Ребенок 2 года не держит равновесие
Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:
В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.
Признаки вестибулярной дисфункции
- Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
- 1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
- 1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
- 1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
- 1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
- 1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
- 1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
- 1.7. Боится отрывать ноги от земли
- 1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
- 1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
- 1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
- 1.11. В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
- 1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
- 1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот
- 1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
- 1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия
- 1.16. Избегает быстрых или вращательных движений
- Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
- 2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
- 2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
- 2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх
- 2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения
- 2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
- 2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
- 2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
- 2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
- 2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
- 2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
- 2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)
- Слабый мышечный тонус и/или координации
- 3.1. Имеет слабое, «вялое» тело
- 3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
- 3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
- 3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
- 3.5. Быстро устаёт
- 3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
- 3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
- 3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения
- 3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
- 3.10. Не ползал в младенчестве
- 3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
- 3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
- 3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
- 3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
- 3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого
- 3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие
- 3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения
Если Вы определили у Вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной корреционной программы поможет Вашему ребенку.
Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях::
балансировочная доска:
Балансировочный стул:
Конус
Бочка
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
анонимно, Женщина, 3 года
Добрый день!!! Летом 2015 года 6 раза, а именно, в июне. В июле 2 раза и в августе, а потом еще в сентябре и ноябре, мой ребенок, которому на сегодняшний день 2,5 года, теряла равновесие…При этом она не теряла сознания. Не менялась в лице и зрачки у нее не менялись, такое впечатление, что у нее кружилась голова(она сказать еще не может, об этом позже поподробней), поняла я это по голове, которая чуть-чуть покачивалась и то только 2 раза из шести, и улыбке похожей на ту. Когда она бегает по кругу и у нее кружится голова…А еще при этом она меня просит ушную палочку, чтобы почистить в правом ухе…Пошла к неврологу, прошли ээг:
заключение:на ээг сна доминировала медленно-волновая активность в основном частотой 5-6 гц амплитудой до 90мкв, распространенная по всем отведениям, на фоне которой отмечались разряды острых волн с акцентом лобной области слева.Периодически в фазу быстрого сна отмечались сонные веретена в виде активности частотой 15-16 гц амлитудой до 140 мкв с преобладанием в центральной области.Незначительные общемозговые изменения биоэлектрической активности мозга регуляторного характера с признаками пароксизмальной активности с акцентом в лобной области слева.Признаки дисфункции срединных структур мозга с вовлечением нижнестволовых структур пароксизмального характера.
По рекомендации врача сделали узи щитовидки:верхние границы нормы щитовидной железы
узи сердца:ооо 3,8м.М, все остальное в норме
мрт:мрт-признаки расширения периваскулярных пространств в субинсулярных зонах и пограничных теменно-затылочных областях головного мозга.Киста шишковидной железы
экг: норма
пропили фенибут и маний b6
через 2 мес следующая ээг
заключение:на ээг сна доминировала медленно-волновая активность в основном частотой 5-6 гц амплитудой до 40мкв, распространенная по всем отведениям, на фоне которой регистрировались одиночные острые волны в лобно-центральной области слева.Периодически отмечались сонные веретена в виде активности частотой 15-16 гц амлитудой до 70 мкв с преобладанием в центральной области., Вспышки билатерально-синхронных тетта-дельта-волн амплитудой до 280 мкв с преобладанием в задних отведениях.Незначительные общемозговые изменения биоэлектрической активности мозга регуляторного характера с признаками пароксизмальной активности в лобно-центральной области слева.Признаки дисфункции срединных структур мозга с вовлечением нижнестволовых структур с преобладанием синхронизирующих влияний
по поводу развития: все у нее было вовремя и на горшке сидим и в садик пошли..Говорит мало: мама. Папа, бебе(баба), лала(кошка лали), животных почти всех воспроизводит звуки, стала сейчас говорить ку-кушать, пи-пить…В основном жестикуляция, но такая, что незнакомые нам люди все понимают
вопросы:
1,теряет равновесие от спазмов в сосудах или от возбудимости в коре головного мозга
2.Не могу расценить всю важность нашей ээг(большая проблема?Лечится? И лечить ли(прописали когнум,дельталицин,кидди фарматон, смарт-омега-3 и массажи лица)
3.Какие последствия, если не давать лекарства(не будет ли слабоумия или психомоторной отсталости, о чем я уже начиталась((()
спасибо огромное за внимание!!! Я очень жду ответа!!!
Источник
Как работает равновесие
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:
- В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
- В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
- В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на равновесие.
Симптомы
В зависимости от типа расстройства и от того, чем оно вызвано, симптомы могут варьироваться от ребенка к ребенку. Некоторые дети могут столкнуться с настолько серьезными симптомами, что это затрудняет их жизнь. Другие могут иметь только легкие симптомы, которые протекают почти незаметно.
В целом, однако, дети с нарушением равновесия испытывают симптомы неустойчивости – чувство «опьянения», которое затрудняет ходьбу, вызывает сложности с поворачиванием за углы, падения. Ребенок может натыкаться на вещи, спотыкаться.
Кроме того, дети могут ходить, широко расставив ноги, или не в состоянии ходить без пошатывания. Прогулки в темноте или по неровной поверхности могут стать очень затруднительными. Все это вызывает ощущение, что ребенок неуклюжий и нескоординированный.
Другой распространенный симптом нарушения равновесия – головокружение. Большинство людей ощущают это как завихрение пространства, вращение комнаты или движение в положении сидя или стоя на месте. Но дети могут описать это чувство, как будто они плавают, качаются или катаются на карусели. Дети также могут чувствовать головокружение или испытывать чувство дезориентации.
Нарушения равновесия могут также вызвать проблемы со зрением. Дети могут видеть изображения скачущими или размытыми, когда они двигают головой. Такое явление называется осциллопсией и может очень затруднить письмо и чтение.
Симптомы также могут включать:
- Непроизвольные движения глаз (нистагм).
- Чувство дискомфорта при взгляде на блики солнца, на лампочки (особенно флуоресцентные, мигающие или движущиеся).
- Дискомфорт в таких ситуациях, которые несут визуальную нагрузку – очереди, толпы, интенсивное уличное движение.
- Нарушение восприятия глубины, которые могут повлиять на взаимосвязь глаз-рука или глаз-нога (затрудняет такие движение, как поймать мяч или ударить по нему).
- Нарушение равновесия может также повлиять на слух. Звук может казаться приглушенным, особенно в условиях фонового шума. Дети также могут иметь такие беспокоящие симптомы, как боль в ухе, давление или чувство «наполненности» в ушах, звон или другие фантомные звуки (жужжание, гудение, свист и т.д.)
Такого рода симптомы нарушения равновесия могут принести реальный ущерб ребенку – физический и эмоциональный – и вызвать другие симптомы, такие как:
- Частые головные боли или мигрень.
- Тошнота, рвота, диарея.
- Укачивание (например, в автомобиле)
- Изменение частоты сердечных сокращений и артериального давления.
- Утомляемость.
- Приступы.
- Страх, тревога или паника.
- Депрессия.
Конечно, указанные симптомы, которые включают в себя затруднения в движениях, слабое зрение и слух – это то, с чем ребенок живет изо дня в день. И они могут повлиять на его успеваемость в школе или детском саду. Нарушения равновесия могут привести к проблемам с памятью, концентрацией внимания и со следованием указаниям учителя. Детям может быть тяжело услышать учителя или сосредоточиться на учебнике или доске. И, возможно, занятия в гимнастическом зале или на стадионе принесут им разочарование.
Иногда может показаться, что дети с расстройством равновесия ленятся или не обращают внимания на указания, или не стараются в школе. Вероятно, самое тяжелое для таких детей – чувствовать, что они пытаются сделать как можно лучше вещи, которые они хотят сделать, но у них не получается. И они сами не понимают, почему.
Виды нарушения равновесия
Несмотря на то, что расстройства равновесия не являются распространенными среди детей (возможно потому, что их симптомы тяжело заметить), чаще всего диагностируются вестибулярные состояния, такие как:
- Доброкачественная пароксизмальная кривошея младенчества, которая обычно начинается в первые 6 месяцев жизни ребенка. Кривошея означает буквально «кривая шея» и дети с этим заболеванием, как правило, держат голову с наклоном из-за чувства головокружения. У них также может быть головная боль, рвота. Такие дети выглядят бледными, кажутся излишне суетливыми и имеют ковыляющую походку. У некоторых также может быть ДПГ (доброкачественное пароксизмальное головокружение).
- Доброкачественное пароксизмальное головокружение детства — нарушение, при котором жидкость или микроскопические частицы отделяются и создают давление в ухе. Это вызывает головокружение, которое возникает внезапно (чаще всего при быстрых движениях головы) и исчезает в течение нескольких минут. Дети могут пугаться этого состояния, также может начаться тошнота, рвота, непроизвольные движения глаз или головная боль. ДПГ, которое обычно поражает детей в возрасте от 2 до 12 лет, может пройти самостоятельно по мере роста ребенка, но может и продолжаться в виде мигреней, связанных с головокружением.
- Вестибулярный неврит – инфекция, которая вызывает воспаление вестибулярного нерва, – может привести к внезапным головокружениям, тошноте, рвоте, непроизвольным движениям глаз.
- Внутренний отит может быть вызван вирусной (реже бактериальной) инфекцией и стать причиной внезапных головокружений, шума в ушах и временной потери слуха у некоторых детей.
Другие заболевания становятся причиной нарушения равновесия гораздо реже. Например, свищ перилимфа является аномалией (часто разрыв или дефект) связи между внутренним и средним ухом, что может вызвать головокружение, неустойчивость, потерю слуха и давление в ухе. Расстройства во внутреннем ухе называются болезнью Меньера, которая может вызывать шум в ушах, потерю слуха, чувство наполненности в ушах и длительные приступы головокружения, которые могут продолжаться от 30 минут до часа и больше.
