Ребенок 2 года неуклюжий
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Возврат к списку публикаций
Источник
Мой ребенок такой неуклюжий! Некоторые дети кажутся совсем нескладными и неповоротливыми, настоящее ходячее бедствие! Связана ли моторная неловкость малыша с возрастными особенностями? Или необходимы специальные занятия, развивающие моторику и пространственные представления? Есть несколько признаков, по которым родители сами смогут определить, остается ли неловкость ребенка в пределах нормы.
Антон сбивает и опрокидывает все, что ему попадается на пути. Пазлы и конструктор для него- просто набор деталей. Что бы он ни рисовал – получаются каракули. Когда он ест, стол превращается в поле битвы… В общем, как говорит его мама – сплошное недоразумение. Часто попытки вашего ребенка сделать что-то самостоятельно и достичь в этом успеха, оборачиваются неудачей. И иногда достаточно терпеливо повторить раз за разом какое-либо действие, чтобы преодолеть возникшие трудности. Не стоит называть ребенка неумехой, уверьте его в том, что он обязательно научиться тому, что сейчас у него не получается. Ведь он уже умеет делать много вещей, раньше казавшихся недоступными! Ему нужно лишь немного времени и поддержка близких людей.
В старшей группе детского сада неловкость некоторых детей становится особенно заметной. Им труднее писать и рисовать – задания усложняются, для их выполнения требуются более точные движения кисти. Это отставание может быть вызвано небольшой разницей в возрасте: возможно, ваш ребенок на несколько месяцев младше своих одногруппников. Такие дети усваивают знания и навыки чуть позже остальных, их работы выполнены немного грубее, но все это нормализуется по мере развития. В течение года эти дети приобретут точность движений, которой им пока не хватает. Но если для одних детей это только вопрос времени, другим может быть необходима помощь специалиста по психомоторике.
Если вам кажется, что ваш ребенок очень неуклюжий, понаблюдайте за ним и ответьте на следующие вопросы
– Ваш ребенок – правша или левша? Понаблюдайте, какой рукой он чаще пользуется, когда чистит зубы, держит ложку, расческу или карандаш, катает машинку или строит башню из кубиков. Если он в равной мере действует то левой, то правой рукой значит, он пока не сделал свой выбор. Это означает, что взаимодействие между левым и правым полушариями пока недостаточно установлено, и они функционируют «автономно». Это влечет за собой неловкость в движениях и нескоординированность, в результате чего ребенок испытывает трудности в чтении, письме и рисовании. Специалист по психомоторному развитию может подобрать упражнения, которые будут способствовать установлению межполушарных связей.
— Если вы обнаружили, что ваш ребенок левша, это означает, что его психическое развитие требует более пристального внимания. Как правило, у левшей возникают сложности со всеми видами пространственных представлений. Не стоит ждать, что малыш научится всему, просто глядя на вас. Пользоваться ложкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки – эти несложные, на наш взгляд, действия могут быть связаны для него с заметными трудностями. Помогите ему, возьмите его руки в свои и несколько раз вместе повторите нужные движения. Хотите научить ребенка-левшу плавать брассом (играть в мяч, танцевать)? Замечательно! Мама «руководит» его руками, папа – ногами. Тоже относится к письму и рисованию.
– Он умеет крепко держать карандаш, ложку, стакан и прочие предметы? Если все вываливается у него из рук, если его рука напряжена, когда он рисует, пишет или лепит, если его пальцы не очень подвижны – он будет испытывать определенные трудности. Это может быть связано с недостаточным развитием мелкой моторики. Специалист по психомоторному развитию может установить причину подобных затруднений и порекомендовать вам комплекс специальных упражнений.
– Может ли ребенок показать, где находятся его глаза, руки, уши? Попросите его нарисовать на бумаге человечка и назвать части тела. Пока еще он не может сказать, где правая сторона, а где левая (он усвоит эти понятия к 5-6 годам), но уже должен различать верх и низ. Поиграйте с ним в заводную куклу, которая одну за другой выполняет двигательные команды. Такая игра позволит ребенку сосредоточиться на каждом движении, что поможет ему почувствовать свое тело и усвоить пространственные представления. Также, можно поиграть в «Зеркало»: скажите ребенку, что он будет зеркалом, отражающим все ваши движения, называйте каждое свое действие. Объясните ему, что зеркало должно отражать все очень точно, как в действительности. Обязательно похвалите его, концентрация на каждом движении стоит для ребенка немалых усилий.
