Ребенок 2 года боится детей и плачет
Наверняка вы вспомните, что боялись чего-то в детстве – темноты, чужих людей, «дяди милиционера», врачей, монстра из-под кровати – да мало ли чего еще. А вспомнить придется именно для того, чтобы понять, как чувствует себя ваш сын или дочь в момент неконтролируемого страха.
Ведь понять другого можно, только пережив подобный опыт. Давайте вместе разберемся, почему ваш ребенок боится других детей, не хочет с ними играть, делиться игрушками и общаться.
Причины возникновения страха
Бояться детей тоже можно по-разному. Кто-то кричит и плачет, кто-то проявляет агрессию, кто-то молча упорствует. Какие могут быть причины:
- Необщительный и замкнутый ребенок, не проявляет интереса к совместным детским играм, сторонится, не хочет вступать в какой бы то ни было контакт. Возможно, просто особенности характера. Или родители сами такие же необщительные. Застенчивость не лечится, нужен стимул, чтобы ее преодолеть;
- Чрезмерная мамина опека. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы уделять много внимания любимому малышу и, в принципе, до 5 лет мама – важнее всего и это – нормально. Поэтому если ребенок в 1-2 года боится других детей, не стоит волноваться.
Кстати, в интернет-семинаре, размещенном на сайте, я рассказываю, как правильно гулять с малышом, как помочь ему общаться с другими детьми и в чем заключается роль мамы на прогулке. Пройдите по ссылке чтобы прослушать семинар Внимание: прогулка!>>>
- Ребенок боится общаться с другими детьми. Дети, которые все время сидят дома и видят только взрослых людей вокруг, просто не привыкли к сверстникам. Поэтому не знают, как с ними себя вести и чего ожидать. В этом случае, ребенок боится детей из-за неизвестности! Возьмите время для адаптации, такого малыша нельзя резко отдавать в детский сад после долгого сидения дома;
- Ребенок боится играть с другими детьми. То есть – не самих детей, а того, что они заберут его вещи. Многие не любят делиться, и если вы как-то раз заставили дать машинку или что-то еще какому-то другому малышу, то ваш, вполне оправданно, будет бояться повторения ситуации. Уж лучше вообще играть одному, чем давать свою собственность кому-то!
- Неприятный случай, связанный с чужими детьми, может очень сильно повлиять на образование страхов. Это уже более трудная ситуация. Чтобы переубедить малыша в том, что не все дети агрессивны, потребуются ваше терпение и смекалка;
- Недостаточно внимания родителей. Представьте, что родители редко обращают внимание на сына или дочь, а когда возникает какая-то нестандартная ситуация – сразу реагируют, пусть даже негативно (крики и прочее). Ребенок будет использовать любую возможность урвать даже такие крохи родительского внимания к себе.
С одного года у ребенка действуют новые законы общения с родителями. Ребенку уже мало, чтобы его обнимали, тискали, нянчились с ним. Он растет и ваше поведение должно меняться. Чтобы понять основные этапы взросления ребенка и освоить более 15 способов договориться с малышом без криков, угроз и сопротивления, смотрите интернет-курс Послушание без криков и угроз>>>.
Возрастные особенности страха
Выше уже было сказано немного про малышковый возраст, давайте рассмотрим подробнее, как определить, действительно ли это возрастная особенность или есть веская причина для того, что ребенок боится детей?
Смотрите, если есть что-то из следующего списка, это уже повод тревожиться и принимать меры. Если ребенок:
- Боится детей и упорно отказывается подходить к ним, даже поздороваться и познакомиться;
- Не соглашается, даже после длительного разговора, отвечать, чего опасается и не поддается на уговоры попробовать пообщаться с другими малышами;
- Впадает в слезы и истерику при попытке ребят подойти к нему, поговорить, поиграть;
- Спокойно играет только если он один на площадке, если рядом есть еще кто-то маленький – нервничает, оглядывается;
- Играет отдельно, даже если сверстники рядом играют вместе и им довольно весело. Если его зовут в игру – игнорирует или плачет, зовет маму;
- Приходя в место, где есть дети, занимает наблюдательную позицию, но подходить не хочет ни в коем случае.
