Ребенок 2 года стал агрессивным
ЗЛОСТЬ И АГРЕССИЯ.
взято на сайте АНО Психологический центр «Ресурсы»
Вспышки гнева у ребёнка 2 -3 лет могут быть довольно сильными и буквально застать его родителей врасплох. Чаще всего первой реакцией родителей на эти негативные чувства будет запрет и обвинение ребёнка в том, что он их испытывает.
Как лучше действовать родителям? Какая позиция наиболее оправдана с точки зрения детской психологии?
Почти всем заботливым родителям кажется, что ребенок, окруженный любовью и вниманием родных, просто не имеет причин злиться. И эта «беспочвенная», по их мнению, злость заставляет задуматься о том, все ли в порядке с их ребенком: «Может, это мы виноваты? Разбаловали?» Закономерно возникает и вопрос: «Как следует к этому относиться?» Не обращать внимания — не будет ли это поощрением агрессии? Объяснять и наказывать? Но как объяснишь такие сложные вещи малышу? А если он не понимает, то за что же его наказывать?
В причинах детской агрессии нам и предстоит разобраться, равно как и выработать правильную тактику родительского поведения. Для начала только стоит определить, что мы будем понимать под словом «агрессия». В первую очередь агрессия будет означать агрессивные действия, совершаемые ребенком по отношению к другим людям. Это могут быть укусы, щипки, царапанья, попытки ударить и другие способы причинить им физическую боль. К агрессивным действиям можно отнести и намеренную порчу ребенком игрушек и других предметов в приступе злости и гнева. «Бранные» слова, которые произносит ребенок в адрес близких — «убью», «выброшу» и т.п., — это проявления вербальное (словесной) агрессии. Слова «злость» или «гнев» будем относить собственно к эмоциональному состоянию ребенка, переживаемым им отрицательным чувствам.
Ну а теперь давайте попробуем понять, что движет малышом, набрасывающимся с кулаками на свою любимую маму, бабушку и остальных.
Что происходит с ребенком к двум годам — возрасту, в котором чаще всего начинает проявляться агрессия против родителей? Ребенок взрослеет: он научился управлять своими ручками и ножками, овладел своим телом настолько, чтобы передвигаться самостоятельно и исследовать окружающий мир, научился с помощью простых слов обозначать для родителей свои желания. И понял, что до некоторой степени он управляет своими родителями. Он заплакал — мама подошла, описался — мама переодела, проголодался — мама накормила и т.п. По мере своего развития ребенок совершенствует способы привлечения к себе внимания, пребывая до поры до времени в счастливом заблуждении, что и впредь мама будет угадывать все его желания и удовлетворять все его потребности.
И вот однажды он сталкивается с ситуацией, в которой мама говорит ему «нет». Рано или поздно маме становится тяжело подстраиваться под все возрастающие нужды ребенка. Ее отказ выполнить то или иное желание ребенка может вызвать довольно сильный гнев. По внутреннему ощущению ребенка и по предшествующему опыту его жизни мама «не имеет права» отказывать ему. Он привык получать то, чего хочет, и не понимает, почему должно быть иначе. Ребенок начинает протестовать, злиться, прибегая при этом к простейшей агрессии.
Нормально это? Абсолютно нормально! Злость — нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу. Порой нам приходится не только терпеливо ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпяпри этом всяческие неудобства. Более того, иногда, несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание. И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.
Наша общественная социальная жизнь подчинена многим ограничениям и запретам, которые пока неведомы ребенку. Хотя для родителей эти запреты уже давно стали нормой и действуют автоматически. И того же они ожидают от своего ребенка. «Как он не понимает, ведь этого же нельзя!» А он не понимает, вернее, еще не понял. Ребенок не рождается с умением «терпеть» и «ждать», этому ему надо будет научиться. И учиться он будет на всем протяжении дошкольного возраста (и дальше всю жизнь). Задача родителей — помочь ему в этом, не потворствуя, но и не торопя его и не осуждая.
Научиться ему предстоит и сдерживанию своей агрессии. Помимо запрета на агрессивные действия в адрес окружающих, в обществе действует еще более сильный запрет на проявления агрессии в отношении близких людей — родственников и членов семьи. Иногда родители готовы понять агрессию своего малыша, направленную на незнакомого человека, но «обижаются» на него, если эти действия касаются их самих. Иногда, наоборот, мама «не заметит» агрессивной выходки ребенка в свой адрес, но устыдится, если ребенок начнет делать то же самое в гостях или на улице в присутствии посторонних.
