Ребенок 2 года не говорит нет лепета
1
astrex
11 декабря 2015 в 19:00
Мне в садике посоветовали книжки вслух читать. И это помогло! Не с одного, конечно, раза, но эффект хороший!
Мой сын начал говорить в 2,5 где то. Сам. Раз — и начал.
Книги читали, но не маниакально. Мультики кстати смотрел и стал за героями повторять слова. (Уми-зуми).
Но я его лепет не считала проблемой.
Я бы на вашем месте проконсультировалась с невропатологом и психиатром,похоже сенсо-моторную алалию.
5
ЕленаФ
11 декабря 2015 в 19:07
заговорит,не сомгевайтесь!Мой лепетал до 3.5лет,сейсас 5-говорит с утра до ночи у нас уши опухают!!!!!
6
Алекса
11 декабря 2015 в 19:07
мне моя профессор по психологии советовала в таком возрасте много читать и не спешить делать то, что показывает жестами. переспрашивать и учить просить. у нас сработало. в 2,11 уже предложениями говорить начал ребенок
До трёх лет — норма. Это слова логопеда, которая моего старшего разговоров в 5 лет. У него была моторная алалия
8
Ollka
11 декабря 2015 в 19:09
У всех дети разные, кто раньше ходит, кто говорит. В основном дети начинают говорить, когда им это нужно. Т.е. если мама понимает с полуслова, говорить вроде бы незачем. Попробуйте сразу не выполнять просьбы, а говорить, что вы не понимаете. Только не резко. И Да — книжки, карточки, все коментировать. Моя в свои 1,7 говорит сложными предложениями, старший так же. А вообще мне кажетя, что все индивидуально.
Водила к логопеду Логопед советовала 1) Выключить телевизор и компьютер вообще 2)Развивать моторику рук (сортеры, вкладыши, крупы, шнуровки и т д)3) Заниматься примерно так берем 3х животных и 2 недели каждый день минут 15 талдычим корова, корова му Как говорит корова Дай мне корову. Главное чтоб ребенок понимал что вы говорите и давал корову и исполнял ваши просьбы. Главное чтоб мимику видел как вы говорите. ПАотом через 2 недели учим 3 других и т д. Слово должно повторяться не мение 15 раз за одно занятие. корче превращаетесь впопугая) Моя в 2 и 4 гдето начала говорить му гав гав и т д а до этогоя только повторяла без конца потом словарный запас резко начал расширятся.
10
marina4232
11 декабря 2015 в 19:10
Ответ для @risto_kratka
Цитата:
До трёх лет — норма. Это слова логопеда, которая моего старшего разговоров в 5 лет. У него была моторная алалия
Я бы не сказала, что это норма, просто врачи до 3-х лет в нашей стране не имеют права ставить диагнозы!
Цитата:
Я бы не сказала, что это норма, просто врачи до 3-х лет в нашей стране не имеют права ставить диагнозы!
Ну, спорить не буду. Может Вы более подкованы чем она
12
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:14
Ответ для Таракашечка
Цитата:
Я бы не сказала, что это норма, просто врачи до 3-х лет в нашей стране не имеют права ставить диагнозы!
Ну давайте начнем детям ставить диагнозы 🙂
Если ребенок понимает маму, дает нужный предмет, реагирует на взрослую речь — нет основания для беспокойств.
Не таскайте вы детей по врачам, если они вас слышат, видят и общаются с вами НЕ СЛОВАМИ до трех лет.
ОН НЕ ХОЧЕТ разговаривать. Его и так все устраивает.
Вот, если после 3 лет он продолжает лениться — это уже повод задуматься и проконсультироваться.
13
marina4232
11 декабря 2015 в 19:17
Ответ для Сток TCHIBO
Цитата:
Ну давайте начнем детям ставить диагнозы 🙂 Если ребенок понимает маму, дает нужный предмет, реагирует на взрослую речь — нет основания для беспокойств. Не таскайте вы детей по врачам, если они вас слышат, видят и общаются с вами НЕ СЛОВАМИ до трех лет. ОН НЕ ХОЧЕТ разговаривать. Его и так все устраивает. Вот, если после 3 лет он продолжает лениться — это уже повод задуматься и проконсультироваться.
Я не сторонник диагнозов, просто это сигнал для мамы, что ребенком надо заниматься! Если мама не может или не знает как, пусть другие люди занимаются — вот и все! Просто чем раньше, тем эфективней и быстрее пойдет процесс!
играйте в игры-с куклами или зверушками-типа они общаются между собой. мой крестник до трех с чем то не говорил-а потом как прорвало-рот не закрывался
15
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:21
Ответ для Таракашечка
Цитата:
Я не сторонник диагнозов, просто это сигнал для мамы, что ребенком надо заниматься! Если мама не может или не знает как, пусть другие люди занимаются — вот и все! Просто чем раньше, тем эфективней и быстрее пойдет процесс!
Гарантий, что процесс пойдет — вообще нет. Вы понимаете?
У меня ребенок смотрел мультики во время еды. И заговорил по время еды. Повторил несколько слов за мультяшками.
Системно не занимались — не было времени. Книги вечером читали. Днем играл сам.
На улице говорили с ним: это дерево, птичка полетела. И так далее.
При этом он мычал. Даже не лепетал 🙂
Хорошо, что я изза нервных родственников не пошла по врачам. К чему?
16
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:21
Ответ для margaritavoronina1
Цитата:
играйте в игры-с куклами или зверушками-типа они общаются между собой. мой крестник до трех с чем то не говорил-а потом как прорвало-рот не закрывался
У меня отец до 4,5 не говорил. Теперь его только спроси о чем то! 🙂
Цитата:
У меня отец до 4,5 не говорил. Теперь его только спроси о чем то! 🙂
вот-вот-до 3 лет вроди норма
18
marina4232
11 декабря 2015 в 19:27
Ответ для Сток TCHIBO
Цитата:
Гарантий, что процесс пойдет — вообще нет. Вы понимаете? У меня ребенок смотрел мультики во время еды. И заговорил по время еды. Повторил несколько слов за мультяшками. Системно не занимались — не было времени. Книги вечером читали. Днем играл сам. На улице говорили с ним: это дерево, птичка полетела. И так далее. При этом он мычал. Даже не лепетал 🙂 Хорошо, что я изза нервных родственников не пошла по врачам. К чему?
Просто, вам повезло, не все дети одинаково развиваются! Правильно писали выше: моторика, чтение сказок, но при этом ребенок должен видеть ваши губы, ну и , конечно, по ходу с ним разговаривать и объяснять все действия, которые вы делаете.
19
marina4232
11 декабря 2015 в 19:28
Ответ для Сток TCHIBO
Цитата:
У меня отец до 4,5 не говорил. Теперь его только спроси о чем то! 🙂
У меня таких примеров — миллион! И что? Просто ждать, а если не заговорит — время упущено!
20
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:31
Ответ для Таракашечка
Цитата:
Просто, вам повезло, не все дети одинаково развиваются! Правильно писали выше: моторика, чтение сказок, но при этом ребенок должен видеть ваши губы, ну и , конечно, по ходу с ним разговаривать и объяснять все действия, которые вы делаете.
Я же писала, что есть в этом возрасте действительно сигнальные флажки: не реагирует на просьбу, не понимает, что ему говорят. Если этого нет — не делайте себе нервы.
Идя к врачу, помните, что БЕЗ ДИАГНОЗА вы не уйдете. Он же врач.
то его прямая обязанность.
НЕ ГОВОРИТ — до 3 лет — не диагноз. И это не вопрос везения. Это норма — заговорил сам. Это как с горшком в этом возрасте.
21
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:32
Ответ для Таракашечка
Цитата:
У меня таких примеров — миллион! И что? Просто ждать, а если не заговорит — время упущено!
До 3-х просто ждать) Наблюдать.
Ребенок должен РЕАГИРОВАТЬ на речь взрослого.
Если этого нет — повод для беспокойства.
22
marina4232
11 декабря 2015 в 19:32
Ответ для Сток TCHIBO
Цитата:
Я же писала, что есть в этом возрасте действительно сигнальные флажки: не реагирует на просьбу, не понимает, что ему говорят. Если этого нет — не делайте себе нервы. Идя к врачу, помните, что БЕЗ ДИАГНОЗА вы не уйдете. Он же врач. то его прямая обязанность. НЕ ГОВОРИТ — до 3 лет — не диагноз. И это не вопрос везения. Это норма — заговорил сам. Это как с горшком в этом возрасте.
Даже если ребенок реагирует и понимает, это не повод с ним не заниматься!
23
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:34
Ответ для Таракашечка
Цитата:
Даже если ребенок реагирует и понимает, это не повод с ним не заниматься!
Если есть время и возможность — безусловно. Правда некоторые превращают это в идею фикс!)
24
marina4232
11 декабря 2015 в 19:37
Ответ для Сток TCHIBO
Цитата:
Если есть время и возможность — безусловно. Правда некоторые превращают это в идею фикс!)
Ну, я лично, жалею, что в свое время этого не сделала! Из-за этого, мы идем в школу на год позже!
25
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:41
Ответ для Таракашечка
Цитата:
Ну, я лично, жалею, что в свое время этого не сделала! Из-за этого, мы идем в школу на год позже!
В 8 или в 7?
Во сколько вы заговорили. В чем именно причина переноса похода в первый класс?
26
marina4232
11 декабря 2015 в 19:46
Ответ для Сток TCHIBO
Цитата:
В 8 или в 7? Во сколько вы заговорили. В чем именно причина переноса похода в первый класс?
Причина в том, что задержка речевого развития, которой начали заниматься только в 5.5 лет!!! Естественно, что ребенок не может догнать программу детей, которые учили ее 3 года!
28
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:48
Ответ для Таракашечка
Цитата:
Причина в том, что задержка речевого развития, которой начали заниматься только в 5.5 лет!!! Естественно, что ребенок не может догнать программу детей, которые учили ее 3 года!
Так речь же о том, что паниковать надо с 3, а вы в 5.5 хватились? Конечно, вы упустили сроки.
29
marina4232
11 декабря 2015 в 19:53
Ответ для Сток TCHIBO
Цитата:
Так речь же о том, что паниковать надо с 3, а вы в 5.5 хватились? Конечно, вы упустили сроки.
Я не упустила, просто мне попались ’хорошие’ люди, которые из-за моей неопытности мало того, что гробили моего ребенка, а еще и качали большие деньги! Но, видно, в этой жизни не все просто так, я искала логопеда, а случайно, нашла детский сад, причем государственный, куда ходит мой ребенок, и за полгода ребенок полностью изменился и начал говорить!
30
Сток TCHIBO
11 декабря 2015 в 19:54
Ответ для Таракашечка
Цитата:
Я не упустила, просто мне попались ’хорошие’ люди, которые из-за моей неопытности мало того, что гробили моего ребенка, а еще и качали большие деньги! Но, видно, в этой жизни не все просто так, я искала логопеда, а случайно, нашла детский сад, причем государственный, куда ходит мой ребенок, и за полгода ребенок полностью изменился и начал говорить!
Что за люди? Врачи? что говорили. Поделитесь опытом, пожалуйста.
Источник
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник