня гулять» заставит ребёнка задуматься о погоде и выбрать соответствующую одежду. Нравится детям игра «Летает, плавает, жужжит» она помогает сформировать знания ребенка о рыбах, птицах, насекомых.
Мир детства, как таинственный и чудесный остров. Его населяют персонажи и герои сказок. Любимые герои становятся образцами для подражания. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные образу черты. А сделать это нам помогают атрибуты для игровых упражнений и подвижных игр. Очень любят игру «Воробушки и автомобиль», «Кошка и птички», «Собака и ворона» — сюжет игры должен быть доступен и прост, а персонажи хорошо известны.
Альбомы о животных и растениях нашей местности используются для рассматривания в режимные моменты.
Еще одним центром экологического образования в группе, помимо уголка природы, может стать центр воды и песка.
Этот центр помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Организуя игры с водой и песком, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов.
Экспериментируя с водой,детям очень нравятся такие игры: «Соберём водичку», «Тонет –не тонет», «Налей и вылей», «Водяная мельница», «Лови рыбку», «Купаем куклу».
Экспериментируя, что станет со снегом в группе, с водой на улице, и испытывая при этом восторг, каждый раз делая для себя открытие, дети познают всё новые свойства воды.А помогают нам игры-эксперименты: «Волшебная водица», «Льдинка-невидимка», «Тёплая -холодная», «Прозрачная водичка» и многое другое.
Большую радость доставляет малышам игра с песком. Делать «куличики», с увлечением копать песок, насыпать его в формочки, баночки. Также предлагаем малышам игры типа «Найди в песочке камешек, или шишку, «Сухой- мокрый», «Песочная мельница», рисование на песке, игры с ситечками, «Испечём куличики».
Дополнительным центром экологического образования в группе может стать центр экспериментирования, либо как отдельное пространство в группе, либо как подраздел в составе уголка природы.
Центр экспериментирования включает в себя картотеку игр-экспериментов для детей и оборудование для экспериментирования.
Набор оборудования представляет собой: Стол с клеёнкой, клеёнчатые фартуки, материалы для пересыпания и переливания, пустые пластиковые бутылки, банки, воронки, формочки для приготовления цветных льдинок, трубочки для продувания, поднос, пулевизатор, мыльные пузыри, зеркало, магниты, электрический фонарик, краски, разнообразный природный, текстильный, бросовый материал. Здесь можно организовать эксперименты и опыты с ветром, воздухом, бумагой, глиной, снегом, льдом.
Игры эксперименты с бумагой направлены на развитие умения узнавать предметы сделанные из бумаги, определять её качества (цвет, гладкость, толщину) и свойства (мнётся, рвётся, режется, намокает).помогают следующие эксперименты: «Сомни бумагу», «Бумага намокает», «На чём мы рисуем». «По пробуй разорви».
Большую радость детям доставляет знакомство со свойствами воздуха, его движение, а помогают нам в этом эксперименты,такие как: «Помашем веером», «Воздух есть везде», «Воздушные шары», «Мыльный пузырь».
Таким образом, все вышеперечисленные компоненты предметно-пространственной среды в группе позволяют воспитателю организовать разнообразную, интересную самостоятельную и совместную деятельность детей в течении всего дня, эффективно решать задачи экологического образования детей 2-3 лет, формировать экологическую культуру детей.
Источник
валентина рязанова
Консультация для родителей детей 3–4 лет «Экологическое воспитание детей. Год экологии»
Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача взрослых — помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте. И как это ни печально, но человек не редко теряет гармоническую связь с природой ещё в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.
Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им,и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают.И тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!» И вместо красочного, весёлого мира ребёнок видит перед собой серый асфальт.
Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведёт к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить своё отношение к миру природы.
Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивляться и радоваться зелёной травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру, снегу. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относится к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.
Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.
Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осущест вляться в интересной игровой форме, эмоционально, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными, подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребенка важно приблизить к естественной природной среде. Такое регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье.
Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.
Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребенка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом.Комнатные растения очень разно образны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине. В каждом своя красота и неповторимость. Особенно красиво цветущее растение. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать ещё неустойчивое внимание малыша.При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребенку увидеть, а затем по возможности понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, ребенок постепенно учится отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, которое нуждается в «лечении». Когда ребенок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Важно вместе с ребенком чаще подходить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.
Итак, знакомство маленького ребенка с зелёным царством дома формирует первые эстетические представления о жизни «зелёных друзей», способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное отношение к растениям.
Животные привлекают внимание ребенка своей подвижностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребенку рано понять, что это живые существа Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений. Встреча с животными вызывает у ребенка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относиться к ним бережно и внимательно. Необходимо предупреждать у детей любые проявления бессердечного обращения к животным, черствости, жестокости.
Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребенок ещё не знает, как правильно общаться с животными, может нанести ему и себе вред.
В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за жизнью рыбки в воде, за её поведением лучше многократно, каждый раз подмечая что-то новое. Нужно пояснить ребенку, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ними. Постепенно во время коротких живых наблюдений ребенок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями. Это тонкое движение души ребенка, с этого зарождается чувство ответствен ности за всё живое. У двухлетнего ребенка есть целый мир- «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Однако большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир.
Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребенка, основу для его интеллекту ального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об окру жающей природе — вот благородная задача взрослых.
Источник