Ребенок 2 года боится волка
Или медведя. Или лису. Поэтому читать мы про них не будем, а перелистнем страницу. И мультик тоже прокрутим вперед.
Дочери 2,3. Я понимаю, что страхи — это возрастное, но такие страхи у нас уже несколько месяцев не проходят. Со старшей у меня такого не было, она лет до 6, по-моему, вообще ничего не боялась (пока от подружки не узнала, что темноты положено бояться).
Нельзя сказать, что ситуация нас очень уж напрягает, я послушно перелистываю страницы, прокручиваю мультик, и дальше все продолжается спокойно. Но во-первых, я хочу знать, что означают именно эти страхи (картинки сутеевские, надо заметить, и вправду страшноватые, я сама их в детстве боялась). Во-вторых, как научить девочку с ними справиться.
Даша вообще девушка трепетная. Когда я вхожу в роль и изображаю (только голосом и интонацией, без картинки!) медведя или волка, она тоже просит «не говорить страшным голосом». А Маруся, наоборот, любила очень такое «ролевое чтение» с максимальными контрастами. В принципе, Даша тоже любит, но без страшных персонажей.
Или пока ограничиться абсолютно бесконфликтными историями?
08.02.2005 00:31:29, Инес
11 комментариев
Возможно, дело в «ролевом чтении».
Кстати, многих пап обвиняют в безэмоциональном чтении сказок, без чувства, толку, расстановки.
А малышам нравится:)
09.02.2005 21:30:19, Элла Прокофьева
Ну, совсем «без чувства» нам тоже не очень нравится :). Главное, «мама, не говори таким страшным голосом» 🙂
10.02.2005 10:59:39, Инес
Я тут (как, впрочем, и обычно) следовала за ребенком. Не хочет — не читаю. В 2.3 сын очень любил смотреть мультик про Айболита, но Бармалея смотреть не хотел ни за что. Научили его прокручивать диск, и он сам выбирал, что ему смотреть. А потом постепенно (сейчас уж и не вспомню, когда именно) стал смотреть и Бармалея, и все остальное. Сейчас у него другие «фишки» — теперь говорит «боится», когда высоко поднимаю или кручу, а раньше не боялся. Ну, я учитываю, хотя по чуть-чуть показываю, что и как делать безопасно. Двигаемся помаленьку…
09.02.2005 12:38:36, Svetlana:)
Угу, спасибо. Еще Даня говорит: «Мама, возьми меня на колени, тогда я не буду бояться». Тоже практикуем :).
Светлан, а есть какие-то критерии, по которым можно определить, что этот страх «нормален», а в этом — следует насторожиться?
Глупый вопрос, наверное. Но мне бы хотелось как-то помочь дочке…
09.02.2005 13:17:04, Инес
Лично мое мнение — мы им этим и помогаем, тем, что даем возможность прожить свои собственные периоды развития так, как это им лучше. Помогаем тем, что даем ощущение защиты, сажая на колени, позволяем постепенно привыкнуть к страшному, пропуская страшные страницы и кадры. И т.п. И вообще — внимательно и с уважением относимся к их индивидуальным проявлениям. Все придет к ним в свое время. Чтобы сформировалась храбрость, лучше, чтобы вот это базовое чувство защищенности сформировалось в раннем возрасте.
Насчет критериев — наверное, они есть. Я точных формулировок не знаю. Исхожу из общих наблюдений — если ребенок вполне жизнерадостен, то отдельные страхи по поводу конкретных книжек или ситуаций — это, имхо, нормально. Я бы тревожилась, если это — либо генерализуется, то есть страх становится обобщенным, ребенок начинает бояться слишком многого или бояться вообще — непонятно чего. Либо проявления становятся чрезмерными, ну, это заметно, тогда ребенок и сказать-то толком не может, плачет или в себе замыкается.
Да, еще последствия конкретных испугов и травм я предпочитаю снимать сразу, чтобы не копились. Ну, эту тему ты помнишь, наверное.
09.02.2005 17:03:02, Svetlana:)
Спасибо большое!
Как всегда, точно и оптимистично :))
Пожалуй, в целом, Дашута очень жизнерадостна — все улыбается, со всеми кокетничает и ведет светские беседы.
Так что в общем, все хорошо, наверное.
10.02.2005 10:58:38, Инес
Напомните, пожалуйста, как сразу снимать последствия испугов?
10.02.2005 01:35:42, Dalia
Вот тут посмотрите.
Если нужны уточнения — на мейл вопросы присылайте.