Это указывает на то, что проблема есть. Но есть и просто такая вещь, как возрастные особенности. Если ваш ребенок:
- Еще слишком мал – ему около года – то вполне вероятно, что он просто боится детей. Чужих и незнакомых ему (о развитии ребенка в этом возрасте читайте в статье: Что должен уметь ребенок в 1 год?>>>);
- Должен скоро пойти в садик и вы часто напоминаете об этом – страх быть оторванным от мамы перекидывается на страх других детей. Чтобы помочь ребенку пойти в садик без страха и превратить это место в родное и знакомое, смотрите наш интернет-семинар Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику!>>>;
- При попытке включить его в игру, просто сидит рядом и не вступает – он, возможно, просто не знает, что и как ему делать. Стесняется, в конце концов;
- Делает все наоборот – это особенность трехлеток. Попробуйте разговаривать с ним так же. Скажите: ой, не надо тебе играть с этими ребятами. Маленький упрямец тут же пойдет и сделает то, что запретили;
- Слишком сильно привязан к маме: вечно «липнет» к вам, старается находиться рядом. Есть такие, которые даже в туалет маму не отпускают. Это может быть возрастной особенностью.
Ну а эти признаки говорят о том, что малыш проходит обычные стадии развития.
Советы психолога: как справиться со страхом
Итак, что делать, если ребенок боится других детей? Выберите приемлемый для вас вариант и действуйте!
- Уделять больше внимания – расскажите тематическую сказку о дружбе, вместе посмотрите короткие мультики, чтобы потом объяснить, что такое дружба, зачем нужны друзья;
- Приведите примеры своей дружбы с тем, кого ребенок знает. Расскажите, как искать себе друга, как правильно дружить. Даже некоторые взрослые так за свою жизнь и не могут научиться это делать. Возможно, не с первого раза, но обязательно разговоры помогут;
- Как научить ребенка не бояться других детей, если он не реагирует слишком негативно на их присутствие – это пойти с ним в группу раннего развития, где детишки занимаются в присутствии мам. Только один нюанс – пойти должна именно мама. Не перекладывайте эту обязанность на бабушку или папу.
Важно! Найдите хорошего педагога, который включает в программу взаимодействие малышей друг с другом.
В таких группах для детей проводятся упражнения на установление контакта с другими детками. Пример: один воспитанник встает в центр (можно с мамой), остальные водят хоровод вокруг него, под слова педагога, в конце воспитатель говорит: «А теперь погладили Ванюшку!» (называется имя ребенка в центре). Дети гладят его. Потом в центре круга оказывается кто-то другой.
- Если ребенок стеснительный – покажите собственным примером что нужно делать. Поддержите ребенка! Подойдите к играющей ребятне вместе, спросите сами, кого как зовут, может ли ваш ребенок поиграть с ними вместе, начните играть, а потом аккуратно выйдите из игры, не уходя далеко;
- Хвалите. За каждое, даже самое маленькое достижение!
- Не заставляйте. Уговаривайте, приводите доводы, договаривайтесь (ты поиграешь с детками, а я тебе куплю что-то/почитаю/поиграем вместе потом/посмотрим мф/свой вариант), мотивируйте. Объясните, для чего ему это надо, чтобы он понял;
- Если ребенок получил негативный опыт вследствие общения с детьми – его укусили, толкнули, плюнули, отобрали что-то, обидели – тут одними разговорами не поможешь. Конечно, объяснить, что есть и хорошие, стоит обязательно. Но надо подкрепить слова действиями.
Пригласите в гости друзей с детьми постарше, больше 5 лет. Пусть их подготовят к тому, чтобы они взяли шефство над маленьким. Дети любят чувствовать себя воспитателями! А ваш малыш потянется к старшему, когда увидит, что он не опасный, а дружелюбный.
