Ребенок 2 года не отвечает на вопросы да или нет

Всем здравствуйте! Случайно наткнулась на этот форум во время поиска ответов на свои вопросы по развитию своего сына. Очень надеюсь на дельные советы и подсказки!

Начну с начала — роды со стимуляцией в 41 неделю, роды прошли хорошо, но было двойное нетугое обвитие и кефалогематома, которую удалили через неделю после выписки из род дома.

Сын во время сел, встал, пошёл. Лепет появился рано, тарабарский язык был велик и могуч.

Первые мои переживания появились в 1,5 года, когда я заметила, что ребёнок не всегда отзывается на имя, не выполняет просьбы, нет указательного жеста, не говорил понятным языком (на своём болтал много). Тогда мы отправились к неврологу, который нас успокоил и дал нам ещё 3 месяца на развитие. Спустя 3 месяца ситуация немного улучшилась — стал показывать на картинках то, что я просила, используя указательный палец, на имя откликаться начал постоянно, просьбы простые выполнял (дай, принеси, покажи и т.д.)! Но речи так и не было. Нам прописали пантогам и сказали, что он даст толчок в развитии. Пантогам ли помог или время пришло, но в 2,1 появились первые слова, первое слово было «трактор». С этого времени и начался прогресс в речи, постепенно появлялись новые слова, словочетания. Сейчас в 2,9 он говорит много, практически все выговаривает. В речи использует обращения (мама, папа, тётя Даша, баба Нина и т.д.), глаголы (дай, покажи, пойдём и т.д.), вопросы («мама, что это?»), использует по назначению слова «спасибо» и «пожалуйста». Предложения короткие, например, «мам, пойдём покажу», «пап, ну хватит», «не хочу гулять/спать/есть», говорит что он хочет («хочу компотик/молоко/шоколадку»), но при этом может путать окончания («папа, ушла»)! Делится эмоциями, если на улице увидеть что-то ему интересное (кот, пожарная машина), то тыкает пальцем, говорит что это и ждёт мою реакцию. Понимает эмоции — показывает как плачет или смеется бегемотик и другие животные (в сказке «Айболит»), жалеет когда я плачу! Играет в ролевые игры (машинки у него целуются и разговаривают, может покачать куклу и спеть ей колыбельную). Поёт песни, знает наизусть короткие стишки. На вопросы да/нет отвечает. Просьбы выполняет. Зрительный контакт хороший. Говорит что и где у него болит (поцарапал ножку, ударился головой).

Но есть два момента, которые меня смущают:

1. В речи использует только фразы, которые мы ему говорим или он их где-то услышал, но использует их так сказать в тему, а не просто от балды. То есть такое ощущение, что просто заученны они.

2. Не отвечает на абстрактные вопросы. Например, «как тебя зовут?», в ответ либо молчание либо «зовут», при этом если я поменяю вопрос «зовут тебя как?» — опять «зовут». Если покажу на него на фото и спрошу «кто это?», ответит «Миша» Так и с другими вопросами «что ты делал в саду?», «где ты был?» и т.д.

В сад ходим второй месяц, там его хвалят, он хорошо занимается, слушается, спит, сам ест, играет с детьми. Знает почти всех детей по именам, воспитателей и няню тоже.

Мы в Питер переехали недавно, местного невролога посетили, она сказала, что пока все в норме, ждать эффекта от сада и если что приходить в 3 года! Но я не знаю насколько можно ей доверять, с виду она вполне адекватная. Вот и думаю стоит ли поднимать панику и бежать по врачам, которых тоже надо ещё поискать, я имею в виду хороших врачей. Или дать сыну ещё немного времени, т.к. все мои страхи со временем развеиваются и он начинает это делать?!

Извините, что так много текста, что-то прям очень много получилось:-)

Источник

Здравствуйте! Сначала уточним-я не доктор, и диагноз ставить не имею права! так что, если есть хоть малейший повод сомневаться в развитии ребенка-бегом к неврологу.
Теперь о Вашем вопросе. Возможно, это особенности поведения и развития, гиперопеки. Тем более, сморите сами-Вы за ребенка даете ответ: Хочешь йогурт?Да? Ну и чего напрягаться-мама сама все сказал!
Мальчик соотносит предмет и его название, активен. С детками играет, общается? Мне кажется, надо понаблюдать за развитием, оценить свое поведение с ребенком и только потом желать выводы. Но, повторю, если Вы знаете, что были какие-то проблемы в беременности-родах, то надо идти к неврологу.
Нормы развития детей от 1 до 2 лет. Что должен уметь делать и какие игры нужны ребенку?

Для малышей раннего возраста очень важно отстраненное внимание взрослых. Родители должны понимать желания малыша, но не мешать ему играть, поднимать вещи с пола, делать свои первые попытки кушать ложкой. В этом возрасте у детей развито желание подражать, поэтому от родителей требуется самодисциплина и самоконтроль.

Физическое развитие деток от 1 года до 2 лет

Ребенок на втором году жизни проявляет желание играть с разными игрушками. Так у малыша с раннего возраста развивается сенсорное восприятие, он может узнать свойства разных материалов и игрушек. Крайне важно, чтобы у детей раннего возраста были разные игрушки, такие как пирамиды, кубики, матрешки, дощечки с вкладышами, а также крупный конструктор с большими ячейками.

Чтобы развитие ребенка раннего возраста шло нормально, мама и папа должны направлять его. Показывайте малышу, как пользоваться совочком, как катать машинку, или же как бить молоточком. Под таким руководством у детей 2 лет лучше происходит сенсорное развитие. Малыш учиться распознавать предметы по цветам, формам и величинам.

Около двух лет у карапуза формируются первые бытовые навыки. Родители должны приучить детей умываться, раздеваться, приносить чашку и тарелку в мойку. Проследите, чтобы малыш приучатся к самостоятельности и порядку. Постарайтесь, чтобы в этом процессе участвовало и познавательное и физическое развитие. Стимулируйте ребенка к исследованию его вещей, квартиры. Пусть малыш открывает доступные для него ящики, разрешите ему там копаться.

Физическое развитие малышей к 12-18 месяцам уже удовлетворительное и к этому монету ребенок должен уметь:
1Проситься на горшок.
2Ходить и вставать сам.
3Пить из чашки и делать первые попытки кушать самостоятельно.
4Понимать, что требуют родители.
5Пытаться играть мячиком ножками.
6Копировать других детей и родителей.
7По просьбе родителей давать игрушку.
8Открывать ящики.

Читайте также:  Почему у ребенка воспалены десны в 2 года

Если физическое развитие идет своим чередом, родители должны обратить внимание еще и на стимулирование моторики рук. Существует связь моторики с нервной системой, речью, памятью. Также в этой цепочке задействовано и сенсорное восприятие. Существуют простые и приятные игры, которые задействуют и сенсорное восприятие и производят стимуляцию моторики у крохи от года до двух лет.

Игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» научат малышей от года до двух лет сжимать пальчики, распрямлять из, хлопать в ладошки и при этом изучать тактильные ощущения от прикосновений взрослых.

Также для малышей раннего возраста будет интересна такая простая игра как разрывание бумаги. Тут обостриться сенсорное и познавательное восприятие, малыш будет крутить бумагу в руках, мять ее и рвать. Это будет дополнительная стимуляция мелкой моторики пальчиков, которая просто необходима для двенадцатого-шестнадцатого месяца.

Когда такие игры исчерпают себя, вы можете переключить на более интересные, но такие же полезные игры. Малышам в двадцать четыре месяца уже можно давать под присмотром мамы играть с крупными бусинками, нанизанными на нитку. Кроха будет перебирать бусы и будет происходить стимуляция моторики. В процессе игры также будет развиваться познавательное и сенсорное восприятие.

Малыш будет узнавать форму, цвет, гладкость или шершавость бусин, будет пытаться их перебирать или даже снять с ниточки. Такая простая игрушка сможет стимулировать сразу и центры, отвечающие за стимуляцию моторики, а также сенсорное и познавательное восприятие, что не может не повлиять положительно на физическое развитие вашего крохи.

Также в двадцать четыре месяца очень полезно давать карапузу играть с песком и крупами. Но для такого раннего возраста такие игры могут быть опасны, если оставить карапуза в одиночестве. Не оставляйте малыша с песком и крупами одного, тогда стимуляция моторики пройдет интересно и безопасно.

Психическое развитие детей от года до двух

У детей раннего возраста начинает развиваться память. Это проявляется в том, что у ребенка появляются воспоминания, например, он может начинать искать свои вещи, если мама расскажем ему, что будет прогулка по парку. Поощряйте такое развитие детей, чтобы малыш учится самостоятельности.

У детей раннего возраста уже должно быть немного развито логическое мышление. Мама может способствовать этому, предлагая ребенку от года до двух лет складывать домик или башню из кубиков. Также для развития моторики рук важно, чтобы малыш уже умел разбирать на части или ломать тот или иной предмет. Это проявление желание исследовать что-либо и это абсолютно нормально, если ребенку исполнился год.

Мышление малышей в год-два продолжает развиваться и теперь кроха раннего возраста учиться перемещать предметы, играть сразу с несколькими игрушками, изучает из свойства и скрытые возможности. Более того, в двадцать четыре месяца карапуз уже умеет обобщать по существенному признаку группы предметов. Также могут детки в двадцать четыре месяца иногда могут обобщить предметы ее и функциональному признаку.

Представляйте такие упражнения, где надо из представленных предметов выбрать все шарики в форме игры. В двадцать четыре месяца малышам доставляет удовольствие играть в такую игру, выбирая яблоко, мячик и воздушный шарик из ряда, где были еще кубик, треугольничек и зайчик. Для раннего возраста это хорошая и милая забава, которой можно увлечь карапуза.

В год-два у малыша могут быть свои особенности физического и психического характера. Родителям не стоит беспокоиться, так как это абсолютно нормально. Ребенок должен расти в спокойно обстановке, у него должно быть нормальное питание, он должен чувствовать любовь родителей. Тогда любые особенности сойдут на нет, если малыш отстает от сверстников от года до двух лет, то он быстро из догонит.

Развитие речи у малышей

У детей в год-два уже происходит становление и нормальное развитие речи. Малыш полутора-двух лет уже должен уметь говорить простые слова и знать по имени всех членов своей семьи. Также существуют неплохие игры для детей от года до двух лет, которые помогают в развитие речи.

К примеру, родители могут учить ребенка подражанию звуков. Рассказывать ему как говорят животные и просить повторить. Если же развитие речи идет быстро и нормально, то можно учиться произносить сложные звуки в простых звукосочетания. Этот вариант игры можно сделать не только полезным, но и веселым.

Конечно же, научно доказано, что стимуляции речи способствует пальчиковая гимнастика, которая способствует также стимуляции мелкой моторики. Но если малыш не хочет заниматься ничем из вышеперечисленного, то можно попробовать просто много с ним разговаривать. Так мама будет вести диалоги с ребенком и стимулировать развитие его речи. Очень полезно для речи деток от года до двух лет просить малышей, чтобы они изъявляли свои желания словами. Не предугадывайте желания карапуза, он должен стимулировать свой речевой аппарат, так развитие речи будет идти намного быстрее.

Разучивание и рассказывание стихов очень полезно для речи деток в двадцать четыре месяца. Постарайтесь выбирать коротенькие стихотворения и рассказывать их с интонациями и с выражениями. Это полезно и это поможет обретению красивой и правильной речи в будущем. Представьте эти уроки в форме игры, и ваш ребенок будет играть в нее с удовольствием.

В двадцать четыре месяца у малышей уже больше возможностей познавать мир. Кроху очень трудно удержать на месте, ему интересно абсолютно все. Если вашему крохе год-два, то постарайтесь помогать ему познавать мир. Обеспечьте ему нормальное питание, играйте с ним, общайтесь, старайтесь развивать его физически и психически. Этот период до двух лет быстро пройдет, и от месяца к месяцу вы будете замечать изменения в карапузе. Не упустите ни одного месяца из жизни вашего крохи.

Источник

Мечты сбываются

1

Мечты сбываются

16 января 2017 в 21:33

 

Ого у нас малому 2,5 и тоже слабо говорит
А что пора к неврологу нам?
Вы во сколько пошли?

мальчики ленивые и очень часто начитают говорить года 3-4

дамаАмстердама

4

дамаАмстердама

16 января 2017 в 21:39

 

Мой да-нет осознанно в 8 месяцев отвечал. В 2,5 года разговаривал наравне со взрослыми, но это такое.. Даже поздноговорящие, мне кажется , да и нет задолго до года говорят, отвечая на вопросы

Неугомонная

5

Неугомонная

16 января 2017 в 21:42

 

Ответ для Мусик Пусик

Цитата:

в 2.4 нам поставили ЗРР. У нас во дворе все наши сверстники уже беседуют.

Вот только не надо сравнивать своего ребёнка с соседскими детьми!
Заговорит. Для того, чтобы ребёнок что-то делал (кивал головой ’да’, ’нет’) его надо научить. Покажите ему пример: сами спрашиваете что-то простое и сами ему помогаете ответить (говорите ’да’ и киваете головой).

Неугомонная

6

Неугомонная

16 января 2017 в 21:44

 

Ответ для дамаАмстердама

Цитата:

Мой да-нет осознанно в 8 месяцев отвечал. В 2,5 года разговаривал наравне со взрослыми, но это такое.. Даже поздноговорящие, мне кажется , да и нет задолго до года говорят, отвечая на вопросы

Все дети разные. У меня сын до года вообще молчал, а потом в год и один месяц заговорил. В полтора года он говорил длинными предложениями и чётко произносил слова. А дочка у меня начала говорить в 2,3 и произношение ужасное, хотя в свои 2,9 говорит длинными предложениями

Алгонавт

7

Алгонавт

16 января 2017 в 22:10

 

Слава богу я никуда не ходила до 3 лет. Минимальный набор слов был, примерно, как и у вас. В ,3г 2 мес заговорил. Не длинными предложениями, но членораздельно! И меня это радует: я всегда понимаю. В отличие от детей, когда текста много, а чё говорит хз

язззззь!!!

8

язззззь!!!

16 января 2017 в 22:33

У меня ребенок с ЗРР ,не слушайте тех кто говорит-выговорится,не обращайте внимания! Я сама врач и меня все мои коллеги успокаивали,пока я сама в 3,6 не психанула и не наняла супер логопеда!тоже не всё понимал мой ребёнок,не отвечал толком..+ ко всему проблемы со зрением.На сейчас дочке почти 6 лет.говорит чётко,но не полностью правильно формирует фразы,читает хорошо,стихи рассказывает,но надо было всё лечение начинать ещё с 2 лет.В школу готовимся! Не затягивайте!Я не пугаю,но горький опыт -учит наверно

Гага Газу

9

Гага Газу

16 января 2017 в 22:36

 

Автор,не хочу пугать.но сходите с малышом с детскому психиатору.
Пусть потестит на аутизм.
Мы летом кинулись, по возрасту тогда как Ваш был.
С десяток слов.и тоже отсутствие *да*
На отрицание просто машал головой.
За полгода мы прошли всех и вся…сейчас с каждым днем все лучше и лучше.
Каждый день занятия, по нескольким специалистам.
Каждый день замечаем изменения в лучшую сторону.
Как нам сказали,мы вовремя спохватились.Дети в таком возрасте очень пластичны.
Не теряйте это время)

Безникая

10

Безникая

16 января 2017 в 23:04

 

Ответ для Вероника5

Цитата:

мальчики ленивые и очень часто начитают говорить года 3-4

Это бред, честно 😉

Источник

Цитата:

Сообщение от POLINA_S

У меня вопрос к вам: как вы думаете, что проще рассказать знакомую сказку по картинкам или ответить на ваши вопросы о произошедших событиях?

Мне до этого казалось, что ответить на вопросы о произошедших событиях все же проще. Но если подумать и принять во внимание то, что у сына отсутствует понимание сюжета, память и мышление еще не развиты достаточно, то скорее всего для него это непосильная задача
Просто смотрю на других деток из сада (даже с развитием речи на примерно нашем уровне), они отвечают «да»-«нет» на такие вопросы, а Миша молчит… казалось, что не так уж сложно ответить да или нет на простые вопросы. Но все становится намного сложнее, если об этом призадуматься.
Я понимаю, что сказки необходимы для развития мышления, памяти и воображения. Но как привить любовь к ним? Я и озвучиваю персонажей ярко, и показываю их жестами, мимикой, и кукольный театр устраиваю, но сын все равно посмотрит-посмотрит и убегает. Как еще привлечь и, главное, удержать его внимание на всю сказку???