Кстати, выражая злость, ребенок может причинить вред не только окружающим, но и самому себе. Гнев ребенок может направить как на тех, кто вызвал его чувства — то есть на родителей, так и на «замещающие» объекты — игрушки, мебель и т.п.Но иногда нею свою злость и ярость ребенок направляет на… самого себя. Например, он может начать бить себя, дергать волосы и даже биться головой о стену. В детской психологии для этого поведения есть специальный термин — аутоагрессия, или агрессия, направленная на себя. Углубляться в эту тему сейчас мы не будем заметим только, что аутоагрессия получает свое развитие/подпитку, когда другие способы выражения агрессии находятся под строгим запретом. «Ты плохой, бьешь бабушку», — говорят ребенку родители. «Я плохой», — понимает про себя ребенок. А значит, мол нужно наказывать самого себя. Как мы видим, ребёнок ведет себя очень «логично». Однако очень быстро родителям становится его жалко. И не зря, аутоагрессия небезопасна для психики ребенка, и ее проявления должны быть сигналом для родителей о его внутреннем неблагополучии.
Итак, говоря об отношении взрослых к проявлениям детской агрессии, мы заметили, что в основе негодования чаще всего кроется представление, ребенок уже обладает способностью управлять cвоим гневом, а значит, причиняет им боль нарочно, «осознанно». Вот почему первое, о чем должны напомнить себе родители, сталкиваясь с проявлением агрессии со стороны ребенка, так это о том, что он действительно «не осознает, что творит» и не владеет собой в достаточной мере, чтобы сдержать свой агрессивный пульс. Он пока не понимает, что совершает дурной поступок, как не понимает и того, что вам больно, всем еще малыш может не понимать (не помнить с ощущений), что такое боль вообще. Вот почему родителям очень важно обозначить происходящее — объявить, что им больно, и спокойно объяснить ребенку, что «драться и бить людей нельзя».Этот запрет и объяснение нужно повторять снова и снова, препятствуя ребенку в момент осуществления агрессивного действия — ловить его ручку, занесенную для удара, уворачиваться от укусов и т.д.. До тех пор, пока ребёнок не осознает происходящего и не научится по своей воле сдерживать себя.
В ответ на агрессивное действие ребенка мама в крайнем случае может прибегнуть к легкому телесному наказанию — шлепку по попе, сжиманию ручки ребенка в предплечье и т.п. Это наказание будет носить, так сказать, символический характер. Его цель — обозначить для ребенка серьезность его проступка. Этим средством не стоит злоупотреблять. Эффективно оно будет, если применять его изредка, когда кажется, что такое наказание уместно. Безусловно, 2-3-летний ребенок уже способен частично отдавать себе отчет в своих действиях, но очень часто он еще не может затормозить свою агрессию в момент, когда его охватывает чувство злости. Хотя позже он осознает содеянное и искренне раскаивается. Например, ребенок может делать замечания игрушкам: «Нельзя драться, нельзя обижать маму», хотя сам при этом может продолжать замахиваться и наносить матери удары.
В этом случае некоторые мамы начинают раздражаться на ребенка еще больше: «Как это — знает, что нельзя, а все равно делает. Значит, нарочно». Однако эти мамы просто торопятся с выводами. К подобной ситуации стоит отнестись не как к «педагогическому провалу», а как к промежуточному успеху своего воздействия. Поведение ребенка показывает, что он уже запомнил правило, знает, что от него ждут, но просто пока оказывается не в состоянии выполнить его всякий раз, когда это требуется. Пока эмоции сильнее его. И это тоже нормально. Любая учеба требует времени. И это время и себе, и ребенку надо дать.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод. То, что ребенок сердится, ругается и может быть агрессивен — нормально. Это не признак испорченности или неправильного воспитания. Злость по своему происхождению такое же естественное чувство, как радость или грусть. Злость к тому же — энергетически заряженное чувство, которое во многих ситуациях помогает бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Злость может понадобиться для самозащиты, для отстаивания своих прав. Злость подает сигнал человеку о том, что какая-то важная его потребность не удовлетворена. Вот почему перед ребенком стоит задача не подавить свою злость вообще, а научиться выражать еебезопасным для себя и для других способом. В идеале нужно научиться не только выражать свой гнев цивилизованно, но и обращать эту негативную энергию в конструктивные действия по преодолению препятствия.
Запрещая ребенку гневаться и злиться вообще, наложив на это чувство «табу», родители могут сослужить своим детям плохую службу. Что чувствует ребенок, если родители стыдят его за то, что он злится? «Я плохой, со мной что-то не так». Поскольку злость возникает естественным образом снова и снова, ребенок может начать бояться, что его отвергнут за то, что он испытывает подобные «неправильные» чувства. На место злости, таким образом, приходят вина и ощущение собственной неполноценности.
При этом злость никуда не испаряется, а остается неосознаваемой, подавленной, что чревато неадекватными вспышками гнева в ситуациях, когда самоконтроль человека ослаблен, например, при болезни. Эта вспышка «запрещенного» гнева оставляет после себя очень тяжелое состояние вины, деморализуя человека еще сильнее и лишая его сил на борьбу со стрессом и нездоровьем. Вина и стыд могут быть еще менее конструктивны, чем злость. И в отличие от злости они непридают человеку сил, а, напротив, ослабляют его, заставляя сомневаться в себе и своих возможностях.
Чтобы научить ребенка контролировать свою злость и управлять ею, стоит разделить чувство злости и совершаемые ребенком агрессивные действия.Осуждая агрессивные действия ребенка, вы не осуждаете его при этом за его чувства. «Ты имеешь право злиться, быть недовольным, заявлять о своем несогласии, — сообщаете вы ему. — Но ты не должен причинять боль людям и всем живым существам».
Так вы накладываете запрет на агрессивные действия, а не на чувства. При этом хорошо, если вы указываете ребенку «разрешенное» действие, которое позволит ему избавиться от накопленного напряжения: поколотить боксерскую грушу (или специальную игрушку «для битья»), подраться подушками, устроить сражение на надувных мечах, порвать старые газеты, смять пластилин и т.п. Таким образом, вы, говоря научно, «канализируете» его злость, а значит, управляете ею.
Теперь несколько слов о ругательствах. Родители равным образом негативно относятся к проявлениям как физической, так и вербальной агрессии детей. Хотя с точки зрения детской психологии, как это ни странно, выражение вербальной агрессии предпочтительнее. Поскольку это более «цивилизованный» и более «взрослый» способ злиться. Согласитесь, сказать — не сделать. Вот почему родители на первых порах могут учить детей заменять свои агрессивные действия словами. Это будет уже первым шагом на пути совладания со своей агрессией.
Замечательно, если ребенок научится распознавать свою злость, когда он сам сможет понимать, что сейчас злится. А научиться этому он сможет, если сначала распознавать и обозначать для него его злость будете вы, его родители. Когда вы замечаете, что ребенок недоволен и злится, вам надо сообщить ему об этом (без осуждения, спокойно): «Я вижу, что ты злишься». И дальше следующий вопрос-предположение: «Ты разозлился из-за того, что… не получается/не можешь/я тебе не разрешаю и др.?».
Иными словами, вы обращаетесь к разуму ребенка, приглашаете его определить причину злости. Это ценнейший урок для маленького ребенка: он может ПОНЯТЬ,пусть не сразу, что для его переживаний есть конкретная причина. Со временем он сможет сам определять эту причину, переходя тем самым от выражения эмоций к их анализу, что, безусловно, позволит ему научиться сдерживать свои агрессивные порывы. Следующим шагом для него станет умение вступать с мамой в договорные отношения, то есть вести переговоры на предмет получения желаемого на определенных условиях.
Таким образом, схема по обучению ребенка управлению своей злостью выглядит так:
1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние — «ты злишься» — и называете возможную причину;
постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной;
одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется…», «Сейчас я хочу, чтобы вы…», «Я не хочу, чтоб ты…»;
а дальше вы вступаете с ребенком в переговоры о том, на каких условиях он может получить желаемое: «Я дам тебе, что ты хочешь, если ты…».
Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.
Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать.
Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта — возможности научиться владеть собой.
Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно. Например, мама может физически препятствовать «атакам» грудного младенца: вынимать сосок у него изо рта при попытке укусить, останавливать его ручку, занесенную для шлепка, и т.п. В дальнейшем ребенка постарше надо учить заменять свои агрессивные действия словами, сообщая о том, из-за чего он злится. Ребенка можно также обучать иным способам выражения своей злости, способам безопасным для него и для других, — «канализировать» свою агрессию.
Если ребенок способен узнать свое чувство злости, определить и назвать причину, а также сказать об этом другим, это значит, что он прекрасно справляется со сложной задачей контроля над своими негативными чувствами, умеет управлять ими.
Источник
Здравствуйте!мне 26лет.я бухгалтер.моему сыну 2,3 года.я вышла на работу,когда ему исполнилось 2 года.он сидит у моей сестры и моей мамы.к нему все хорошо относятся,он их любит.но в последнее время(2мес)он стал психованным и агрессивным.без причины может ударить,кинуть игрушку в пол или в кого нибудь,укусить.или упасть на пол и кричать,при этом биться ногами.просто агрессия льется с него.он сам очень активный мальчик!!мы не знаем что делать.или это просто переходный возраст??
Агрессия ребенка в 2 года (1 ответ)
Получено 5 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Ребенок в 2 года стал агрессивным?
