Ребенок 2 года не может глотать

Дисфагия – патологический процесс, характеризующийся нарушением глотания. В литературе, этот процесс описывается как затруднения проглатывания твердой и мягкой пищи. Стоит понимать, что это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие. Нарушения могут встречаться как у взрослых, так и у детей, причем у последних дисфагия имеет свои особенности течения, последствий и осложнения. Каковы основные причины дисфагии, может ли она указывать на серьезные заболевания? Как диагностировать дисфагию и какое лечение предлагает современная медицина?
Оглавление:
1. Механизм акта глотания
2. Виды дисфагии
3. Причины дисфагии у детей
— ДЦП
— Атетоз или гиперкинез
— Различные болезни
— Наследственность и врожденные дефекты
— Увеличение щитовидной железы
— Последствия хирургического вмешательства
— Онкологические заболевания
4. Как проявляется дисфагия у детей?
5. Необходимые диагностические меры
6. Как лечат дисфагию?
7. Чем опасна дисфагия для детей?
Механизм акта глотания
Акт глотания – процесс сложный, хоть и кажется нам как само собой разумеющееся. Вначале, ребенок пережевывает пищу, измельчает ее, для более легкого проглатывания. Во время этого процесса стимулируется слюноотделение и выработка желудочного сока. Слюна смачивает каждый кусочек пищи, способствует формированию пищевого комка. При помощи слаженной работы языка и щек пища проталкивается к корню языка.
На его поверхности расположена рефлекторная зона. При ее затрагивании запускается рефлекс – пищевой комок проглатывается и продвигается в глотку. Одновременно с этим начинает двигаться мягкое небо, отделяющее полость носа от глотки, также сокращаются мышцы, которые приподнимают гортань – это необходимо для того, что бы пищевой комок попал в то «горло», а не направился в гортань, бронхи и легкие.
Как только в глотке было создано нужное давление, открывается пищевод, пища начинает свое движение к желудку. Кольцевые мышцы пищевода и их попеременное сокращение обеспечивают продвижение пищевого комка и созданию области пониженного давления.
Обратите внимание
Несмотря на всю сложность процесса, сознательно происходит только пережевывание пищи и ее проталкивание к корню языка. В остальном, процесс бессознательный, и поддается контролю нервной системы и глоточно-пищеводным структурам.
Если говорить о дисфагии, то для нее характерно нарушение именно этапов, которые не поддаются сознательному контролю, что может проявляться в следующем:
- обратное забрасывание пищевого комка из глотки в полость рта;
- появление боли в центре грудины, можно сказать по ходу продвижения пищевого комка;
- формируется «ком» в горле, дети ощущают, как у них застрял пищевой комок.
Виды дисфагии
В клинической практике выделяют несколько видов дисфагии, которые можно условно квалифицировать по его локализации:
-
ротоглоточный или орофарингеальный. Этот вид дисфагии характеризуется затруднением перехода пищевого комка из глотки в пищевод. Основные причины сводятся к различным мышечным патологиям или нарушения в работе нервной системы;
- пищеводный или эзофагеальный, когда происходит перекрывание просвета пищевода или нарушается двигательная способность его мышц;
- несогласованность сокращений круговых волокон верхнего пищевого сфинктера;
- дисфагия, которая связана с передавливанием пищевода сосудами, что формируется при их патологии.
Кроме видов дисфагии, выделяются еще и степени тяжести, коих 4:
- отсутствие возможности проглотить лишь некоторые виды твердой пищи;
- проглатывание твердой пищи затрудненно, с мягкой, полужидкой – проблем не возникает;
- остается возможность проглотить только жидкий вид пищи;
- проглотить что-либо вообще нет никакой возможности.
Причины дисфагии у детей
Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?
ДЦП
ДЦП характеризуется значительными сбоями в работе центральной нервной системы, что и обуславливает развитие дисфагии. Именно среди детей с данным диагнозом наибольшее число диагностированных случаев.
Атетоз или гиперкинез
Атетоз, или как его еще называют, гиперкинез характеризуется частыми непроизвольными движениями телом или его отдельными частями. Дисфагия при атетозе является закономерным следствием.
Различные болезни
К числу болезней, которые могут стать причиной затрудненного глотания можно отнести склероз, опухолевые процессы в мозге, полиомиелиты и др. Спровоцировать дисфагию могут и воспалительные процессы, особенно если лечение началось уже на запущенной стадии.
Наследственность и врожденные дефекты
В формировании дисфагии значение будет иметь как фактор наследственности, так и состояние здоровья беременной женщины. Если у одного из родителей отмечались проблемы с глотанием, то у ребенка создается предрасположенность. Стать причиной нарушенного глотания могут и различные нарушения внутриутробного развития. Для примера, если мать перенесла серьезные заболевания в этот период или был сформирован дефицит необходимых веществ для полноценного роста и развития плода.
Увеличение щитовидной железы
Увеличение щитовидной железы будет затруднять продвижение пищевого комка, что расценивается как механическая обтурация.
Последствия хирургического вмешательства
Хирургические операции в полости рта, глотку могут стать причиной нарушения глотания. Иногда, это явление временное, иногда — может понадобиться длительное лечение.
Онкологические заболевания
Доброкачественные или злокачественные новообразования в области лица и глотки, часто становятся причиной нарушения глотания. Дисфагия может проявляться различными степенями тяжести, но к этим симптомам, присоединяются боли в горле, за грудиной, распространяющейся в ухо.
Как проявляется дисфагия у детей?
Чем младше ребенок, тем труднее диагностировать у него проблемы глотания, да и любые другие заболевания. Дети старшего возраста могут объяснить и рассказать родителям о беспокоящих симптомах. Но даже младенцы пытаются рассказать о своем состоянии единственным доступным способом – плачем.
Родители и доктора могут диагностировать дисфагию по некоторым признакам:
-
мать должна наблюдать за малышом во время кормления грудью или из бутылочки. При дисфагии малыши длительно держат грудь губами, но не глотают материнское молоко, так как этот процесс связан с неприятными и даже болевыми ощущениями. Дети постоянно капризничают и плачут, несмотря на боль при глотании, кушать все равно хочется;
- появление в полости носа грудного молока или смеси – также тревожный симптом, который можно объяснить нарушением нормального акта глотания;
- при попадании еды в трахею развивается кашель. Если кроха часто кашляет при кормлении необходимо обратиться за помощью к специалистам;
- необычная поза или поворот головы во время кормления малыша также будет требовать консультации со специалистом. Стоит напомнить, что спровоцировать дисфагию могут сбои в работе нервной системы, а состояние мышц напрямую с этим связаны;
- проблемы с формированием речи. Этот признак чаще заметен у детей старшего возраста. Если родители начали замечать подобную проблему, то необходимо незамедлительно обратиться к специалисту;
- дисфагия у детей после 5-6 лет связана не только с дискомфортом при глотании, но и с общим недомоганием. Такие дети отстают в школе, склонны к простудным заболеваниям. Из-за нарушения глотания страдает аппетит, формируется дефицит массы тела.
Важно
Отдельного внимания заслуживает так называемая нервная (функциональная) дисфагия, связанная не только с болезнями нервной системы, но и с особой впечатлительностью детской психики. Дисфагия нередко начинается с пережитого сильного стресса или фобии. Пережитые события становятся причиной невроза, и лечение не может проходить без участия психотерапевта.
Необходимые диагностические меры
Для подтверждения диагноза необходим целый комплекс исследований, при участии сразу нескольких специалистов. Первое, с чего начинается диагностика – опрос и осмотр маленького пациента. При подтверждении предварительного диагноза, деткам назначают проведение контрастного рентгенологического исследования. В качестве контраста используют барий. Этот визуальный метод исследования позволяет обнаружить возможные опухоли, наличие язв глотки и пищевода.
Несмотря на всю информативность рентгенографии, этого недостаточно. В обязательном порядке необходимо назначение эндоскопического исследования, УЗИ щитовидной железы, МРТ головного мозга.
В процесс диагностики и дальнейшего лечения привлекаются и другие специалисты: невропатолог, ЛОР, эндокринолог, гастроэнтеролог и др.
Как лечат дисфагию?
Только после подтверждения диагноза в индивидуальном порядке разрабатывается план лечения, которое проводят в стационаре под присмотром докторов. За счет того, что причины дисфагии могут быть более чем разнообразными, следовательно, лечение будет направлено именно на ее устранение.
Для примера: диагностированная опухоль, будет требовать соответствующего лечения: хирургическое вмешательство, химио-, лучевая терапия. Если же дисфагия спровоцирована воспалительными заболеваниями ротоглотки, назначаются медикаментозная терапия: противовоспалительные и антибиотики. В диагностировании функциональной дисфагии в обязательном порядке участвует психотерапевт.
Кроме лечения дисфагии, которое направлено на устранение причины, в обязательном порядке маленькому пациенту назначают диету. Несмотря на то, что дети могут беспроблемно проглатывать жидкую пищу, есть список продуктов, способных усугубить течение дисфагии. К их числу можно отнести:
- быстрые углеводы;
- крепкий чай или даже кофе;
- лимонады, газированные напитки;
- некоторые виды цитрусов;
- жаренное и копченое.
Обратите внимание
Такие продукты питания могут стать причиной увеличения внутрижелудочного давления и простимулировать кислотообразующую функцию желудка, что и становится причиной нарушенного глотания.
Дисфагия опасна своими острыми симптомами: во время приема пищи кусочки пищи могут направляться в дыхательные пути и ребенок может поперхнуться и начать задыхаться. Родители должны уметь правильно оказать первую помощь. Во избежание несчастных случаев, лечение должно проводиться в стационаре, где доктора смогут своевременно и правильно оказать первую помощь.
Важно
В запущенных случаях, кормление ребенка может осуществляться при помощи специальной трубки.
Чем опасна дисфагия для детей?
Дисфагия у детей – опасное состояние, особенно если не было начато своевременное лечение и произошло запускание самой дисфагии, и причины, которая спровоцировала ее появление.