10.02.2005 14:44:11, Svetlana:)
Я выбрала последнее. Страх именно волка у старшей был наверное с года и до сих пор не прошел совсем(почти 10 лет), несмотря на многие-многие беседы, рассказы, фильмы о волках. Самое инетерсное, что единственной причиной такого страха я могу назвать «придет серенький волчок и утащит за бочок», услышанное в младенчестве…
08.02.2005 10:11:19, hanhi
Да, неисповедимы пути детского фольклора…
Старшая у меня, наоборот, большая фанатка всякого зверья. Хищников защищает — им, дескать, тоже кушать надо.
А вот с младшей — очень трудно найти абсолютно бесконфликтные истории, и совершенно непредсказуема детская реакция. Например, кого можно бояться в мультике про Бременских музыкантов? Разбойников? Атаманшу? Как бы ни так! Мы боимся безобидного Пса! Правда, Пса Даня еще согласна смотреть с мамой («Мама, возьми меня на колени, тогда я буду с тобой сидеть и не буду бояться»), а прочих волков-лис требуем сразу пролистать (прокрутить).
08.02.2005 15:07:22, Инес
Источник
Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru
© Кадр из сериала «Игра Престолов»
Однажды ваш ребенок говорит: «Мама, я боюсь». Не высоты, не упасть или обжечься, не грозы и грома, а декоративной руки на стене, котенка Финдуса, мужчину с большими усами за соседним столом – в общем, совсем неожиданных объектов. Точнее того, что за ними, того, что скрыто, собственных фантазий. С тех пор, как дети научаются воображать и придумывать, их фантазия, как выясняется, то и дело подсовывает им что-то такое, чего нужно обязательно бояться.
Наталья Зайцева, мама и журналист
Страх – базовая эмоция. Он нужен человеку, чтобы вовремя оценить опасность, чтобы «спрятаться или убежать». Эта эмоция запускает в организме мобилизующие процессы, готовит его к сверхсильным нагрузкам, к возможностям повреждений, активирует периферическое зрение, сердце начинает биться быстрее – словом, спасайся, малыш. Но нам уже давно не приходится убегать от диких зверей, поэтому наши цивилизованные страхи обросли специфическими особенностями и поделились на три типа:
- навязчивые – возникают в определенных жизненных ситуациях (страх высоты, замкнутого пространства, врачей, быстрой езды);
- бредовые – те, которые объяснить невозможно, самые тяжелые страхи, которые могут указывать на расстройства психики;
- сверхценные – это экзистенциальные страхи смерти, темноты, одиночества, сюда же относят страхи-фантазии, те самые, которые появляются в воображении ребенка, особенно ярко «живут» в его сне.
Страх собственных фантазий среди этого списка – самый «детский»: рассудительные взрослые все еще могут бояться смерти или темноты, но редко боятся сказочных или выдуманных персонажей (а если это так, то это, несомненно, клинический случай). Происходит так потому, что маленький ребенок в определенном возрасте (примерно в два года) знакомится с более сильными, чем прежде, эмоциями, встречает их в окружающем мире, в близком круге и, наконец, в себе самом. Он оценивает эти эмоции, и для того, чтобы ему научиться с ними правильно взаимодействовать (правильно – в данном случае значит без дальнейших травм), ему нужна постоянная тренировка, то есть столкновение с ними. В конечном итоге, как и миллионы лет назад, – для выживания, только теперь на более сложном уровне. Именно поэтому страхи часто появляются как будто из ниоткуда – в маленькой голове все время происходят сложные процессы создания пугающих персонажей или ситуаций, о которых взрослые узнают, только когда они вербализуются.
Когда и как нужно спасать ребенка от страхов
Психологи говорят, что делать это нужно совсем не всегда. В первую очередь, нужно внимательно слушать. Дети по-разному говорят о том, чего они боятся. Одни страхи пугают их в прямом смысле – до дрожи, о других они спокойно сообщают как о чем-то обыденном. Такой страх скоро уйдет сам, с ним не нужно бороться, это обычная пугающая фантазия, которую создало богатое воображение вашего малыша.
Но если вы видите, что страх парализует ребенка и не дает двигаться дальше в прямом или переносном смысле, если ребенок прячется в вас, залезает на руки и даже плачет – то, конечно, стоит помочь ему это все преодолеть и победить.
1. Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите: да ты что, это же совсем не страшно. Это вам кажется, что это «всего лишь» маленькая волна. Он же видит, что эта волна только что смыла и уничтожила построенный им дом из камней, а это означает только одно: что она так же может уничтожить и его самого. Все детские страхи (тем более фантазии) — чрезвычайно важны. Важны не столько своим первоначальным смыслом, сколько родительской реакцией на них. Именно от вас они ждут поддержки, и обесценивание – не совсем то, ради чего они прячутся у вас под мышкой.
