Ребенок 2 года не спит в детском саду
Тихий час в саду – испытание не только для ребенка, но и для его родителей. Часто именно из-за нежелания спать «по режиму» дети отказываются ходить в садик, и это становится настоящей проблемой. Расскажем, почему возникает такое явление и как родители могут его исправить.
Почему ребенку нужно спать днем?
Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Еще лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребенок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.
Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс), мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Часто именно дети, которые не спят днем в садике, начинают часто болеть.
Ребенок не спит в садике: какие причины?
Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:
- Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребенок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
- Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
- Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
- Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъем за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
- Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребенок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
- Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребенка и его желание/нежелание спать в садике.
- Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.
Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?
Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нем.
Также родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днем в саду.
Во-вторых, нужно выяснить, почему ребенок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.
Ребенок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?
Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:
- Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов и спят до 15 часов.
- Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
- Чтобы ребенку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
- В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
- Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трех-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьей, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
- Всегда обозначайте время, когда вы придете, и выполняйте обещание. Причем говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
- Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошел день, что сегодня было интересного. Если ребенок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.
Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
- Малыш оказывается в незнакомой обстановке, с неродными людьми. Поэтому он напряжён, не может расслабиться днём в кроватке.
- В садике нет привычных ритуалов, связанных с процессом засыпания (например, дома перед сном мама гладит по спинке, читает сказку, кроха обнимает в кровати большую мягкую игрушку и пр.).
- Дети — это маленькие психологи. Возможно, малыш понял, что когда он отказывается спать, воспитатель звонит маме и просит забрать его (конечно, если есть такая возможность). И такая ситуация его очень даже устраивает.
Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
- Позднее пробуждение ребёнка по утрам. Родители, жалея малыша, будят его в самый последний момент, чтобы он подольше поспал.
- В выходные дни дошкольник не соблюдает режим: дома ему разрешают не спать днём.
- Возможно, малышу что-то не нравится в самой обстановке (например, неудобная кровать, её расположение, короткое одеяло и пр.).
- Ребёнок просто не устаёт днём в садике и поэтому не хочет отдыхать.
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Варианты решения проблемы
Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:
- Постоянно беседовать с малышом, настраивать его на дневной сон в садике («Хотя меня и не будет рядом, будет Мария Ивановна — она поможет тебе заснуть», «Я тебя очень люблю и заберу тебя вечером»).
- Если кроха испытывает тревожность во время тихого часа, можно принести с собой любимую игрушку и попросить воспитателя разрешить брать её в кроватку. Если получится, можно договориться с педагогом, чтобы она немного посидела возле крохи, погладила его.
- Наладить режим дня ребёнка: утром стоит будить его пораньше, а в выходные обязательно укладывать спать днём.
- Если малыш манипулирует взрослыми (добивается, чтобы его забрали из садика вместо сна), это нужно пресекать: сказать крохе, что мама уходит на работу и может прийти только вечером. Женщине также необходимо предупредить воспитателей, что она не будет забирать ребёнка по их первому требованию.
- Если засыпанию ребёнка мешают какие-то внешние факторы, нужно поговорить о них с педагогом (например, попросить переложить малыша на другую кровать).
Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).
Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.
Если малыш всё равно не спит
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:
- Во время тихого часа малыш просто лежит в кроватке.
- Вместо сна дошкольник тихонько играет в групповой комнате или рисует. Лучше всего отправлять его туда не сразу — пусть немного полежит в кроватке, пока заснут другие ребята.
- Если есть возможность, во время дневного отдыха мама или ещё кто-то из близких забирает ребёнка (это время можно потратить на посещение какого-то кружка, прогулку и пр.), а потом приводит его обратно в садик. Ведь после сна во многих учреждениях проводятся развивающие занятия.
Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)
Отзывы родителей
Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
Оцените статью:
Источник
Многие дети, начав ходить в садик, привыкают спать днем «за компанию». Но часто ребенку, особенно подросшему, бывает трудно уснуть в детском саду. Чего ждать родителям и как помочь малышу полноценно отдыхать в середине дня?
