Ребенок 2 года не говорит из за испуга

КонсультацииОтношения родителей и детей
17 июн. 2019
Здраствуйте ребенку 2 года, раньше говорил мама, папа. НО в какой то момент перестал говорить мычит и акает. Очень боиться громких звуков дрели, мотоцикла и т. д., с горшком тоже проблема.
Были у невролога назначил пантогам пить 250 мг.1,5 месяца курс.
Скажите это может быть испуг?
17 июн. 2019
Здравствуйте, Алёна! Если Вам подходят условия бесплатной консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию.
17 июн. 2019
Да, мне подходит бесплатная консультация.
17 июн. 2019
Были у невролога н
Что сказал невролог? Как обосновал назначение лекарств?
17 июн. 2019
Замолчал где то месяцев 9 назад+- я сперва даже значения не предала… Ждала что затишье перед бурей.
В семье ребенок один, его любят он желанный. Есть бабушки и дедушки, семья полноценная. Свой двор животные, игрушки.
Невролог поставил диагноз зрр и курс таблеток, показать уши лоруи все через 1,5 снова на прием. Ребенок меня понимает, слышит и делает все что прошу только не говорит и не пытаеться.
18 июн. 2019
Алёна, добрый день! Как происходит общение с ребенком? Как Вы понимаете чего он хочет?
Какие проблемы с горшком?
Для толчка в речи можно просить говорить о том, что он хочет. Причем не важно какие слова или звуки он использует. Вы же проговаривайте за него.
Водить в группу с говорящими сверстниками.
Водить на занятия по развитию речи.
Для понимания был ли испуг, понаблюдайте за сном.
Ему надо быть среди малышей, которые говорят не как взрослые, и пытаются общаться с ним. Это его возраст и постарше.
Можете показать его логопеду, он тоже может дать рекомендации на ближайшее развитие.
Понаблюдайте за собой, нет такого, что Вы старается делать за ребёнка, что он может делать сам, хотя это может быть и дольше.
Может он покапризничать, настоять на своем?
19 июн. 2019
Здраствуйте, я говорю Никита неси полотенце идем в ванную, он берет полотенце и идет со мной. Выбирай книжку будем читать, он выбирает и несет на кровать. Т. Е. Он понимает абсолютно все. Знает что пылесос нужно обязательно включить, ищет дырочку похожую на розетку»типа включил»и тогда пылесосит, на горшок не хочет категорически садиться, их у нас аж 2. Не произносит никаких звуков пись пись и т. д.на горшок мы ходим если я силой подловлю, в основном все в трусы, и даже рядом с горшком в трусы. Сидеть на горшке не хочет. Спит со мной т. к. Временно живем у родителей в нашем доме ремонт. Спит спокойно, может 1 р попить воды и все самостоятельно нащупал поильник, взял попил и лег спать. Логопе дала рекомендации делать языком маятник, слоника губами, звуки барабан и т. д.но он не хочет ничего повторять за мной. Тоже думала отдать в детский сад хоть на пол дня, но мы ж в памперсе и сам кушать не хочет только что б я кормлила… И вообще он малоежка переборчивый целыми б днями кушал манку и йогурт с хлебом, накормить проблема.
На то что он хочет он тычет пальчиком, или если «еще» он ручками К себе так делает типо дай. Если что то сильно хочет ведет, тащит куда нужно… Если говорю скажи что хочет психует и даже не пробует сказать, по итогу истерика на полу.
На то что он хочет он тычет пальчиком, или если «еще» он ручками К себе так делает типо дай. Если что то сильно хочет ведет, тащит куда нужно… Если говорю скажи что хочет психует и даже не пробует сказать, по итогу истерика на полу.
19 июн. 2019
если я силой подловлю, в основном все в трусы, и даже рядом с горшком в трусы
Освоение горшка процесс индивидуальный и каждый малыш решает сам, когда это сделать. Вы можете создать условия. Днём без памперсов и предлагать горшок, когда видите признаки. Насильно не сажать. За мокрые трусики не ругайте. При успехи говорить о том, что у него получилось, при неудачи, можно подбодрить, что в другой раз получится.
19 июн. 2019
Спасибо буду пробывать, как вы написали. Я очень переживаю что он молчит а еще все ж подливают масло в огонь, вот все говорят а вы молчите.
Спасибо Вам за советы, буду пробовать их применять в действие!)
20 июн. 2019
Алёна, пожалуйста! Вы ориентируйтесь на себя и своего ребенка, развитие — оно индивидуально. Мы правильно делаете, что ищите поддержку у специалистов. Они могут дать направление, сейчас много возможностей двигаться в этих направлениях. Развивающий материал, его много в интернете, общение с единомышленниками на форумах и в реальности.
Хорошо помогает развитие пальцев: пальчиковая гимнастика, лепка, песок, крупы, глина.
Алёна, я желаю Вам терпения и помните, что Ваш малыш идёт своим путём, а Вы ему помогаете!
Завершите, пожалуйста, консультацию!
Получите консультацию психолога
Не откладывайте решение вопроса!
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
Консультацию ведет
164Отзывов
1212Консультаций
Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию
Источник
Каждый родитель старается оградить ребенка от ситуаций, способных нанеси травму еще не сформировавшейся психике. К сожалению, далеко не всегда можно уберечь детей от простых вещей, которые взрослым кажутся совершенно обычными. Малыш легко может испугаться врача, клоуна, лающей собаки или громко кричащих людей.
В одних случаях детский испуг проходит без следа и, успокоившись, ребенок продолжает играть, кушать с аппетитом, болтать и нормально спать. Однако иногда напуганный малыш не перестает плакать, отказывается выходить на улицу, замыкается в себе или видит плохие сны. Нарушения речи также являются частым следствием стрессовых ситуаций. Ребенок, который ранее разговаривал без умолку, может перестать общаться, утратить уже приобретенные речевые навыки, свести разговоры с окружающими к коротким фразам и односложным ответам, или же начать заикаться.
Как помочь ребенку победить страх?
Чтобы стабилизировать состояние психики малыша и снизить до минимума пагубные последствия испуга, прежде всего, необходимо максимально сгладить стрессовую ситуацию, снять зажим и не дать малышу замкнуться в себе. Для этого родителям следует:
1. Не вызывать у ребенка чувства стыда или вины за его испуг.
Следует доступным для малыша языком объяснить, что страх – это нормальная эмоция, которую переживает каждый человек, и родители в том числе. Без этого чувства выживание человека было бы невозможным. Страх с трудом поддается контролю и у детей, и у взрослых. Не стоит стыдиться этого чувства или скрывать его. Только его принятие позволит избежать чрезмерного напряжения и физических проявлений в виде дефектов речи, отсутствия аппетита и сна, вздрагиваний и др.
Читайте также: Ребенок говорит слова наоборот. Причины и как исправить
2. Не обесценивать страх малыша.
Очень часто родители пытаются заставить ребенка «отказаться» от своего страха, настаивая на том, что на самом деле он испугался совершенно без причины и вся эта ситуация абсолютно нормальная. Даже если под таким давлением малыш согласится со взрослыми, его страх никуда не денется. Кроха только еще сильнее замкнется в себе от чувства непонимания, и проблемы с речью могут только усугубиться.
3. Не настаивать на быстром преодолении страхов, если малыш не готов
Многие родители начинают уговаривать ребенка еще раз пережить испугавшую его ситуацию, желая доказать, что его страхи беспочвенны (например, погладить собачку). Следует уважительно относиться к нежеланию ребенка повторно переживать стресс, и при этом разборчиво комментировать его чувства («ты не желаешь подходить к собачке, потому что большой пес тогда тебя напугал?»). Спустя время страхи уменьшатся, а зажимы пройдут.
4. Обсуждать с ребенком пережитую стрессовую ситуацию.
Необходимо проговорить для ребенка все чувства и эмоции, которые он сам выразить пока не в состоянии. Например, «ты очень испугался, когда собака громко залаяла», «ты не хочешь говорить, потому что переживаешь из-за клоуна», «ты не хочешь выходить из дома, потому что боишься, что мы опять встретим тех людей» и т.д. Таким образом малыш сможет выпустить страх, который давит на него изнутри, как и любая другая сильная эмоция.
Важно во время таких разговоров создавать максимально спокойную и привычную для малыша обстановку. Можно погладить и обнять его, если он не против. Необходимо много раз в различных формулировках повторить детали произошедшего, пока не станет ясно, что страх отступает.
5. Повторить испугавшее ребенка событие в игровой форме.
Рекомендуется предложить малышу в игрушках разыграть стрессовую для него ситуацию. Если ребенок совершенно отказывается говорить, то действовать игрушечными персонажами, озвучивать их действия и мысли нужно родителям. Следует акцентировать внимание на том, что доктор не хотел обидеть его и стремился помочь, а клоун – совершенно не желал навредить и только хотел подружиться. Если ребенок заинтересуется, он сможет переиграть случившиеся события и сделать исход таким, каким он его желал бы видеть в реальности.
6. Выразить эмоции на бумаге.
Один из наиболее действенных способов контроля и преодоления негативных эмоций у детей – это рисование. Следует предложить крохе нарисовать страх или испугавшую его ситуацию. Он может изобразить все, что чувствует. Как это будет выглядеть – зависит только от него. Одни малыши в подробностях воспроизводят на бумаге произошедшие события, другие рисуют непонятные картинки, значение которых знают только они. Важно при этом дать ребенку волю выразить свои чувства, не направляя и не исправляя его действия.
Важно помнить, что детская психика очень хрупкая. Малыши еще не умеют контролировать сильные чувства и эмоции. И даже не у всех взрослых это получается. Поэтому крайне важно помочь крохе справиться со стрессом, не допустив усугубления эмоционального состояния. Однако, если ребенок действительно пережил крайне сильный стресс (посягательство на жизнь и здоровье, смерть человека и др.), не следует терять время и сразу обращаться за профессиональной помощью.
Читайте также: Почему ребенок начинает заикаться – 13 причин
Как помочь ребенку восстановить нормальную речь?
Если после сильного эмоционального потрясения ребенок стал путать слова, односложно отвечать, заикаться или вовсе замолчал, не нужно надеяться на то, что со временем малыш забудет случившееся и самостоятельно восстановит речь. В первую очередь, необходимо пройти обследование у психолога. Помимо основных лечебных сеансов, специалист может назначить:
- медикаментозную терапию;
- физиотерапию;
- логопедический массаж;
- лечебную физкультуру;
- альтернативные методы лечения (катание на лошадях, купание с дельфинами) и др.
Помимо психолога, следует показать ребенка логопеду. Грамотный специалист проанализирует причину регресса речи и разработает эффективную корректирующую программу, которая поможет малышу быстрее восстановить речевые функции, развить разговорные навыки, правильно поставить произношение звуков. Важно начинать такие коррекционные занятия как можно раньше.
Не стоит отчаиваться, если после испуга ребенок вдруг замолчал или стал плохо разговаривать. В большинстве случаев слаженная работа психолога, логопеда и родителей малыша приносит положительный результат. Своевременная коррекция, забота и поддержка помогут малышу быстро избавиться от регресса речевого развития и стрессового состояния.
Источник
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник