Ребенок 2 года не общается со сверстниками
Проблема с общением возникает не только у детей, но и у взрослых. Чаще всего причины похожи, но когда ребёнок не общается со сверстниками, ему легче помочь. Успешная социализация необходима для дальнейшего развития, личностного роста и успешной взрослой жизни.
Когда начинать учить общению?
Родителям не стоит беспокоиться, если в 2-3 года малыш не дружит с другими детьми: ему достаточно семьи и родных. Задуматься о помощи следует, когда в 4-5 лет он избегает общения со сверстниками, предпочитает играть в одиночестве. К 6-7 годам у ребёнка обязательно должен быть друг или подруга, круг знакомых, с которыми бы он хотел проводить время.
Ребёнок, который не хочет общаться со сверстниками – не социопат, хотя со стороны окружающим это кажется странным. Просто у детей разный уровень доверия, личные качества и другие причины, требующие работы со стороны родителей.
Что мешает ребёнку общаться со сверстниками
Сложно не заметить момент, когда у малыша в глазах загорается искорка и видно, что он хочет подойти к сверстникам, присоединится к игре или разговору, но будто вспоминает что-то и угасает. Именно в этом моменте нужно искать причину и понять, что помешало ребёнку начать общение:
- Комплексы. Иногда ребёнок не общается со сверстниками, потому что ему кажется, что он им неинтересен. Такое бывает, если родители много работают и у них нет возможности быть с ребёнком. Малыш много времени проводит за самостоятельными играми, ему становится достаточно самого себя, а новое знакомство является стрессом: он боится, что его не примут или неправильно поймут.
- Неуверенность в себе бывает природной стеснительностью, требующей преодоления, а может быть следствием неприятного инцидента. Дети быстро забывают плохое, но отдельные обидные слова способны поселиться глубоко в подсознании и не позволять доверять людям. Известны случаи, когда только под гипнозом во взрослом возрасте человек узнавал о своих детских травмах.
- Отличие в темпераментах. Некоторые предпочитают играть шумно, а другие вдумчиво и тихо, создавая собственный мир. Первым детям проще найти друзей, а вторым необходимы «единомышленники», с которыми можно часами лепить «куличики» или строить из веток домик.
- Не созданы условия для общения. Частые переезды, мало или постоянно разные дети во дворе, частая смена секций, занятий, постоянная занятость. Чтобы научиться общаться, нужно постоянство и комфортная обстановка вокруг.
- Жизненная позиция родителей, бабушек, дедушек. Когда мама негативно отзывается о соседях или их детях, а бабушка внушает, что верить никому нельзя, потому что вокруг плохие люди, то ребёнок начинает бояться. Дети доверяют родителям, поэтому постараются держаться на расстоянии от новых знакомых.
7 советов, которые помогут социализации
Малыш не играет со сверстниками, но это не значит, что он не хочет этого. Важно создать условия, которые подтолкнут к проявлению инициативы, обеспечат комфортную обстановку и спровоцируют начать разговор или совместную игру. Родители могут не замечать, что ребёнку просто не с кем общаться или он не понимает преимущества наличия друзей.
1. Обеспечиваем стабильность
Ребёнку нужен социум, который будет постоянным несколько месяцев или даже год: зависит от конкретной личности. Это может быть группа во дворе или детский сад: важно найти первого друга, а потом придёт осознание того, как здорово дружить. Некоторым нужно получше узнать нового знакомого, прежде чем открыться и довериться, поэтому, когда коллектив постоянно меняется, они не успевают начать общение.
Другая схожая ситуация, когда ребёнок слишком занят и его приоритеты – художественная гимнастика, хоккей или идеальный английский и школа с золотой медалью. Нужно обязательно делать «паузы» или оставлять личное время не только для ума, но и для души.
2. Личный пример
«А у тебя есть друзья?», «А друзья хорошие – это те, кто помогают и с кем весело?» – дети любят задавать вопросы в раннем возрасте. Если они видят, что мама и папа дружески общаются с другими людьми, дружат семьями, ходят в гости, то это укрепляет их веру в дружбу. Также маленьких детей нужно вовлекать в игру со сверстниками, быть участником и другом: вместе играть, задавать вопросы, показывая модель поведения.
В обратной ситуации, когда подруги мамы уехали в другой город, а у папы не остаётся времени на встречи с друзьями, дети не понимают ценность дружеских отношений. Для них становится нормальным, что круг общения ограничивается родственниками: ведь не просто так родители дружат только с ними.
3. Повышение самооценки
Ребёнку важно знать, что он – интересная личность, с которой весело играть и интересно разговаривать. Выражать мнение малыш тренируется на родителях. Важно, чтобы мама и папа умели слушать ребёнка, поддерживали беседу и искренне интересовались успехами.
Самооценка чувствительна к критике, недостатку родительского внимания. Можно быть другом и всегда хвалить детей, но достаточно пары недель напряжённой обстановке в семье, школе, детском лагере, чтобы ребёнок разочаровался и замкнулся.
4. Разговоры по душам
С детьми лучше всего говорить перед сном, лёжа в кровати: они максимально открыты и не будут избегать диалога. Важно понять причину того, почему ребёнок не хочет общаться с другими. Частая формулировка «Она ко мне не подошла и не стала играть» или «Я подошёл, спросил про машинку, но он не ответил». Нужно объяснить, что сверстники – такие же дети, как и он, которые бояться, стесняются и не умеют общаться, поэтому именно ему нужно проявить инициативу.
Дети привыкают, что взрослые легко идут на контакт, поэтому неумение другого ребёнка общаться воспринимается как нежелание. Нужно разбирать каждое недоразумение и обиду малыша, чтобы не позволить ей стать препятствием в общении.
5. Чужой среди своих
Дети любят разные игры, поэтому не нужно заставлять играть с компанией активистов в догонялки, если малыш хочет вместе с тихим мальчиком наблюдать, как в коробке ползает червяк или муравей. Нужно принимать его интересы и характер, не навязывая игру «вон с тем хорошим мальчиком из соседской семьи», вместо «странной девочки».
6. Помогаем непризнанному лидеру
Не только тихим детям сложно общаться со сверстниками, но и упрямой настойчивой личности непросто подчиниться чужим правилам. Малыш привык, что взрослые с ним соглашаются или он старший ребёнок в семье, поэтому обычно придумывает игры и устанавливает правила сам.
Проблему «старшего ребёнка» нельзя пускать на самотёк. Её важно вовремя заметить и периодически организовывать игры по сценарию, предложенному другими детьми. Помогут разговоры и объяснения, что играть нужно не только в «свои» игры, но и в чужие.
7. От противного
Запрет для детей, как цветок для пчелы: их просто тянет сделать не так, как говорят родители. Наверное, замечали, что ребёнок любит требовать внимания не вовремя: может залезть на ручки вместо прогулки. Помогают крепкие искренние объятья и высказанное вслух желание, чтобы малыш был с мамой или папой: приоритеты моментально меняются и ребёнку уже не хочется спокойно сидеть.
В общении со сверстниками придерживаемся аналогичного принципа, но с осторожностью. Если ребёнок не играет и сидит рядом, то можно сказать, что пора домой, раз ему скучно, или что хотели после прогулки сходить за пирожным, но раз настроения нет, то лучше не надо. Провокации могут быть разными, зависит от характера и личности.
3 задания для ребёнка, которому трудно общаться со сверстниками
Психология и педагогика подробно изучают проблему социализации, предлагая массу способов стать общительнее. Вот несколько из них:
- «Задай вопрос». В детях очень сильно любопытство. Стоит озвучить какую-то мысль о сверстнике, как ему захочется узнать, если ли у него брат, котёнок или какая любимая игрушка. Важно не соглашаться на уговоры малыша задать вопрос за него.
- «Подари или угости». Можно угостить детей во дворе леденцами или подарить маленькую игрушку в школе тому, кто нравится.
