Ребенок 2 года не идет на контакт с детьми

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.
Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.
«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?
Зачем детям общаться?
Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!
Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.
Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.
Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?
Узок круг…
Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.
В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.
Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.
Стратегия и тактика ваших действий
- Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
- Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
- Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
- Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».
Какой хороший я!
Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».
Стратегия и тактика ваших действий
- Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
- Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
- Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!
За стеклом
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
- Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
- Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
- Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
- У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
- У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.
Стратегия и тактика ваших действий
- Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
- Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Шаг навстречу
Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.
Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.
Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.
Комментарий психолога:
«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.
Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».
Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!
Инесса Смык
По материалам журнала «Кутузовский проспект»
Источник
Иногда родители, которые приходят на консультацию с ребёнком, говорят, что ребёнок совсем мало говорит, не активен на занятиях в детском саду, очень замкнутый.
Конечно, с такими детьми сложно заниматься. Ведь результат работы логопеда напрямую зависит от того, как ребёнок идёт на контакт.
В моей практике встречались такие дети, которые на первых занятиях сидели, повернувшись спиной, не повторяли артикуляционные движения, а просто наблюдали, как это делаю я и т. д. Конечно, постепенно контакт был установлен, подход к ребёнку был найден, но драгоценное время было упущено.
Что можно предпринять, чтобы помочь ребёнку нормально общаться с окружающим миром?
1. Расширяйте круг общения.
Почаще водите ребёнка на детские площадки, на которых всегда много детей. Старайтесь приходить туда каждый день, чтобы малыш мог привыкнуть к новым детям. Не стоит заставлять ребёнка принимать участие в играх. Понаблюдав какое-то время со стороны, ему самому захочется к детям.
Приглашайте в гости друзей с детьми. Находясь на своей территории, малыш будет чувствовать себя уверенно и постепенно начнёт общаться.
2. Не задавайте неудобных вопросов.
Не спрашивайте у ребёнка, почему он не хочет общаться. Он не знает ответа, а такие вопросы только могут раздражать его.
Если ребёнок в очередной раз замер у окна или на диване, подойдите и, ненавязчиво выясните причину.
Найдите способ переключить ребёнка на занятия, вызывающие радостные эмоции. Предложите ему что-нибудь интересное: посмотреть мультфильм, вместе порисовать или поиграть с кинетическим песком. Предлагайте любое занятие, которое приносит удовольствие вашему ребёнку.
Нужно обязательно обсудить занятие с малышом, чтобы дать ему возможность выразить свои чувства.
3. Создайте благоприятную атмосферу в доме.
Очень важно избегать ссор и скандалов в присутствии ребёнка.
Если он испугался, возьмите его за руку, обнимите, погладьте. Тактильный контакт с близким человеком успокоит его.
Используйте этот приём, когда общаетесь с незнакомым человеком или находитесь в новом месте.
4. Подталкивайте ребёнка к общению.
Искусственно создавайте ситуации, требующие общения.
Подбирайте для чтения такие сказки, в которых есть несложные диалоги. Как правило, дети просят почитать одну и ту же сказку несколько раз. После нескольких прочтений разыграйте диалог по ролям. Если сказка хорошо знакома, ребёнок будет уверен в правильности своей реплики.
Игры также нужно выбирать такие, где нужно разговаривать.
Находясь в магазине, можно сделать вид, что вы не можете обойтись без помощи ребёнка: попросите его узнать у продавца, стоимость какого-нибудь товара. Если у него не получилось, не стоит упрекать малыша, он просто ещё не готов к общению. В любом случае поблагодарите ребёнка. А свой эксперимент попробуйте повторить через неделю.
5. Разговаривайте с ребёнком.
Всегда интересуйтесь, какое настроение у вашего малыша, как он себя чувствует, что вкусненького приготовить ему, где он хотел бы прогуляться и т. д.
Часто дети ведут себя замкнуто из-за того, что никто не интересуется его чувствами и переживаниями. Такие дети не видят смысла в общении.
Покажите ребёнку, что общаться – это интересно, весело и познавательно!
6. Помогите наладить общение с педагогом.
Многие родители беспокоятся о том, как помочь ребёнку наладить контакт с педагогом.
Психологи рекомендуют предупредить учителя или воспитателя о том, что ваш ребёнок с трудом идёт на контакт, что, скорей всего, он будет игнорировать взрослого, который пытается установить над ним контроль. Попросите педагога, чтобы он в первое время не навязывал общение ребёнку, чтобы не вызвать отторжения.
Можно попросить разрешения присутствовать на занятиях в первое время, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.
Дома нужно объяснить ребёнку, что педагог не сделает ему ничего плохого, а наоборот – поможет узнать много интересного.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
MsSte1987
кандидат
26 дек 2011, 22:42
Моей дочке почти 2 годика, уже где-то полгода она не играет с детишками своего возраста, а в последнее время даже начала бояться их и плачет.
Может стоять и долго смотреть на то, как играют детишки, но сама не подойдет и капризничает. Если к ней подойдет ребенок — может просто стоять в ступоре, смотреть в одну точку. Летом еще как-никак играла с соседской девочкой, но тоже особо неохотно. Да и с незнакомыми взрослыми людьми на контакт не идет, прячется за маму, убегает.
А вот у меня соседи мальчик и девочка 6-7 лет — с ними может с удовольствием играть часами (!!!). Дома такая хохотушка, общительная, в хорошем настроении.
Не могу понять, в чем дело, голову сломала, ребенок площадку обходит стороной!!! 😥
Мамочки и папочки, посоветуйте, пожалуйста, что же делать в этой ситуации, а может у кого была подобная ситуация? Боюсь, как бы не поздно было!!! :help:
Latica
Sюзер
26 дек 2011, 22:50
Мой сын в 2 года тоже стоял рядом с песочницей, наполненной детьми и просто смотрел на них. Если много шумных детей — уходил на площадку, где их меньше. Сейчас 2,4 потихоньку начинает контачить с другими, но щас зима, многие сверстники ходят в сад, поэтому редко с детьми получается играть. Просто есть стеснительные дети, да и рано еще, как говорят психологи — взаимодействие с другими детьми ребенку нужно к 3 годам. Я жду и вам советую :4u:
Кстати, мой тоже со старшими детьми лучше играет 😉
————————————-
Сказали «спасибо»: 1 раз(а)
Shlemilka
Sюзер
модератор
27 дек 2011, 23:15
MsSte1987, до 2х лет и даже после того, как ребенку исполнится 2 года, он еще просто не умеет играть с другими детьми. Ребенок может играть рядом с другими (кто-то при этом радуется присутствию других детей, кто-то стесняется), но не умеет организовывать игры с детьми своего возраста и даже просто спонтанно участвовать с совместных играх. Если взрослый человек или ребенок постарше станет играть вместе с ним, ребенок сумеет включиться в игру. Именно поэтому часто в этом возрасте складывается впечатления, что дети охотнее играют со старшими.
Стеснительность и робость перед незнакомыми взрослыми и детьми тоже достаточно естественны в этом возрасте, поэтому не стоит излишне переживать и давить на ребенка. Некоторым детям нужно 15 минут, чтобы успокоиться при чужих людях и почувствовать себя уверенно, кому-то не хватает и часа. Но и здесь родитель может поддержать и помочь. Не заставляйте дочку общаться, если она не хочет, но показывайте своим примером, что вы рады увидеть/встретить/видеть в гостях этого человека, что всё в порядке. Хороша в таких случаях бывает сказкотерапия. Например, есть сказка «Как Андрюша гостей встречал» (есть по этой ссылке https://ofamily.com.ua/2010/02/18/kak-andry…stej-vstrechal/ ). Попробуйте почитать её вместе с дочкой перед сном или перед ситуацией, в которой ей придется знакомиться с новыми для себя людьми.
Удачи вам :4u:
————————————-
Сказали «спасибо»: 1 раз(а)
MsSte1987
кандидат
28 дек 2011, 13:24
Shlemilka, огромное спасибо, что откликнулись на проблему!
Подскажите, пожалуйста, до какого возраста такое поведение ребенка имеет место быть и какие действия мне следует предпринять для «профилактики» ее социальных страхов?
Заранее благодарю!
Latica, умные, видать, дети у нас растут, понимают, что от старших хоть какой-то толк есть 😉
Отредактировано: MsSte1987 в 28 дек 2011, 13:31
bloomyykk
Sюзер
28 дек 2011, 13:26
до 2х лет и даже после того, как ребенку исполнится 2 года, он еще просто не умеет играть с другими детьми.
скажите пожалуйста, это относится ко всем детям?
Shlemilka
Sюзер
модератор
31 дек 2011, 13:02
MsSte1987, в развитии детей нет однозначных возрастных границ, всё очень индивидуально. Есть более и менее стеснительные дети. Кто-то продолжает стесняться и в школе, это черта характера, если, конечно, стеснение не мешает адаптироваться в обществе. Одной из задач у детей трех-четырех лет является формирование умения «играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания охотно играть вместе», то есть развитие навыков совместной игры. На четвертом году жизни, дети переходят от одиночной игре к совместной, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. Кто-то раньше, кто-то позже.
До этого возраста можно больше играть вместе с ребенком, ребенок хорошо играет со старшими, с теми, кто может «научить» играть, взаимодействовать. Если сейчас незнакомые компании вызывают у дочери страх, можете устраивать игры со знакомыми детьми, даже если они старше по возрасту. Это поможет набраться навыков взаимодействия в детской группе.
bloomyykk, опять же, все дети индивиуальны 🙂 . Кто-то более стеснительный, кто-то любит играть со взрослыми, кто-то нормально игрет и рядом с другими детьми. Но совместную игру (в полноценном смысле этого слова) двухлетние дети организовывать ещё не умеют. Они могут играть рядом, могут играть во что-то предложенное взрослыми, если процесс хорошо организован.
————————————-
Сказали «спасибо»: 1 раз(а)
Luce
Sюзер
2 янв 2012, 07:02
Ждать. 😕 Для 2х летнего ребенка это совершенно нормально. Мой младший сын точно такой же. В 2 года видеть никого не мог и не хотел из ровесников, не то что играть. Боялся. В 2,5 стало интересно за ними наблюдать со стороны, в 3 пошел в сад и нормально (не очень активно) общается.
Источник