Ребенок 2 года боится детей в детском саду

Каждый ребенок индивидуален. Одни любят шумные и веселые компании, другие же предпочитают сидеть в тихом уголке и играть. Довольно часто родители приходят к врачу с проблемой: ребенок боится детей. Особенно часто такая ситуация возникает в детском саду. О методах коррекции данной проблемы и пойдет речь далее. Вы узнаете, что нужно делать, когда ребенок боится детей в садике. Также стоит сказать о возможных причинах такой проблемы.
Почему ребенок боится детей?
Причиной такой ситуации может быть что угодно. Подумайте, может, вашего малыша кто-то обидел? Это необязательно должно произойти в саду. Быть может, у крохи забрали игрушку на детской площадке или толкнули. Это могли быть не только ровесники, но и более старшие детки.
Также часто ребенок боится чужих детей. Это возникает по той причине, что малыш растет один. В возрасте 2-3 лет он чувствует себя центром вселенной. Все должно крутиться вокруг него. Малыш еще не понимает и не принимает посторонних детей как самостоятельных личностей. Ребенок думает, что все должны заботиться о нем.
Иногда ребенок боится других детей из-за различных патологий нервной системы. Однако в этом случае присоединяются дополнительные симптомы проблемы.
Как бороться с проблемой?
Что делать, если ребенок боится детей в детском саду? Способов решить эту проблему несколько. На каждого малыша может подействовать определенный метод. Тогда как другому ребенку он категорически не подойдет. Итак, выясним, что нужно делать, когда ребенок боится детей в садике.
Поговорите с малышом
Начните дружелюбную беседу. Попробуйте наводящими вопросами выяснить, почему ребенок боится других детишек. Никогда не спрашивайте в лоб, кто обидел кроху. Возможно, ребенок не пойдет на контакт и не захочет с вами всем делиться.
Расспросите, чем малыш занимается в садике и что ему больше там нравится. После этого мягко подведите к тому, чем ребенок недоволен. Спросите, что бы он хотел изменить. Возможно, кроха пожелает поменять воспитательницу или не сидеть за одним столом с Машей (Мишей, Сашей). Исполнив прихоть ребенка, вы исправите ситуацию, и он больше не будет бояться ходить в детский сад.
Защищайте ребенка
Пока ваш малыш еще очень мал, ему нужна надежная защита родителей. Не пускайте на самотек все, что происходит между малышами на детской площадке. Будьте справедливы. Если у ребенка кто-то забрал игрушку или обидел его, то вступитесь за кроху. Не нужно наказывать обидчика. Просто поинтересуйтесь, а спросил ли он мнение вашего ребенка, когда отбирал игрушку. Скажите, что эта вещь принадлежит именно вашему малышу и попросите вернуть ее обратно.
Почувствовав вашу опеку и защиту, ребенок будет чувствовать себя увереннее и перестанет всего опасаться. Аналогичным образом попросите поступать и воспитателей в детском саду. Восстановите справедливость.
Предоставьте ребенку компанию
Если в вашей семье живет маленькое количество человек, то малыш может бояться детей из-за того, что просто не привык к их обществу. В этом случае стоит подготовить его к садику. Предоставьте ему компанию. Если у вас есть друзья с детками, то старайтесь чаще с ними видеться. Когда же таких знакомых нет, посещайте людные места. Ходите с ребенком на выставки, детские площадки и парк. Пусть ребенок постепенно учится общаться со своими сверстниками и более старшими ребятишками.
Расскажите, как вы любите ребенка
Часто ребенок боится детей младшего возраста, когда у него есть брат или сестра. В этом случае кроха видит ваше отношение к младенцу и считает, что вы его любите больше. Именно поэтому малыш старается не общаться с малышами и своими сверстниками. Решить эту проблему довольно просто.
Расскажите крохе, как он вам дорог и насколько сильно вы его любите. Хвалите малыша чаще и уделяйте ему время. Попробуйте провести весь день вместе с ребенком, оставив младшего папе или бабушкам. Пусть ребенок почувствует, что он для вас не менее дорог, чем его братик или сестричка.
Расскажите, что ходить в садик – это очень весело
Поговорите со своим малышом и расскажите ему, что детский сад – это лучшее, что может быть в его жизни. Возможно, у вас есть увлекательная история о том, как вы посещали это детское учреждение. Расскажите крохе, что придет время, и нужно будет прощаться с садиком.