– Есть ли у него чувство равновесия? Умеет ли он прыгать через веревочку или резинку, может ли перепрыгнуть через небольшую лужу? Эти движения кажутся очень простыми, но чтобы их совершить, ребенку нужно заранее оценить свой вес, мышечную силу, длину необходимого разбега, масштаб и границы препятствия… А для этого нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, как различные телодвижения связаны между собой. Дети, которым трудно удержать равновесие, стоя на одной ноге, чувствуют себя неловко и на велосипеде, и на самокате. И хотя мальчики, как правило, подвижнее девочек, они чаще отстают в плане психомоторного развития: 80% детей, которые приходят на прием к специалисту по психомоторике – именно мальчики.
Сложности, которые испытывают некоторые дети в двигательной сфере, часто связаны с небольшими проблемами с мышечным тонусом и координацией движений – но в этом нет никакой патологии. Все, что им нужно – это специальные упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики. Обычно, достаточно нескольких встреч, чтобы научить ребенка сосредотачиваться на том, что он делает, и добиваться определенной точности в выполнении заданий. Воспитатели в детском саду, как правило, сразу обращают внимание на затруднения ребенка и сообщают о них родителям. В таком случае ваша задача обратиться к специалисту, так как ребенок может начать переживать из-за своих неудач. А это может привести к избегающему поведению, когда ребенок не хочет делать то, что у него не получается.
***
Когда речь действительно идет о диспраксии?
В старшей группе детского сада у некоторых детей обнаруживается постоянная патологическая неуклюжесть, которую называют диспраксией. Таким детям с трудом дается любое действие: одеться, надеть ботинки (о том, чтобы их зашнуровать, не может быть и речи), застегнуть рубашку на пуговицы, умыться, взять в руки ложку или вилку и так далее. Если неуклюжесть ребенка не проходит со временем и затрудняет его повседневную жизнь, совершенно необходимо проконсультироваться со специалистом и узнать его мнение о психомоторных навыках вашего ребенка. Чем раньше обратить внимание на эти трудности, тем лучше он научится с ними справляться, и тем легче ему будет выполнять задания в детском саду и школе.
Источник
Особенностью минимальной мозговой дисфункции (ММД) является то, что ее симптомы часто не-воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу.
Увы, родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как «лень», «непоседливость», «нервозность».
А тем временем уже в первые два-три года обучения в школе бросаются в глаза внешние признаки ММД повышенная моторная активность, неумение сосредоточиться на чем-либо, быстрая смена настроений (от приподнятого до депрессивного с приступами злости, ярости, гнева), трудности в счете, чтении и письме, в завязывании шнурков, в застегивании пуговиц, при манипулировании ножницами, кистью.
Внутренний конфликт между требованиями окружающей среды и собственными возможностями не проходит бесследно для психики, а в некоторых случаях приводит ребенка и в «плохую компанию».
Причины неприемлемого поведения школьника в большинстве случаев заключены в событиях восьми-десятилетней давности: возможно, ребенок пережил внутриутробную гипоксию (кислородную недостаточность во внутриутробном периоде или в момент родов), асфиксию (удушение) в родах, родовую травму. В результате нарушились дифференциация нейронов и образование связей между ними, произошли локальные дефекты высших функций мозга, нарушились связи между различными отделами мозга.
На что стоило обратить внимание еще тогда? Малыш плохо спит, беспокоен, часто и подолгу плачет, нередко его плач переходит в крик с «закатыванием», дрожанием ручек. Все эти симптомы – повод для консультации невропатолога.
Что могут заметить родители ребенка постарше – от 3 до 7 лет? Малыш страдает от несбалансированности процессов возбуждения и торможения, длительно находится в состоянии расторможенного движения и беспокойства, вследствие чего часто и очень неловко падает. Он с трудом концентрируется, поверхностно играет, общается и запоминает, слишком быстро переключает внимание с одного предмета на другой. Возможны также невротические тики, заикание, энурез.
В утешение родителям можно сказать, что к моменту рождения и в первые годы жизни ребенка процесс формирования ЦНС еще продолжается. Поэтому раннее обращение к врачу-невропатологу и назначение соответствующей терапии нормализует процессы созревания головного мозга и обеспечивает более благоприятный прогноз развития у этих детей.
Не может быть ловкой и женственной девочка в 12-13 лет. Она сильно выросла, ее координация и сложившийся стереотип тела не привыкли к тем огромным «рычагам», которые представляют теперь ее руки и ноги.
Остается только ждать, когда из гадкого утенка вырастет лебедушка.
Когда мамы жалуются на некоординированные «странные» движения малышей, казалось бы, проще всего – прописать лекарства и назначить массаж Однако, как показывает практика, это помогает только отчасти.
Когда ребенок учится управлять своим телом, для него очень велика напряженность этих процессов. Ему тяжело передумать сразу несколько мыслей. Волнение, неумение планировать свою деятельность – как трудно малышу рассчитать длину шага, поднимаясь по ступенькам! – вызывают неуклюжие движения. Возможно, ребенку не столько нужны лекарства, сколько мамино постоянное внимание и одобрение, помощь там, где случаются неудачи.
