Ребенок 2 года неадекватное поведение
Если ребенок без особой на то причины пребывает постоянно не в духе, в его настроении преобладают отрицательные эмоции, его поведение можно считать неадекватным.
Формирование психики начинается с раннего возраста, поэтому исключительно важно обращать внимание на нормальность поведения ребенка с малых лет, чтобы вовремя успеть повлиять на это.
Несмотря на то, что неадекватное поведение у детей разных лет может выражаться по-разному, выделяют некоторые общие признаки.
1. Нежелание / неумение различать слова «Нельзя» / «Можно».
2. Бесконтрольные капризы (например, просит куклу, а получив её, отказывается со словами: «Не хочу!»).
3. Наличие различных фобий (страхов), плохой сон, кошмары.
4. Негативные реакции по отношению к окружающим, нежелание общаться, конфликты с педагогами и сверстниками.
5. Беспричинный плач, возникающий от самой незначительной причины.
6. Повышенная возбудимость, чрезмерная суетливость, подвижность и жестикуляция.
7. Неумение говорить и слушать, участвовать в диалоге.
8. Немотивированная агрессия (ребенок толкает, кусает, бьет сверстников, ломает игрушки, жестоко обращается с животными).
9. Упрямство (отказывается убрать за собой, надеть колготки или прочитать стихотворение).
10. Рассеянное внимание (ребенок не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, мешает играть другим детям).
Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно?
Прежде всего, не ругать ребенка. Он в этом не виноват. Нужно найти причину такого поведения и (если это возможно) устранить ее.
Неадекватное поведение ребенка нередко является следствием заболеваний матери в период беременности, а также развивается ввиду генетической предрасположенности или органических поражений мозга. В таком случае ребенка нужно показать специалисту.
Но гораздо чаще тому виной внешние обстоятельства. Это:
· неблагоприятное окружение в социуме;
· дисфункциональные отношения родителей между собой (ссоры, пьянки и дебоши в семье, скандалы);
· недостаток любви и внимания со стороны близких, друзей (старших и сверстников);
· сложности адаптации в детском коллективе (в садике, на детской площадке во дворе и т.д.);
· наличие психологической травмы, сильный стресс (например, развод, смерть одного из родителей, смена места жительства);
· переутомление (обычно вследствие интеллектуальных и физических перегрузок);
· педагогическая неграмотность и незрелость родителей (неимение времени и желания заниматься с ребенком, прививать нормы поведения в обществе; отсутствие у родителей элементарных знаний, как должен развиваться ребенок). Да, такое тоже случается, что малыш просто запущен.
Обратите внимание, что причины могут сочетаться!
В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход.
Если имеют место генетическая предрасположенность, заболевания или травмы, необходима помощь врача. Если нарушения вызваны иными причинами, постарайтесь создать комфортные условия для адекватного поведения ребенка.
Как создать условия для адекватного поведения ребенка?
В зависимости от вероятной причины (которую каждый родитель в состоянии выяснить, если пожелает), необходимо проделать следующее:
· Наладить отношения в семье, прекратить ссоры и скандалы.
· Изолировать конфликтных, безнравственных сверстников, которые плохо влияют на ребенка.
· Исключить переутомление, если оно имело место (изменить режим дня, уменьшить нагрузки).
· Поговорить с воспитателем или педагогом (чтобы ребенок быстрее адаптировался в коллективе).
А вот излишняя строгость может усугубить ситуацию. Ни в коем случае не кричите на ребенка, не наказывайте без причины, просто за то, что он не захотел поделиться игрушкой.
Сохраняйте самообладание, больше разговаривайте и объясняйте, показывайте на примерах. Выстраивайте доверительные отношения, но не забывайте, кто главный!
Пальчик вверх и подписывайтесь на наш канал! Комментируйте, спрашивайте. Мы стараемся для вас!
Источник
Возбудимость, упрямство, истерики… Что с этим делать?
Содержание:
- Освоение речи
- Нормальные истерики: как с ними справляться?
- Рано- и поздноговорящие дети
- Любовь к традициям и важность режима
- Возбудимость — общая особенность возраста
- Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
- Негативизм и упрямство — признаки взросления
- Контакты со сверстниками
Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?
Освоение речи
Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.
И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: «что-что?»
Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.
Нормальные истерики: как с ними справляться?
В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.
Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.
Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка. Что это такое?
Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?
Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.
Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: «Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь… уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но…» А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.
Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.
Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения, вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: «Мама устала, мама хочет полежать». Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.
Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово «я» уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как «переводчик с детского».
Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.
Рано- и поздноговорящие дети
Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.
И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к возрасту 1-2 года, и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.
В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.
Любовь к традициям и важность режима
Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.
А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.
И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом «зеленом» диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.
Возбудимость — общая особенность возраста
Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.
В родителях могут бороться две мысли. Первая: «Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет» — это из репертуара вседозволенности. И вторая: «Как он смеет орать, ведь я же ему сказала…» — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.
Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.
Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.
Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого
Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый «закон заражения эмоциями». То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу «успокойся», когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.
Негативизм и упрямство — признаки взросления
Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать «бодаться» с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.
Ребенка надо учить считаться с мнением мамы и слушаться, но делать это лучше в нейтральное время, а не в моменты негативизма.
Контакты со сверстниками
Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.
Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.
Подведем итоги:
Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.
Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.
Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.
Источник
Здравствуйте, мои дорогие родители. Уверенна, что каждый из нас сталкивался с неадекватным поведением ребенка. Оно выражается по разному, и кажется невозможно объяснить его причину. Но причина есть и я дам конкретные рекомендации которые помогут исправить поведение вашего ребенка.
Почему дети ведут себя неадекватно
Мы часто вдруг видим, что ребенок начинает себя вести неадекватно. Например, он не дает разговаривать родителям по телефону. Если он рядом, то значит, он будет постоянно «мам, мам, мам…»». Есть всего 4 причины, по которым дети ведут себя неадекватно:
1. Ребенок хочет внимания
Мало того, мы делаем все, чтобы он научился требовать внимания неадекватными способами. Если он сидит тихо и играет в своем углу с игрушками, то мы счастливы, мы можем что-то сделать. Если он взял палку и бьет по телевизору, то мы к нему бежим. Таким образом, зацикливаем у ребенка паттерн: если хочешь внимания, сделай гадость.
По большому счету в школу он уже приходит с таким паттерном. Почему есть дети, которых надо успокаивать на уроке.
И что тогда нужно делать?
Учите ребенка получать внимание через позитивные вещи. Например, он играет тихо, подойдите к нему и скажите: «Слушай, какая у тебя замечательная игра». Учитесь давать ему внимание тогда, когда он хорошо себя ведет. И иногда, может быть, не бежать сразу, когда он делает что-то не так. Если это, конечно, не грозит жизни и здоровью ребенка. И объяснять, почему вы не довольны вот этим поступком. А может быть даже наоборот не обращать внимания.
2. Ребенок хочет власти
Он начинает с вами бодаться, кто круче, кто победит: «Я сейчас устрою тут скандал в магазине, и ты все равно мне купишь игрушку». Это не внимание. В этот момент ему даже игрушка особо не нужна. Он бодается с вами и пытается выяснить кто из вас круче.
Главный отличительный признак цели «борьба за власть» от цели «привлечение внимания» в том, как поведет себя ребенок после того, как вы сделаете ему замечание. Если он тут же прекратит плохо себя вести, значит, он достиг своей цели. Ваше внимание он получил. Но если его поведение станет еще хуже, значит, его цель — борьба за власть.
Что делать?
Давайте ему возможность выбора «Ты оденешься здесь или в машине?», «Ты покормишь собаку или вынесешь мусор?». Получив право на выбор, дети осознают, что всё, что с ними происходит, связано с решениями, которые они принимают сами. Главное, чтобы все варианты выбора вами предлагаемые вас самих устраивали.
3. Ребенок боится
Он начинает вести себя неадекватно, когда боится, что что-то у него не получится, боится наказаний. И тогда он прячется под стол, когда не надо прятаться. Получаются неадекватные действия. Например, перед контрольной работой вдруг начинает рыдать или у него вдруг все падает со стула или он начинает вдруг агрессивничать. У страха есть 3 стратегии: 1) мне страшно, но я нападаю, 2) мне страшно, я убегаю, 3) мне страшно, я замираю, я дерево.
Что делать?
Помочь ребёнку, стремящемуся избежать неудачи можно только подбадривая и поддерживая его, проявляя при этом неподдельную искренность. Важно хвалить ребёнка только заслуженно. Он крайне подозрителен к любой лести.
4. Ребенок вам мстит
И это часто проявляется сначала по отношению к другим взрослым. Но он мстит им, видя во взрослом папу или маму, бабушку или дедушку, т.е. своих близких. Он не может мстить родным, потому что ему нужна их любовь. Но они его очень сильно обидели. И эта обида зачастую нам взрослым кажется совершенно странной. Ну, например, мама отправила ребенка на 2 месяца к бабушке, потому что садик перестал работать. У ребенка может сформироваться посыл, что она его бросила. И он ей за это мстит. Один будет чувствовать себя брошенным, другой обиженным, третий преданным и они все будут мстить.
Что делать?
Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Установите с ним более тесный дружеский контакт. Важно учить детей говорить о своих чувствах. Введите в свою речь вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?»
Опять же каждый ребенок уникален. Вот когда ребенок начинает вести себя неадекватно, попробуйте понять, что скрывается за этим поведением. Какие истинные причины того, что мы видим.
Жизнь сегодня изменилась. Я буду говорить условно о Советском Союзе. В Советском Союзе ребенок с достаточно малых лет начинал чувствовать свою значимость для семьи. Дети уже с раннего детства сами ходили в магазин, поливали цветы, даже что-то пробовали готовить.
Почему жизнь изменилась?
В настоящее время каждый заезжает в магазин и покупает все необходимое на неделю. В Советском Союзе такого не было. В то время каждый день надо было ходить за хлебом, за молоком. А сейчас, например, вместо мытья посуды есть посудомоечная машина.
В итоге сокращается количество сфер, где ребенок может почувствовать, что он в семье такой же нужный как папа, который зарабатывает деньги, мама, которая стирает и убирает. Для него не остается ничего. И тогда это формирует в нем заниженную самооценку. Он считает себя бесполезным и ненужным.
Поэтому еще один посыл для родителей — показывайте ребенку его ценность и найдите, в чем это на самом деле может быть.
Искренне Ваша, Наталья Киреченкова.
Источник