Также стоит объяснить ребенку, что вы сейчас тоже с удовольствием пошли бы в детский сад. Однако из-за своего возраста и обязанностей, к сожалению, не можете сделать этого. Пусть ребенок почувствует себя счастливчиком.
Обратитесь к воспитателю
Если ребенок боится деток в садике и не хочет вам рассказывать причину этого, то есть смысл поговорить с воспитателем. У педагога вы можете напрямую спросить о причинах возникшей проблемы. Быть может, что все не так серьезно, как вам кажется.
Посетите врача
Если ваш ребенок боится людей, то, возможно, есть смысл обратиться к медику. Также этим способом стоит воспользоваться тогда, когда ваши силы не помогли решить возникшую проблему.
Для начала посетите педиатра. Расскажите врачу о ваших проблемах и страхах крохи. Специалист здраво оценит ситуацию и назначит вам определенное обследование. Возможно, врач порекомендует посетить невролога или психолога. Эти врачи имеют определенные навыки общения с детками. Врачу не составит труда наводящими вопросами или в ходе игры выяснить, что же именно стало причиной страха. После этого медик может назначить соответствующую коррекцию. Большинству деток достаточно нескольких сеансов, чтобы побороть свои страхи. В остальных же случаях врач назначает определенные препараты, которые помогают справиться со стрессом.
Альтернативный способ
Если ваш ребенок боится детей в саду, но нормально контактирует с ребятишками во дворе, то есть смысл подумать о смене образовательного учреждения. Помните, что никогда нельзя ругать малыша и игнорировать его страхи.
Если у вас есть такая возможность, то смените детский сад и посмотрите, как малыш будет вести себя в другом месте. Если ситуация исправится, и ребенок перестанет бояться, то можете считать, что вы смогли побороть эту проблему.
Стоит отметить, что в некоторых случаях капризы являются банальной прихотью малыша. При этом не стоит идти на поводу у ребенка.
Заключение
Здоровье малыша, в том числе и психологическое, является очень важным пунктом в воспитании и развитии. Всегда обращайте внимание на состояние ребенка. Не игнорируйте возникающие проблемы. В противном случае патология может приобрести более серьезные формы и осложнения.
Воспитывайте детишек правильно! Успехов вам!
Источник
Воспитание детей требует много сил и времени. Каждая мама и папа мечтают, чтобы их чадо росло здоровым, сильным и умным. В идеале они желают воспитать социально активных детей, которые будут идти на контакт со сверстниками и уметь излагать свое недовольство. Но не у всех деток это получается. А что делать, если малыш плохо говорит, боится других детей и животных? Где гулять с ребенком, как развивать его способности? Попробуем разобраться.
Возможные причины
Если ваш малыш не любит находиться в людных местах, не терпит шума и компаний, то это не значит, что он не такой, как все. Иногда дети хотят играть сами, но и родители должны повлиять на своё чадо. Придать его мыслям и поступкам нужное направление.
Если ребенок (2 года) боится детей, это еще не значит, что он аутист либо ненормальный. Это может говорить о том, что малыша обидели другие дети. Он мог просто не понять, что произошло, но помнить об этом и не хотеть, чтобы эта ситуация повторилась. Почти все дети хорошо запоминают ошибки первого неудачного опыта. Нет ничего удивительного, что они не желают испытать снова негативные эмоции. Навряд ли ваше чадо просто так, без видимой на то причины ограждает себя от других детей.
Все поступки ребенка говорят о ситуациях, в которых он побывал. Дети, которые редко идут на контакт со сверстниками, могут быть сильно привязаны к маме и редко выходить в общество. Из-за этих моментов малыш не знает, как себя вести, и не дружит с детьми.
Нормы для детей в 2 года
Изначально стоит разобраться со стандартами для детей в возрасте 2 лет. Если ваш малыш выполняет не все действия, которые описаны, либо говорит не все слова, не надо отчаиваться. Возможно, вы попросту не пробовали беседовать с ним на его языке, и помощь детского психолога совершенно не пригодится. Просто уделите больше времени своему ребёнку.
Моторика и физическое развитие:
- ходит по лестнице вверх и вниз. Может опираться на перила или просит руку взрослого;
- перешагивает через препятствия;
- бегает;
- встает на подставку;
- ловит и бросает мяч;
- играет в детские подвижные игры;
- рисует линии и круги/овалы;
- способен нагнуться, чтобы поднять предмет;
- управляет мимикой лица: сворачивает губы в трубочку, втягивает скулы;
- пинает мяч.
Общение и слова:
- изучает детей на площадке, пытается взаимодействовать с ними,
- может говорить отдельные слова и задавать вопросы,
- играет в прятки,
- копирует взрослых,
- просит помощи,
- понимает некоторые бытовые понятия,
- показывает сколько лет, называет имя.
Гигиена и быт:
- самостоятельно кушает и пьёт,
- сам чистит зубы,
- ходит на горшок,
- снимает и надевает трусы,
- способен снять и надеть обувь на лёгкой застёжке.
Этот небольшой перечень относится к стандартам развития детей в 2 года. Каждый малыш индивидуален, некоторые выполняют всё из вышеперечисленного и даже больше, а некоторые нет. Смотрите на развитие своего малыша и не упустите момент, когда можете его заинтересовать. Некоторые родители приучают ко всем этим процедурам, чтобы ребенок пошел в детский сад. Детей 2 лет обычно ведут в сад, если нет других условий воспитания.
Зачем детям быть социальными?
Современные родители в век новейших технологий совершенно забывают о простых истинах. Еще наши предки передавали свой опыт и знания о развитии детей не только в обучающих мероприятиях, но в основном через игры. Знаменитая «Сорока-белобока», «Ладушки», «Гуси-гуси» и прочие игры незаслуженно забыты. Хотя благодаря им можно развить не только мелкую моторику, но и мышление, память и усидчивость.
Многие дети не знают, как правильно контактировать со сверстниками. Проблема идёт из детства, такие люди даже в преклонном возрасте часто не могут нормально выразить свои желания.
Взрослые устанавливают рамки общения и хотят, чтобы дети соответствовали этим действиям. Но стоит понять, что познание мира у каждого ребенка своё, каждый малыш самостоятельно способен научиться контактировать с другими детьми, общаться, играть и даже решать конфликты. Поэтому не стоит пытаться высказывать свою точку зрения, когда она неуместна. Детская площадка во дворе — отличное место для общения малышей.
Узкий круг общения
На самом деле сама мать больше зависит от ребенка, чем он от неё. Эта психологическая ловушка зачастую ставит в тупик и вводит в заблуждение. Если ребенок постоянно проводит время только с мамой, папой или бабушкой, то возникает иллюзия, что нет нужды в других людях. Поэтому, появляясь на улице, ребенок (2 года) боится детей либо сторонится, не идет на контакт.
Бытует мнение, что если малыш видит ограниченный круг людей, то в обществе он может вести себя агрессивно. Это не потому, что он имеет такой характер, все происходит оттого, что он не имеет понятия, как общаться в расширенном кругу. Благодаря тому что ребенок постоянно проводит время со взрослыми, ему легче контактировать с ними, чем со сверстниками. Устраивая детские мероприятия, вы (и ваш малыш) получите удовольствие от процесса.
Действия родителей
- Расширьте круг общения, не только свой, но и ребенка.
- Меняйте обстановку.
- Дружите семьями — чем больше людей, тем лучше.
- Больше играйте в детские подвижные игры в компании сверстников малыша.
- Сами проявляйте интерес к занятиям с детьми.
- Чаще хвалите ребенка.
- Сначала давайте легкие задания, потом более сложные. После того как малыш справится с первыми, говорите, что он сможет, надо только подумать.
- Сначала научите ребенка игре, потом просите поиграть.
Ежовые рукавицы
У детей, которых воспитывают в строгости, больше проблем в общении, чем у детей, которых хвалят. Такой ребенок будет всегда иметь рамки, стараться угодить. Хотя почти во всех случаях такие требования к детям слишком завышены. Из-за этого ребёнок уходит в себя, потому что проще остаться наедине со своими мыслями, где тебя не будут ругать, не будут требовать и ты не будешь постоянно не такой хороший, как надо.
Ведь недаром считается, что дети всё чувствуют, и, соответственно, если ваш ребенок (2 года) боится детей, значит он просто не уверен в себе и тревожен. С таким малышом дети будут вести себя холодно либо грубо, на что ребенок не станет отвечать, потому что дома это нормальная реакция на его действия.
С низкой самооценкой ребенка повышается его тревожность и неуверенность в себе. Такие дети часто говорят, что не могут что-либо сделать. Это значит, что ребенок боится других детей и ему нужна ваша помощь. Он не знает, как попросить вас и не получить отказ. Он не уверен в своих силах, хотя очень хотел бы попробовать.
Ранний аутизм
Самым сложным случаем неконтактного ребенка является детский аутизм. Детская площадка во дворе не вызывает радости, ребенок замкнут в себе и очень удобен родителям. Такие дети могут передвигать предметы, сидя на одном месте по часу. Современная медицина диагностирует такие случаи уже на первом году жизни малыша.
Признаки раннего аутизма
- Начиная с младенчества ребенок не испытывает радости от общения с родными и мамой.
- Когда его берут на руки, он не стремится потрогать взрослого или обнять.
- Не смотрит в глаза.
- Повторяет по много раз одну и ту же фразу, движение, действие. У таких детей поздно развивается речь.
- Дети-аутисты ходят на цыпочках либо вприпрыжку с задумчивым и отрешенным выражением лица.
Если у вас есть подозрения на то, что ребенок может быть болен, то обратитесь к специалисту. Своевременное выявление заболевания — половина работы над ним. После исследований врач скажет, здоров малыш либо болен.
Если всё-таки ваш малыш страдает аутизмом, то начните с мелких домашних поручений, которые он способен выполнить самостоятельно. Детские подвижные игры помогут вам в развитии интереса к общению. Заведите домашних животных, они очень хорошо помогают ребенку осознавать ответственность и приспосабливаться к миру вокруг.
Общение в кругу детей
Многие дети показывают свою первую реакцию на сверстников в виде агрессии. Это не является тревожным показателем, а является своеобразным методом изучения других детей и мира. В таких играх они могут осознать, где «моё», а где «чужое». Агрессия — это примитивный способ взаимодействия с другими детьми. Можно назвать его первым уровнем знакомства.
Дети очень чувствительны, они способны уловить эмоции и отношение к себе. Но чтобы ребенок привык к общению и перерос боязнь и агрессию, он должен чувствовать постоянную поддержку мамы. Со временем его поведение поменяется, а пока мама должна предупреждать конфликты, посещать детские мероприятия.
Например, ребенок (2 года) боится детей, потому что у него забрали игрушку в песочнице. Когда у вашего малыша пытаются забрать его игрушку, а он против, то вы должны спросить у обидчика: «А моя дочка не против, чтобы ты поиграл?» — или: «Сначала спроси у Кати, потом бери.» Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал защиту с вашей стороны и мог отстаивать свои желания. Ведь он тоже личность, и необходимо уважать его желания и протесты. Пройдёт время, ваш малыш самостоятельно станет объяснять детям свои права.
Если же вы видите, что вашего малыша попросту обижают на пустом месте, не стойте в стороне. Скажите обидчику строгим тоном, что так делать нельзя. Это плохо! Навряд ли он захочет продолжать, но если и это не подействует, то отведите в сторону плохого ребенка. До достижения малышом возраста 3 лет вы должны полностью оберегать его, если он сам не может справиться. В возрасте постарше дети понимают, что можно, а что нельзя, они прекрасно помнят, как мама их поддерживала, и самостоятельно отстаивают свою точку зрения.
Источник
30 июля 2018
Аверьянова Света
Детские страхи – естественный элемент психологического развития от младенчества до подросткового возраста. И даже взрослым людям свойственны некоторые возрастные опасения. Для каждого этапа взросления характерны те или иные страхи. Преодоление их – ступенька в развитии социальных и коммуникативных навыков. Поэтому, если ребенок боится других детей, не стоит паниковать. Попробуем разобраться в причинах и рекомендациях.
Почему дети боятся друг друга
В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.
По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?
Проведите диагностику
Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:
- На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
- От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
- От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
- В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.
В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.
Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет. Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:
- В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
- Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
- Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
- Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
- Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?
Признаки страха
Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:
- общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
- внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
- потеря ориентации в пространстве, растерянность;
- расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
- жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.
Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе. Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога.
Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!
Основные формы детских страхов
Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.
От 0 до 1,5
Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.
Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».
Вариант нормы. Малыш может закрывать личико, отворачиваться от сверстников, проситься на руки. Здесь не столько страх перед другим ребенком, сколько страх потерять связь с мамой. И это нормально – развивается эмоциональная чувствительность и контакт с родными.
От 1 до 4
Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.
В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.
Вариант нормы. Кроха отказывается от общения с детьми на площадке и просит папу или маму поиграть вместе под предлогом «Мне что-то не нравится этот мальчик».
Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.
От 3 до 6
В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.
Вариант нормы. При попытке включить ребенка в игру вы слышите «Не хочу!» и «Не буду!» «Он плохой». Типичное поведение для кризиса 3 лет. Другая возможная преграда – отрицание дружбы с детьми другого пола.
От 5 до 8
Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).
К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.
Иные причины негативного поведения
В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:
- Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
- Подражание интровертным родителям.
- Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
- Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
- Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
- Негативный опыт. Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.
Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.
Интересный факт. Девочки больше подвержены страхам в целом, и число взаимосвязей между разными объектами страха достигает максимума в 3–5 лет. Звенья мнимой опасности цепляются одно за другое, весь период проходит под знаком восклицания «Ой!» Старайтесь не ругать дочку, когда она снова начнет «истерить». Ребенку нужно помочь пережить возраст.
Проблема опекающих родителей
Все хорошо в меру. В том числе и родительская забота и опека. В возрасте до года ребенок нуждается в обеспечении в основном физиологических потребностей, тактильном контакте и речевом взаимодействии.
А в 3 года малышу уже необходима самостоятельность, возможность собственного выбора (пусть даже мнимого). К пяти важно сформировать умение разбираться в людях на уровне сверстников, выявлять плохих и хороших. Не стоит делать за ребенка всю сложную психологическую работу – это лишь затормозит его развитие в личностном и социальном плане.
Когда все наоборот. У детей, лишенных даже необходимого внимания, реакции на сверстников могут быть ровно такими же. Встреча двух малышей начинается и тут же заканчивается панически распахнутыми глазами, криком и желанием убежать с площадки.
Приглашайте гостей, ходите к ним сами, позволяйте детям общаться, учите их сотрудничать. Не бойтесь инфекций там, где их не может быть. Дети нуждаются в жизненном опыте, полученном ими самими. Дошкольники еще не способны учиться на чужих ошибках!
Застенчивые дети
Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.
Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути. Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:
- Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.
- Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
- Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
- Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.
Возрастные страхи днем и ночью
Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.
Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.
Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.
Возрастной период | Нормальные страхи | Глубинные механизмы боязни | Примечания, рекомендации, советы |
---|---|---|---|
1 полугодие | Первичные реакции испуга у новорожденного | Свет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы. | В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни. Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными. |
7–8 месяцев | Незнакомые люди | Ребенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья. | Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни. |
1 год | Опыт отрицательных ситуаций. Страх разлуки с матерью. | Пугающие ситуации – угроза благополучию. Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей. | Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача. Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца. |
2 года | Чужие люди | Защита становится более осознанной. | Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно. |
3 года | Страшные сны, сказочные персонажи, замкнутое пространство. | Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей. | Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным — ищите вместе с ребенком такие черты в страхах. |
4 года | Одиночество | Страх существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7–8 месяцев. | Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности. |
5 лет | Смерть (своя) (а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.) | Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей. | Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни. |
6-7 лет | Смена правил (сад – школа), страх ошибки | Подготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я». | Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости. |
7-9 лет | Страх смерти родителей. Страх стать «плохим». | Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу. Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться. | Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил. Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс. Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно. |
Формируем навыки общения
Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:
- Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
- А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.
Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).
Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:
- С младенцем проводите больше времени, не чуждаясь тактильного и эмоционального контакта.
- С младшим дошкольником разыгрывайте кукольные ситуации, в которых побеждает добро и умение вести диалог.
- Пятилетке прочтите сказки о дружбе и команде. Присядьте на лавочку в стороне и наблюдайте за игрой ровесников. Укажите, что вон тем деткам очень весело. А вот эти нашли что-то интересное и вместе изучают.
- Посетите групповые занятия детей с психологом (предварительно специалисты дадут консультацию и помогут подготовить малыша).
- Хвалите и мотивируйте к общению, но не заставляйте отдавать игрушки или целовать «недругов». Действуйте постепенно и радуйтесь вместе каждому новому шагу.
- В борьбе с негативным опытом прошлого постарайтесь превратить воспоминания о ситуации в нейтральное или смешное событие.
- Позвольте бояке общаться с ребятами помладше, которых он может чему-то научить и стать среди них лидером.
- Исключите тревожные мультфильмы, ужастики, мистические истории и пугание Бабаем.
- И поддерживайте, поддерживайте! Интересуйтесь, обсуждайте в позитивном ключе, сравнивайте вчерашние успехи с сегодняшними.
«Ты сегодня играл с детками больше чем вчера, тебе понравилось? А в какую игру вы играли?»
Не совершайте эти ошибки
Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!
Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:
- Очная ставка один