Главное – ваш ребенок должен быть на 100% уверен, что вы его любите, дорожите им, и что вы – на его стороне всегда, что бы ни случилось. Говорите это почаще, чтобы он стал увереннее в себе и не боялся других детей.
Читайте также:
- Ребенок боится темноты
- Адаптация к детскому саду
- Как развить самостоятельность у ребенка?
Источник
30 июля 2018
Аверьянова Света
Детские страхи – естественный элемент психологического развития от младенчества до подросткового возраста. И даже взрослым людям свойственны некоторые возрастные опасения. Для каждого этапа взросления характерны те или иные страхи. Преодоление их – ступенька в развитии социальных и коммуникативных навыков. Поэтому, если ребенок боится других детей, не стоит паниковать. Попробуем разобраться в причинах и рекомендациях.
Почему дети боятся друг друга
В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.
По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?
Проведите диагностику
Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:
- На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
- От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
- От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
- В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.
В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.
Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет. Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:
- В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
- Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
- Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
- Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
- Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?
Признаки страха
Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:
- общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
- внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
- потеря ориентации в пространстве, растерянность;
- расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
- жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.
Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе. Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога.
Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!
Основные формы детских страхов
Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.
От 0 до 1,5
Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.
Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».
Вариант нормы. Малыш может закрывать личико, отворачиваться от сверстников, проситься на руки. Здесь не столько страх перед другим ребенком, сколько страх потерять связь с мамой. И это нормально – развивается эмоциональная чувствительность и контакт с родными.
От 1 до 4
Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.
В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.
Вариант нормы. Кроха отказывается от общения с детьми на площадке и просит папу или маму поиграть вместе под предлогом «Мне что-то не нравится этот мальчик».
Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.
От 3 до 6
В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.
Вариант нормы. При попытке включить ребенка в игру вы слышите «Не хочу!» и «Не буду!» «Он плохой». Типичное поведение для кризиса 3 лет. Другая возможная преграда – отрицание дружбы с детьми другого пола.
От 5 до 8
Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).
К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.
Иные причины негативного поведения
В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:
- Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
- Подражание интровертным родителям.
- Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
- Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
- Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
- Негативный опыт. Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.
Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.
Интересный факт. Девочки больше подвержены страхам в целом, и число взаимосвязей между разными объектами страха достигает максимума в 3–5 лет. Звенья мнимой опасности цепляются одно за другое, весь период проходит под знаком восклицания «Ой!» Старайтесь не ругать дочку, когда она снова начнет «истерить». Ребенку нужно помочь пережить возраст.
Проблема опекающих родителей
Все хорошо в меру. В том числе и родительская забота и опека. В возрасте до года ребенок нуждается в обеспечении в основном физиологических потребностей, тактильном контакте и речевом взаимодействии.
А в 3 года малышу уже необходима самостоятельность, возможность собственного выбора (пусть даже мнимого). К пяти важно сформировать умение разбираться в людях на уровне сверстников, выявлять плохих и хороших. Не стоит делать за ребенка всю сложную психологическую работу – это лишь затормозит его развитие в личностном и социальном плане.
Когда все наоборот. У детей, лишенных даже необходимого внимания, реакции на сверстников могут быть ровно такими же. Встреча двух малышей начинается и тут же заканчивается панически распахнутыми глазами, криком и желанием убежать с площадки.
Приглашайте гостей, ходите к ним сами, позволяйте детям общаться, учите их сотрудничать. Не бойтесь инфекций там, где их не может быть. Дети нуждаются в жизненном опыте, полученном ими самими. Дошкольники еще не способны учиться на чужих ошибках!
Застенчивые дети
Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.
Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути. Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:
- Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.
- Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
- Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
- Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.
Возрастные страхи днем и ночью
Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.
Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.
Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.