Цитата:

Сообщение от POLINA_S

Мне трудно понять из вашего описания какие занятия нужны ребенку. Посмотрите по дневнику развития 0-3 или другим источникам уровень развития своего ребенка.

Спасибо, посмотрела по дневнику развития 0-3, сыну сейчас 2 года и 5 месяцев. Вроде бы почти все на уровне 2,5 лет, за исключением нескольких важных моментов, некоторые навыки на уровне 3-х лет. Есть серьезные проблемы с развитием мышления и активной речи
С вашего позволения подробнее распишу присутствующие и отсутствующие навыки:

Развитие общих движений
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). — 3 года — есть
Перешагивает через препятствия — 3 года — есть
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. — 3 года — есть
Встает с маленького стульчика без опоры. — 3 года — есть
Встает на цыпочки. — 3 года — есть
Стоит на правой ноге 3 секунды. — 3 года — нет
Стоит на левой ноге 3 секунды. — 3 года — нет
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. — 3 года — есть
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. — 3 года — есть
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр). — 3 года — поднимается, но не спускается
Пинает мяч с размаху — 3 года — есть
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. — 3 года — нет
Перепрыгивает через веревку на земле. — 3 года — нет
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. — 3 года — нет
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. — 3 года — есть
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо. — 3 года — нет
Проходит на цыпочках 3 метра. — 3 года — есть

Развитие движений рук
Все делает, кроме:
Складывает бумагу пополам по подражанию. — 2 года 6 месяцев — нет
Режет бумагу ножницами. — 3 года — нет

Развитие зрения
Есть все, кроме:
Узнает предмет по рисунку его характерной части. — 3 года — нет (только машинку по колесу узнает, остальное нет)

Развитие слуха
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. 1 год 6 месяцев — нет
Любит играть со взрослым в «голоса животных» (например: «как коровка мычит?»–»му-у-у»). — 1 год 6 месяцев — не очень это любит, подражает только самым любимым животным
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. — 2 года — есть (не очень много таких объектов, но они есть)
Понимает 100 слов и более. — 2 года 3 месяца — есть
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). — 2 года 3 месяца — нет, мои предложения никогда не повторяет, складывает свои
Пытается петь — 2 года 6 месяцев — есть (очень любит петь; что вижу, то пою)
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их, спустя несколько часов). — 3 года — нет

Читайте также:  Но шпа 2 года ребенку дозировка

Развитие общения
Изображает поведение взрослого. — 2 года 6 месяцев — есть
Понимает и употребляет слова «я», «мой». — 2 года 6 месяцев — слова «я» еще нет, слово «манё» (мое) появилось несколько дней как
Вступает в контакт с детьми и взрослыми. — 3 года — есть (очень общительный, ищет контакт со всеми)
Постоянно задает вопросы. — 3 года — нет

Развитие активной речи
Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «мама Лена». — 2 года — не повторяет
Строит предложения из 2-х слов: «мама дай», «баба ди» (баба иди). — 2 года — есть
Пытается произносить трех- четырехсложные слова. Например: «алясе» (хорошо), «павозик» (паровозик)…Среди произносимых звуков появляются «н», «т», «д». — 2 года — звуки есть, трех-четырехсложных слов нет
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. — 2 года 6 месяцев — не повторяет
Строит предложения из 3-4-х слов, простые и сложносочиненные, часто неграмотно: «Это моя миська больсей»
(Это мой большой мишка). — 2 года 6 месяцев — есть
Повторяет за взрослым двустишие. — 3 года — нет
Строит многословные, в том числе сложноподчиненные, предложения. «Кода папа мой придет с работы, мы подем гулять»». В знакомых словах произносит все слоги. Произносит звуки: «с», «л», «ы», «в», «р», «з». — 3 года — предложений нет, звуки некоторые есть

