Ребенок 2 года птичий язык
Моторная алалия определяется как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.
Моторная алалия
Подготовила Наталья Ильина
Моторная алалия определяется как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.
Алалия наблюдается у детей с сохранным периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.
Нельзя считать алалию вполне определенным однородным нарушением, вернее, это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений (и различной мозговой локализацией), общим для которых является патологическое развитие моторной речи.
Тяжесть алалии может быть различной. В одних случаях ребенок, после 5-6 лет, начинает говорить, т.е. дело идет о сравнительно небольшой задержке развития речи, в других — при отсутствии специального обучения он остается немым до 12-13 лет, и позже овладевает только очень неполноценной и бедной речью.
Алалию нельзя рассматривать просто, как задержку развития речи. Показано, что речь, возникшая с запозданием и в дальнейшем развивается несколько своеобразным путем.
Схематизируя результаты наблюдений, можно сказать, что развитие речи алалика проходит, обычно, три этапа. На первом — ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета (ням-ням, тпру и т.д.). Пытаясь изъясниться с окружающими, он прибегает к мимике и жестам. Интересно, что некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, становясь, таким образом, как бы мимическим словом.
На втором этапе — слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти часто сильно искажены. Искажение слов заключается или в пропускании ряда звуков, трудных для произношения и частичной замене их другими (что имеет место у каждого косноязычного), или в перестановке слогов («ломоко» вместо молоко), что очень характерно именно для алаликов.
В некоторых случаях ребенок называет только первый слог слова: «мо» — молоко, в других же договаривает слова до конца.
Нередко, на этом этапе появляется фраза из 2-3 слов, но построение фразы своеобразное: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсутствуют, имеет место аграмматизм.
Вот типичные фразы: «Коля пить молоко», «Мальчик Миша паф я» (мальчик хочет Мишку убить и взять себе).
Самым примечательным на этом этапе является наличие аграмматизма. В речи почти каждого ребенка, обучающегося говорить, могут встретиться грамматические ошибки в виде неправильных окончаний, ошибок в склонении, спряжении, в употреблении единственного и множественного числа и т.д. Однако, обычно, подобный аграмматизм наблюдается на самых ранних этапах развития речи, а затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно овладевает правильным строем речи. Обиходная речь 3-4-летнего нормально развивающегося ребенка, обычно, мало отличается в грамматическом отношении от речи окружающих. Речь алалика, уже владеющего богатым запасом слов, зачастую характеризуется не наличием отдельных грамматических ошибок, а полнейшим аграмматизмом: он употребляет все существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенном наклонении. Предлоги и союзы чаще всего совсем отсутствуют.
Распределение слов в предложении также своеобразно. Особенности синтаксиса алалика объясняются отчасти тем, что он перерастает свои речевые возможности: мысли 7-летнего, а тем более 11-13-летнего ребенка, облеченные в словарь двухлетнего, естественно обусловливают своеобразие стиля, хотя это и не является единственной причиной. Как бы то ни было, аграмматизм алалика изживается медленно и трудно.
Надо добавить, что и на этом этапе часто сохраняются слова, характерные для первого детского лепета.
На третьем этапе развития речи алалик обладает уже довольно богатым запасом слов, значение которых уточнилось и специализировалось: лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Аграмматизм несколько сглаживается, в речи появляются предлоги, приставки, союзы. Часто, на этом этапе алалик правильно формулирует короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном, виденном в кино или пережитом, как вновь обнаруживается речевая беспомощность, почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих трудных условиях вновь оживает мимика и появляется аграмматизм.
Можно ли считать, что речь каждого алалика непременно должна пройти все упомянутые этапы? Конечно, нет. Развитие речи идет различными путями: в одних случаях, ребенок долго не начинает говорить, а затем, как бы внезапно, речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной; в других — первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной словами и аграмматичной. Возможны и другие варианты. Однако, постоянным и общим для всех является только то, что в начале выступает на первый план бедность словарного запаса, затем аграмматизм, искажение слов, позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи.
Организация обучения
Спонтанная ликвидация моторной алалии хотя и встречается в ряде случаев, однако, нередко наступает так поздно, что обучение ребенка в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет след на развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Нельзя забывать об осложнениях алалии (дисграфии, заикании), которые в ряде случаев могли бы быть предотвращены своевременно принятыми мерами. Все это диктует необходимость организации специального обучения для моторных алаликов.
Литература
Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Хрестоматия по логопедии, том II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997.
Источник
Сказать, что сын молчит — было бы совсем неправильно. Он не молчит, он разговаривает на своем очень сокращенном языке. Но обо всем по порядку.
Первую фразу я услышала от него, когда сыну было чуть больше года. Мы ехали в машине, он начал хлопать в ладошки и чисто-чисто произнес — «ладуки-ладуки, гда были?», со всеми необходимыми интонациями… Он бы может, и дальше еще рассказал, но у меня эмоции поперли, он заулыбался и замолчал. Муж чуть руль не выпустил от неожиданности…
Потом, где то до полтора года, было еще несколько случаев, когда он отвечал чисто и в попад.
Первое слово его, после мама, было — КОГЛЬ-КОГЛЬ-КОГЛЬ)))) Так быстро-быстро… До сих пор остается догадываться, что это было… Я немка, может, это немецкая кровь заговорила?)
В полтора ребенок умел произносить несколько слов (из того, что сейчас вспомню — коготки, зезды, уголь, кика, бабака, ну и всякие звукоподражания). А вот дальше…
Так случилось, что мы переехали от свекрови (надоели постоянные скандалы) сначала к моим родителям, а потом в съемное жилье. И все…
Наша речь на этом застопорилась. Теперь у сына не коготки, а просто — ки, не зезды — а ды, не бабака — а ба…
Знает он очень много слов, если посчитать, то около тысячи точно, понимает тоже все, но дело в том. что все его слова практически на один манер. Ка, мы, ко, пы, бы…
Например, слон у нас оооо, жираф — йа, носорог — г, только коала — коааа))) Автобус — ба, поезд — дмдм, гонка — гока, трактор- тр, грузовик — гх. Розовый — оз, фиолетовый — ты, зелёный — ё, коричневый почему то уголь-уголь. Папа Леша — пыпы Ша, деда Вова — ды Вавава ну и так далее.
Самое интересное вот в чем. Он знает и умеет произносить почти все буквы (единственное, путает И с Н, Л с А, ь с Р), но я с буквами сильно не гружу, они как то сами собой учатся, я делаю упор на произношение. Так вот, произносит их по одной вполне прилично — а вместе — никак!
Прошу — скажи МИ — ми, ША — ша, МИША — пы-пы!
КИ — ки, СА — са, КИСА — кя!
ЖУ — жу, К- к, ЖУК — ку…
И так во всем… Стараюсь лишний раз его не доставать — скажи, повтори, потому что наоборот замыкается.
С раннего детства говорила с ним, все рассказывала, показывала, книги обязательно каждый день читаем. Хорошо умеет лепить из пластилина, конструктор собирает, раньше с крупами играли — теперь они ему не интересны. Книжки специальные читаем для развития речи…
В принципе, я сильно не паникую, знаю несколько знакомых детей, которые заговорили после 3 х лет,мне просто интересно — почему по отдельности слоги и буквы произносит, а вместе — не хочет? Как расшевелить его, чтобы перестал употреблять свой «птичий» язык?
Делать вид, что не понимаю, чего он хочет (как пишут в книжках по данной теме) — не вариант, он начинает психовать и убегает, в жизни из принципа не скажет ничего, характер такой…
Упражнения всякие тоже делать не хочет…
Невропатолог наш сказала пару месяцев назад на приеме — к трем заговорите, пропили мы пантокальцин. Да, стало лучше — иногда слышу, как повторяет про себя, проговаривает то, что я сказала, или что в мультике услышал, как эхо…
Но почему он слоги не связывает???
Теперь кратко про случай, когда дети заговорили после 3х. Вдруг кого успокоит, сама знаю этих детей)))
Мальчику было 4 года, он МОЛЧАЛ вообще, только мама-папа-баба, и все. Потом просто резко заговорил, сразу фразами и предложениями, буквально за неделю.
Девочка, ровно 3 года, заболела, во рту — стоматит. Тоже практически молчала… Мама ей рот обрабатывала, несколько раз в день, тут девочка не выдержала и спрашивает — «Ну, долго ты меня еще мучить то будешь?!» Похоже на анекдот, но реально мои соседи…
Спасибо за внимание и за комментарии!
Источник
Маня стала говорить. Много, быстро и разнообразно, с разной, почти актерски масштабной интонацией, жестикуляцией и строеньем рожиц. Одно только смущает: говорит она на своем собственном языке – том языке, что у грубых людей (детских психологов) называется «птичьим», а у остальных людей – альтернативным.
«Отчего же птичьим?» – каждый раз угрюмо бормочу я, читая очередной самодовольный опус этой немилой мне профессиональной группы, обожающей прятаться за термины и названия. Знание почти любого европейского языка (тем более двух) дает нам возможность понимать, в чем заключается смысл большинства этих терминов; работа с психологами и возможность наблюдать их в естественной среде обитания окончательно убеждают в том, что за словами стоят тривиальнейшие понятия, а их собственные проблемы настолько велики, что заметить чужие за ними почти невозможно.
Но я отвлеклась: птичьим этот язык можно назвать только по незнанию и невниманию. Так много в нем слов, оттенков, интонаций, междометий, смысла, в конце концов! Его невозможно спародировать и передать на бумаге, он не имеет письменности; в нем, как и в большинстве древних языков, так много слов и значений, что его сложно даже повторить! А то, что язык этот серьезный, сложный и многозначный, сразу видно по глубокомысленной мордочке им владеющих.
Маня не может понять, как я не могу понять ее языка, и старается повторить некоторые слова. «Я не понимаю, Маня!» – говорю я ей, и та обреченно вздыхает, поднимая и опуская пухленькие плечи. Что делать, если родитель – бездарь!
Совесть моя нечиста – подозреваю, что именно я отчасти виновата в создании Маней языка, непонятного даже родителям. Будучи беременной, я смотрела множество фильмов на иностранных языках, часто слушала аудиокниги, и Мане, неотрывно в то время связанной со мной, приходилось неволей слушать то же самое.
После ее рождения ситуация не изменилась – песни на итальянском, сериал «Отчаянные домохозяйки» и фильмы Тыквера на оригинальном языке сделали свое дело: Маня заговорила по-вавилонски, с удовольствием смотря и смеясь над «Дживсом и Вустером» и подпевая Эросу Рамазотти.
Как и всякий человек, не очень полагающийся на слова, Маня старается выразить желаемое жестами и движениями. От удовольствия она напрягает ручки, хехекает баском, бегает быстро или падает на пол, иногда по нему и катаясь – вовсе не в истерике, а молча, от избытка положительных чувств. Главное – следить, чтоб захватившие Машу чувства не случились на асфальте или среди луж.
Поев каши и резко подняв этим себе настроение, Маня лезет ко мне целоваться, а утром, когда я ушла на кухню и была недоступна для поцелуев, Маня излила всю имеющуюся нежность на свои коленочки. Придя в комнату, я увидела, что ребенок пылко их нацеловывает.
Интересно, когда же она заговорит по-нашему?
Светлана, tropicanka@yandex.ru.
На счет иностранных сериалов смею усомниться. Мы совсем не смотрим телевизор, только Спокойной ночи малыши. Моей дочери 1год, 5 мес. она много говорит на своем языке с очень активной мимикой и жестами. Иногда это нечто гортанное, а последнее время звучат различные понятные слоги, но в непонятном сочетании. Много повторяет за мной, но от определенных слов остается от силы только один нужный слог, а остальное непонятное. Я считаю это переходный момент к нормальной речи. Наверное ребенок считает, что он говорит то же самое, что и мама, и не может понять, почему мама его не понимает.
А на счет иностранной речи, я считаю, что очень полезно приучать ребенка с младенчества к разным языкам.
2007-07-03, Ольга
Если последний вопрос не риторический, то ответ, по-моему, очень прост. Ребёнок заговорит тогда, когда мама перестанет смотреть при ней иностранные сериалы, а будет читать и петь ребёнку на родном языке как можно больше.
А вообще тема действительно интересная. Моя дочь, прекрасно выучив русский, придумала себе заменитель английского, чтобы все вокруг её понимали. 🙂 (мы живём в Калифорнии). Но, мне кажется, она сама прекрасно осознаёт, что эту абракадабру никто не в состоянии понять.
2007-06-26, Екатеринаа
С детьми надо говорить как можно медленнее, напевно. Разборчивость речи улучшится, и ребенок значительно быстрее перейдет с птичьего на человеческий(проверено в течение десяти лет работы с малышами)
2007-07-14, Марина
Большое и позитивное воздействие на развитие речи ребенка оказывают яркие впечатления!Почаще радуйте и удивляйте кроху. Мой сын неплохо разговаривает в 1,4 г.
2008-02-11, Настя
Прочитала, надеясь, что будет какая-то полезная информация. Увы… А тема очень интересная.
2007-06-26, ЛюбимицаКлаппа
да,пустая заметка
2007-06-26, Гэллор
Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Малыш не говорит? Надо бить тревогу!
Вашему крохе почти 2 года, а он произносит всего пару слов? Все понимает и даже выполняет ваши просьбы? На что должны обратить внимание родители, если кроха после 2 лет не начал говорить…Есть ли какие-то возрастные рамки, когда начинать бить тревогу?
Наверное, всем родителям будет полезно знать о некоторых ключевых вехах развития речи у ребёнка. Рассмотрим самые основные:
3-4 мес. – малыш реагирует на вашу речь мимикой, жестами, появляется гуление.
11-12 мес. – простые односложные слова, должен реагировать на свое имя. Основанием для вашего беспокойства может быть отсутствие лепета, отсутствие подражания в игре.
2 года – простые предложения из 2-3 слов.
3 года – предложения из 3-4 слов, простые фразы.
4-5 лет – короткий рассказ о себе, связная речь, в активном словаре малыша – около 1500 слов.
Беспокоиться стоит, если в речи только существительные и нет глаголов, и отсутствует подражание новым словам. Это – веский повод для обращения к логопеду.
Особое внимание стоит обратить на такие факты, как проглатывание частей слова, когда от них остается только начало или только конец, или только один слог.
Также, маме стоит вспомнить ход протекания беременности, особенности родов, так как именно там мы можем и обнаружить факторы, влияющие на формирования речи ребёнка. К таким особенностям относится, в частности, кесарево сечение, патологии родов, выраженная болезненность малыша.
2. Если малыш в 2 года все понимает, но говорит только на «своем языке», что делать? Почему это происходит?
То, что он говорит «на своем языке», это вообще-то, нормально, так и должно быть. Хуже, если он молчит. Кстати, эта проблема молчаливых детей, очень актуализировалась в последнее время, многие логопеды просто бьют тревогу.
Ребенок, вообще должен хотеть говорить, или, по крайней мере, как угодно подражать речи взрослого, лепетом, бормотанием, как угодно. А вот если он совсем не хочет – это должно настораживать, тут нужно работать со специалистом.
3. Существуют ли определенные методики для развития речи детей? Как маме стимулировать разговорную речь?
Такие методики есть.
Например, метод комментирующей речи – он довольно универсален. Чтобы его применять, маме совсем не обязательно отрываться от своих домашних дел, достаточно пригласить и вовлечь малыша. Например, на кухню, со словами «сейчас будем варить суп. Вот берем большую кастрюлю, наливаем водичку, ставим на огонь и т. д.» При этом стараемся произносить слова правильно, четко, громко и выразительно. И вовсе необязательно предупреждать кроху о том, что «сейчас мы будем учиться правильно говорить». Комментирующая речь хорошо работает и дома, и на прогулке, и в песочнице, можно озвучивать буквально все, что видите, описывать детально и в подробностях все процессы, например, одевание, кормление и др.
Ну, и конечно, игра – это самое основное занятие ребенка, поэтому в форме игры развивать речь наиболее естественно, четко и правильно выговаривая слова, и при этом увлекая ребенка интересным игровым процессом.
Но при этом «учите его учиться», то есть приучайте к тому, что всякое дело надо доводить до конца – дослушать сказку, дорисовать кошечку, убрать все игрушки и т.п. Кстати, об игрушках. Не стоит тратиться на дорогие и сложные, гораздо важнее больше времени проводить с малышом, а игрушки могут быть и самыми простыми, и одолженными у друзей/знакомых. Ведь у всех у нас дома есть обычные детские книжки, сказки, старые игрушки, разукрашки и так далее. Это и есть самый лучший материал для работы. На любой из них можно создать мини-спектакль, или игру, где акцентировать внимание на словах, их произношении, и прочем. И очень важно – не давайте ребёнку долго сидеть возле телевизора, а особенно – возле компьютера. Пользы от этого – почти никакой, кроме вреда.
Главное, золотое правило – чаще и больше общайтесь с малышом.
Источник
Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Родителям нравится наблюдать за этим процессом. Но не всегда они могут своевременно заметить отклонения, проблемы в развитии.
Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Консилиум специалистов поставит точный диагноз.
Общая информация
В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.
В три года речь ребенка характеризуется:
- предложениями из 3-4 слов;
- используется единственное и множественное число;
- соотношением слова и предмета;
- простыми предлогами;
- способностью последовательно изложить события;
- появляются прилагательные, наречия, местоимения.
Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.
Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.
Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.
В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).
Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.
Причины нарушения
У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.
К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.
Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы — это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.
Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.
Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.
Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.
Разделение диагнозов
Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.
Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.
Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.
Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:
- странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
- необоснованные страхи;
- ухудшение навыков бытового и социального спектра;
- бессвязная речь;
- немотивированная агрессия;
- контрастные рисунки.
Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.
Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.
При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:
- молчаливость;
- избегание зрительного контакта;
- негативная реакция на прикосновения.
С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.
При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.
При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.
При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.
Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.
Логопедическая диагностика
Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.
Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.
Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.
Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.
Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.
Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.
Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.
Психолог изучает состояние высших психических функций — памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.
Коррекция проблемы
При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.
Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».
Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.
Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.
Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.
Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.
Прогноз
Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.
Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.
В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).
Источник