Никитина Марина Дмитриевна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Ольга, если ваш сын никогда раньше не вел себя так, как вы описывает, то стоит говорить о том, как изменилась обстановка с вашим выходом на работу, как изменялись требования к нему со стороны взрослых.
Если он демонстрирует такую реакцию в ваше отсутствие, то вполне возможно, что по отношению к ребенку увеличилось количество запретов. И это может вызывать у него агрессивную реакцию. Возможно, взрослые не могут выработать единых требований к ребенку, каждый требует свое, и эта ситуация выводит ребенка из равновесия.
Возможно есть еще что-то, о чем трудно судить, из-за недостатка информации.
Если нужна консультация, обращайтесь. Причину можно найти и устранить.
Марина.
Ребенок в 2 года боится отца? Почему? (1 ответ)
Хороший ответ2 Плохой ответ2
Напишите Ваш вопрос психологу и нажмите на кнопку «Отправить вопрос»
Здравствуйте, Ольга.
Для того, чтобы помочь Вам сначала разобраться с тем, что происходит с Вашим ребенком, необходимо, чтобы Вы вместе со всеми членами Вашей семьи и с ребенком пришли на прием.
На приеме можно будеть увидеть реальную картину отношений и взаимодействий — всех — между собой и с ребенком.
Только тогда можно будет работать дальше с проблемами Вашей семьи (а проблемы ребенка не «вырастают» сами по себе, а часто являются результатом особенностей взаимодействия всей семьи).
Г.Идрисов.
Нормально ли, что ребенок в 3 года стал рисовать черной краской? (2 ответа)
Хороший ответ6 Плохой ответ1
Шарова Олеся Вячеславовна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Здравствуйе, Ольга!
Вы говорите, что родственики хорошо к нему относятся. Важно знать чем занимается ваш ребенок в течении дня, как он общается с вашей сестрой и мамой. Возможно вашему ребенку действительно не хватает вашего внимания. А вы сами пробовали поговорить с ребенком? Думаю, что необходимо разбираться во взаимоотношениях между вашим ребенком и родствениками, между вами. С Уважением Олеся.
С мужчиной вместе 2 года. Стал проявлять грубость в сексе (4 ответа)
Хороший ответ4 Плохой ответ0
Галочкина Елена Борисовна
Психолог Торонто
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Здравствуйте, Ольга!С детьми не может что-то произойти «просто так», их поведение меняется только, если на то есть основание. Агрессия — это реакция на нарушение границ, поэтому Вам следует получше поисследовать, что происходит с Вашим сыном, когда он с бабушкой и тётей. И это будет непросто, потому что говорит он в этом возрасте ещё, видимо, плохо, а бабушка и тётя будут предлагать Вам свою интерпретацию событий, а это может быть искажено. Но найдите способ узнать причину его агрессии и устранить её. Я не думаю, что причина его агрессии в том, что Вы вышли на работу и ему Вас не хватает. Во-первых, эта реакция должна была бы проявиться сразу после изменений, и уже через 3 месяца сойти на нет,потому что он бы уже к этому привык. А во-вторых, это была бы, на мой взгляд, другая реакция, не агрессивная. Так что моя основная версия — нарушение привычных и комфортных границ ребёнка бабушкой и тётей. И здесь Вам надо будет разобраться, что в этих новых границах точно травмирует ребёнка, а что вполне адекватно и, возможно, даже полезно для его развития. Это (полезное) надо, как мне кажется, оставить, но просто легализовать Вашей властью в жизни сына. Всего наилучшего, Елена.
Может ли быть кризис у ребенка в 2 — 3 года? (4 ответа)
Хороший ответ5 Плохой ответ0
Садыкова Айгуль Жасулановна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам
Здравствуйте, Олга! Вообще-то, в этом возрасте ребенок в норме должен так или иначе начинать конфронтировать со взрослыми, это период можно условно назвать периодом «неканья», отрицания того, что предлагается взрослыми. Например, «пойдем кушать», его ответ — «не пойдем», и т.п. И если взрослые вообще не берут это в расчет, то он может начать это делать более агрессивно, чтобы его «услышали». Я могу только предполагать, т.к. из Вашего послания не ясны причины такого поведения. Все это является предметом работы с психологом, как с детским, так и с тем, кто работает со взрослыми клиентами. Ребенок ВСЕГДА является отражением того, что происходит в семье как в системе, тем более такой маленький. Если надумаете, могу дать телефон хорошего детского психолога, который может поработать и с Вами. Всего доброго. С уважением, Айгуль Садыкова
Ребенок, ему 2 года, начал писаться в штаны (2 ответа)
Хороший ответ1 Плохой ответ2
Источник