Развитие мышления
Сортирует предметы (яблоко-морковь, машинка–мячик и т.п.). Раскладывает предметы двух видов в две разные коробочки. — 2 года 2 месяца — нет
Строит «мостик» из 3-х кубиков после показа — 2 года 2 месяца — есть
Играет в кого-либо. — 2 года 2 месяца — нет
По просьбе находит 2-3 картинки или предмета из 4-6 , относящиеся к определенным классам («цветочки», «зверюшки» и т.д.). — 2 года 2 месяца — по картинкам некоторые классы находит (машины, цветочки, деревья, некоторые — нет: фрукты, зверюшки), по предметам нет
Среди 5 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый. — 2 года 2 месяца — есть
Выбирает из 4-6 предметов или картинок те, которые соответствуют названному признаку. Примеры вопросов: «Покажи, что можно есть? «, «Покажи, у кого есть ножки? » и т.п. — 2 года 2 месяца — нет
«Разговаривает» с игрушками, играет в их общение друг с другом. — 2 года 4 месяца — разговаривает, в их общение друг с другом не играет
Среди 10 картинок находит одну «такую же», какую показывает взрослый — 2 года 4 месяца — есть
Выполняет сложные просьбы, состоящие из 2 частей. Например: «Покорми Лялю, потом положи ее спать». Взрослый может повторить задание 2-3 раза, но во время его выполнения ребенком подсказывать не следует. — 2 года 6 месяцев — есть
Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий его рисунку. — 2 года 6 месяцев — нет (по-моему, не понял моего вопроса)
Раскладывает предметы 2-х цветов в две коробочки, в каждую–одного цвета. — 2 года 6 месяцев — не понимает просьбы, красную машину покажет и красный мяч покажет, но по цветам их в коробки не раскладывает
Находит спрятанную игрушку под одним покрывалом из 4-х после отвлечения (примерно на 10 секунд), если она была спрятана у него на глазах. — 2 года 6 месяцев — нет
Складывает разрезанную картинку (или пазлы) из 2-х частей. — 2 года 6 месяцев — через раз (любимую машинку соберет, «ненужного» мишутку проигнорирует)
Раскладывает предметы по величине (большой–маленький) в две разных коробочки. — 2 года 8 месяцев — нет
Строит «домик» или другое сооружение из 5 кубиков после показа (кубики не образуют вертикальный или горизонтальный ряд). — 2 года 10 месяцев — нет

Развитие навыков приема пищи
Ест и пьет самостоятельно, используя ложку и чашку. — 2 года — умеет, но ест сам только любимые блюда (остальным кормлю), пьет сам
Сосет жидкость через соломинку. — 2 года 6 месяцев — есть
Переливает жидкость из одной емкости в другую — 2 года 6 месяцев — есть
Переносит что-либо ложкой из одной емкости в другую. — 2 года 6 месяцев — есть
Помогает убирать со стола. — 3 года — есть
Помогает накрывать на стол. — 3 года — нет
Ест вилкой. — 3 года — есть (ест вилкой только любимые блюда)

Развитие навыков одевания и раздевания
Снимает расстегнутые штанишки. — 2 года — есть
Снимает рубашку, джемпер, платье, брюки, футболку… — 2 года 6 месяцев — частично (джемпер и футболку не сможет снять, только один рукав, сам может снять только растянутую домашнюю майку и футболку), штаны/трусы/носки/колготки/куртку снимает
Надевает обувь, носки, штанишки. — 2 года 6 месяцев — только обувь может одеть
Застегивает (не вставляя) и расстегивает молнию. — 3 года — есть
Надевает рубашку, джемпер, платье, брюки … — 3 года — нет
Расстегивает большие пуговицы. — 3 года — нет

Развитие навыков гигиены
Позволяет, чтобы ему почистили зубы. — 2 года — есть
Самостоятельно моет руки. — 2 года — есть
Вытирает нос, когда дают платок — 2 года — есть
Самостоятельно вытирает руки. — 2 года 6 месяцев — есть
Самостоятельно моет руки с мылом. — 3 года — нет
Чистит зубы. — 3 года и старше — чистит коряво, для вида, потом дочищаю

Развитие навыков туалета
Просится в туалет (используя слова). — 2 года 6 месяцев — просится пись-пись (и для пописать, и для покакать)
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). — 3 года — есть, только компанию требует и попку вымыть, снимает-садится-одевает сам, промахов уже месяца 3-4 нет, ночью тоже не писается, просится или терпит до утра.

Источник