Сближение
Влияние обстановки в семье на состояние ребенка с минимальной мозговой дисфункцией подтверждают и специалисты психоневрологического отделения Научного центра здоровья детей РАМН.
Факторов, усугубляющих проявления ММД, множество. К ним относятся воспитание в неполной семье, повторный брак одного из родителей, частые семейные конфликты, различные подходы к воспитанию у матери и отца, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с ними, тяжелое заболевание или смерть одного из родителей, алкоголизм, неудовлетворительные бытовые условия, а также вынужденная защита ребенка от «неусыпной педагогической агрессии», активно направленной на него.
Также рекомендую посетить сайт для родителей https://www.prostobaby.com.ua где вы найдете множество полезной информации и ответы на важные вопросы.
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
Источник
Неловкость моторики или неуклюжесть встречается у детей достаточно часто. Важно, чтоб родители вовремя заметили это отклонение от нормы в развитии своего ребенка, чем раньше будет диагностирована неуклюжесть, тем легче будет ее исправить. Что же послужило причиной и как помочь неуклюжему крохе? Какие существуют развивающие игры и занятия?
Костя всегда имел проблемы с моторикой, начиная с первых шагов, когда он постоянно падал. Движения малыша были неловкими, он часто ронял игрушки, речь была невнятной. В чем причина?
Моторная неловкость
К счастью, родители мальчика рано заметили трудности ребенка и вовремя обратились за помощью. Есть и менее внимательные родители, которые обнаруживают, что с их ребенком что-то не так лишь тогда, когда малыш идет в школу. Вот признаки того, что у ребенка проблемы с моторикой.
Дети с моторной неловкостью боятся спускаться с возвышенности, неважно лестница это или пригорок. Также им трудно подниматься вверх или перелазить через спортивный снаряд на детской площадке.
Одеваются такие детки очень неловко и медленно, у них большие трудности с застегиванием пуговиц на одежке.
Также медленно они обращаются со столовыми приборами или письменными принадлежностями. Здесь не всегда у родителей хватает терпения.
Поведение деток с неловкой моторикой в коллективе агрессивное, они легко впадают в ярость, могут бить детей или ломать игрушки.
Радует тот факт, что в последнее время появляется все больше публикаций на эту тему. Родителям объясняют, что дети с неловкой моторикой не пример невоспитанности или низкого уровня развития, а это индивидуальная особенность ребенка. Конечно, видеть, как твой ребенок все делает очень медленно и неуклюже и сохранять спокойствие не так- то просто. Но подумайте о ребенке, он и сам хочет делать все быстрее, но у него ничего не получается, а здесь еще и родители кричат и злятся. Особенно видна для ребенка своя неуклюжесть в детском саду, по сравнению с другими детками. Родители должны поговорить с воспитателями, объяснить всю ситуацию, попросить их не акцентировать внимание на неудачах ребенка, а наоборот почаще хвалить за успехи. Есть еще одна особенность поведения таких деток. Им сложно просто выполнить поставленное задание, они нуждаются в пошаговой инструкции. К примеру, на просьбу нарисовать домик или птицу, ребенок будет долго сидеть, так и не выполнив задание. Ему нужно называть каждый шаг отдельно (возьми карандаш, придержи листок, нарисуй линию…), тогда малыш легко нарисует картинку.
Ищем причину
Ранее таким деткам ставили иной диагноз – церебральную дисфункцию, при которой есть легкая степень нарушения функции головного мозга. Но это заболевание имеет очень много аномалий. Поэтому сегодня специалисты стараются проводить более четкие различия: одни дети страдают от гиперкинетического синдрома, другим диагностируют нарушение восприятия или сенсорной интеграции, третьим — проблемы в поведении вызванные социальными причинами.
«Сенсорная интеграция» подразумевает следующее. Мозг ребенка не способен классифицировать множество эмоций, впечатлений, задач, которые воздействуют на его органы чувств. В то время как здоровый малыш способен одновременно слышать музыку, видеть, как проезжает машина, улавливать запахи из кухни, ощущать мягкость шерсти кота, и сохранять равновесие своего тела, то ребенок с сенсорной интеграцией не способен все это делать в совокупности. Такие детки испытывают затруднение с таким потоком информации, им сложно определить что важное, а что нет. Поэтому они стают беспомощны и растерянны.
Если вы не раз замечали за своим ребенком, что ему трудно выполнять обычные для вас вещи, он неуклюж, все падает из рук, движения его нескоординированы и неловки, то обратитесь за консультацией к нейропсихологу. Это специалист, который занимается проблемами головного мозга. Ведь все движения, умение мыслить, реагировать на окружающую среду управляются головным мозгом. А такая неуклюжесть или дискоординация движений может быть вызвана несформированостью межполушарных взаимодействий, ребенок не имеет четкого восприятия себя в пространстве и т.д.