Причины
Врачи не всегда могут точно определить причину нарушения равновесия. Но вызвать эти нарушения может большое количество причин. Это:
- Травмы уха, шеи или головы;
- Ототоксичность (при применении некоторых лекарственных препаратов, в том числе антибиотиков и химиотерапевтических препаратов, может возникнуть повреждение внутреннего уха);
- Мигрени;
- Потеря слуха;
- Хронические инфекции среднего уха (средний отит);
- Другие инфекции (например, простуда, грипп, менингит, корь, свинка, краснуха);
- Депрессия;
- Злоупотребление алкоголем;
- Укачивание в движении или чувствительность к движению;
- Эпилепсия.
Дети, в семьях которых были случаи потери слуха или вестибулярные проблемы, более склонны к нарушению равновесия.
Диагностика
Обнаружение и диагностика расстройств равновесия у детей может быть осложнена. К сожалению, многие дети с проблемами равновесия настолько маленькие, что они не могут описать, что они чувствуют во время определенных обследований. И родителям часто кажется, что ребенок просто неуклюжий и суетливый.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с равновесием, обратитесь к врачу, который проведет обследование и проведет анализ симптомов, исходя из истории болезни. Если врач считает, что равновесие у ребенка нарушено, он может направить вас к отоларингологу.
Обследование может включать:
- Получение изображений, таких как МРТ или КТ.
- Тесты моторных функций, чтобы оценить крупную и мелкую моторику.
- Поведенческие тесты слуха. Они включают в себя тщательное наблюдение за реакцией ребенка на звуки чистых тонов.
- Тест на отоаккустическую эмиссию. Крошечный датчик помещается в слуховой канал, затем генерируются акустические импульсные сигналы, и фиксируется «эхо», которым отвечают клетки внутреннего уха. Данный тест, как правило, используется для младенцев и маленьких детей.
- Электронистагмография. Для оценки равновесия вокруг глаз располагают электроды и ребенка просят сфокусировать взгляд на каком-либо объекте, либо в наружный слуховой проход подается холодная или горячая вода, и компьютер регистрирует непроизвольные движения глаз. Также врач может манипулировать движениями головы ребенка, чтобы наблюдать непроизвольное движение глаз.
- Видеонистагмография. Этот тест похож на предыдущий, но ребенок должен сфокусироваться на объекте, надев при этом специальные очки, записывающие видеосигнал. В этом случае непроизвольные движения глаз регистрируются при переменной подаче теплого и холодного воздуха в слуховой канал.
- Тест на акустические вызванные потенциалы мозга. Миниатюрные наушники помещаются в ушной канал. Щелчкообразные звуки проходят через наушники и специальные электроды измеряют реакцию нервов на эти звуки.
- Тест на вестибулярный вызванный миогенный потенциал. Этот довольно новый тест оценивает те части внутреннего уха, которые не могут быть оценены с помощью описанных выше тестов. Наушники помещают в слуховой проход и в каждый из них подаются громкие щелчки. Электроды, установленные на голове и шее ребенка, регистрируют реакцию на щелчки – рефлекторные сжимания мышц шеи.
- Постурография. Этот тест оценивает способность ребенка балансировать, стоя на стабильной или подвижной платформе.
- Опрос по проблемам с равновесием. Детям, которые уже достаточно взрослые, чтобы описать свое состояние, задаются вопросы о степени головокружения, которое он пережил в течение дня, при выполнении различных видов деятельности.
Лечение
Дети часто могут просто перерасти некоторые расстройства равновесия. Например, ДПГ детства и кривошея младенчества обычно проходят без лечения к достижению ребенком возраста пяти лет. Лабиринтит и вестибулярный неврит также часто исчезают сами по себе.
Тем не менее, врачи могут облегчить проявления нарушений и сделать жизнь ребенка намного легче посредством реабилитации, а иногда терапии или хирургии.
Детям со значительной потерей слуха, которая влияет на их равновесие, возможно, потребуется одно или несколько вмешательств:
- Слуховой аппарат (который носится в ухе или за ухом и усиливает звуки).
- Фономоделирующие системы (специальные устройства, которые блокируют фоновый шум).
- Кохлеарный имплантат (имплантируется устройство, которое помогает преодолеть проблемы во внутреннем ухе или улитке).
- Слуховая терапия с отоларингологом (которая использует музыку и звуки, чтобы помочь детям адаптироваться к их слуху и равновесию).
Когда обращаться к врачу
Важно помнить, что хотя такие симптомы, как головокружение и неуклюжесть являются общими признаками расстройства равновесия, они не обязательно сигнализируют о нарушении баланса или любого другого хронического состояния. Например, для детей является совершенно нормальным испытывать чувство неустойчивости при обезвоживании или если они слишком резко принимают вертикальное положение. И многие дети иногда спотыкаются и падают, особенно в младшем возрасте, когда учатся ходить, или дошкольники, которые только привыкают к движениям своего тела.
Однако если вы замечаете регулярно один или несколько симптомов, которые могут быть симптомами нарушения равновесия, будет хорошей идеей посетить врача, чтобы узнать, что происходит. Своевременная диагностика и лечение может помочь детям правильно развиваться, становиться более устойчивыми и скоординированными и просто полноценно жить и хорошо чувствовать себя физически и эмоционально.
Источник