2. Защитите, примите, а потом говорите. Лучше всего, если у вас есть возможность, обнимите ребенка и согласитесь с ним: я вижу, что тебя очень испугал этот кит – расскажешь мне, почему? Скорее всего, сразу он не расскажет. Тогда вам придется признаться, что и вас тоже что-то пугало, когда вы были ребенком, и о том, как ваша мама вас защитила. Пообещать, что и вы обязательно его защитите. Аккуратно выяснить, почему же именно этот персонаж такой страшный. А потом использовать простые техники, которыми пользуются психологи всего мира.
3. Нарисуйте этот страх. Если ребенку нравится рисовать, попросите его нарисовать то, что его напугало, а затем разберите рисунок подробно. Выясните, где у этого персонажа глаза, руки, может быть, зубы, обратите внимание, как нарисованы части тела, – ребенок в рисунке всегда выделяет наиболее важное, потому, изображая страх, он наверняка нарисует крупнее то, что пугает его больше всего. После подробного разбора вам станет яснее, с чем именно нужно бороться. Сочините вместе историю этого персонажа – почему он такой? Почему у него такие большие зубы? Чтобы съесть кого-то? А что он любит есть? Маленьких мальчиков? Кто это сказал? А может быть такими большими зубами удобно грызть яблоки или морковку? Давай нарисуем ему яблоко! Слишком большие руки? Давай подарим ему гитару – пусть он на ней играет! Не нивелируйте страх – очеловечьте его и задобрите. Если в следующий раз ребенок снова скажет, что боится того же персонажа, напомните ему, что вы уже сделали, повторите историю.
4. Сказка про страх. Рисунки не участвуют, зато придется разговаривать. Расскажите ребенку историю, в которой он – главный герой, где он отправляется на встречу со Страхом, но обязательно вместе с Помощником (мамой, папой). Предлагайте ему самому продолжать рассказ о том, как он победил то, что его пугает, – или, еще лучше, пожалел или подружился с ним. Методы, как в рисунке. Выясните, что больше всего пугает, предлагайте разные варианты причин, почему так случилось, что этот персонаж стал именно таким. Сказка обязательно закончится добром, и довольно скоро (если не сразу) страх сойдет на нет.
5. Если вы показываете ребенку мультфильмы – обратите на них внимание. Может быть, раздражитель где-то в них. Пересмотрите, найдите и устраните причину. Читайте книги внимательно, может быть, кто-то из любимых персонажей сделал что-то неожиданное и пугающее, вы не заметили, а ваш ребенок впечатлился. Обратите внимание на современную детскую литературу, в ней очень много прекрасных книг о проживании детьми страхов, с маленькими персонажами в главной роли – специально для таких случаев.
6. Обратите внимание на себя. Иногда детские фантазии – метафоры ситуаций в семье или близком окружении. Выслушайте ребенка и подумайте, может быть, таким образом он переживает какую-то внешнюю историю. В этом случае самой лучшей помощью будет налаживание микроклимата в доме. А если это по каким-то причинам невозможно, поговорите с ребенком, осторожно и деликатно объясните ему, почему сейчас всё обстоит именно так. Опять же, не нивелируйте страх, но пообещайте, что будете всегда делать все возможное, чтобы его защищать в любом самом темном лесу. И конечно постарайтесь сдержать обещание.
В норме детские страхи-фантазии появляются и проходят за три-четыре недели. Если стадия задерживается, перерождается или усиливается, не бойтесь обратиться к детскому психологу. В раннем возрасте и на ранних этапах детские навязчивые страхи снимаются просто и быстро. Самое главное – не позволяйте детскому страху вызвать в вас, взрослом, страх того, что «с ним что-то не так», не накручивайте себя. Этот период проходят все дети. Волноваться нужно тогда, когда ребенок не боится ничего.
Что почитать на тему
- Александр Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»
- Марина Осорина «Секретный мир детей в пространстве взрослых»
- Эда ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»
- Леви Пинфолд «Черный пес»
Читайте также:
Почему мы перестали доверять бабушкам и как быть, если бабушка бесит
Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну
«Мама, я больше не чудо, я – чудовище». Как быть с детскими истериками
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник
В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».
Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.
Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.
В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.
Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.
Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.
До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.
Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.
Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.
Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.
Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.
Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.
Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.
В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.
Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.
Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.
Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.
Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.
И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.
В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.
Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.
Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.
Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.
Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.
Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.
Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.
Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.
Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.
Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
Источник