«Ходим в сад уже две недели, но мой ребенок плохо спит и даже совсем не хочет спать в саду. Сегодня Коля мне сказал: «Я не хочу там спать, а меня заставляют». Но мне кажется, что он хочет спать, так как вечером он очень капризный, но просто почему-то не может, хотя другие дети спали». |
Спать или не спать?
Полноценный дневной сон очень важен для здоровья и нормального развития маленького ребенка. Дети, спящие днем, чаще бывают в хорошем настроении, чем те, которые отказываются от дневного сна. Им легче приспосабливаются к переменам и усваивать информацию. Дневной сон помогает ребенку отдыхать физически и накапливать энергию.
Кроме того, сон позволяет вывести из организма кортизол. Это гормон стресса, который вырабатывается, чтобы обеспечить организм дополнительной энергией. Но он же мешает человеку уснуть. Если ребенок не спал днем, то кортизол начинает накапливаться в организме. Поэтому чем меньше ребенок спит днем, тем сложнее его уложить вечером, и наоборот, чем лучше он спит днем, тем лучше спит ночью. На первый взгляд это парадоксально, но на самом деле сон порождает сон!
По статистике в 3 года примерно 90% детей спят днем. В 4 года 50 % детей спят днем в среднем 5 дней в неделю, в 5 лет только 25% детей спят днём не менее 4 раз в неделю, а к 6-ти годам дневной сон, как правило, отсутствует у большинства детей.
Готов ли малыш к отмене дневного сна?
По мере взросления продолжительность дневного сна постепенно сокращается, и ребенку становится все легче переносить эпизодические пропуски дневного сна. Однако следует помнить, что преждевременный отказ от дневного сна увеличивает нагрузку на нервную систему ребенка. Это может проявляться в вечерних капризах, частых ночных пробуждениях или слишком раннем утреннем подъеме.
Как же понять, малыш хочет спать, но по какой-то причине у него не получается уснуть, или он действительно уже «перерос» дневной сон? Элизабет Пентли, американский специалист в области детского сна, выделяет следующие признаки готовности к отказу от дневного сна:
- на протяжении всего дня сохраняется хорошее настроение;
- после дневного сна ребенок очень долго не может уснуть вечером;
- ребенок долго не может заснуть или вообще не засыпает на дневной сон;
- без дневного сна малыш ложится вечером спать в соответствии с возрастными нормами сна и хорошо спит всю ночь.
Однако часто отказ спать в детском саду обусловлен не взрослением ребенка и изменением его потребностей во сне, а совершенно другими факторами.
Почему он не спит?
Причины временного отказа детей спать днем в садике могут быть разными:
- непривычная обстановка;
- отсутствие «домашних» (привычных) ассоциаций на засыпание;
- страх разделения с мамой;
- позднее утреннее пробуждение;
- нарушение режима сна в выходные.
Непривычная обстановка
Первые 1–2 месяца в детском садике ребенок переживает адаптационный период. Он впервые надолго остается без близких людей, вне привычной домашней обстановки. Ему может быть сложно наладить контакт с другими детьми.
Страх отделения от мамы (страх сепарации) повышает тревожность малыша, поэтому родителям важно обеспечить ребенку психологическую поддержку, больше времени проводить вне сада в совместных играх и объятиях. Родителям важно быть уверенными в том, что они все делают правильно, и по возможности избавиться от чувства вины за то, что ребенок ходит в детский сад.
Лучше не торопиться оставлять ребенка на целый день. Сначала постарайтесь забирать его сразу после сна и вместе идти гулять, чтобы постепенно приучить его с радостью ходить в садик.
Важно постоянно разговаривать с ребенком и настраивать его на то, что он будет спать в садике. Чувство уверенности можно передавать ребенку словами: «Я знаю, ты справишься, у тебя получится спать в садике», «Я обязательно приду за тобой вечером в садик», «Меня не будет, а будет Мария Ивановна, которая поможет тебе уснуть». Говорите это много раз. Важно, чтобы ребенок чувствовал и знал, что мама его очень любит и обязательно придет за ним.
Не стоит отрицать его чувства, лучше помогать ребенку их осознать и справиться с ними с помощью взрослого. Очень хорошо преодолевать психологические проблемы помогает сюжетно-ролевая игра в детский сад – дома можно разыгрывать с куклами или со зверятами ситуации, связанные со сном в детском садe.
Рекомендуется установить контакт с воспитателем. Приучить ребенка спать в детском саду будет легче, если процесс будет контролироваться не только родителями, но и воспитателем. Именно воспитатель наблюдает за обстановкой во время тихого часа и может понять, почему не удалось уложить ребенка и он не спал. Возможно, ребенку мешает спать активный сосед.
Если ребенок тревожится без мамы, стоит давать ему в детский сад любимую игрушку, с которой ребенок привык засыпать дома (можно купить две одинаковые игрушки: домой и в детский сад). Возможно, получится договориться с воспитательницей, чтобы она посидела рядом с малышом, погладила его, почитала его любимую «домашнюю» книжку, помогая ему заснуть, когда ребенок хочет спать.
Ассоциации на засыпание
Существование «домашних» ассоциаций на засыпание (качание на руках, обязательное присутствие мамы, бутылочка или грудь) может существенно помешать дневному сну в детском саду. Поэтому желательно заранее убрать все ассоциации на засыпание и приучить ребенка засыпать самостоятельно.
Позднее пробуждение
Причиной отказа от дневного сна может быть также позднее пробуждение. В этом случае ко времени дневного сна ребенок просто не успевает устать. Оптимальное время бодрствования в возрасте 3–6 лет – около 6 часов. Дневной сон в детском саду длится обычно с 13:00 до 15:00. Если ребенок пробуждается в 8:30, то в 13:00, то есть через 4,5 часа, заснуть ему будет почти невозможно, ребенок просто еще не хочет спать.
Необходимо найти оптимальное время утреннего подъема. Начните будить ребенка в 6:30-7:00. Когда он начнет регулярно спать днем в саду, можно постепенно сдвинуть время утреннего подъема на чуть более позднее, если 6:30 для семьи слишком рано.
Выходные
Для облегчения адаптации к детскому саду и улучшения сна нужно помнить о соблюдении режима сна и бодрствования в выходные дни. Примерно одинаковое в течение всей недели время засыпания, подъема и продолжительности дневного сна позволит ребенку легче привыкнуть к режиму детского сада.
Если все-таки не спит
Если все вышеперечисленное не помогает, то, вероятно, ребенок действительно готов к окончательному отказу от дневного сна. Обычно в детских садах воспитатели разрешают детям просто спокойно лежать в кроватке или даже тихо играть во время сна вне спальни. В других детских садах воспитатели требуют обязательно закрывать глаза и спать. Разрешить эту ситуацию можно только в личной беседе с воспитателем.
Также важно знать, что иногда дети нуждаются в дневном сне лишь раз в два-три дня в зависимости от степени усталости. Если ребенок в дни без дневного сна не капризничает, у него нет всплесков безудержной активности по вечерам, трудностей с засыпанием и слишком ранних подъемов, то переживать не стоит.
Помимо отказа спать в детском саду родители дошкольников могут сталкиваться с такими ситуациями, как тяжелое утреннее пробуждение, сложное вечернее укладывание и невозможность приучить ребенка соблюдать режим в выходные. О решении этих проблем можно почитать здесь.
Статью подготовили:
Консультанты-стажеры Центра детского сна и развития «BabySleep»
Анна Ростова, Светлана Струнова, Карина Видяева, Мария Мороз
baby-sleep.ru
BabySleep рекомендует
Нужно больше информации?
ВЕБИНАР
«1–3 ГОДА: ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ ПРО СОН РЕБЕНКА»
Записаться
BabySleep рекомендует
Малыш не умеет засыпать сам? Помогите ему научиться!
Консультация специалиста
по детскому сну:
НАЛАДИТЬ СОН РЕБЕНКА
Записаться
Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.
Источник