- «Или то, или это». Возможность решать подкупает, но альтернатива должна быть такова, чтобы общение со сверстниками было выигрышнее второго варианта.
Что делать, если ничего не помогает
Если вы уже делали всё, что перечислено в статье и перепробовали массу способов, но ребёнок так и не стал общительнее, то нужно заглянуть глубже. Вспомните, каким вы были ребёнком, а ваш муж? У некоторых много друзей, а другие общаются с одним другом много лет. Возможно, в окружении малыша просто нет такого человека, которому бы он доверял больше, чем маме, или ещё не встретился друг по интересам.
Если проблема обозначилась в 4-5 лет, то нужно быть готовым к тому, что работать над характером придётся несколько лет. Главное – не сообщать о проблеме ребёнку, не делать на ней акцент: обидные фразы «Ты плохо себя ведёшь, поэтому с тобой не дружат» и «Иди уже пообщайся со сверстниками, всё один сидишь» не помогут.
Если ребёнок не умеет общаться со сверстниками – это редко вина родителей, но именно им предстоит вовремя помочь в социализации и научить занимать место в обществе/группе/классе. После 7-8 лет и безуспешных попыток, родителям стоит обратиться за помощью к специалисту: важно разобраться в проблеме до переходного возраста.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
Часто бывает, что родители замечают за ребенком в возрасте 2-3 лет страх и нежелание играть с другими детьми.
При всех попытках его подтолкнуть к общению, ребенок ударяется в плач либо просто убегает.
«Но скоро ему идти в сад, а умения налаживать коммуникацию с другими детьми у ребенка нет.» Родители начинают сильно переживать, что с ребенком то-то не в порядке. Вдруг у него возникнут проблемы в отношениях с другими детьми в коллективе?
Часто родители, которые сильно переживают из-за этого, сами имели проблемы в общении в коллективе и хотят обезопасить малыша от таких проблем.
Для начала необходимо усвоить, что отсутствие желания играть ВМЕСТЕ с другими детьми в возрасте до 3 лет — норма.
Активный возраст, когда ребенку нужны партнеры его возраста для сюжетно-ролевой игры и игр по правилам начинается с 3 — 3.5 лет. В этом возрасте у детей уже начинают появляться необходимые социальные навыки для того, чтобы организовать игру.
Поэтому до 3 лет ребенку вполне может быть достаточно для игр близких людей или себя самого, поэтому он не хочет идти к другим детям и не понимает, зачем это нужно. Он может охотно играть с детьми старше его или взрослыми, которые могут направить его игру в нужное русло. А вот сверстники в основном представляют для него интерес только, если у них есть что-то для него интересное: например, новая игрушка. Поэтому максимум, чего можно действительно ожидать от ребенка в возрасте 2-3 лет: чтобы он играл РЯДОМ с детьми и иногда делился / обменивался с ними игрушками.
Тем не менее на детской площадке родители видят много детей, которые, как им кажется, играют вместе: создается ощущение, что ваш «некоммуникабельный» ребенок — изгой. От этого родители начинают волноваться и даже давить на ребенка, насильно подталкивая его к общению. Это вызывает иногда бурю негативных эмоций с обеих сторон и может лишь усугубить ситуацию.
Ошибкой также является попытка «приукрасить» радость от общения с другими детьми. «Смотри, как весело играть вместе!». Некоторые мамочки буквально сами залезают в песочницу и начинают «показывать пример». Но даже маленький ребенок способен раскусить эту фальш и в лучшем случае это вызовет у него лишь недоумение. Так что переигрывать не стоит.
Несомненно есть дети, которые с рождения готовы иди на любой контакт. Новые правила игры и незнакомые люди их не пугают. Но это скорее исключение из правил. Для подавляющего числа малышей до 3 лет комфортно сначала освоиться, понаблюдать за новыми людьми, понять, чего от них ждать, а уже только потом идти знакомиться.
Лучшее, что могут делать родители в ситуации, когда ребенок не хочет идти к детям — оставаться на комфортной для ребенка дистанции, но все же стараться не уходить с детской площадки. Пусть малыш наблюдает за другими и делает то, что ему нравится. В определенный момент он сам будет готов к общению с другими детьми.
Также не стоит все время «дежурить» на детской площадке. Чем чаще вы будете менять обстановку и давать ребенку видеть новых людей и места, тем лучше.
После 3 лет дети обычно идут в сад или начинают посещать какие-то групповые занятия, где процесс овладения коммуникативными навыками ускоряется. Обычно в возрасте 3-4 лет проблемы с коммуникацией уходят сами собой, если у ребенка нет каких-либо серьезных психологических отклонений.
Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
???? Как понять, что ребенок готов к школе?
???? Почему ребёнок смотрит одно и то же видео по 100 раз? Это нормально?
???? Как НЕ НАДО хвалить ребёнка?
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????? ????????????????
Книга «100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя« — от 299 руб.!
Источник
Из журнала пользователя
Надя
5 сентября 2013, 13:00
Двухлетний малыш и его общение с ровесниками. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ? Начиная с двухлетнего возраста, наши дети уже пытаются, каждый по-разному, правда, разговаривать с окружающими, и познавать многие вещи, которые нас окружают. Каждое первое слово, затем и предложение, вызывает у родителей всегда радость и гордость за своего карапуза. А этому явлению способствует общение с другими детьми, ведь общение с детьми очень полезно для самого ребенка, поэтому желательно создать все предпосылки для общение с детьми в этом возрасте, чтобы малыши имели желание играть со своими ровесниками, и тем самым развиваться во всех направлениях. Как помочь юному созданию сблизиться с такими же детками, как и он, попробуем выяснить именно сейчас. На заметку родителям Мы все до единого разные. Почему-то некоторые родители пытаются сравнивать свое чадо с другими ребятами. Каждый малыш индивидуален – это касается и развития, и общения, и характера. Не надо в присутствии сына или дочки сравнивать их с соседским карапузом, и тем более позволять себе в адрес родного человечка слова, унижающие его достоинства. И если кроха по каким- то причинам отказывается общаться со сверстниками, то настаивать на том, что это необходимо делать, не стоит. Задача родителей – заинтересовать малыша в общении с детьми, а потом уже ждать результатов по данному вопросу. Как это сделать? В первую очередь, почаще гулять с ребенком в тех местах, где предполагается присутствие детей. Это игровые площадки и парки, и, в конце концов, само место рядом с вашим жильем. Естественно, чтобы заинтересовать маленького человечка играть с такими же ребятами, как и он, вы желательно первое время покажите, как можно проигрывать ту или иную ситуацию вместе с другими карапузами. Берите с собой на площадку те игрушки, которые, непосредственно, использует в своих играх, ваш кроха. Если сын или дочка не имеет желания общаться с детьми своего возраста, а проявляет инициативу в общении со старшими детьми, то здесь ничего страшного нет. Наоборот, такая дружба может очень благоприятно сказываться на самом ребенке. В частности, активный словарь малыша будет увеличиваться, а представление об окружающем мире постепенно расширяться. Что касается того, почему же наши детишки не хотят строить отношения со своими ровесниками, то вполне возможно, что им просто неинтересно на данный момент с ними. Главное, чтобы ребенок вообще хотел общаться с детьми, и не был равнодушен по отношению ко всем окружающим его близким людям. На данный момент существует много детских развивающих центров, где с детьми занимаются через игру опытные педагоги. В каждой группе находятся дети определенного возраста. Соответственно, малыши 2-3 лет будут находиться рядом и проводить положенное время вместе. Таким образом, времяпровождение и общение с детьми в таких центрах способствует как развитию крох, так и самому общению с детьми своего возраста. Влияние детского сада также может благотворно отразиться на маленьком человечке. Ведь в каждой группе пребывают девочки и мальчики приблизительно одного и того же возраста. Поэтому находясь в дошкольном учреждении почти весь день, кроха в любом случае проводит время со сверстниками. Но прежде чем отдавать карапуза в садик, убедитесь, что как и сам малыш, так и вы, готовы к предстоящим переменам. Надеемся, что данные советы помогут многим родителям наладить контакты своего ребенка с другими ребятами.
