Ребенок 2 года отказывается спать в детском саду
Тихий час в саду – испытание не только для ребенка, но и для его родителей. Часто именно из-за нежелания спать «по режиму» дети отказываются ходить в садик, и это становится настоящей проблемой. Расскажем, почему возникает такое явление и как родители могут его исправить.
Почему ребенку нужно спать днем?
Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Еще лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребенок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.
Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс), мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Часто именно дети, которые не спят днем в садике, начинают часто болеть.
Ребенок не спит в садике: какие причины?
Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:
- Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребенок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
- Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
- Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
- Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъем за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
- Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребенок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
- Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребенка и его желание/нежелание спать в садике.
- Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.
Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?
Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нем.
Также родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днем в саду.
Во-вторых, нужно выяснить, почему ребенок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.
Ребенок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?
Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:
- Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов и спят до 15 часов.
- Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
- Чтобы ребенку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
- В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
- Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трех-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьей, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
- Всегда обозначайте время, когда вы придете, и выполняйте обещание. Причем говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
- Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошел день, что сегодня было интересного. Если ребенок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.
Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Чаще всего ребенок, посещающий детский садик, привыкает спать днем, так сказать, «за компанию».
Но малыши в старших или подготовительных группах считают себя настолько «взрослыми», что дневной сон начинают воспринимать как что-то ограничивающее их жизнедеятельность и, как результат, выражают мощный протест.
Причины
Часто причины отказа детей спать в детском саду настолько разные, что определить, каприз ли это малыша или его природная особенность, бывает достаточно сложно.
- Непривычная ребенку обстановка может стать причиной не только отказа малыша от дневного сна, но и вообще от посещения дошкольного учреждения. Первые несколько месяцев в детском саду ребенок так или иначе переживает адаптационный период – он впервые остается надолго в непривычной обстановке и практически с не знакомыми ему людьми. Очень сложно ребенку бывает и наладить контакт с остальными ребятами – именно такие проблемы могут стать причиной отказа малыша спать в детском саду.
- Отсутствие привычных ассоциаций, связанных с засыпанием – с младенчества ребенок привыкает к определенному «ритуалу», который четко соблюдают родители, укладывая его спать. Например, это могут быть: качание малыша на руках; похлопывание по спинке; бутылочка с чаем или соком; обязательное присутствие мамы или кого-то из взрослых. Так как в детском саду ребенок лишается всех этих ассоциаций, то, естественно, привычный процесс засыпания нарушается.
- Позднее пробуждение по утрам, например, некоторые родители не против того, чтобы малыш ложился спать вечером в «удобное» для него время – часто позже 22.00 часов. Естественно, ребенок и утром просыпается гораздо позже. Оптимальное время бодрствования для 3-6-летних детей – около 5-6 часов, а сон в детском саду приходится на период с 13.00 до 15.00-15.30, поэтому малыш, проснувшись утром позже 7.00 часов, просто не успевает устать и, естественно, не ощущает ни усталости, ни желания отдохнуть.
- В выходные дни родители часто позволяют малышу отдохнуть от «сурового» детсадовского режима, разрешая ему не спать днем.
- Боязнь отлучения от матери, разделения с ней (в психологии называется страхом сепарации) значительно повышает тревожность и нервную возбудимость малыша, что мешает ребенку подготовиться к дневному сну в детском саду.
Конечно, всем родителям необходимо помнить о том, что ребенок – это не собачка или котенок, не игрушка и не «солдат», обязанный подчиняться всем приказам, а живой человек со своими желаниями, ощущениями, сознанием и разумом, хотя еще и очень маленький.
Поэтому относиться к нему необходимо с пониманием и уважением, учитывая все его потребности и желания, а тем более особенности.
Важно понимать, что не все случаи упрямства и отказы детей что-либо делать основаны на мимолетных желаниях пошалить. Многие капризы имеют более глубокие корни, связанные с обстановкой в семье, отсутствием необходимого внимания, а иногда даже дискомфортом или нездоровьем.
