Ребенок 2 года не сидит

Ребенок 2 года не сидит thumbnail

Ребенок 2 года не сидит

Есть такие мамы у которых как у меня???????? Я себя уже в угол загнала, чувствуем с дочкой себя изгоями… Так стыдно… Помогите как справиться…..

не говорит совсем ничего?

? :=-O: в 2 года???? а хирурги что говорят???

Самая действенная провокация на откровенность — собственная искренность.

*Andy*

а хирурги что говорят???

Невропатолог?

Ребенок 2 года не сидит

У нас ДЦП

А что стыдного? Ребенку может лечение требуется?

Выношу мозг. Качественно. Дорого.

Пит

Я себя уже в угол загнала, чувствуем с дочкой себя изгоями…

Зря. Диагноз у Вас какой? Перспективы?

А вот это совсем плохо,Вы своей дочке прививаете лишние комплексы.

У меня дочка (1г.10м.) тоже не ходит еще, но я надеюсь на лучшее, лечимся, стараемся. Есть детки с гораздо большими проблемами, но при этом их родители делают все для улучшения состояния своих деток.

Бывают такие люди наоборотные: чем меньше они думают, тем больше пользы. (с)

Мы в больнице лежали с такой девочкой, им почти 3 не говорит и ходит как годовастик, вообще все развитие на год. Глазки умные любознательные. Большая ляля.
Мама говорит, что и в ее роду и у папы в роду были похожие прецеденты, когда дети до 3 лет не ходили, правда я не спросила как в остальном развитии, те родственники.

Мамочка ну не у вас же одной! Нельзя так! Детки с такими диагнозами и на занятия ходят и с другими детками общаются и в средние школы потом идут и учатся. Прекратите изводить и себя и ребенка. Пора выходить в свет.

Выношу мозг. Качественно. Дорого.

Ребенок 2 года не сидит

Куда выходить… Знали бы вы как на нас смотрят. как в цирке 🙁

Этот диагноз ставят когда ребенок не попадает под другие.
Вот у нашей соседки то ж ДЦП стоит.
Лечатся у невропотолога.
Но девочка выглядит именно как годовалый ребенок, только размером с 3-х летку.

Автор я думаю все будет хорошо, научится ваша доченька ходить.
А главное гоните комплексы и от себя и от ребенка.
Любите ее такой какая есть и тут нечего стыдиться. 🙂

Лялька&

Детки с такими диагнозами и на занятия ходят и с другими детками общаются и в средние школы потом идут и учатся.

:ugu:
Я в колледже работаю. У нас есть студенты с дцп, и в вузах тоже. Мальчик вон недавно закончил — он вообще на костылях ходил.
Вам надо свое отношение пересмотреть, и в первую очередь, перестать сравнивать своего ребенка с другими.

Бывают такие люди наоборотные: чем меньше они думают, тем больше пользы. (с)

Пит

Куда выходить… Знали бы вы как на нас смотрят. как в цирке

:mir:
учитесь с этим справляться
пока вы в себе это чувство стыда не поберете, так и будут смотреть
а люди да, много неумных

Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни. Джон Смит

Ребенок 2 года не сидит

А если нет?????????? У ней ноги как тряпочки….. Ничего не помогает….. Говорят тяжелая степень…. Почти все время в себе замкнута, только на кота хорошо реагирует…

На форуме есь мамы с такими детками, надо знакомиться, узнавать, куда, когда, зачем. Ну не сидеть же в 4 стенах. А на окружающих поменьше внимания обращать надо, мало что ли идиотов на свете белом.

Выношу мозг. Качественно. Дорого.

Пит

Знали бы вы как на нас смотрят. как в цирке

Уууу… сколько у вас тараканов в голове.
1… у 2-х летнего ребенка ни кто ни чего и не заметит.
2… нельзя лишать ребенка радости жизни, только из-за болезней.
3… лечите свою голову
4… не прививайте девочке комплексы.
5… большой вопрос кто более достоин жизни. Ваша доченька наверняка лучше тех дебилов которые на вас косо смотрят.

Лялька&

На форуме есь мамы с такими детками, надо знакомиться, узнавать, куда, когда, зачем. Ну не сидеть же в 4 стенах. А на окружающих поменьше внимания обращать надо, мало что ли идиотов на свете белом.

Вот вот.
А идиотов в сад..