Подпишись на канал baby.ru в
Другие статьи на эту тему
Актуальные посты
Источник
Ната Высоцкая
Особенности общения ребенка 2–3 лет со сверстниками
Высоцкая Наталья Валерьевна, воспитатель ГБДОУ №4 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга.
Как быстро летит время и вот уже позади младенческий возраст, когда ребенок тянулся только к матери, которая составляла для него центр вселенной. По мере взросления, в раннем возрасте ребенок начинает все ярче проявлять интерес к своим сверстникам. На детской площадке или в гостях дети устанавливают первые контакты друг с другом. Но пока лишь эти контакты кратковременны, спонтанны. Лишь к двум годам между детьми возникает взаимодействие, которое можно назвать общением.
Общение между детьми третьего года жизни имеет свои особенности. Совместная игра малышей строится на подражании действиям сверстника без использования игрушек,а также на демонстрации друг другу своих умений: малыши падают, кувыркаются, кричат, прыгают друг перед другом, как обезьянки, хохочут, внимательно наблюдая за реакцией на свое поведение партнера. Взаимодействуя таким образом друг с другом, малыши учатся подражанию, развивая в себе новые умения и яркие положительные эмоции. Дети с огромной радостью и восторгом отражают, как в зеркале действия друг друга. Но как легко расстроить малыша, если он вдруг заметит в руках другого ребенка игрушку, особенно такую, какой он еще и в руках не держал. Все свое внимание ребенок переключает на нее, и, конечно, между детьми возникает ссора. Малыш еще не способен самостоятельно урегулировать конфликт, как-то договориться со сверстником. У него «горят глаза», ему хочется обследовать игрушку. Такая потребность в действиях с предметами оказывается для детей важней, чем общение с другими детьми.
Взрослые, наблюдая за поведением детей, часто недооценивают значение детского баловства для психического развития ребенка. Опасаясь, что малыши перевозбудятся или в совместных играх-подражаниях причинят вред друг другу, часто стараются прекратить такого рода взаимодействие между детьми. Но неоднократные наблюдения за кажущимся внешне бесцельным характером подобного общения показывают, что оно вносит огромный вклад в психическое развитие ребенка. Оно является одним из источников развития у малышей познавательной активности. Дети, контактируя между собой, учатся сопереживать, радоваться; находить способы самовыражения через игру, раскрывать свои способности и силы. Ребенку очень важно, чтобы его принимали в среде сверстников и чувствовать свою значимость для других. Это способствует формированию адекватного представления ребенка о себе.
Контакты с ровесниками играют важную роль в социальном развитии ребенка. В ходе совместных, эмоционально окрашенных сюжетных игр дети испытывают яркие впечатления, положительные эмоции. Они учатся жить в коллективе, ладить и взаимодействовать друг с другом, уступать и согласовывать свои действия с другими детьми. Жить в нашем, постоянно меняющемся мире дело непростое. Одно из важных качеств современного человека-это научиться владеть своими эмоциями, не выплескивать свой гнев на окружающих, каковы бы ни были обстоятельства. Как говорил великий Ф.Честерфилд: » Знания могут придать человеку вес, но только воспитанность может придать ему блеск».
Мы, взрослые, должны помогать нашим детям налаживать положительные взаимоотношения друг с другом, развивать в них позитивные навыки общения. Если у родителей правильный подход к воспитанию ребенка, то малыш охотно стремится на игровую площадку, достаточно легко адаптируется к группе сверстников в детском саду, умеет играть дружно, не отбирая игрушки и не ссорясь с другими детьми.
Со временем контакты между детьми усложняются, становятся более содержательными. Дети проявляют все больший интерес к ролевым играм, их действия становятся более согласованными. Задача взрослых-поддерживать детскую инициативность и включать их в разнообразные формы взаимодействия, грамотно руководя ими.
Источник