Детям, с моторной неловкостью специалист советует пройти специальную нейропсихологическую коррекцию. Она заключается в следующем: нужно выполнять упражнения с определенной последовательностью, которые будут как бы возвращать ребенка в более ранний период своего развития. С помощью этих упражнений у малыша активизируются те зоны мозга, которые должны были активизироваться гораздо раньше. Такие простые движения стают основой всех моторных комплексов, позволяя ребенку выполнять более сложные задачи.
Для дальнейшего полноценного развития ребенка старайтесь не ограничивать его движений, он должен больше прыгать на одной и двух ногах, бегать, ловить и бросать предметы (мяч, диск). Очень полезно водить ребенка по бордюру, это развивает чувство равновесия, да и само занятие очень интересно детям. Запишите малыша на йогу, цигун, в музыкальную школу, все эти занятия хорошо влияют на развитие. Но не переусердствуйте, до 6-7 лет не заводите сложные интеллектуальные разговоры, ведь до этого возраста ребенка должно больше развиваться правое полушарие (отвечает за творчество, эмоции), а не левое (отвечает за интеллект).
Эффективная помощь
Большинство родителей, у которых неуклюжие дети, пытаются помочь своему малышу объяснениями, ласковыми словами, предостережениями. Но, к сожалению, эти беседы не способны помочь ребенку упорядочить путаницу в голове, лишь собственно приобретенный опыт даст нужные знания. От родителей требуется терпение и забота, а малышу – помощь специалиста.
Чтоб немного активировать восприятие ребенка ощущений через кожу, обтирайте тело малыша грубым полотенцем или губкой, но не настаивайте, если ему неприятны такие манипуляции.
Почаще играйте с малышом в игру « Мальчик-с-пальчик, где ты был?» или ей подобную, которая требует сгибание, разгибание пальчиков, растяжение кожи.
На свежем воздухе полезны групповые занятия, которые учат владеть своим телом, чувствовать ритм.
Чтоб ребенок умел более точно координировать свои движения, занимайтесь с ним спортивными играми (пускай забрасывает мяч в сетку, попадает в ворота).
Для развития ловкости рук занимайтесь с ребенком лепкой, рисованием пальцами, складыванием кубиков и мозаик.
Огромный поток эмоций и чувственных впечатлений дают занятия с игровыми аксессуарами. Это качели, ванны с шариками, подушки разных размеров и пр.
Играя с малышом в разливательные игры, не ставьте ему никаких заданий, пускай у малыша не будет впечатления, что это упорные тренировки, а что это всего лишь игра. Не умея что-то делать, ребенок и не захочет этим заниматься. Лучший эффект будет в случае, когда малыш сам найдет себе занятие по душе.
Итак, основной задачей таких занятий стает возможность дать ребенку больше чувственного опыта, который в дальнейшем позволит полноценно развиваться. Через игру малыш будет получать ваше поощрение, вы сможете корректировать его движения и помогать ему. Эти занятия стоит проводить 1-2 раза в неделю на протяжении длительного времени (в среднем от полугода до двух лет).
Тренировка для неловких
Есть специальные упражнения для языка и глаз, способные повысить общий энергетический потенциал мозга.
Для глаз
Предложите малышу взять ручку с ярким колпачком и поставить перед собой на расстояние вытянутой руки. Глазки должны сосредоточено смотреть на колпачок. Далее ребенок будет водить ручку, не отрывая взгляда от нее. Но есть определенная последовательность: вправо – на середину, влево – на середину, вверх – на середину, вниз – на середину, к переносице – от переносицы. В начале упражнения ребенок держит ручку на вытянутой руке, позже – согнув в локте.
Для языка
Упражнение «Окошко». Малыш широко открывает ротик. Из него, как из окошка, высовывается язычок, «смотрит» вправо, влево, вверх, вниз, а затем прячется обратно в «домик».
Следующее упражнение называется « Лошадка». Ребенок открывает ротик, губки растянуты в широкой улыбке. Затем нужно кончик языка присосать к бугоркам за верхними зубами и щелкнуть языком. Напоминает цокот копыт лошадки. Постепенно увеличивайте темп упражнения.
«Стучим в ворота». Упражнение исполняется следующим образом: рот открыт, а губы расплылись в улыбке. Кончиком языка нужно постучать о небо, которое находиться за верхними зубами. Такой звук нужно повторять многократно и отчетливо, произнося звук « д-д-д…». Так же, как и предыдущее упражнение, начинайте с медленного темпа, постепенно его увеличивая.
Источник