Когда я в детстве на костылях ходила, дразнилкам обещала так ноги переломать, что и костыли не помогут. И это… верили. 😉

для автора: я взрослая девочка с ДЦП, тоже до 2-х лет не ходила, сейчас хожу, только косалаплю. Занимайтесь с дочкой, делайте упражнения, ходите на ЛФК, развивайте мелкую моторику (способствует развитию речи), пообщайтесь с мамочками таких же деток здесь на форуме. Они вам подскажут, что еще можно поделать и куда обратиться. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ своей дочки! :pozdr2: удачи вам! :pozdr1: и не падайте духом!!! :rose: все поправимо, просто вашей дочке нужно его не много больше, чем остальным.

разбалованная жена — залог дееспособности мужа….

Ребенок 2 года не сидит

Спасибо, мне еще бабушку нашу жалко… она с ней сидит я работаю… Папы нет….

Пит

Я себя уже в угол загнала, чувствуем с дочкой себя изгоями… Так стыдно… Помогите как справиться…..

Начните с себя … вы не единственная в своей беде — пообщайтесь с другими мамами с такими же проблемами … не ровняйтесь ни на кого …а радуйтесь своим маленьким успехам — и лечитесь и верьте , и ни в коем случае не оглядывайтесь по сторонам!!

Читайте также:  Зуд головы у ребенка 2 года

dimatony

САМОЕ ГЛАВНОЕ: НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ своей дочки!

!

Самая действенная провокация на откровенность — собственная искренность.

Пит

Куда выходить… Знали бы вы как на нас смотрят. как в цирке

У меня сыну 5 лет тоже не сидит не ходит,по началу тоже комплексовала,а потом себя переборола с ребенком гулять нужно и общаться,а то так с ума сойти можно.
И если видела что на нас неадекватно реагируют или шепчутся,улыбалась во все лицо и выгледила самой счастливой в мире :gy: А сейчас дак вообще не оращаю ни на кого внимания. А вообще всегда веселее в компании гулять найдите ковонибудь в кампойоны.

Ребенок 2 года не сидит

stef

улыбалась во все лицо и выгледила самой счастливой в мире

:ugu: А еще лучше прям смеяться во весь голос в лицо

Ребенок 2 года не сидит

может зря вы так расстраиваетесь…..у меня хоть и не особый ребенок в общем понимании этого слова,но все-таки и особый….весом менее 1 кг родился,сейчас 2,8 и тоже еще не говорит,ну и что……нос выше,и хвост пистолетом

Моему Степке 3 года-не ходит-ДЦП.Было у меня одно время такое состояние,депрессия что ли была,на улицу выходить не хотела,ловила косые взгляды прохожих,бабки шептались за спиной,очень тяжело было…но как то я это поборола,или точнее поняла что мой сын не хуже других,а для меня вообще самый лучший!!!!Это у Вас пройдет!Не сравнивайте своего ребенка с другими,лечитесь,восстанавливайтесь…и поверьте все будет хорошо!!!!!! 🙂

Пит

Есть такие мамы у которых как у меня???

Нам 3 не ходим, не говорим. ДЦП не ставят потому что причина известна (нейрохирургическая).
К тому же из-за ВЧД перестал видеть, ещё эпи.

а вы почему не ходите, если не секрет?

Дочка радость в доме! Дочка свет в окне! У меня их двое, значит все вдвойне!

Премаман

а вы почему не ходите, если не секрет?

Пока ставят задержку моторного развития.
А вообще — мышцы спины слабые, стоять не может. Только-только начала на коленочках стоять (вертикально, не на четвереньках).

Бывают такие люди наоборотные: чем меньше они думают, тем больше пользы. (с)

Источник

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — «рождение» + греч. encephalon — «головной мозг» + греч. patia — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.
Причины заболевания

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:
Различные хронические заболевания матери.
Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
Нарушения питания.
Слишком молодой возраст беременной.
Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на состояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Читайте также:  Ребенок 2 года привязан маме

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:
Синдром угнетения ЦНС.
Коматозный синдром.
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Судорожный синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Эпилептический синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
Синдром двигательных нарушений.
Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:
Полное выздоровление.
Задержка психического, моторного или речевого развития.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
Невротические реакции.
Вегетативно-висцеральные дисфункции.
Эпилепсия.
Гидроцефалия.
Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Читайте также:  Ребенок 2 года не пьет кефир

Детский церебральный паралич (ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 — 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.
Диагностика

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) — безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг — способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.
Лечение

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению — мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы «В», которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Источник