Ребенок 2 года часто пугается
В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».
Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.
Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.
В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.
Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.
Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.
До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.
Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.
Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.
Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.
Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.
Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.
Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.
В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.
Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.
Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.
Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.
Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.
И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.
В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.
Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.
Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.
Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.
Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.
Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.
Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.
Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.
Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.
Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
Источник
Alenka22
27.05.2016, 14:08
Добрый день!
Прошу помочь моей дочке. 2 года, развитие в норме, активная, любознательная, любит танцевать, практически полноценная речь, но по характеру скорее интроверт, скромная. На улице ударилась об едущий велосипед, я не успела её отвести. На велосипеде ехала девочка лет 5-ти. Дочка ударилась не очень сильно, только на лбу ссадина, но очень сильно испугалась. Плакала практически до истерики. Плюс ещё девочка с велосипеда кинулась её утешать, очень громко и настойчиво. Сначала вроде бы все в порядке было, но через пару дней дочь стала бояться велосипедов, самокатов (от них прямо шарахается в сторону) и детей. Если ребёнок (даже совсем маленький) подходит очень близко, или громко кричит рядом, размахивает руками и пр., Алина тут же сильно нервничает, пытается убежать, просится писать (хотя и не писает), говорит пойдём домой. Я все время рядом с ней на улице, обнимаю её, говорю что все хорошо, что я рядом. Пытаюсь перевести пугающий момент в шутку (ой, как мальчишки кричат! Играют в догонялки, и никак не догонят!), в песочнице с подошедшими детьми организую игру рядом (ты лепи цветочек, а ты самолёт), улыбаюсь и т.д. Но у меня ощущение, что все равно каждая прогулка для неё заканчивается стрессом. Это продолжается уже три дня, и каждая прогулка — это вот так. Дома тоже сидеть не хочется, лето ведь, да и Алина гулять идёт с удовольствием.
Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить? Может её вообще на время изолировать от общества детей и сменить обстановку (можем уехать ненадолго в частный дом)? Или лучше все таки оставаться дома и пытаться постепенно убрать страх? Просто тут у нас от детей никуда не спрятаться, домов много, площадок мало, на велосипедах сейчас катаются везде… В парках то же самое.
Меня очень тревожит то, что она сейчас просится писать, когда пугается. Не хочу энурез заработать…
Зимой она однажды испугалась сильного крика девочки рядом (хотя с девочкой этой давно знакома), потом где-то с месяц обходила её стороной.
Заранее благодарю за помощь!!!
RadmilaPon
31.05.2016, 20:11
Добрый день!
Прошу помочь моей дочке. 2 года, развитие в норме, активная, любознательная, любит танцевать, практически полноценная речь, но по характеру скорее интроверт, скромная. На улице ударилась об едущий велосипед, я не успела её отвести. На велосипеде ехала девочка лет 5-ти. Дочка ударилась не очень сильно, только на лбу ссадина, но очень сильно испугалась. Плакала практически до истерики. Плюс ещё девочка с велосипеда кинулась её утешать, очень громко и настойчиво. Сначала вроде бы все в порядке было, но через пару дней дочь стала бояться велосипедов, самокатов (от них прямо шарахается в сторону) и детей. Если ребёнок (даже совсем маленький) подходит очень близко, или громко кричит рядом, размахивает руками и пр., Алина тут же сильно нервничает, пытается убежать, просится писать (хотя и не писает), говорит пойдём домой. Я все время рядом с ней на улице, обнимаю её, говорю что все хорошо, что я рядом. Пытаюсь перевести пугающий момент в шутку (ой, как мальчишки кричат! Играют в догонялки, и никак не догонят!), в песочнице с подошедшими детьми организую игру рядом (ты лепи цветочек, а ты самолёт), улыбаюсь и т.д. Но у меня ощущение, что все равно каждая прогулка для неё заканчивается стрессом. Это продолжается уже три дня, и каждая прогулка — это вот так. Дома тоже сидеть не хочется, лето ведь, да и Алина гулять идёт с удовольствием.
Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить? Может её вообще на время изолировать от общества детей и сменить обстановку (можем уехать ненадолго в частный дом)? Или лучше все таки оставаться дома и пытаться постепенно убрать страх? Просто тут у нас от детей никуда не спрятаться, домов много, площадок мало, на велосипедах сейчас катаются везде… В парках то же самое.
Меня очень тревожит то, что она сейчас просится писать, когда пугается. Не хочу энурез заработать…
Зимой она однажды испугалась сильного крика девочки рядом (хотя с девочкой этой давно знакома), потом где-то с месяц обходила её стороной.
Заранее благодарю за помощь!!!
Здравствуйте!
Из Вашего описания у меня сложилось впечатление, что Вы тоже испугались. Это так?
Alenka22
31.05.2016, 21:53
Добрый день, Радмила Руслановна! Спасибо за Ваше внимание!
Конечно, я испугалась, потому что со стороны казалось, что удар был сильный. Я боялась серьезных физических повреждений. Но Алина активный ребёнок, и у нас нередко возникают синяки и ссадины. Поэтому когда я увидела, что с ней все в порядке, то стала просто успокаивать, целовать-обнимать. Не думала даже, что этот случай приведёт к такому испугу у неё.
Сейчас переживаю, потому что хотела осенью выйти на работу и отдать Алину в сад, ей будет 2,5 года, но с такой боязнью детей это становится невозможным, это будет огромным стрессом. До случая с велосипедом не могу сказать, что она тянулась к детям и хотела с ними играть, но относилась ровно, с интересом наблюдала за игрой старших деток… Ну вот был тогда зимой ещё один случай, когда испугалась громкого крика девочки. Но она потом боялась конкретно её.
Сейчас ситуация немного улучшилась. Велосипедов и самокатов не шарахается, говорит «мальчик катается на велосипеде»/»девочка на самокате», запомнила, как я научила, что надо отходить в сторону, когда кто-то едет на неё. Но с детьми такая же проблема, если они поблизости. Не лезет на горку, если там хотя бы один ребёнок. Вылезает из песочницы, если к ней подходят дети (остаётся, если я начинаю с ней играть, но вижу, что игра её не увлекает сильно, она как будто в испуганном ожидании).
Alenka22
31.05.2016, 22:04
Извините, случайно продублировала сообщения, не знаю, как удалить лишнее
Alenka22
13.06.2016, 21:20
Уважаемые доктора, пожалуйста, могли бы Вы посоветовать, что делать в нашей ситуации? Как помочь дочке перестать бояться детей?
За прошедшее время ситуация немного менялась, то в лучшую, то в худшую сторону. Недавно я подумала, что все совсем уже прошло, Алина даже поиграла сама рядом с ребёнком в песочнице. Но вот один раз мы сходили на занятие в садик, а там было много детей в этот раз, она один раз потеряла меня из виду и испугалась до плача, потом мы уехали на три дня на дачу, сегодня по возвращении радостно пошли на площадку гулять, но там дети 5-6 лет активно лазили по трубе и громко кричали — все, мы не пошли ни на качели рядом, ни на горку (там катался малыш с мамой), и в итоге пошли домой. Хорошо, хоть без плача и позывов пописать…
Я ужасно расстроена и не знаю, что делать. Все это время я была с дочкой днями напролёт, даже бабушки с ней не оставались, а муж много работал. Я не ругаюсь на неё, Боже упаси, не бью, все конфликты мы разрешаем почти без истерик, стараюсь выстраивать для дочки границы. И вообще, со мной она всегда весела и активна.
RadmilaPon
16.06.2016, 09:59
Скажите, пожалуйста, нравится ли Вам быть среди людей, когда их много? Нравится ли находиться на площадке среди других мам и детей?
Alenka22
17.06.2016, 00:31
Добрый день, Радмила Руслановна! Спасибо, что вновь откликнулись…
Я люблю гулять на площадке, когда там много мам с детьми, у нас много знакомых там постоянно гуляют, т.е. это возможность пообщаться и для меня, и, как я надеялась, для дочки. И вообще, как то веселее всем вместе гулять, чем одной… Мне не хватает общения со взрослыми людьми)), и я использую каждую возможность…
Если говорить вообще, я признаю, что по натуре я скорее интроверт, особенно это проявлялось в раннем детстве. Но тогда ещё сильную роль сыграла среда, в которой я жила. Но я никогда не боялась и не боюсь общества людей, мне нравится общаться и с новыми людьми, и с имеющимися друзьями и приятелями.
Сейчас мы дружим с несколькими семейными парами, у которых дети такого же возраста, как Алина (так получилось, что они все родились с максимальной разницей в 1 мес), периодически мы вместе выбираемся в интересные места, зоопарк, театр для самых маленьких и пр., ездим друг к другу в гости.
Да и в целом, мы не сидим безвылазно дома, постоянно ездим то в магазин, то к бабушкам, осенью и зимой (до марта) ходили в бассейн на грудничковое плавание, потом с мая стали ходить в гос.садик на развивающие занятия. В садик с удовольствием идёт, там слушает сказку, отвечает на вопросы, все повторяет, танцует на музыкальном занятии и т.д. Но я все время рядом с ней.
Такой проблемы, чтоб Алина настолько чуралась и боялась детей, раньше не было. Она могла бояться каких-то особенно шумных или «любвеобильных» деток, но в момент, и не всех подряд. С детьми постарше вообще всегда хорошо общалась. Все началось с того злосчастного ЧП с велосипедом…
Я заметила, что сейчас она вообще стала больше всего бояться… Неудачно скатилась с горки (но не упала, бабушка успела её поймать), — я только спустя день еле уговорила её скатиться, держала за руку. Игрушек каких-то новых, совершенно безобидных, может сначала бояться, а на другой день их обнимать… Взрослых чужих не боится, но стесняется, не разговаривает с ними. Стала побаиваться собак, хотя раньше неслась ко всем без исключения погладить. А сейчас сначала за меня хватается, а потом смеётся и говорит, надо погладить.
Буквально недавно у нас произошёл речевой «взрыв». Алина стала полностью выражать свои мысли словами. Говорит постоянно, озвучивает свои и чужие действия, поёт песни и рассказывает стихи. Часто говорит громко, даже если вокруг тишина, или я с ней спокойно разговариваю. Не знаю, может это как-то связано…
RadmilaPon
18.06.2016, 22:26
Может её вообще на время изолировать от общества детей и сменить обстановку (можем уехать ненадолго в частный дом)? Изоляция только укрепит идею, что дети опасные.
Что происходит с Вами, когда дочка пугается?
Ваш эмоциональный фон сейчас какой? Насколько Вы напряжены/спокойны/другие варианты?
Что делаете, когда дочка пугается сейчас?
Alenka22
18.06.2016, 23:46
Я по большей части спокойна и дружелюбна, иногда пребываю в расстроенно-депрессивном состоянии, поскольку устала от бытовой рутины, сидения дома и отсутствия денег, а изменить ситуацию сейчас возможности нет. Но стараюсь занимать себя какими-то новыми делами, поездками к родне, менять обстановку, это помогает набраться сил.
Когда дочь пугается, спокойно и ласково разговариваю с ней, говорю что все хорошо, детки все играют, отвлекаю чем-нибудь или начинаю совместную игру (если ребёнок рядом и хочет пообщаться). Обнимаю-целую (если сильно испугалась, до слез). В садике, когда время свободной игры, предлагаю разные игрушки посмотреть, если не хочет или начинает нервничать — не настаиваю, тогда она просто сидит рядом со мной.
Сейчас, если я рядом с ней неотлучно, то нормально играет и занимается в саду на занятиях. Если я исчезаю из поля зрения или даже просто на отдалении 2-х метров нахожусь, тут же нервничает, убегает, если меня не видит — плач.
Если дочь в дурном настроении (как было после нашего приезда с дачи, да, Вы правы, даже трёхдневная изоляция плохо сказалась), и вообще не хочет находиться там, где есть дети, постоянно шарахается всех, ноет и пр., я чувствую раздражение и грусть, переживаю, что не смогу выйти осенью на работу, отдав Алину в садик. Понимаю, что эти чувства ситуацию никак не улучшат, а наоборот, и ещё больше от этого расстраиваюсь.
Когда прогулка и занятия в саду хорошо проходят, радуюсь, настроение улучшается…
Сегодня стала дома проигрывать с мягкими игрушками тему садика и шумной игры детей. Рассказывала все по расписанию сада, как детки приходят, завтракают, играют-гуляют, спят и пр. Дала ей маленького Мишку и момент когда «дети играют», показывала, что все прыгают, бегают и шумят, предлагала дочке тоже пошуметь, поиграть так. Сначала стояла молча, смотрела, но не пугалась. Игра Алине понравилась, вечером сама предложила поиграть снова и повторяла, как шумно детки играют. Как Вы считаете, это может помочь в таком возрасте?
RadmilaPon
29.06.2016, 14:13
Такая игра поможет. Продолжайте побуждать ее играть шумно, кричать, рычать и пр. Делайте это вместе. Если обеим ва это будет доставлять радость, будет просто отлично!
По Вашему описанию мне кажется, что Вы делаете все хорошо.
Придумайте (или вместе с дочерью) маленький амулет, чтобы она могла носить мамину любовь, часть мамы с собой. А Вы что-то от нее, чтобы она знала, что Вы помните про нее.
Alenka22
30.06.2016, 22:32
Радмила Руслановна, добрый день!
Огромное спасибо, что ответили! Очень рада была прочитать, что все делаю правильно!..
Боюсь сглазить, но наши страхи вроде бы медленно, но верно утихают. Пока нет больше слез, Алина начала ходить по площадке хотя бы н небольшом отдалении от меня, наблюдает за детьми рядом, и даже пытается знакомиться 🙂 говорит «привет, как тебя зовут?», как говорила я до этого. Подходит и забирает свою игрушку, или просит словами чужую поиграть… Если пугается громкого крика бегающих детей, я напоминаю ей про нашу игру в садик, и она успокаивается… В общем, будем продолжать в том же духе))
Большое спасибо про подсказку с амулетом, обязательно воспользуемся!
RadmilaPon
01.07.2016, 08:06
Удачи!
Источник