Мамам и папам необходимо учиться договариваться со своими малышами – не стоит давить на них, заставлять что-то делать. Достаточно объяснить малышу необходимость выполнения какого-либо поручения или просьбы, проявляя уместную строгость, выдержку и, конечно же, терпение. Если родители будут честны и откровенны со своим ребенком, малышу легче будет понять и выполнить их просьбу.
Необходимо любить своих детей, ведь они необыкновенно умны, талантливы и просто замечательны, а родительская любовь помогает ребенку в полной мере раскрыть свои самые лучшие качества.
Спать или не спать?
Дневной сон очень важен, да и необходим для полноценного физического и умственного развития растущего организма ребенка.
Малыши, которые привыкли спать днем, гораздо активнее, общительнее и дружелюбнее тех ребят, которые отказываются отдыхать в дневное время.
Кроме того, такие детки, отдыхая физически и накапливая энергию, намного легче приспосабливаются к жизненным переменам и быстрее усваивают информацию.
С физиологической точки зрения дневной сон помогает ребенку вывести из организма излишки кортизола – гормона стресса. Оптимальное количество его в естественной норме обеспечивает организм малыша необходимой энергией, а вот его переизбыток мешает уснуть. Кортизол имеет накопительное свойство – чем меньше ребенок спит днем, тем выше уровень гормона, и тем сложнее уложить малыша вечером. И наоборот, если днем ребенок выспался, тем легче его уложить на ночь. Как бы парадоксально ни звучало, но с научной точки зрения сон всегда порождает сон!
Согласно статистике, сон – это естественный процесс и жизненная необходимость каждого человека, а потребность в сне меняется с возрастом. Так, например, новорожденный младенец спит почти целые сутки, бодрствуя всего 4-5 часов. Дети в возрасте от года до трех должны спать 12-14 часов, а вот малыши постарше, от 3 до 6-7 лет, могут спать уже меньше – 10-12 часов. И, конечно, 1,5-2 часа от этого времени все же приходится на дневной сон.
Конечно, все статистические данные немного усредненные, ребенка невозможно «подогнать» под определенные стандарты, да и не стоит этого делать.
Кому-то нужно много спать, кому-то – гораздо меньше.
Главным критерием общепринятой нормы сна все же считается здоровье ребенка, его хорошее настроение, жизнерадостность и улыбка.
Потребность в дневном сне зависит от темперамента детей, фазы их развития (этапов не только физиологического, но и психологического взросления), а также некоторых временных факторов (например: прорезывания зубов, недомогания и даже перемены погоды).
Не стоит торопиться и однозначно причислять ребенка к «мало спящим» детям – всегда необходимо объективно оценивать ситуацию и задавать некоторые вопросы: а достаточно ли спит малыш, просыпается ли он всегда в хорошем настроении, обеспечивает ли сон полноценный отдых ребенку.
Ответив на них, родители могут решать: стоит ли укладывать малыша днем. Недосыпание тоже вредно – кроме развития хронической усталости, расстройств нервной системы, оно может привести даже к задержке умственного развития ребенка.
Психологи пришли к выводу, что недосыпание повышает риск развития синдрома дефицита внимания у малыша, приводит к гиперактивности и проблемам с поведением. Но и чрезмерный сон не полезен – малыши, спящие много и долго, становятся вялыми и неприветливыми, так могут развиваться многие патологические состояния. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за качеством сна ребенка и в первую очередь за его здоровьем, а потом уже делать какие-либо выводы.
Готов ли ребенок к отмене дневного сна?
Малыш взрослеет, его физиологическая потребность в сне значительно сокращается – это естественный процесс.
Чем старше ребенок, тем легче он переносит эпизодические пропуски дневного сна.
Но родителям всегда следует помнить о том, что отказ от сна в дневное время значительно увеличивает нагрузку на нервную систему их чада, что может выражаться в частых капризах, возбужденном состоянии, особенно в вечернее время, ночных пробуждениях или раннем подъеме по утрам.
Несколько правил, помогающих определить готовность ребенка отказаться от дневного сна, были определены психологами и врачами-педиатрами многих стран мира:
- У малыша на протяжении всего дня сохраняется активность и доброжелательность, хорошее настроение.
- После даже непродолжительного сна днем малыш достаточно трудно засыпает вечером.
- Без дневного сна ребенок спокойно спит ночью, хорошо и без капризов засыпает вечером.
Если родители замечают, что малыш соответствует вышеперечисленным признакам готовности отказа от дневного сна, то не стоит настаивать на необходимости спать днем – лучше заменить время дневного отдыха на другие, более активные мероприятия, например: прогулки на свежем воздухе; развивающие игры и даже просмотр мультфильмов.
Замена видов отдыха
Если малыш не посещает детский сад – у родителей не возникает проблемы, что предложить ему вместо дневного сна.
Можно, например, водить ребенка на различные секции или кружки, просто гулять на свежем воздухе, если позволяет погода; больше времени уделить общению с малышом – читать книги или вместе смотреть мультфильмы.
Но если он ходит в детский сад, то проблема отказа от дневного сна встает гораздо острее.
Сегодня практически не существует дошкольных учреждений, где дневной сон детей заменялся бы другими видами их деятельности, тем более для небольшой группы малышей (по физиологическим особенностям не все дети готовы полностью отказаться от дневного отдыха).
У родителей и педагогов невольно возникает проблема, которую все же можно решать, используя несколько вариантов:
- Можно забирать малыша из сада на время дневного сна и водить его на различные кружки, а затем приводить обратно – ведь во многих садах и после полдника проводятся развивающие занятия.
- Совместно с некоторыми родителями, чьи дети также не спят днем, договариваться с воспитателем о проведении дневного досуга малышей. Например, когда все остальные дети в группе отдыхают, несколько ребят могут проводить время в спортзале, на прогулке или же просто играя в свободном режиме вне спальни.
Педиатры и психологи советуют: при правильном формировании графика сна своего ребенка родителям необходимо прежде всего ориентироваться на здоровье малыша, его физиологические и психологические потребности и особенности.
Видео на тему
Источник
Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
- Малыш оказывается в незнакомой обстановке, с неродными людьми. Поэтому он напряжён, не может расслабиться днём в кроватке.
- В садике нет привычных ритуалов, связанных с процессом засыпания (например, дома перед сном мама гладит по спинке, читает сказку, кроха обнимает в кровати большую мягкую игрушку и пр.).
- Дети — это маленькие психологи. Возможно, малыш понял, что когда он отказывается спать, воспитатель звонит маме и просит забрать его (конечно, если есть такая возможность). И такая ситуация его очень даже устраивает.
Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
- Позднее пробуждение ребёнка по утрам. Родители, жалея малыша, будят его в самый последний момент, чтобы он подольше поспал.
- В выходные дни дошкольник не соблюдает режим: дома ему разрешают не спать днём.
- Возможно, малышу что-то не нравится в самой обстановке (например, неудобная кровать, её расположение, короткое одеяло и пр.).
- Ребёнок просто не устаёт днём в садике и поэтому не хочет отдыхать.
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Варианты решения проблемы
Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:
- Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
- Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Если получится, можно договориться с педагогом, чтобы она немного посидела возле крохи, погладила его.
- Наладить режим дня ребёнка: утром стоит будить его пораньше, а в выходные обязательно укладывать спать днём.
- Если малыш манипулирует взрослыми (добивается, чтобы его забрали из садика вместо сна), это нужно пресекать: сказать крохе, что мама уходит на работу и может прийти только вечером. Женщине также необходимо предупредить воспитателей, что она не будет забирать ребёнка по их первому требованию.
- Если засыпанию ребёнка мешают какие-то внешние факторы, нужно поговорить о них с педагогом (например, попросить переложить малыша на другую кровать).
Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).
Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.
Если малыш всё равно не спит
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:
- Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
- Вместо сна дошкольник тихонько играет в групповой комнате или рисует. Лучше всего отправлять его туда не сразу — пусть немного полежит в кроватке, пока заснут другие ребята.
- Если есть возможность, во время дневного отдыха мама или ещё кто-то из близких забирает ребёнка (это время можно потратить на посещение какого-то кружка, прогулку и пр.), а потом приводит его обратно в садик. Ведь после сна во многих учреждениях проводятся развивающие занятия.
Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)
Отзывы родителей
Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
Источник