Возрастной период | Нормальные страхи | Глубинные механизмы боязни | Примечания, рекомендации, советы |
---|---|---|---|
1 полугодие | Первичные реакции испуга у новорожденного | Свет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы. | В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни. Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными. |
7–8 месяцев | Незнакомые люди | Ребенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья. | Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни. |
1 год | Опыт отрицательных ситуаций. Страх разлуки с матерью. | Пугающие ситуации – угроза благополучию. Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей. | Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача. Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца. |
2 года | Чужие люди | Защита становится более осознанной. | Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно. |
3 года | Страшные сны, сказочные персонажи, замкнутое пространство. | Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей. | Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным — ищите вместе с ребенком такие черты в страхах. |
4 года | Одиночество | Страх существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7–8 месяцев. | Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности. |
5 лет | Смерть (своя) (а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.) | Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей. | Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни. |
6-7 лет | Смена правил (сад – школа), страх ошибки | Подготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я». | Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости. |
7-9 лет | Страх смерти родителей. Страх стать «плохим». | Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу. Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться. | Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил. Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс. Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно. |
Формируем навыки общения
Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:
- Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
- А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.
Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).
Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:
- С младенцем проводите больше времени, не чуждаясь тактильного и эмоционального контакта.
- С младшим дошкольником разыгрывайте кукольные ситуации, в которых побеждает добро и умение вести диалог.
- Пятилетке прочтите сказки о дружбе и команде. Присядьте на лавочку в стороне и наблюдайте за игрой ровесников. Укажите, что вон тем деткам очень весело. А вот эти нашли что-то интересное и вместе изучают.
- Посетите групповые занятия детей с психологом (предварительно специалисты дадут консультацию и помогут подготовить малыша).
- Хвалите и мотивируйте к общению, но не заставляйте отдавать игрушки или целовать «недругов». Действуйте постепенно и радуйтесь вместе каждому новому шагу.
- В борьбе с негативным опытом прошлого постарайтесь превратить воспоминания о ситуации в нейтральное или смешное событие.
- Позвольте бояке общаться с ребятами помладше, которых он может чему-то научить и стать среди них лидером.
- Исключите тревожные мультфильмы, ужастики, мистические истории и пугание Бабаем.
- И поддерживайте, поддерживайте! Интересуйтесь, обсуждайте в позитивном ключе, сравнивайте вчерашние успехи с сегодняшними.
«Ты сегодня играл с детками больше чем вчера, тебе понравилось? А в какую игру вы играли?»
Не совершайте эти ошибки
Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!
Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:
- Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
- Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
- Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
- Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
- Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
- Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
- Родительская невнимательность в 1–2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3–4 годам!
Повод для профессиональной коррекции
Если время идет, меры принимаются, а прогресса нет, пора обратиться к специалистам. И тем более это нужно сделать, если появились признаки развития тревожности и невроза:
- снижение аппетита, ухудшение сна;
- сбои в режиме сна, бодрствования и туалета;
- паника и истерика при приближении к детской площадке или отдельным детям;
- тремор рук и подбородка, тики;
- ночные кошмары, потливость, энурез;
- присоединение других страхов;
- частые истерики, капризы, агрессивное поведение.
Несмотря на то, что взрослые когда-то были детьми, они зачастую недооценивают, насколько мучительными бывают детские опасения перед окружающим миром. В мире детей царствует фантазия, наделяющая чертами людей неживые предметы. От родителей зависит то, как воспримет малыш скрип старого шкафа: как кряхтение немощного старичка или рычание грозного монстра. Опасения и боязнь не ходят по одной. Они всегда следуют цепочкой. Поэтому борясь с коммуникативными сложностями, проводите профилактику комплексно.
Если страх перед сверстниками настолько велик, что парализует ребенка при каждой новой встрече, это нельзя оставлять без внимания, надеясь на то, что «перерастет», «еще маленький». Однажды сформированный и непобежденный страх может перерасти в фобию или стать причиной развития патологических черт характера, серьезных коммуникативных нарушений.
Придерживайтесь общепедагогических рекомендаций в воспитании. Откажитесь от психологических экспериментов и советов посвященных мамочек. Любую информацию и рекомендации пропускайте через призму индивидуальных особенностей своей семьи и важнейшей ее части – маленького человечка, которому страшно.
Рекомендуемая литература
- Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью.
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.
- Научно-методический центр им. Л.С Выготского. Сказка о тебе и о других.
- Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок.
- Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_boitsya_drugih_detej.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник