Ребенок 2 года осознание я
Один из наиболее важных моментов развития ребенка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут
и не совпадать с желаниями взрослых. В начале раннего детства ребенок еще не отделяет возникающих у него чувств, желаний от вызывающих их внешних причин. Он непрерывно находится в движении, в действии, его внутреннее состояние все время меняется, и в этой изменчивости для ребенка выступают только люди и предметы, на которые направлены его
желания и действия. Ребенок не осознает, что люди остаются одними и теми же в разной обстановке и при выполнении разных действий. Так, когда к ребенку двух лет на дачу приехал сильно похудевший отец, мальчик узнал папу, но называл его «маленький
папа», будучи уверен в том, что «большой папа» остался в городе. Тем более трудно ребенку осознать, что человеком, отдельным от других, источником разнообразных действий является он сам. Отношение к себе дети заимствуют у взрослых. Они называют себя в третьем лице («Дюке чаю») и нередко беседуют с собой, как с посторонним,— уговаривают, ругают, благодарят. Слитность с другими людьми, которую испытывают дети, часто проявляется в их высказываниях. Мальчик, которому родители говорят:
«Сашенька, мы идем в гости», спрашивает: «А мы меня возьмем?» Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом и к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно
не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание возникает при помощи взрослых. Оно очень занимает ребенка, и он как бы упражняется в запоминании своего облика.
ПРИМЕР: Андрюша… смотрит в зеркало и радостно сообщает: «Воть ин я». Затем
указывает на себя пальцем: «Воть ин я!»
Указывает на меня: «Мама воть!» Тянет меня за собой. Подводит к зеркалу:
«Воть мама!» — указывает на отражение в зеркале. «Воть мама!» — указывает на
меня. И снова указывает на отражение: «Воть мама!» И так много раз. (Из
дневника В. С. Мухиной.)
Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудняет детей больше, чем узнавание в зеркале. В два года они хорошо узнают других людей и обстановку, в которой производилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины третьего года жизни, причем в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»). В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке. Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит
к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания.
В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он.
Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой». Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводит к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать
себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью.
ПРИМЕР Мальчик трех лет заявляет: «Когда я выясту (вырасту) большой, я буду сам чистить зубы. Я буду иливозить (привозить) вам тойт (торт). Я буду сажать Киюшу на шкаф. Я буду писать и читать большие книжки». Хотя мальчик говорит о будущем, это вовсе не означает, что он действительно собирается ждать, пока вырастет. На самом деле дети пытаются
реализовать желание «быть большими» немедленно. Наиболее ярко оно выражается в форме стремления к самостоятельности, противопоставления своих желаний желаниям взрослых.
Источник
Татьяна Бухарова
Осознание своего «Я» у ребенка-дошкольника
Работая в детском саду более 30 лет, я часто задумываюсь о том, как ребенок осознает сам себя, какое представление о своем «Я» он имеет. Известно, что малыши совсем не так воспринимают окружающую действительность и осознают самих себя в ней, и дело здесь не в жизненном опыте или знаниях, а в тонко-устроенном психологическом аппарате человека, который еще сложнее понять, когда в нем происходят процессы изменения, например, взросления. В такие периоды маленький человек способен совершить удивительные открытия о себе самом, понять ранее скрытые для его взгляда некоторые межличностные отношения, социальные установки, способен сравнить себя с другим и совершить рефлексию над собственным поступком. Но это только одна из сторон развивающегося сознания ребёнка, таким же важным, даже переломным, мне кажется тот момент, когда ребёнок впервые, взглянув на себя в зеркало,понимает: «А ведь это я. Мои руки, глаза, рот. Я вот такой. Как это удивительно, что я именно такой и чувствую это!».
Конечно, то, что было прямой речью ребёнка в предыдущем предложении, в процессе узнавания им самого себя не артикулируется, это цельное ощущение, которое сложно удерживать долго. Тем более, откуда я могу знать о том, что происходит с сознанием ребёнка в такой момент? Я могу основываться на своих воспоминаниях из детства, а также на рассказы моих деток. В любом случае, процесс этот неизбежен, и в каждом случае проходит примерно одинаково. Но последствия первичного самосознания являются базовыми для дальнейшего развития личности ребёнка.
Когда я прихожу к такому выводу, меня удивляет, как мало времени и усилий отведено в воспитательном и образовательном процессе развитию личности ребёнка, помощи осознанию своего «Я», взамен всё направлено на наращивание навыков и знаний малыша. Почему же это так важно — осознавать себя?
Было много сказано о такой функции «Я» как участника социальных отношений и инструмента определения своей социальной роли. Общеизвестно, что первостепенная задача образовательного учреждения — социализовать ребенка, привить ему навыки общения и послушания. Но я хочу сказать и о том «Я», которое является самым главным оценщиком, другом, подсказчиком, судьёй каждого человека, а иногда даже врагом.
Как я представляю себе психическую жизнь ребенка до осознания себя и после? Мне кажется, что до этого переломного момента (чаще всего в 3-4 года) ребенок существует в режиме «Я есть мир». Для него нет разделения на внешний мир и себя как противостоящего ему субъекта, весь мир является объектом его желания и потому сопротивление со стороны, например, взрослых его свободе воспринимается с плачем, обидой. Это не бессознательность животного, потому что человеческая психика намного более высокоорганизована в отличие от животной, но главное здесь то, что для ребенка его желание и выполнение этого желания совпадают, а каждый предмет мира вокруг служит продолжением его самого. Он осознает свои действия, они не автоматичны, они могут быть даже оправданы, но рассматриваются эти действия ребенком как естественные и единственно правильные, и т. к. у него еще нет своего «Я», он не может понять, как его действия скажутся на мире. То есть мы можем сделать вывод, что именно общество оказывает решающее влияние на возникновение у человека «Я».
После переломного этапа (который не является одномоментным, а подготавливается благодаря взаимодействию ребенка со сверстниками, взрослыми) ребенок существует в режиме «Есть Я, а есть мир». Ребенку приходится смиряться со своим нецентральным положением в мире, с существованием таких же как у него «Я» других людей. Он начинает понимать, что выполнение его желания может быть сопряжено с дискомфортом других людей, а потому невозможно. Мир становится неподконтрольным, и может стать даже враждебным при отсутствии любви и заботы со стороны взрослых. Осознание себя отделенным от мира происходит в первую очередь благодаря моральному воспитанию и усвоению правил вежливости, этикета, милосердия, помощи ближнему — то есть благодаря гуманистической социализации. Если ребенок в этот период не усвоит данных правил, есть большая вероятность, что он столкнется с трудностями в процессе жизни, т. к. он навсегда «застрянет» в фазе эгоистичного потребительского отношения к миру.
Тем самым, мы видим, что осознание своего «Я» и усвоение социальных норм неразрывно связаны, можно даже сказать, что именно благодаря жизни в обществе ребенок развивает самосознание и рефлексию. Позднее происходит надстройка «сверх-Я», которая помимо идеального образа включает в себя представление, каков я должен быть с точки зрения успешного функционирования в обществе.
Но еще одна сторона «Я», о которой хотелось сказать, это та, которая «подсказывает» человеку истинные мотивы и цели, сообразующиеся с его наклонностями, способностями. Это то «Я», которое имеют в виду, давая совет «слушай своё сердце». Если ребенку с малых лет предоставляют все возможности для раскрытия творческого потенциала и не подавляют проявления его конструктивной спонтанности, то по мере взросления его «Я» станет ему добрым помощником в выборе жизненного пути. Важным условием для этого являются самоуважение и любовь к себе, осознание, что ты вправе реализовать весь свой потенциал наилучшим образом и получить за это признание. Если ребенок воспитан в атмосфере любви, поддержки, но и в то же время прививания ответственности, то наиболее вероятным будет, что его «Я» не заглушится и громко заявит о себе. Но может быть и так, что «Я» станет самому ребенку наихудшим врагом, если изначально ребенку будут насаживаться противные или даже вредные его природе ментальные установки, если на ранней стадии ему не будет внушено доверие к миру и себе, а наоборот, его зарождающаяся личность будет принижаема и подавляема. Как воспитать ребенка с развитым самосознанием – другой вопрос, которого я не буду касаться в этом рассуждении из-за объемного теоретического изыскания, которое нужно провести для разработки оптимальной стратегии воспитания.
Остается лишь еще раз призвать коллег к осмыслению этой сравнительно новой, но животрепещущей проблемы педагогики.
Источник
Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет».
Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают
больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения
в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше
уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической
розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством
ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло
— рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте,
когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет
ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и
физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает
удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше
не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность.
С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее
чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей
ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому
контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он
может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно
поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху
в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти
через кризис, не препятствуя развитию личности.
Обойти препятствие
Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство
вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом
деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если
вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из берегов», превратившись
в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю
и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить
границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности.
Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас
завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих
маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру
в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел?
Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции:
«Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?»
Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание
вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию,
если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до
угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то
более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться,
похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.
Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться
ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит
не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте.
Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу
просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной
сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор
с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же.
Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение
с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления,
если он знает об этом заранее. «Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать
минут мы будем обедать». Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу
и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень
хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите
ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько
он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит,
что уже полностью одет и готов к выходу.
Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться
непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые
нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть
предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник
или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите
малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит
«нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть
никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком
и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить
и еще раз объяснить, с чем связан запрет.
Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю
и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет
или не хочет, и, принимая его «нет» Вы проявите уважение к его
потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там,
где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться
некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.
За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный
или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»
Читайте другие статьи из раздела «Советы психолога»:
Детская агрессия
Почему малыши жадничают
Если ребенок лжет
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Источник
У детей, начиная с двухлетнего возраста, обычно происходит так называемый кризис двух лет. Поведение малышей с этого момента резко меняется, они становятся более капризными, устраивают истерики по каждому, даже незначительному поводу, стремятся делать все самостоятельно, и любая просьба или пожелание встречается ими отрицательно. Продлиться этот период может вплоть до трех лет. В это время к ребенку приходит осознания себя как отдельной личности, и он пытается выражать собственную волю, именно с этим и связаны проявления у него негативизма и упрямства.
В каждом возрасте малыши переживают тот или иной вид кризиса. Что же ждет родителей двухлетнего ребенка?
Перед родителями стоит не простая задача: оказать поддержку крохе и не подавить в нем желание быть самостоятельным, но одновременно с этим не потерять свой авторитет в его глазах. Важно в таком возрасте донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет.
Причины постоянных отказов ребенка
Уже в 2-3 года многие дети начинают осознавать себя как самостоятельную индивидуальность и говорят о себе уже в первом лице. Негативизм и своеволие – это самый простой и доступный метод для малыша, чтобы продемонстрировать окружающим свою самостоятельность. Используя отказ в виде «нет», «не буду», «не хочу», ребенок сообщает родителям, что у него появилось собственное мнение, которое необходимо учитывать.
Научившись отказывать, кроха определенный период времени не может прекратить это делать и продолжает постоянно говорить нет. Для него это подобно новой игрушке, с которой он не в состоянии расстаться, пока не наиграется. Единственный выход из ситуации для родственников – набраться как можно больше терпения. Нужно суметь передать ребенку то, что считаются с его мнением, и тогда со временем весь его негативизм сойдет на нет. Обычно, когда проходит кризис 2 лет, у детей наступает период спокойного развития (рекомендуем прочитать: полезные книги по воспитанию детей и об их психологии).
Правильная реакция на истерику
Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.
Истерика – часто сопровождает ребенка в период кризиса. Но, несмотря на это, если вы приняли решение отказать малышке, то стойте до конца, хотя так трудно устоять перед слезками
Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.
Как бороться с истериками?
Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:
- Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
- Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
- Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.
Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.
Попробуйте отвлечь малыша, предложив ему что-нибудь интересное или задав неожиданный вопрос, ответ на который прост
Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание. Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.
Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.
Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два – три года. Идеальный вариант – предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.
Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?
С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.
Взрослые часто думают, что их дети проказничают. Но на самом деле ребенок подобным образом может выражать самостоятельность
Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.
Рекомендации для родителей и родственников
Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:
- Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
- Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого. Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
- В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года дерется с родителями?). Гнев и злость – не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
- Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
- То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.
Любовь родителей должна быть выше всех истерик. И даже если малыш ведет себя не правильно, любите его, а проступки объясняйте и помогайте ребенку справиться с этим нелегким периодом взросления
Достаточно полезным будет, если:
- периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
- не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
- стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
- придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».
Итоговые общие методы преодоления детского упрямства
Ниже перечислены варианты того, что может помочь справиться с упрямым малышом:
- Первое, что стоит предпринять – это попробовать отвлечь ребенка, переключив его внимание на то, что способно его заинтересовать. Это должно нести в себе более сильную эмоциональную или информационную нагрузку.
- Отлично выручает совместное дело. Стоит предложить сделать вдвоем то, что отказывается делать кроха. Важно разделить все поровну, например, подметая вместе крошки от печенья, малыш сметает их в кучу, а мама потом ее собирает в совок и выбрасывает, или наоборот.
- Игровая форма выполнения заданий. Если ребенок не хочет одеваться, можно представить, что одежда волшебная и сделает из него любимого героя, или если малыш отказывается куда-нибудь идти, можно превратить дорогу в поиски клада, который спрятан в пункте назначения или участвовать в гонках, кто первый доберется в нужное место (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно одеваться в 2-3 года?).
- Использование для напоминания наглядных средств, а именно рисунков, схем, записок и звуковых эффектов. К примеру, нарисовать какую одежду за какой надо одевать и поместить схему в коридоре, чтобы малыш всегда имел возможность смотреть на последовательность действий в процессе одевания.
Как говорит доктор Комаровский, кризисное время просто нужно пережить, набравшись сил и терпения. Важно понимать и уважать потребности и желания своего карапуза и быть для него достойным примером.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник