Ребенок 3 года говорит на непонятном языке
Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Родителям нравится наблюдать за этим процессом. Но не всегда они могут своевременно заметить отклонения, проблемы в развитии.
Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Консилиум специалистов поставит точный диагноз.
Общая информация
В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.
В три года речь ребенка характеризуется:
- предложениями из 3-4 слов;
- используется единственное и множественное число;
- соотношением слова и предмета;
- простыми предлогами;
- способностью последовательно изложить события;
- появляются прилагательные, наречия, местоимения.
Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.
Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.
Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.
В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).
Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.
Причины нарушения
У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.
К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.
Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы — это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.
Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.
Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.
Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.
Разделение диагнозов
Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.
Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.
Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.
Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:
- странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
- необоснованные страхи;
- ухудшение навыков бытового и социального спектра;
- бессвязная речь;
- немотивированная агрессия;
- контрастные рисунки.
Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.
Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.
При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:
- молчаливость;
- избегание зрительного контакта;
- негативная реакция на прикосновения.
С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.
При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.
При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.
При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.
Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.
Логопедическая диагностика
Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.
Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.
Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.
Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.
Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.
Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.
Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.
Психолог изучает состояние высших психических функций — памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.
Коррекция проблемы
При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.
Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».
Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.
Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.
Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.
Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.
Прогноз
Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.
Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.
В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).
Источник
Здравствуйте мамочки! Моему сыну 3года 10 месяцев. Говорит на своем языке. Очень, очень редко проскальзывают слова. Говорит не осознанно. Под музыку танцует, пытается правильно интонировать мелодию. Когда с ним занимаешься в основном смотрит, повторять не пытается. Просьбы выполняет по настроению или когда от него не отойдешь и просишь выполнить, выполняет. К сожалению, не всегда до конца понимает, что от него хотят. Хотя на имя свое откликается и понимает, когда чем-нибудь я недовольно. Подскажите пожалуйста, был ли у кого такой случай и как все разрешилось.
Не переживайте! Всему свое время! Я начала говорит заметно после 3 лет, просто не хотелась. Сейчас все отлично, иногда не остановишь!
Если вы так сильно переживаете, можете с логопедом позаниматься, они как правило быстро начинают болтать, можно поделать массаж кистей, тоже помогает развитию речи.
забыла написать….есть тетради для творчества школа семи гномов, я заказываю, через их официальный сайт или через лабиринт, там и книжки с наклейками и аппликациии и тот же пластилиновый снежок есть…только у нас пальчиками вообще не рисует , а только кисточкой…но тоже нормально…)))попробуйте эти книжки!
была у дефектолога я , она тоже сказала, что медикаментозное лечение не назначит.А заниматься с такими детьми не возможно, только после 3 лет…конечно надо. Вот весной наверное мы созреем и будем заниматься с логопедом.Однозначно вижу, что пантогам нас расшевелил и разговорил процентов на 20-30.
МЫ ходим в сад уже год…сначала был прогресс не большой, потом я послушала там 90 процентов детей говорят примерно так-кася-мася..и он так начал сюсюкаться.Сейчас сидим дома на больничном, читаю очень много параллельно изучаем картинки в книгах, заставляю считать что там нарисовано,разговариваю с ним.Нам ещё невролог сказала купить когитум-очень дорогой бад это (янтарная кислота), вот его говорит вам надо, а с химией подождите.Вот пока пьем пантогам, сна дневного не стало, бесится жесть как, т.е. возбудимость есть от пантогама.А когитум куплю после пантогама, ближе к новому году (4700р. он у нас стоит).
Сама сильно переживаю, у нас очень тяжелые роды были, поэтому я то знаю, что травма была.Жалею, что нраньше кортексин в младенчестве не прокололи.Теперь он и так орет на врачей и уколов боиться , я его уже и держать не могу.А ещё забыла….невролог сказала, вы мама занимайтесь больше, а на химию не полагайтесь))))я чуть не упала, мы с ним целый день с мужем занимаемся, у меня дома на выходных бардак и жрать нечего, а гулять и заниматься…у меня уже язык болит…а толку нет!И ещё я думаю , что наша беда, он у нас один, у родственников детей нет, очень очень мало общения…
Доброго дня суток вам.Такая же ситуация и столько же нам возраста, что и вам.Пошли на медкомиссию к неврологу, говорю пропишите кортексин, она посмотрела дала ему книжку показала на кошку и ещё что то он каряво ответил…она сказала-это норма!!!Не вижу оснований для медикаментозного лечения.Я гооврю, а потом мы в школу не сможем пойти, а пойдем плакать будем?ОНа говорит, ну попейте пантогам…купили пьем, через неделю полностью свое имя сказал, до этого только слог первый, потом сказал в тот же день включи машу!-это вообще для нас шок был…вот пьем 2 полные недели…сейчас сидит и повторяет всё…видит крем я взяла…он кем!-читаю про рыбку тычет пальцем-рибка!!
У меня у одной родственницы нечто подобное было. Говорил только на тарабарском языке. Хотя всё понимал, что говорят. До 4-х лет врачи проблему замалчивали. Она и в садике в логопедическую группу безуспешно пыталась пробиться, и направления на углублённое обследование в республиканском центре пыталась выбить. Всё врачи говорили что ещё не время, ещё рано, подождите, всё будет нормально…!!! Козлы. Аж прямо обидно за ребёнка. Только в 4,5 года наконец и врачи заметили и признали, что что-то не так. Отправили на обследование в республиканский центр, там его продиагностировали от и до. И там выяснилось, что у ребёнка повреждён мозг — скорее всего при родах произошло микрокровоизлияние. Пролечили мальчика, и он хоть и не сравнялся с обычными детьми, но сделал просто огромный рывок в развитии речи.
Почему невролог не забила тревогу раньше — это теперь никогда не будет известно. Но до лечения маме сказали, что ребёнок не сможет учиться в обычной школе — а только в специализированной для умственно отсталых. Теперь его согласны взять в обычную школу, но в коррекционный класс.
Автор, Вы не пугайтесь, я ни в коем случае не хочу Вас напугать.С большой долей вероятности у Вашего сына нет серьёзных проблем, просто индивидуальный темп развития. К Вам эта история не имеет отношения, конечно. Но она должна всё же научить — боритесь за своего ребёнка и требуйте углублённых обследований и лечения. Занимайтесь с мальчиком как можно больше. Никто не побеспокоится о Вашем малыше лучше и тщательнее, чем Вы сами. И никто не понесёт ответственности, если не дай Бог врачи или психологи пропустят что-то важное. Благополучие Вашего сына — в Ваших руках. Удачи Вам и здоровья.
у нас прогресс-сынок начал ассоциировать себя со своим именем.например: он может сказать Антон ам, или если спрашиваешь его: кто тут игрушки раскидал, он отвечает — Антон. раньше он реагировал на свое имя, но никогда его не произносил, если спросишь как тебя зовут-не отвечал, а теперь везде его вставляет. меня это очень радует!!!
с малышом надо заниматься, учить буквы, читать книжки играть с мелкими деталями (мозайки)- мелкую моторику развивать. логопеды дают временный эффект, а потом опять тормозиться. у нас тоже не говорит, как начинаем заниматься,начинаются и продвижения.и мальчики позже говорят,чем девочки.
похожая ситуация была у знакомой.все изменилось,как только пошла в д/с,через месяц заговорила,сейчас ротик не возможно закрыть
я делала массаж на пальчики.мы вместе собирали мелкие детальки.развивали моторику .от этого тоже очень зависит.
помню давно,когда у моей подруги был еще маленький брат,то он не говорил лет до 5!!просто что то говорил на своём,но никто в принципе и не понимал…сейчас всё нормально.
Источник