Ребенок 2 года три месяца не разговаривает
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
Если ребёнок в 2 года не разговаривает — это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года — явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи.
Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими. В связи с чем нарушаются также познавательные процессы.
Предпосылками развития речи служат потребности в эмоциональном общении с родителями и другими взрослыми.
Речь является одним из важных компонентов общего развития ребёнка. Такие психические процессы, как память, внимание, мышление и воображение напрямую связаны с пониманием речи окружающих. Почему впоследствии и требуется много усилий. Ведь необходимо наверстать упущенное время, пока малыш не говорил. Тяжёлым последствием считается возникновение умственной задержки.
Для своевременной коррекции задержки речи важно понимать особенности её развития.
Этапы формирования речи
- Довербальный период. Начинается с момента рождения и длится до 6–10 месяцев. Проявляется в виде крика, лепета либо гуления. Таким образом, он заявляет другим о своих потребностях. О том, что голоден, что больно, страшно, мокро, холодно либо жарко и т. д. До 5 месяцев речь, обращённая нему, вызывает эмоциональную реакцию в виде «комплекса оживления». В этом возрасте они активно слушают разговор взрослых. И хоть ещё не умеют сами говорить, но к концу этого периода уже понимают от 50 до 100 слов. Могут пытаться выговаривать простые слоги, такие как «ма», «па» и т. д.
- Этап возникновения речи. Начинается в 8–10 месяцев и продолжается до двух лет. В этот период малыш начинает понимать, что звуки можно комбинировать. А эти комбинации использовать для удовлетворения своих потребностей. Например, позвать маму, сказав: «ма-ма»… А также они уже жестами могут отвечать на вопросы. С помощью интонации научаются выражать эмоции, такие как злость, радость или страх.
- Этап развития речевого общения. Начинается в два года и длится до 6–7 лет. Малыш проделал громадный путь для того, чтобы распознавать речь и уметь её применять в общении. В этом возрасте уже появляются первые слова. Возможно, даже словосочетаний из двух — четырёх слов. Он отлично понимает, что ему говорят и способен выполнять поручения. Овладев словарным запасом примерно в 300 слов, он в состоянии указывать на предметы, которые ему называют.
Таблица нормального развития речи
Возраст | Форма речи |
---|---|
1–2 мес | Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение |
2– 3 мес | Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги |
4–5 мес | Попытки повторения слов за взрослым |
8 месяцев – 1 год 2 мес | Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…) |
1 год 6 мес – 2 года 2 мес | Объединяет по 2-4 слова в предложения |
1 год 9 мес – 2 года 6 мес | Начинается период вопроса: «что это?» |
2 года 4 мес – 3 года 6 мес | Пытается строить предложения с использованием чисел |
2 года 6 мес – 3 года 5 мес | Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…) |
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст | Количество слов |
---|---|
1 год | 9 слов |
1,5 года | 39-100 слов |
2 года | 200-400 слов |
3 года | 1000-1100 слов |
4 года | 1600-1926 слов |
Подробно о том, как развить словарный запас у дошкольников, вы можете узнать из статьи по ссылке.
Если ваш малыш не говорит, или разговаривает плохо, следует выяснить причины задержки речи. Можно обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, повлиявшие на то, что ребёнок не разговаривает в 2 либо 3 года. А также устранить их для того, чтобы поспособствовать речевому развитию.
Причины задержки речи
Физиологические
- Генетика. Процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность, очень медленный. Такая незрелость нервной системы передаётся по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.
- Порой малыш не разговаривает по причине общего нарушения нервной системы. Проявляется как один из симптомов на фоне интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.
- Нарушение слуха. Речь может формироваться только с помощью воспроизведения услышанного. Ребёнок не понимает, как звучат слова. Отсутствие слуха может быть врождённым. Порой возникает вследствие травм слухового канала или перенесённого тяжёлого заболевания.
- Заболевания мозга либо его поражения. Возникают по причине перенесённых инфекционных заболеваний в пренатальном периоде и в течение первого года жизни. Вследствие травм, особенно в процессе родов. А также при гипоксии.
- Малыш может плохо говорить, потому что у него слабо развиты мышцы лица, в частности, рта.
- А также если у него врождённые аномалии языка, губ, нёба либо лицевых мышц («волчья пасть», «заячья губа»…).
- Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.
Социальные
- Невостребованность речи. Когда родители не уделяют ребёнку внимания, не разговаривают с ним. Соответственно у него не формируется потребность в выражении эмоций либо требований удовлетворять его запросы.
- Гиперопека. Точно так же не формируется потребность в выражении. Почему малыш и не говорит. Родители сами не дают такой возможности. Они угадывают его желания, предвосхищают их. Из-за такой сверхопеки у него нет потребности что-то понимать, в чём-то пытаться разобраться. За него это сделает другой.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.