Если запустить затрудненное глотание, оно может стать причиной серьезных осложнений. Есть большой риск воспаления пищевода, который может переходить в хроническую форму. Такая форма воспаления – фактор риска для формирования опухолевых процессов, причем не только в пищеводе, но и в других органах.
Важно
Если у ребенка нет возможности нормально глотать пищу, то он может совершенно отказаться от ее употребления, что грозит развитием анорексии. А, как известно, это состояние уже угрожает здоровью и даже жизни. Отказ от приема пищи – это стресс для детского организма.
Доктора напоминают, что дисфагию и ее причину необходимо своевременно диагностировать, и составить эффективный план лечения.
Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель
17,777 просмотров всего, 2 просмотров сегодня
Загрузка…
Источник
Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один — дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки.
Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно.
Первое — отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: «Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так»… Естественно, продукт должен быть качественный.
Второе — «сломать»или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае («когда появятся в магазине») купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку «поскольку он уже большой» самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: «лень жевать» и «лень давить». Как правило рано или поздно побеждает последняя.
Третье — перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое — не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а «отрубание хвоста по частям» — наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено!
Четвертое — очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде.
Пятое — чаще выходите «в люди». Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет.
И самое, на мой взгляд, главное правило — при всем этом — никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года — возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.
Источник
Дисфагия, нарушение акта глотания, встречается у пациентов разных возрастных групп. Она может развиваться при повреждении глотки и пищевода, мозговых нарушениях и даже быть физиологической. Дети с дисфагией — особенная категория пациентов, поскольку само по себе такое нарушение может сказываться на здоровье ребенка. Затрудненное глотание нередко отражается на процессе питания и питья настолько сильно, что может приводить к недоеданию и обезвоживанию организма. MedAboutMe разбирался, почему у детей развивается эта патология и по каким признакам ее распознать у самых маленьких.
Как развивается дисфагия
В среднем человек глотает около 600 раз в сутки. Акт глотания делится на три фазы:
- Пережевывание пищи, формирование пищевого комка или порции жидкости во рту.
- Непроизвольное поднятие мягкого неба в глотке, сокращение мышц гортани.
- Прохождение пищи или жидкости по пищеводу к желудку.
Сознательно контролировать можно только первую фазу, дальнейшие процессы в глотке и пищеводе происходят рефлекторно. Для того чтобы весь процесс был слаженным, мозг должен правильно контролировать каждый этап, посылать правильные импульсы, а органы должны эти импульсы распознавать и реагировать на них. Дисфагия развивается в том случае, если на бессознательных этапах глотания по тем или иным причинам возникают сбои.
Дети, особенно раннего возраста, подвержены такой патологии, поскольку механизм глотания у них может быть недостаточно отлажен. И все же чаще всего дисфагия — это не просто временное явление, а признак того или иного заболевания. Игнорировать ее нельзя ни в коем случае, ведь она может отразиться на питании ребенка и, поскольку речь идет о формирующемся растущем организме, привести к тяжелым последствиям для здоровья.
Симптомы: кашель у ребенка, затрудненное дыхание, срыгивания
Дети, которые уже могут говорить, при дисфагии описывают родителям свои неприятные ощущения. Чаще всего жалобы связаны именно с приемом пищи — во время еды ребенок жалуется на боль, на ком в горле, он ест маленькими порциями, отказывается от твердой пищи и долго с усилием жует. Взрослые отмечают, что малыш может легко поперхнуться, у него появляется кашель, а иногда и рвота. Такие нарушения приводят к тому, что фрагменты пищи попадают в дыхательные пути, могут вызвать застойные процессы и воспаления, поэтому дети с дисфагией часто болеют пневмониями и бронхитами, у некоторых пациентов может развиться даже астма.
Среди других сопутствующих симптомов врачи выделяют:
- Охриплость, изменение голоса после еды.
- Нарушения речи.
- Одышка, затрудненное дыхание.
- Обильное слюнотечение.
- Выпадение пищи изо рта (при кашле или без него).
Определить дисфагию у грудничков и малышей, которые еще не могут описать свои ощущения, сложнее. Родителям стоит обратить внимание на следующие симптомы:
- Плохой аппетит.
- Длительное сосание.
- Небольшой объем съедаемой пищи, ребенок устает и отказывается от груди или бутылочки.
- Частые срыгивания в процессе кормления.
- Молоко или смесь вытекают через нос.
- Ребенок неестественно выгибает шею во время еды.
- После еды ребенок часто красный, у него появляется кашель, хрипы, насморк.
У грудничков дисфагия очень быстро сказывается на здоровье — они начинают плохо набирать или даже терять вес, часто болеют заболеваниями дыхательных путей, у детей возникают проблемы с гигиеной рта.
Источник
Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.
По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.
В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.
Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Комаровский о проблеме
Не жует
Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!
Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.
Не ест с ложки
Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.
Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.
Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.
Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.
На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.
Не хочет есть пищу кусочками
Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.
Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.
Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.
Не хочет есть, пока не включат мультики
Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.
Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.
Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.
Советы
- Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
- Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
- Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
- Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
- Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
- Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.
Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.
Источник