Ребенок 2 с половиной года не разговаривает совсем
В случаях, когда ребёнок в возрасте 2,5 года не может понятно изъясняться и обладает маленьким словарным запасом, ему могут поставить диагноз «задержка речевого развития«. Определение данной проблемы в раннем возрасте является несомненным плюсом, так как исправить его в возрасте до 3-х лет гораздо проще, чем в возрасте старше 5-ти.
Причины
Основных причин, по которым ребёнок не хочет говорить в 2,5 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии, именно поэтому их без проблем можно решить:
- «Тишина» в общении с ребёнком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорождённым с первых его дней. Ребёнок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней, и чтобы впоследствии его было легче научить говорить.
- Если речь взрослых вокруг ребёнка беглая, быстрая, нечёткая, то дети не в состоянии всё это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую можно решить, просто замедлив темп речи. Причём не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.
Распространёнными физиологическими причинами являются:
- проблемы со слухом;
- моторная апраксия мышц лица или языка;
- неблагоприятные условия во время внутриутробного развития, сложные роды;
- тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни;
- черепно-мозговые травмы, в том числе лёгкие;
- стресс от переездов, изменение состава семьи;
- двуязычная семья или среда обитания;
- повышенное внутричерепное давление;
- родовая травма;
- отсутствие потребности в речи.
К причинам относятся и физиологические факторы (генетическая предрасположенность, недоразвитие речевого аппарата), психологические (отсутствие внимания, испуг), неврологические заболевания (моторная алалия – ребенок полностью не разговаривает либо говорит плохо, путая окончания, сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующееся нарушением понимания речи, дизартрия – сбивчивый ритм дыхания, гнусавость голоса, нечёткое произношение звуков, афазия – речь ребёнка искажена, нарушены произношение и смысл фраз).
Симптомы задержки речи
Наиболее ярким признаком задержки речи ребёнка в возрасте 2,5 года врачи называют незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребёнку с таким заболеванием достаточно сложно заставить себя выполнить что-либо.
Симптомы задержки речи проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии или метода вызванных потенциалов обнаруживаются нарушения в левом полушарии – именно оно отвечает за речевое развитие.
Признаками задержки речевого развития ребёнка могут быть:
- аномальное протекание доречевого периода;
- наличие большого количества ошибок в речи;
- отсутствие реакции на речь и звук у годовалого ребёнка;
- неактивные попытки повторения чужих слов;
- ребёнок не желает общаться со взрослыми;
- невозможность в 1,5-2,5 года на слух выполнить простое задание;
- отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2,5 года;
- отсутствие разговора в 3 года;
- ребенок не может отвечать на простые вопросы и показывать предметы.
Нормы развития речи в возрасте 2,5 года
Хотя развитие речи у каждого малыша проходит по индивидуальному плану, существуют общие для всех нормы речевого развития и среднестатистические сроки появления тех или иных языковых единиц. К 2,5 годам малыши произносят простые фразы из двух слов, в словаре детей этого возраста содержится от 50 до 250 слов. В основном это существительные и глаголы, реже местоимения, прилагательные, наречия.
К рубежу между третьим и четвёртым годом жизни активный словарь возрастёт до 1 тыс. слов.
Готовность общаться со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми – основное качество детской речи в этом возрасте. Хотя ребёнок говорит простыми предложениями, он легко может рассказать об увиденном, спросить о том, что его интересует.
Слабость мышц губ и языка, неумение выполнять тонкие движения органов артикуляции приводят к тому, что многие звуки малыш пока не может произносить точно. Овладение шипящими и сонорными согласными («л», «р») ещё впереди.
Как научить ребенка правильному произношению «р» – расскажет эта статья.
Ребёнок 2,5 лет активно интересуется окружающим, часто спрашивает о предметах и явлениях, доступных его пониманию: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Эти вопросы нельзя игнорировать, потому что, не получив несколько раз ответ, дети просто перестают обращаться ко взрослым. Если родители отвечают на все интересующие вопросы маленького человечка, который познаёт мир, они развивают очень ценное качество – его пытливость ума, стремление к знанию, тем самым развивая чадо в целом.
Также в этом возрасте ребёнок должен:
- избавляться от использования искаженных слов, упрощений;
- различать родных по именам;
- знать несколько десятков голосов животных и птиц.
К какому специалисту обратиться?
Если ребёнок постоянно наблюдается у педиатра, то проблемы с развитием речи будут диагностированы на раннем сроке, и врач сам направит малыша к специалистам.
Если же постоянного педиатра нет, или он не разделяет родительских волнений, стоит обратиться к докторам следующих специализаций:
- невропатолог;
- отоларинголог (ЛОР);
- психолог;
- логопед-дефектолог.
Лишь после консультации всех этих врачей можно с точностью определить, что является причиной задержки речевого развития у ребёнка, и как с ней бороться.
В зависимости от того, в какой сфере выявлена проблема, определяется и тип лечения. Стоит быть готовым к тому, что большинство подобных случаев нуждается в медикаментозном лечении. Препараты, прописанные неврологом или дефектологом, способствуют активизации «речевых» зон мозга и дают необходимое питание нейронам.
Как помочь ребёнку заговорить?
Разворачивать мысли малыша, помочь ему облекать их в простые чёткие фразы – этим мы помогаем формированию пассивного словарного запаса, который со временем перерастает в активную речь. Пусть малыш потрогает кору дерева, понюхает цветок, поздоровается с проходящим мимо человеком.
Представляйте новые слова в разных сочетаниях и контекстах. Очень важно стараться понять детскую речь и «переводить» её на взрослый лад. Например, одно лишь слово «мама» может означать «мама, посмотри», «мама, пожалей», «мама, поиграй», «мама, достань», «это моя мама» и так далее.
Развитие мелкой моторики рук помогает развивать речь. Связь развития движения пальчиков и речи давно доказана психологами. Поэтому надо вводить в ежедневное общение пальчиковые игры и другие занятия – игры с бумагой, откручивание крышек, рисование пальчиками по манке. Пусть ребенок под руководством взрослого достаёт и складывает ватные палочки, клеит фасоль на кусок солёного теста или пластилина. На природе ребёнок может вместе с семьёй собирать смородину или малину с куста.
Подробней о том, как развивать мелкую моторику рук, читайте здесь.
Старайтесь заниматься с ребенком в игровой форме, проговаривайте с ним слова. Чтобы ему было более комфортно, располагайтесь напротив него таким образом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Используйте одни и те же слова, чтобы он мог их запоминать, и короткие фразы.
Речь родителя на период занятий с ребёнком должна стать максимально упрощенной и односложной. Упрощайте даже имя ребёнка – не Александр, а Саша, не Дмитрий, а Дима, Митя. Используйте слова с упрощенной артикуляцией, со звуками, которые ребёнок знает и может произносить («с», «п», «м», «б»). Вы можете сделать совместный альбом и вклеить туда фотографии родственников и знакомых, после чего подписать их по имени. Старайтесь выстраивать с ребёнком короткие, но схематичные предложения.
Если словарный запас ребёнка уже немного обогатился простыми словами, такими как названия животных, то к ним можно добавлять слова-действия, типа «киса, иди», «петушок, кукарекай». Ребенок со временем поймет алгоритм действий и начнет сам так говорить.
Больше информации про то, как развивать речь у ребенка в возрасте 2-3 лет, узнаете тут.
Работа специалистов
При работе специалистов совместно с родителями корректируются, излечиваются причины, по которым ребёнок не может говорить. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребёнка. Различные генетические заболевания, аутизм, умственная отсталость, синдром Дауна, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
При наличии таких проблем в первую очередь ребёнок проверяется у отоларинголога – если со слухом всё в порядке, то за дело принимается невропатолог. Помимо коррекционных занятий, он может назначить применение ноотропных препаратов, чтобы повлиять на высшие интегративные функции мозга и улучшить память и процесс обучения (Кортексин, Энцефабол, Ноотропил).
Возможно и привлечение логопеда, однако большая часть специалистов не работает с детьми младше 4-х лет, что усложняет ситуацию. Но всё же есть логопеды-дефектологи, которые берутся за лечение и самых маленьких пациентов.
Обязательно обращайтесь к квалифицированному специалисту, у которого имеется диплом об образовании. Он должен приходить, имея при себе набор пособий, при помощи которых он и занимается с ребёнком. Идеально, если это яркие картинки. У самого врача должна быть правильно поставленная, грамотная речь. Ему следует найти общий язык с малышом и проводить тренировки в игровой форме.
Что делать родителям – полезные рекомендации
Некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыками может помочь телевизор. Это не так. Когда ребёнок слышит речь из динамиков, его тело никак не реагирует на звуки.
В первую очередь родители должны развивать мелкую моторику ребёнка. Давно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Заниматься с ребёнком родители могут и самостоятельно. Но это должно стать дополнением к занятиям с невропатологом, а не альтернативой. Массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи.
Также следует в игровой форме обучать ребёнка различным словам. Можно приобрести или сделать самим серию карточек с изображением предметов: транспорта, зверей, птиц, насекомых, людей. Картинки должны быть яркими, но простыми по своему исполнению и понятными ребёнку. Несколько раз вдень можно давать их малышу рассматривать.
Ребёнку можно не только называть предметы, но и изображать, как гудит самолёт, или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание.
Со временем можно начать задавать малышу вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Как скачет лошадка?», «Как лает собачка?», а затем и рассказывать, что «Машина едет», «Кошка бежит» и так далее. И совсем необязательно ждать, пока ребёнок сам начнёт отвечать на Ваши вопросы.
Главное – чтобы малыш слышал и видел, как родители говорят это. Постепенно он начнёт Вам подражать и заговорит.
При этом, есть перечень вещей, которые родителям делать нельзя:
- сравнивать своих детей с другими детьми;
- пускать замеченные проблемы на самотек;
- чрезмерно зацикливаться на проблеме.
Нужно ли волноваться, если в 2,5 года ребенок не говорит, а также как родители могут развивать речевые навыки своего чада, в данном видеоролике рассказывает логопед Оксана Лавриненко:
Прогноз
Успешность лечения напрямую зависит от того, как рано оно было начато. Если своевременно устранить все причины, которые влияли на задержку развития речи и грамотно организовать работу с ребёнком, то уже к старшему дошкольному возрасту он сравняется по своим речевым навыкам с одногодками.
Усилий врачей в этом вопросе недостаточно – должны помогать и участвовать в процессе родители, следить за соблюдением всех рекомендаций.
Какими бы ни были причины расстройства речи ребёнка в 2,5 года, родители должны помочь ему преодолеть трудности. Чем больше ребёнок будет погружаться в язык и музыку слов, тем лучше и быстрее он заговорит. Возрастная задержка развития до 3-х лет не является непременным признаком заболевания.
Источник
fashion-monger
Мастер
(1073)
9 лет назад
Я бы показала врачу. послушала что скажет.. . но если нет отставаний в развитии общем -то надо ждать. читать ему…. мой племянник до 3-х лет молчал.. . а потом как прорвало.. . в 4 года он уже до тысячи цифры знал и писал.. . а сейчас.. . ему все твердят что он вундеркинд.. . и не знаешь. что большее несчастье… жить то среди нас дураков.. . с мыслью что ты гений…
Студия Frame
Ученик
(200)
9 лет назад
если 2,5 года — то не в порядке, обратитесь к логопеду — сейчас есть программы для развития речи для таких маленьких детей
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц) , шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь? «). Правильно произносит звуки: с, з, л.
o άξονας συμμετρίαs
Мыслитель
(9883)
9 лет назад
Да, нужно к логопеду. Это задержка темпов речевого развития. Хорошо бы в «коллектив» (ясли, садик) , побуждайте его разговаривать, делайте вид, что не понимаете, что он хочет (чтобы он озвучил своё желание) побольше книжки ему читайте. Мальчики начинают говорить позднее девочек, бывает, что до 3-х лет молчат.
КакХочуТакИживу
Просветленный
(20562)
9 лет назад
Не переживай, моему 3 и он только нормально начал разговаривать внятно и понятно, и нам так же неврапотолог говорил что все нормально. Ваш малыш все таки же говорит элементарные слова, мама, дай, пойдем, ну и тому подобное, значит не переживай, побольше книги читай ему, стишки рассказывай, моторику развивай (подойдет обычный массаж пальчиков ) и все будет хорошо
Источник: мама двоих детей
Марина Воропай
Гуру
(4527)
9 лет назад
У меня 2-рой ребенок и ставят- ЗПР (задержка речевого развития) причем ребенок все понимает-нам предлагают попробывать гомеопатию=но у меня первенец ему сейчас 10 лет простите -замолчать не могу заставить-так что я тоже на распутье.
Елена Петрова
Гуру
(2853)
9 лет назад
Очень часто такое случается. Самое главное, чтобы он вас понимал (например, вы говорите: принеси игрушку; он приносит, что вы просите и т. п. ) Заговорит. Полезно разговаривать с ним, чтобы он видел ваше лицо при этом, читать больше, петь и т. д. У моей подруги сын в 2 года даже мама не говорил, потом ему массаж сделали, очень помогло, к 3 годам заговорил, в 4 года его бабушка уже читать и писать выучила. Очень полезно массаж пальцев делать, лепить.
Алина
Мудрец
(10200)
9 лет назад
Мой сын начал понятко говорить, только в 3 года, когда пошёл в садик и просто был вынужден общаться. Дома он всего добивался криком и звуком-«Э».Сейчас трындит-не заткнёшь и постоянно выдумывает историии, после которых свекровь ездит к нам с разборками. Мы с мужем вздыхаем-«Как было спокойно, когда он мычал. «Мой брат стал говорить к 6-ти годам, картавил до 10.Думаю, паниковать ещё рано-наслушаетесь ещё)))
наталья
Мыслитель
(7189)
9 лет назад
то, что вам написала студия- обычные врачебные нормы, на которые стоит обращать внимание постольку поскольку- а именно учитывая общее развитие ребенка. если ориентироваться по этим нормам, то около 50 процентов детишек получат диагноз в 2 года- задержка речевого развития. и всего лишь у маленького процента этот диагноз в действительности подтвердится. сейчас очень много деток начинают разговаривать к 3 годам. и это нормально. так что не бейте тревогу раньше времени.
A_elita
Просветленный
(37213)
9 лет назад
У подруги сын до 2,5 тоже почти не разговаривал. Сейчас ему 5лет, ходит в школу. Когда там проводили тестирование сказали что у него знание на 3й класс. ..Разговаривайте больше, занимайтесь с ребёнком «не понимайте» когда от что-то просит, пусть скажет пить, есть (хотя бы ням ням) . И не лечите здорового ребёнка, только если реально выявят (при этом совпадёт мнение как минимум 2х врачей) патологию.
Источник
Если у ребёнка отсутствует речь в два года, логопеды с полным основанием говорят о задержке речевого развития (ЗРР). Обтекаемость данного диагноза притупляет бдительность родителей. Ну, задержалась речь, думают они, — возможно, со временем всё само собой наладится… Ведь кроха издаёт какие-то звуки, — чем не речь?
Многие родители принимают за речь лепетные, «аморфные» слова или звукоряд, который порой выдаёт их двух-трёхлетний ребёнок. Мамы и папы пытаются уверить не только себя, но и логопедов, что «он всё-всё говорит, только очень непонятно»… Конечно, легче, как страус, спрятать голову в песок и не видеть проблемы, но от этого она не исчезает, а только разрастается день ото дня. Поэтому первым шагом к преодолению ЗРР будет ясное виденье родителями ситуации. Вторым шагом будет поход к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, стоматологу — ортодонту, логопеду. Все последующие шаги надо будет выстраивать с учётом полученных у этих специалистов заключений и рекомендаций. Если же родители пожелают выбрать какой-то свой, «особенный» путь, основанный на советах тёти Глаши или бабы Малаши, то они должны помнить, что этот путь может завести их в такие дебри, из которых и выбраться будет уже невозможно…
Теперь поговорим о путях преодоления речевых задержек. Они, в общем-то, идут в одном направлении и разнятся лишь незначительными деталями. На начальных этапах всё выглядит примерно так: неустанное внимание к малышу со стороны близких, общение, полноценное питание и сон, массаж, оздоравливающие процедуры, развивающие и пальчиковые игры. Массаж и процедуры лучше доверить специалистам. А вот питание и сон, общение, игры – это целиком на совести родителей, бабушек-дедушек.
Весь процесс «вызывания речи» проходит, во-первых, на положительных эмоциях, во-вторых, без каких-либо насильственных действий, и, в-третьих, при непосредственном участии взрослых. Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же предпочтение и свободное время взрослых отдается телевизору, компьютеру и ноутбуку, молчание малыша вполне объяснимо.
Родители должны знать, что нервная система малыша 1-3 лет отличается малой выносливостью. Поэтому даже игры (в особенности, обучающие!) по времени должны длиться не более 10-20 минут (в зависимости от возраста). Об усталости ребенка можно судить по его поведению. Капризы, отказ выполнять инструкцию говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе и надо заканчивать игру.
О чем еще надо помнить, занимаясь с ребенком? О своем эмоциональном настрое и о своей речи. Маленького ребенка привлекают только яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Прежде чем начать домашнее обучение, сядьте перед зеркалом и попробуйте рассказать какую-нибудь сказку, например, «Курочку Рябу»… себе. Ну и как, собственное лицедейство вызвало ваш живой интерес? Если нет, то вряд ли оно заинтересует и малыша. Неудачный опыт тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию любимых актеров. Уверена, в Вас дремлет талант. А без него в наших последующих играх никак не обойтись!Пальчиковые игры, — это тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят «дремлющие» речевые центры в коре головного мозга, заставляют их работать. Если раньше Вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с простейшего: с рассматривания пальчиков. Назовите каждый из них, погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений.
На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем, пусть и он сам перетрет камешки между своих ладошек. Необходимо развивать тактильные и двигательные ощущения всех пальцев. Рука ребенка изображает подъемный кран: большой и указательный палец правой руки подхватывает камешек и направляет его прямиком в ведерко. Как это делать, — показывает взрослый. Подобную работу, по очереди, вместе с большим пальцем, должны выполнить и остальные пальцы сначала на правой, а затем на левой руке. Естественно, всё это сопровождается Вашими комментариями и ласковыми словами. Помните, ребенок до трех лет развивается лишь в совместных играх-действиях. В одиночку он играть ещё не умеет!
Когда будут освоены и «Коза-дереза», и «Мальчик-пальчик», и «Сорока» и ещё несколько народных пальчиковых игр, можно разучить и что-нибудь посложнее. Например, такое…
Пчелиный улей
Что за дом-кубышка? (Вы, вместе с ребенком, сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.)
Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассмотреть кулачок.)
Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно помахать руками.)
Живут в том доме пчелы. (Потрясти кулачок, поднести его к уху, пожужжать.)
Пчелы летают. (Ладони скрестить в запястьях и помахать кистями рук, как крыльями. Пожужжать.)
Деток в домике считают: (Ребенок снова сжимает кулачок.)
Один, два, три, четыре, пять… (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
Мы не будем им мешать. (Завести руки за спину, — «спрятать»).
Пчелки мед соберут, (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)
И Дашутке (Андрюше, Данюше и т.д.) дадут. (Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)
(Е.Г. Карельская)
Улитка
Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука «ползет» по столу.)
Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)
Дам пирога! (Показать раскрытые ладошки.)
— Мне не надо пирога! (Отрицательно помотать головой.)
Мне свобода дорога! (Повертеть сжатыми кулачками.)
Я ползу по дорожке. (Кулачки снова «ползут» по столу.)
Захочу, — высуну рожки! (Высвободить и выпрямить указательный и средние пальцы.)
А дотронешься слегка, — (Дотронуться до указательного и среднего пальца малыша.)
Убираю я рога! (Улитка снова прячет «рожки».)
(Е.Г. Карельская)
Черепаха
— Здравствуй, черепаха! (Сжать кулачки.)
Вот тебе рубаха! (Накрыть кулачок ребенка своей рукой и слегка сжать.)
-У меня своя защита. (Покрутить сжатыми кулачками.)
Она прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.)
— Вот тебе сапожки. (Взрослый щепотью своих пальцев гладит от основания до кончиков каждый пальчик на ручках малыша.)
Есть у тебя ножки? (Снова сжать кулачки.)
— У меня – лапки! (Раскрыть, растопырить пальцы на обеих руках.)
Они играют в прятки. (Снова крепко сжать кулачки.)
-А где твоя головка? (Высвободить и показать большие пальцы.)
— Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак.)
(Е.Г. Карельская)
Выполняя игры с пальчиками, ребенок, вслед за вами попытается проделать не только движения руками, но и повторить слова. Не все будет получаться с первого раза. Терпение, и ещё раз терпение, повтор, снова повтор. Вот так, изо дня в день (а не от случая к случаю) занимаясь с ребенком, вы сможете его, в результате, разговорить.
Источник