- Негативизм. Обычно возникает, если родители слишком много усилий прилагают для того, чтобы малыш заговорил. Заставляют повторить сказанное ими слово, ругают при отказе, упрашивают либо наказывают. Если ребёнок в три года говорил, хоть и плохо, то со временем перестанет вообще. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.
- Отвлечение гаджетами. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютерными играми или постоянный просмотр мультиков негативно сказывается на организме в целом. Вплоть до развития аутизма. Взрослым порой удобно, что дитя отвлеклось, но последствия не заставят себя ждать.
- Билингвизм. Когда в семье присутствуют носители разных языков, малышу приходится трудно. Ему требуется больше времени, чтобы научиться понимать обоих взрослых. Есть риск того, что будет совмещать в одном предложении слова разных языков. Но со временем всё нормализуется и сможет разговаривать на каждом из них.
Психологические
- Испуг. Ребёнок может перестать разговаривать вследствие перенесённого стресса либо страха. Порой нарушения проявляются в заикании, порой дети замолкают вообще.
- Неблагоприятная обстановка в семье. Если ребёнок в два или три года является свидетелем рукоприкладства или частых скандалов, то это может повлиять на его психическое развитие. От постоянно проживаемого стресса может произойти задержка речевого развития.
Алалия
Почему ещё ребёнок не говорит, или разговаривает плохо, так это при возникновении патологии нервной системы, которая приводит к речевому недоразвитию. Называется алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних сроках, возможно подкорректировать.
Существует сенсорная алалия и моторная. При сенсорной малыш не воспринимает речь, он не может отделить слова друг от друга. Порой можно заметить, как говорит последнюю фразу, сказанную другим, или повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме. Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное количество информации. Почему и возникает со временем задержка умственного развития.
При моторной алалии различают 3 степени, в зависимости от поражения мозга:
- Ребёнок не говорит до трёх лет, но потом начинается период, когда разговаривает обрывками слов, как будто «глотая» окончания.
- Если малыш понимает о чём идёт речь, то сам не в состоянии поставить язык или губы в нужное положение, чтобы повторить.
- Может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно сопровождается неразвитой моторикой, им сложно даются простые движения. Страдает мышление и память.
Алалии возникают при травмах или опухолях мозга. При патологии центральной нервной системы и тяжёлых родах. А также если возник резус-конфликт с матерью. Почему и важно показать малыша специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна вышеупомянутая причина. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение. А также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.
Рекомендации для родителей
Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:
- Для того чтобы развивать речь малыша, важно придерживаться чёткого режима дня. Это означает, что должно присутствовать правильное питание, чередование сна и отдыха. Это будет способствовать его полноценному развитию и здоровью. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.
- Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающем мире, о себе. Делитесь переживаниями или радостными моментами. Это будет не только развивать его речь, но и учить пониманию себя и своих реакций. А также создавать более близкую и глубокую связь в отношениях. Такой малыш будет расти, ощущая внимание и принятие близких, что будет способствовать его нормальной самооценке и собственной значимости для других.
- Если малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо – проводите больше времени вместе, качественно и активно. Устраивайте чаще совместный отдых на природе или вместе занимайтесь домашними делами. Принимая участие в помощи взрослым, ребёнок будет стараться быть похожим на них, что очень мотивирует развивать речевые способности.
- Играйте в различные игры с ним, направленные на развитие. Всяческие лёгкие пазлы, карточки с животными либо предметами будут пополнять его словарный запас и стимулировать повторять за вами верное произношение. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.
- Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
- Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
- Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.
- Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры. Когда он заиграется с малышом, который уже говорит, то будет пробовать копировать его, делать как он. Это родители привыкли понимать и угадывать потребности своего ребёнка без слов. А незнакомые люди, тем более детки будут провоцировать скорейшее подключение речевого центра.
- Если «молчуну» уже три года, а он почти не говорит, то психологи рекомендуют отдать его в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать. И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.
Подробно о том, как развивать речь у дошкольников, вы можете узнать из статьи по ссылке. А также вам могут быть полезны упражнения по развитию речи, в статье по ссылке.
Чем раньше вы начнёте коррекционную работу, тем проще вашему малышу будет заговорить. В 2015 году психологи и логопеды одного из ДОУ Москвы проводили исследования с детьми трёхлетнего возраста, у которых были задержки в речевом развитии. Родители этих десятерых малышей придерживались вышеупомянутых рекомендаций. В основном задача была делать подделки и прочее для развития мелкой моторки. А также много читать книг, стихов и потешек. Через год 9 из 10 детишек догнали по речевому развитию своих одногодок.
Источник