Ребенок 2 года не говорит совсем
Как часто в моей почте оказываются письма-просьбы с одним вопросом: «Ребенку почти 2 года, а он так и не говорит МАМА. Да и в целом говорит мало, неохотно. Что делать? »
Если посмотреть на это со стороны психологии, то если ребенок не говорит в 2 года, волноваться маме не нужно. Любое волнение — это результат сравнения своего ребенка с другими детьми, или с нормами советских учебников. Сейчас все чаще логопеды отмечают более позднее развитие речи у детей.
Если еще 10 лет назад, нормой речевого развития было умение в 1 год произносить минимум 10 слов, то сейчас все чаще встречаются дети, которые в 2 года произносят 2-4 слова и прекрасно с этим живут. Ребенку это не мешает, а вот мама — волнуется и создает излишнее напряжение.
Процесс становления речи проходит у всех деток по-разному. Одних научить легко и просто, у других же возникают некоторые трудности. И если вы задумались, как научить ребенка говорить в 2 года, то вам стоит рассмотреть этот вопрос со всех сторон.
Нормы речевого развития
Нормы – это лишь статистические показатели и сухие данные. Только вы, зная своего малыша, сможете понять его «норму». На развитие речи, как и на многое другое, влияют индивидуальные возможности ребенка, а также ряд психологических и физиологических особенностей, которые не учитываются при составлении примерных сроков появления речевых форм.
- 1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
- 2-5 месяцев – период гуления. Кроха произносит что-то похожее на привычные слова;
- 8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «мяу-мяу» или «дай»; Читайте важную информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год>>>
- 1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словаря и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2 слов, а чем старше становится «болтун», тем больше у него словарный запас;
- 2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.
Обратите внимание:
- Девочки начинают общаться немного раньше, чем мальчики. Они не всегда быстро осваивают фразы, но стараются подражать взрослым, повторяя их слова и манеру выражения;
- Мальчики же первое, что начинают говорить, – это «действия» и им легче составлять грамматически верные предложения. Поэтому, если вы пытаетесь научить говорить, учитывайте и эту особенность.
Стоит ли паниковать?
Вы – заботливая мама, любящая свою кроху сильнее, чем кто-либо другой и конечно вас интересует, почему ребенок не говорит в 2 года, как его научить и главное, есть ли повод для паники или это просто индивидуальный процесс развития. Читайте также: Когда ребенок начинает говорить?>>>
В первую очередь советую понаблюдать за поведением малыша. Нет ли чего-то такого, что вас смущает.
- Обычно «молчуны», которые пока еще не хотят говорить, ничем не отличаются от болтливых друзей;
- Если ваше сокровище самостоятельно раздевается, выполняет просьбы, понимает, что от него хотят – повода для беспокойства быть не должно.
Постарайтесь принять, что нет единого возраста, когда дети по команде начинают говорить, ходить, самостоятельно есть и многое другое. И невозможно научить их делать все по команде. Некоторые детишки молчат до 3 лет, а потом в садике начинают говорить больше всех.
Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?
Когда ребенок не говорит в 2 года, есть смысл посмотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы:
- Активное общение в семье;
- Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
- Общение со сверстниками;
Кроме этого, ваш ребенок нуждается, чтобы каждый его день был как праздник. Интересные увлекательные события нередко помогают разговориться детям. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивают, как прошел день, чем он запомнился, и при этом не звучит громко-работающий телевизор.
Как побудить к разговору?
Возможно, что ваш ребенок очень хочет говорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, стараются их произнести, но в какой-то момент закрываются в себе.
Если ребенок не говорит в 2 года, что делать? Повторюсь, не волноваться! Научить малыша говорить не так-то сложно, как многие пугают.
Чтобы научить говорить вашу кроху попробуйте советы описанные ниже:
- Не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.
Попросите близких людей отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также проясните эту тему и с воспитателем в яслях. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что он пока общается жестами;
- Радуйтесь, когда ваша кроха произносит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Можете научить его отмечать каждое «покоренное» слово;
- Повторяйте названия предметов вместе с малышом. Это можно делать на прогулке, по дороге на занятия или даже сидя дома;
- Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа;
- Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет;
- Больше читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Ребенок должен слышать речь;
- Не просто говорите с ребенком, а делайте это правильно. Не коверкайте слова, не сюсюкайте;
- Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.
Важно! Заведите себе тетрадь, куда будете фиксировать новые звуки и слова. Это даст вам полную картину роста словарного запаса.
Почему ребенок может не говорить?
Причин, по которым ребенок не хочет говорить в 2 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии. Именно поэтому вы без проблем сможете решить их.
- «Тишина» в общении с ребенком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорожденным с первых его дней.
Для кого-то это может показаться странным, ведь грудничок и мама общаются с помощью объятий, прикосновений, и это само собой разумеющееся. Но ребенок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней. И чтобы впоследствии его было легче научить говорить. Если вокруг всегда тихо, и вы мало разговариваете – исправляйте это и сможете сразу же убедиться в правильности этого метода.
От себя хочу добавить, что самое лучшее общение – это совместная игра. Вы играете с игрушками, говорите с ними и за них, а ребенок постепенно втягивается и начинает лепетать вместе с вами.
- Вторая причина – это то, как говорят родители и другое окружение. Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую вы можете решить, просто замедлив темп речи. Причем не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.
Легкие способы устранения барьеров у малыша
Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.
- Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;
Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».
Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.
Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т. д.
Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».
Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.
Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.
Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.
- Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием.
Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.
Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.
- Хитрость №3: «Договори за меня».
Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;
Одна мамочка решила научить говорить свою маленькую дочку. И начали они с месяцев.
— Давай с тобой расскажем месяца. Ян…
— Варь!
— Фев…
— Раль!
— Ма…
— Рт!
— А дальше сама, сможешь?
— рель, нь, ль, густ…
Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!
Читайте также:
- Почему ребенок не слушается?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
- Почему дети плохо спят?
Источник
Итак, давайте продолжим тему. Если ребенку уже 2 года, а он не разговаривает, родители могут значительно улучшить ситуацию, придерживаясь некоторых принципов и правил.
Правило 1. Мотивация речи.
Зачастую ребенку нет необходимости стараться, если его всегда понимают или же ребенок чересчур самостоятелен. Причем это касается как детей со сложным диагнозом, так и детей с темповой задержкой речи. Стоит запомнить простое правило: нет мотивации — нет речи. Особенно, если речь малышу дается с трудом. Что же необходимо делать? Необходимо провоцировать ребенка на речь.
- Убирать игрушки и любимые вещи малыша повыше. Так, чтобы он видел их, но не мог достать. Тогда на помощь он призовет маму или папу.
- Если ребенку что-то не удается сделать, научить его просить о помощи (используя тот набор навыков и умений, которые уже есть у малыша)
- Не забывать про жестовую речь. Такие простые жесты как указательный, пока-пока, дай, на – играют большую роль в коммуникации и развитии речи ребенка
Правило 2. Гримасничаем
Это своеобразная подготовка к артикуляционным позам, а там и к звукам и словам. Гримасничать можно и нужно весело. Можно посидеть у зеркала и попередразнивать друг друга (развитие имитации), а можно смешно изображать разных животных. Сыграйте также в игру «напугай акулу». Для этого возьмите игрушку акулы (или другого опасного животного) и начните строить ей различные гримасы, чтобы она уплыла)).
Пройдите тест из 7 вопросов и узнайте уровень развития речи своего ребенка.
После прохождения теста вы получите упражнения для развития речи ребенка в домашних условиях.
Пройти тест
Правило 3. Речевая среда
Это очень важное правило. Необходимо помнить, что ребенок начинает разговаривать с так называемых лепетных слов. Со слов типа: ляля, топ-топ, бай бай, бух, бо бо и т.д. Не бойтесь таких слов, это лишь начало речи, никто из тех, кто начинал говорить такими словами, не разговаривают с их помощью во взрослой жизни! А потому, обеспечьте своему ребенку правильную, доступную речевую среду!
- Озвучивайте все, что происходит вокруг, простыми словами, доступными как для понимания, так и для подражания.
- Когда малыш играет, присоединитесь к нему и помогите озвучить его игру. Это сподвигнет ребенка и самому начать озвучивать свои игры и действия.
- Оречевляйте ребенка! Станьте его вторым голосом. Вместо «скажи пока», скажите просто «пааакааа», вместо «скажи дай» скажите «мама даааай». Говорите НЕ малышу, а ЗА малыша! Чтобы он слышал именно те слова и фразы, которые должен говорить в определенных ситуациях.
- Вообще забудьте слово «скажи»! Это слово способно ввести вашего ребенка в отчаяние (если он не может сказать) или даже речевой негативизм. Показывайте пример! Что и в каких ситуациях необходимо говорить. Ребенок будет смотреть на вас, слушать и повторять за вами!
Правило 3. Слуховое внимание.
Это очень важный элемент речевого развития! Сначала необходимо научить ребенка слышать и различать неречевые звуки.
- Камни, вода, бубенчики, различные музыкальные инструменты. Пошумите чем-нибудь незаметно для ребенка, пусть он угадывает, что звучало.
- Поиграйте в мышку. Пусть ребенок прыгает и веселиться, а вы в это время изображаете звуки разных животных. А когда ребенок услышит «МЯУ», ему нужно замереть! Иначе вредная кошка его съест.
Пожалуй, это главные правила, соблюдая которые, ваш ребенок сможет значительно сдвинуться в речевом развитии. Если же такие занятия ребенку не помогают, необходимо обратиться к логопеду, чтобы он продиагностировал ребенка и дал вам рекомендации, подходящие именно вашему малышу!
Успехов в игре!
Оригинал статьи
✅ Подпишитесь на наш канал, если статья оказалась полезной. Это будет знаком для нас, чтобы писать больше статей
А так же советуем прочитать:
Ребенок не говорит?
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. ВЫЯВЛЯЕМ НА РАННЕЙ СТАДИИ
Родитель на логопедическом занятии. ЗА или ПРОТИВ?
Зачем логопед направил к неврологу?
Что такое «Дискалькулия»?
Источник
Для начала — не волноваться. И запомнить как аксиому: «Процесс становления речи проходит у всех детей по-разному.»
Действительно, дети начинают говорить в разное время. Но всё же многих мам и пап волнует то, что их ребёнок не говорит в 2 года. Почему для них это так важно? Во-первых, потому что на них давит мнение окружающих, близких, членов семьи и примеры других детей (на площадке, в саду и проч.), которые в таком же возрасте уже очень хорошо разговаривают и даже читают стихи.
Нормы – это лишь статистические показатели. И даже статистика неоднозначна: сегодня считается, что «норма» — это если малыш начал произносить свои первые предложения в период от 1,5 до 2,5 лет.
Интересно, что согласно наблюдениям в последнее десятилетие наблюдается более позднее развитие речи у детей, чем у предшествующих поколений.
Возможно (мнение автора) это обусловлено тем, что современные семьи стали более замкнутыми, и вербальное общение в них часто заменяется невербальным (соцсети, мессенджеры, переписка по эл.почте и т.п.). Да и большие семейные застолья и домашние «чаепития» случаются все реже.
Поэтому наших бабушек и дедушек так удивляет, если, например, ребенок в полтора года не произносит ни слова. Но современного логопеда это ни сколько не удивит.
Разве не часто мы видим картину: из комнаты, в которой сидит несколько человек, не доносится ни слова? Правильно, ведь каждый из них в этот момент невербально общается с кем-то в своем личном смартфоне. Так откуда детям брать импульс к словесному выражению своих мыслей и чувств?
На эту тему есть такой анекдот. Большая семья собралась обедать. Один из младших детей совсем не разговаривает, семья уже давно отчаялась услышать от него хоть слово, родители махнули рукой. Мать разливает по тарелкам суп. Все увлеченно начинают есть. Тут «молчун» произносит: «Мать, а борщ то не соленый!». Вся семья в оцепенении, мать хватается за сердце и восклицает: «Сынок, что же ты раньше то молчал!». А он в ответ «Так раньше все нормально было».
Если ребенок в 2 года вообще не разговаривает и даже не произносит отчетливо слово «мама», это не значит, что у него задержка развития. Просто в этот период у ребенка активна только внутренняя речь.
Но это и не означает, что родителям не стоит пытаться проанализировать причины более медленного становления речи у своего ребенка, чем у других ребят.
Причины могут быть обусловлены как личностными и даже физиологическими особенностями малыша, так и скрываться в том, как часто и в какой манере происходит общение внутри его семьи.
1. Нехватка вербального общения с новорожденным ребенком с первых дней его жизни.
Многим взрослым кажется странным всерьез разговаривать с таким крохой! Поэтому все общение в первые месяцы жизни сводится к «сюсюканиям». Логопеды же советуют много и часто разговаривать с новорожденным и в его присутствии (можно показывать ему примеры разговоров, разыгрывая сценки с помощью игрушек).
Пусть Вам будет казаться, что Вы выглядите очень странно, как будто общаетесь сами с собой. Но на самом деле Вы помогаете малышу привыкнуть к родной речи: он будет улавливать интонации, отличия между звуками, частоту речи, ее мелодию. А всё это — основа для развития осознанной речи в более позднем возрасте.
Не зря есть много примеров из реальной жизни, в которых ребёнок после поездки к более разговорчивым, чем его родители, родственникам всего на несколько дней вдруг начинал произносить целые фразы, даже если до этого он вообще не разговаривал. Помните, что для обучения любому языку, родному или иностранному, нужна соответствующая среда.
2. Беглая, слишком быстрая или нечеткая речь окружающих.
Важно не только то, как часто родители члены семьи общаются с малышом и между собой. Важно и то, КАК они произносят слова и фразы. Давно замечено, что чем крупнее город, в котором живет человек, тем быстрее темп его жизни и, соответственно, средний темп его речи.
Поэтому если Вы замечаете за собой склонность произносить слова нечетко, «глотаете» их или слишком торопитесь в разговоре — сбавляйте темп, когда Вы общаетесь с малышом или находитесь в непосредственной близости от него. Помните, он Вас слушает и слышит, даже если Вам кажется, что до Ваших слов ему нет никакого дела.
Советы, которые могут побудить малыша к разговору
- Чаще притворяйтесь, что Вы не понимаете, чего от Вас хочет Ваш кроха. Переспрашивайте, побуждайте его к речи: «Ты хочешь эту игрушку? Ты хочешь пить, да?» Старайтесь всегда сначала дождаться какой-то словесной реакции от него, и только после этого удовлетворяйте желание малыша. Так он быстрее привыкнет к установке, что его речь побуждает действие с Вашей стороны.
- Не ругайте и не стыдите малыша за то, что он молчит. Ни в коем случае не произносите «вот посмотри, как это мальчик / девочка хорошо разговаривает, а ты всё молчишь!» и т.п. Если ребенок молчит, это вовсе не означает, что он не понимает смысл Ваших слов, а Ваше раздражение может только усугубить ситуацию.
- Следите за тем, чтобы все члены семьи не коверкали слова, подражая «детской» речи, не сюсюкали и правильно произносили слова.
- Больше читайте ребенку сказки, стишки, пойте песенки.
- Называйте все предметы и описывайте, что происходит вокруг.
- Поощряйте каждое слово малыша и показывайте то, как Вы радуетесь его словам.
- Ведите себя так, как будто малыш уже хорошо говорит: обращайтесь к нему за помощью, прося его что-то принести, кому-то что-то передать на словах, просите закончить слово / фразу. Вот увидите, Ваша внутренняя уверенность вскоре сотворит чудо!
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Так ли необходим режим в воспитании ребёнка?
5 советов: как быстро и без нервов уложить спать малыша, чтобы он крепко спал всю ночь?
Затяжной насморк или аденоиды у малыша: что это и как лечить?
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник