Ребенок 2 года интерес к своему телу
Не проговариваемые, вытесненные, стыдливые темы не теряют актуальности, только оттого, что мы о них молчим или старательно не обращаем на них внимания. Они — причина повышенной тревожности, страха, а значит и не совсем правильных реакций и поступков.
Чтобы быть грамотными родителями, нам нужна грамотная информация. И за ней мы обратились к психологу Наталие Литвин.
Наталия Литвин
Эксперт
Психолог, соавтор и ведущая семинара для родителей «Секрет на букву «С»/ О сексуальном развитии ребенка»
Инцидент в одном садике
Мне позвонила мама четырехлетнего мальчика. Она была встревожена, от волнения долго не могла сформулировать, в чем проблема.
В садике ей сообщили, что сегодня с ее сыном произошел неприятный инцидент. Инцидент, как выяснилось, заключался в том, что мальчик снял трусики и демонстративно ходил вокруг своей одногруппницы, давая ей потрогать ту самую, «интересную штучку». Девочка рассказала все своим родителям. Теперь ее мама требует у родителей мальчика извинений, наказаний, поговорить и вообще сделать что-то со своим сыном, чтоб он не развращал других детей.
Наверное, в этом «инциденте» можно увидеть больше забавного, чем страшного. Если бы не то, что трое взрослых здесь оказались в тревоге, панике и непонимании. Мама девочки, мама мальчика и воспитательница.
Никто из них не знал, что делать, когда дети впервые проявили свою сексуальность. И к слову, история совсем не единична.
Примерно, 3-6 лет – самый «сексуальный» возраст. И когда наши дети в него вступают, мы часто не знаем, как правильно реагировать. Не смотря на то, что большинство родителей догадывается о том, что шила в мешке не утаишь и разговоров о сексе, половом развитии и сексуальной стороне жизни не избежать, попадая в подобные ситуации, мы все равно часто начинаем волноваться. Стараемся либо избежать общения, либо говорим непонятными детям словами, либо ругаем детей за «непристойности».
Здесь понятна и тревога родителей, и тревога воспитателя, который отвечает за безопасность детей. Вопросов много. С чего же начинается сексуальная безопасность? Что можно, а что нельзя? Каким должно быть сексуальное воспитание? Когда его начинать?
На некоторые постараемся ответить. Давайте начнем сначала.
Норма развития
Развитие ребенка предполагает и сексуальное развитие тоже. Ребенок обязательно будет задаваться вопросами на эту тему, искать ответы на эти вопросы. Если мы, родители, будем избегать подобных разговоров и стараться оградить ребенка от какой-либо информации на тему полового развития, различия между мужчинами и женщинами и т.д, ребенок все равно эту информацию найдет. Насколько она будет корректной, насколько безопасной? Протестируйте, загуглите, к примеру, слова «секс. видео».
Сексуальность ребенка начинается не в подростковом возрасте, а еще до рождения.
А примерно в два года ребенок начинает отделять себя от других, осознавать, что у него есть свое тело, оно отличается от Маши, Пети и т.д. Учится его ценить. Начинает изучать себя, других, узнавать, как называются те или иные части тела, сравнивать их. Этот интерес очень большой. Подавить его невозможно. Да и последствий такого подавления много. Это и нарушения в половой сфере позже, и заниженная самооценка, и насилие, и многое другое.
Почему нужно говорить о сексе
Дети в 2-5 лет активно изучают свои гениталии, рассматривают их, трогают. Интерес ребенка к строению тела не имеет никакого подвоха. Для них это информация из серии «как работает подъемный кран» или «как это устроено». А вот когда мы отводим глаза, боимся или запрещаем им говорить, мы сами создаем напряжение. Лучше сразу удовлетворить естественный интерес ребенка, и он переключится на другие познавательные темы. Ведь с мире еще столько неизведанного!
Когда вы разговариваете с ребенком на тему полового развития, между вами возникает ценнейшая эмоциональная связь и доверие.
Это доверие очень сложно создать позже. Как необходимо оно будет вам в подростковом возрасте! И в таких интимных беседах, в том, как это происходит (с теплом, ласковыми взглядами, прикосновениями и обнимашками), между вами и ребенком завязывается прочная нить, которая сохранится навсегда. Именно это доверие приведет ребенка к вам, если его что-то насторожит в отношениях с другими взрослыми или детьми.
То, как мы реагируем на первые проявления сексуальности ребенка, очень влияет на его отношение к себе, своему телу, на его самооценку. Если мы тревожимся и ругаем его – он может начать думать, что с ним что-то не так. Поэтому не стоит обвинять его в непристойном поведении. С ним все в порядке и ведет он себя абсолютно нормально.
Такой сигнал ему дает наше спокойное отношение. Он понимает, что здоров, красив, родители его любят. Что ему не нужно искать подтверждение своей ценности от других людей.
Учим интимности
Но такие проявления — это повод для того, чтоб постепенно приучать его к тому, что есть вещи, которые не принято делать при других. Например, ходить в туалет или быть раздетыми. То же касается игр с другими детками. Вводим правило, что играем всегда одетыми. Важно, чтоб это было мягкое и постепенное приучение. Конечно, без критики и наказаний.
Именно сейчас появляется понятие интимности. Учим ребенка тому, что к его телу никто не может прикасаться. Только родители и врач (если это необходимо). Об этом — в следующей статье.
Игры детей на сексуальную тематику – отличный повод для начала полового воспитания.
Лучше всего начать с того, что обсудить с ними строение тела, поговорить о том, что у мальчиков и у девочек есть одинаковые части тела, а есть разные. Разные называются половыми. Их не принято выставлять напоказ.
Половые органы имеют свои названия. И это точно не «варенички», «краники», «ромашки» (народное творчество тут безгранично)). Это пенис и вагина. Если вам такие названия кажутся слишком официальными для ребенка, вполне приемлемы «пися» и «писюн». Важно, чтоб ребенок мог в ваше отсутствие объяснить, что его беспокоит (если такое случится), и чтоб над ним не смеялись другие дети.
Дети 3-6 лет играют в игры с элементами сексуальности – это свойственно возрасту. Куколки (или даже машинки)) могут обниматься, целоваться, жениться – так дети изучают социальные роли. Игры в доктора, «ты покажи мне, а я тебе» тоже носят познавательный характер. Они могут быть между детьми одинакового возраста.
Важно следить, чтоб не было проникновений в отверстия тела, чтоб дети не были агрессивными или подавленными после игр.
А еще ведь сексуальность – это не только физические проявления. Это и чувства. И кроме того, что есть механизм, есть еще и что-то неуловимое и теплое в груди, есть любовь, нежность. Пока мы не назовем ребенку, что это, не расскажем, что любовь бывает разной – он не будет знать, что тоже умеет любить.
В 3-6 лет дети, как уже было сказано, впервые сталкиваются с проявлениями своей сексуальной стороны. Они еще совсем не умеют справляться с ней. Это что-то непонятное, необычное, но очень привлекательно и приятное. Им нужно постепенно найти баланс между «хочу» и «можно». Между телом и чувствами. Научиться оберегать себя. И только мы, взрослые можем им в этом помочь.
Поэтому, давайте сделаем вдох и выдох. Вспомним о том, что нас всех не нашли в капусте.
Обнимем деток. И… скажем им правду)
P.S. Если тревоги и вопросы родителей остаются, воспитателю хорошо бы обратиться за помощью психолога, инициировать групповую встречу на тему сексуального воспитания детей. Где специалист поможет родителям справиться с тревогой, разъяснит, как реагировать на проявления сексуальности, ответит на вопросы. Это и сигнал родителям, о здоровом отношении воспитателя к детям и теме сексуальности.
Телефон нашего специалиста: 096 058 83 87
Фото: страница автора, depositphotos.com
Читайте также
Источник
На чтение 7 мин.
Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.
Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками
Физические изменения
Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5—3 кг.
- Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
- Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
- Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
- Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
- Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.
Навыки и умения
Достигнув двух лет, ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.
Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный
Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения — одна из первых задач для родителей.
Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:
- бессмысленно чертить карандашом по листу бумаги;
- пользоваться словарным запасом, состоящим менее чем из ста слов;
- играть в кубики или собирать конструктор из трех деталей;
В два года малыш может собрать простой конструктор
- много раз слушать полюбившуюся песенку или сказку;
- общаться с ровесниками, пока еще без слов.
Становление речи
В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.
Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.
Игры
Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.
Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.
В два года с малышом можно играть ролевые игры
В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой — купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.
В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.
Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.
Кризис двухлетнего возраста
Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.
Истерики в два года – обычное явление
Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.
Характер поведения в переходный период
Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.
Истерика в магазине за игрушкой
Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.
Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.
Причины изменения поведения ребенка
Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.
Проверка границы дозволенного
В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.
Негативизм в два года
Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.
Истерика – это требование внимания
Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.
Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.
Разрешение кризисной ситуации
Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.
Советы родителям
Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.
Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.
Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.
https://youtu.be/hBqgIO0If-s
Источник
Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет».
Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают
больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения
в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше
уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической
розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством
ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло
— рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте,
когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет
ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и
физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает
удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше
не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность.
С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее
чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей
ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому
контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он
может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно
поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху
в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти
через кризис, не препятствуя развитию личности.
Обойти препятствие
Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство
вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом
деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если
вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из берегов», превратившись
в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю
и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить
границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности.
Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас
завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих
маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру
в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел?
Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции:
«Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?»
Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание
вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию,
если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до
угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то
более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться,
похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.
Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться
ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит
не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте.
Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу
просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной
сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор
с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же.
Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение
с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления,
если он знает об этом заранее. «Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать
минут мы будем обедать». Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу
и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень
хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите
ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько
он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит,
что уже полностью одет и готов к выходу.
Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться
непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые
нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть
предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник
или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите
малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит
«нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть
никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком
и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить
и еще раз объяснить, с чем связан запрет.
Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю
и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет
или не хочет, и, принимая его «нет» Вы проявите уважение к его
потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там,
где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться
некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.
За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный
или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»
Читайте другие статьи из раздела «Советы психолога»:
Детская агрессия
Почему малыши жадничают
Если ребенок лжет
Поделиться ссылкой в соцсетях: |
Источник