Ребенок 2 года без режима
Грамотно составленный режим дня – необходимое условие полноценного развития и правильного воспитания ребенка. За это время крохе нужно успеть многое – погулять, поиграть, пообщаться с мамой. Как правильно составить распорядок дня для малыша 2 лет и что необходимо учитывать? Насколько важно жестко придерживаться графика? Все перечисленные вопросы и сопутствующие им мы рассмотрим в этой статье.
Соблюдение режима дня позволяет сохранять бодрость и активность малыша с обеспечением полноценного отдыха
Время для отдыха
Педиатры считают, что в 2 года ребенок должен спать один раз в день. Продолжительность дневного отдыха составляет 2-3 часа, ночного – 10. В общей сложности в сутки кроха должен тратить на сон около 13 часов. Однако в каждом конкретном случае эти цифры могут отличаться от нормы. К примеру, если малыш болен или находится в процессе выздоровления, его сон может быть длиннее за счет разбивки дневного отдыха на две части. Следует учитывать, что ребенок хорошо себя чувствует в процессе бодрствования только если промежуток между отдыхом не более 6-6,5 часов.
Чтобы определить время, в которое дочь или сына пора укладывать в постель, необходимо проследить за его поведением. В тот момент, когда малыш нуждается в отдыхе, он станет вести себя по-другому. Некоторые дети устав, начинают капризничать, хныкать, раздражаться. Другие же становятся чересчур возбужденными – начинают бегать по квартире, громко смеяться, придумывать активные игры, остановить их в этот момент довольно сложно. Как правило, период активности заканчивается быстро, за ним следует спад. Ребенок резко становится плаксивым, вялым, подавленным.
Многие родители замечают, что малыш дольше спит зимой, а летом – меньше. Эта особенность присуща некоторым людям, жизненный цикл которых связан со светлым временем суток. Также ребенок может дольше спать после утомительного вечера – празднования дня рождения, посещения кукольного театра или длительной поездки. Важно учитывать эти нюансы при планировании времени сна.
В зимнее время организм ребенка тратит больше калорий и нуждается в дополнительном отдыхе
Для грамотного составления графика отдыха и бодрствования нужно руководствоваться не только возрастными нормами, но и индивидуальными склонностями ребенка. Зато после периода адаптации и привыкания к режиму кроха станет легче и быстрее засыпать в отведенное время. Строгое следование графику позволит маме планировать выполнение собственных задач, пока малыш прогнозировано будет спать.
Секреты крепкого сна
В 2 года ребенок переживает своеобразный переходной период, время его сна сокращается, а время бодрствования увеличивается. Некоторым родителям трудно придерживаться запланированного графика, потому что сын или дочь плохо засыпает днем. Зачастую мама тратит на укладывание крохи два-три часа, если он и засыпает, то лишь к концу этого периода. Такой временной сдвиг в распорядке сводит на нет все расписание, в результате придерживаться режима не получается. Мы дадим несколько советов родителям, которые попали в подобную ситуацию:
- Перед сном нужно хорошо проветрить помещение и проконтролировать, чтобы температура воздуха не превышала 20 С.
- Начинать готовить малыша ко сну нужно за час до назначенного времени – предложить ему поиграть в спокойные игры, снизить активность.
Чтобы настроить ребенка на сон, нужно перейти от активной деятельности к спокойной – например, почитать книгу
- Можно попробовать увеличить время между обедом и сном – слишком плотная трапеза плохо сказывается на качестве сна.
- Хорошим способом для подготовки ребенка к дневному отдыху станет создание некоего ритуала. Нужно каждый день перед укладыванием в постель производить одни и те же действия, которые будут успокаивать ребенка и помогать настроиться на сон. Например, дочке можно предложить уложить спать любимую игрушку – куклу или мягкого зайца. Вместе с сыном поставить машинку в гараж, затем почитать маленькому слушателю книгу.
- Если малыш пойдет в ясли, там он наверняка научится спать вместе с одногруппниками. Любого 2-летнего ребенка легче всего уложить в кровать, если в соседних постелях засыпают его сверстники.
- Очень важно запланировать время для отдыха до начала изменения поведения малыша, чтобы он не успел переутомиться. Если же в момент укладывания в кровать ребенок спокоен, бодр, долго не засыпает, возможно, стоит перенести время сна чуть вперед.
Не нужно опускать руки и отчаиваться, если малыш категорически отказывается спать. Через время при определенных усилиях со стороны родителей график отдыха наладится, кроха будет засыпать в своей кроватке.
При правильном подходе родителям быстро удастся наладить график отдыха ребенка
Прогулка – важная составляющая режима дня
Гулять с ребенком на свежем воздухе необходимо ежедневно, независимо от погоды и занятости мамы. Если на улице холодно, не стоит отказываться от выхода, лучше постараться одеть маленького непоседу по погоде. Чтобы было теплее, желательно надевать три-четыре слоя одежды. Кроме того, следует позаботиться о сменной обуви и варежках, чтобы иметь возможность гулять ежедневно. Пока сохнет одна пара – ребенок может гулять в другой.
В теплый сезон для 2-летнего крохи можно запланировать двухразовую прогулку – в первой половине дня и после обеденного отдыха. В холодное время года достаточно гулять с малышом один раз в день, желательно с утра. Выходя на улицу необходимо давать юному исследователю возможность двигаться – пусть малыш изучает окрестности и природные явления.
Если кроха плохо засыпает, невзирая на режим, есть смысл выбрать время для прогулки сразу перед «тихим часом». Ребенок получит порцию свежего воздуха, набегается и непременно заснет в положенное время.
Организация досуга
Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы его деятельность не мешала окружающим и способствовала плавному переходу от бодрствования ко сну. Желательно заранее продумать занятия малыша, чтобы активная фаза приходилась на светлое время суток, а спокойное времяпровождение предшествовало вечернему отдыху.
Любые активные или интеллектуальные игры лучше проводить в светлое время суток
Во время прогулки нужно стараться дать дочке или сыну возможность потратить часть накопившейся энергии и стимулировать его к активным играм. Дома перед обедом немного успокоить ребенка, например, попросив его подготовить место для еды. Пусть мама вместе с малышом расставит игрушки по местам, чтобы он впоследствии научился убирать за собой самостоятельно. Точно так же желательно выделить время перед вечерним сном на уборку игрушек. Таким образом, можно убить двух зайцев – привести игровое пространство в порядок и «приглушить» активность ребенка перед ночью.
После дневного отдыха малыш обычно находится в спокойном состоянии, период активности наступает чуть позже. В это время лучше предложить ему позаниматься творчеством, либо собрать конструктор, пазлы, почитать ему стихи или сказку. Через час-полтора можно отправиться на прогулку, если выход на улицу запланирован.
Несколько советов родителям по оптимизации дневных занятий
Каждый ребенок имеет собственные предпочтения и их стоит учитывать при организации его досуга. Однако важно придерживаться основных принципов:
- Если родители купили новую игрушку, желательно давать ее маленькому непоседе с утра. Иначе он не успеет наиграться и не захочет вовремя ложиться спать. Если же кроха посещает ясли, желательно дарить ее в выходной день, чтобы у малыша было достаточно времени для игры.
- Вечером, когда дома собираются взрослые члены семьи, у мамы остается меньше времени для младшего. Если удовлетворить его потребность в движении днем, кроха может провести вечер в спокойных играх. В крайнем случае, в этот период можно позволить ребенку посмотреть мультфильмы, если родители разрешают отпрыску время от времени сидеть перед телеэкраном.
Для вечернего времени отлично подойдут спокойные игры
- Нужно стараться предлагать малышу разноплановые занятия, чтобы время от времени переключать его внимание. Двухлетний кроха еще не может играть самостоятельно больше получаса, поэтому нужно вовремя «подбрасывать» ему новые идеи для игр.
- Если малыш посещает ясли, режим дня на выходных должен быть примерно таким же, как в саду. То есть, прогулки и дневной сон желательно запланировать на то же время, что и в яслях. Тогда кроха не окажется в стрессовой ситуации и легко заснет в положенное время.
Если выполнять предписанный режим не получается, стоит попытаться внести в него изменения. Быть может, маленькому человеку не подходит подобный график, его нужно просто немного оптимизировать.
Режим дня по времени
Мы приведем лишь примерный режим дня, на который желательно ориентироваться. Однако план можно корректировать, чтобы максимально приблизить его к оптимальному с учетом обстоятельств и предпочтений ребенка:
- 7-00-7-30 пробуждение, утреннее умывание, чистка зубов, одевание;
- 8-00-8-30 завтрак;
- 9-00-10-30 прогулка;
- 10-30-12-00 творческие занятия, домашний досуг;
- 12-00-12-30 обед;
- 13-00-15-00 дневной сон;
- 15-00-16-00 спокойные игры дома;
- 16-00-16-30 полдник;
- 16-30-18-00 прогулка;
- 19-00-19-30 ужин;
- 19-30-21-00 спокойные игры, занятия;
- 21-00 сон.
Режим питания
Для того чтобы правильно составить график питания ребенка, следует исходить из того, что в 2 года малыш должен получать пищу 4-5 раз в день (рекомендуем прочитать: завтрак для ребенка 2-х лет). В нашем графике это завтрак обед, полдник и ужин. Если малыш еще кушает ночью, сейчас наступает тот период, когда уже можно отучать его от этой привычки. Первое время следует сглаживать отсутствие ночных кормлений с помощью второго ужина – давать на ночь выпить молока или съесть йогурт:
- Завтрак – наиболее важная трапеза, поскольку малышу нужно продержаться после него до обеда, избегая перекусов. Первый прием пищи возможен через час-полтора после пробуждения. Он должен включать в себя углеводы, белки и клетчатку. Подойдет каша, вареное яйцо, тосты с чаем.
- Обед нужно планировать приблизительно за час до дневного отдыха. Во второй прием пищи ребенок должен съесть суп, мясное или рыбное блюдо, а также гарнир.
- Полдник должен быть после дневного сна. В это время дня не стоит кормить малыша тяжелой пищей, пусть это будет легкий перекус. Задача этого приема пищи – помочь малышу продержаться до ужина, который будет более калорийным. Творог с фруктами, сухая галета, баночка йогурта или банан вполне подойдут для полдника.
- Ужин желательно предлагать малышу, когда он проголодается, чтобы хорошо поесть перед длительным ночным отдыхом. Это может быть каша, картофельное пюре, тушеные овощи.
Питание двухлетнего малыша может иметь индивидуальные особенности. Некоторые дети не съедают всю порцию и часто оставляют на тарелке гарнир или рыбу. Не стоит заставлять малыша доедать все, а лучше присмотреться к нему. Если ребенок выглядит здоровым, ведет себя активно – ему вполне хватает съеденной порции. Не позволяйте есть между приемами пищи печенье, конфеты, тогда ребенок успеет проголодаться и есть шанс, что он съест из тарелки все.
Нельзя позволять ребенку перекусывать между установленными приемами пищи
Примерное меню ребенка 2 лет
Таблица суточного рациона:
Завтрак | Паровой омлет (60 г) | Молочная каша – гречневая, рисовая (150 г) | Сок или чай (150 мл) | |
Обед | Суп на овощном бульоне (100 мл) | Вермишель, тефтели (70 г) | Салат из сезонных овощей (50 г) | Компот (100 мл) |
Полдник | Йогурт (100 мл) | Печенье или булочка (50 г) | Фрукты (150 г) | |
Ужин | Пюре из картофеля (100 г) | Свежие или тушеные овощи (100 г) | Молоко (100 мл) |
В этой таблице представлено примерное меню, которое подходит для питания двухлетнего малыша. Мама может составлять рацион, ориентируясь на предпочтения ребенка. Важно, чтобы меню содержало:
- овощи и фрукты;
- молочные продукты;
- злаки;
- мясо, рыбу.
Режим дня 2-летнего малыша должен быть составлен любящими родителями. Важно соблюдать баланс между рекомендациями специалистов и желаниями ребенка. Не стоит постоянно заставлять кроху делать то, что он не любит, лучше попытаться максимально подстроиться по него. Тогда распорядок дня будет реализован на сто процентов, а малыш станет выполнять все запланированное с удовольствием.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
21.04.2020
Режим ребенка в 2 года
В два года сон по-прежнему важен для физического и умственного развития малыша. Но родителям бывает сложно уложить его спать. Чтобы облегчить этот процесс, важно понимать, сколько должен спать ребенок в 2 года и как создать правильный распорядок дня.
На режим ребенка в 2 года будут влиять особенности возраста:
Малыш уже спит всю ночь без пробуждений. Но в этом возрасте детки осознают свое «Я» и любят проявлять свою самостоятельность, проверяя границы дозволенного. Поэтому укладывание может быть непростым процессом для родителей.
В 2 года дети еще быстро устают. И когда они переутомлены, их тяжелее уложить спать. Поэтому все еще важно следить за признаками усталости и не превышать время бодрствования, чтобы вовремя начать подготовку ко сну. Регулярный и предсказуемый ритуал во время укладывания здесь очень помогает.
Норма сна в 2 года
Потребность во сне в этом возрасте остается еще достаточно большой. Для хорошего самочувствия двухлетнему крохе необходимо 10-11 часов ночного сна и 1-2 часа отдыха днем.
Кроха спит днем уже один раз. При подъеме в 7 утра важно начинать дневной сон в промежутке 12.00-14.00. Время вечернего укладывания будет не позднее 19.30-20 часов.
Такой режим физиологичен для маленького организма. Время бодрствования не превышает 5-6 часов.
С какими трудностями вы можете столкнуться
1. Отказ от дневного сна.
Малыш протестует укладыванию, и родители разрешают ему не спать днем. В результате переутомленный, он с трудом засыпает вечером. Дневной отдых необходим ребенку, чтобы усваивать новые знания и умения. Также малыш начинает активнее двигаться и как следствие больше уставать, поэтому ему нужен отдых в течение дня.
Почему дети отказываются спать днем:
- некорректный режим
- резкая смена деятельности
- отсутствие ритуала перед сном
- малыш не понимает, зачем спать
- переутомление ребенка после активных развивающих занятий или игр с утра
2. Малыш начинает активно разговаривать и просыпается чаще ночью.
Отрабатывайте навык говорения во время бодрствования: четко и ясно проговаривайте свои слова, так как сейчас ребенок копирует взрослых.
При общении с малышом вовлекайте его в разговор, задавая вопросы: «Как гудит самолет?», «Как говорит собака?» Развивайте мелкую моторику. Читайте книги, слушайте и учите песни.
3. Обостряется сепарационная тревога, вызванная возрастающей самостоятельностью малыша.
Ему хочется все делать самому, но в то же время страшно. В этом возрасте детям важны терпение со стороны родителей, установка границ и возможность выбора. Здесь помогут простые и понятные правила.
Пример правил для двухлетнего малыша:
- Всегда собираем игрушки в конце игры
- Пьем воду, ходим в туалет до того, как ложимся в кроватку
- Читаем одну сказку
- Чистим зубы перед сном
- Мультик смотрим после завтрака или обеда
Правил не должно быть слишком много. Взрослым их важно тоже соблюдать и не менять.
Устанавливая правила, давайте крохе и возможность выбора:
- Предложите самому выбрать пижаму
- Спросите, когда он хочет чистить зубы: до или после купания
- Пусть выберет сам одну из двух книг для чтения
4. После перевода в кроватку без бортиков ребенок перестает спать сам.
До 2,5-3 дети еще не умею контролировать свои эмоции, чтобы оставаться в кроватке, где нет физических границ. Поэтому при переходе во кроватку без бортов слишком рано, малыш вылезает из нее, начинаются «гуляния» в комнату родителей. Как можно дольше стоит оставлять кроху спать в кроватке с бортиками.
Если он вылезает из нее, попробуйте:
- опустить дно кроватки на самый низ
- сменить матрас на более тонкий
- нарастить бортики кроватки
- использовать спальный мешок для сна
5. Малыш не засыпает без вашего присутствия, кормления и просыпается ночью, чтобы попить.
Эти привычки являются ассоциацией на сон и говорят о том, что он не умеет засыпать сам. Обычно, когда мама убирает кормления, сон не улучшается. Можно заменить эту привычку на другую, постепенно уходить от кормлений или обучить ребенка самостоятельному засыпанию по методике. Выбор будет зависеть от ситуации и комфорта родителей.
Общие рекомендации, которые помогут улучшить сон двухлетнего ребенка
- Активно проводите время бодрствования, чтобы малыш достаточно уставал днем и легко засыпал вечером.
- Следите за качеством перекуса перед сном. Избегайте сладостей в это время. Предложите малышу обычное молоко, сыр, несладкое печенье.
- Исключите просмотр телевизора хотя бы за 30 минут до укладывания. Также следите за тем, что смотрит ребенок в течение дня, чтобы избежать ночных кошмаров.
- Будьте рядом и поддерживайте. В 2 года дети переживают очень много эмоций. Им важно быть услышанными и понятыми. Учите, как они могут выразить свои эмоции. Это поможет избежать частых истерик.
Питание
Малыш в 2 года переходит на общий стол и ест разнообразную еду. Уже нет физиологической необходимости в грудном или искусственном вскармливании.
Пример режима питания:
Завтрак в 7.30-8.00
Перекус в 10.30
Обед в 12.00-12.30
Полдник в 15.00
Ужин в 17.30-18.00
Перекус перед сном при необходимости
Сейчас вы можете столкнуться с тем, что ваш привереда отказывается есть определенные продукты или ест одну и ту же пищу каждый день. Такое поведение естественно для детей 2-5 лет. Это еще одна сфера, в которой они могут проявить свою самостоятельность. Читайте в статье подробнее о том, почему ребенок мало ест и как это исправить.
Какой режим у вашего малыша в 2 года? Есть ли трудности?
Понравиласть статья? Оцените:
Источник
Нужен ли ребенку режим? Насколько велика опасность подавить творческий потенциал малыша, если с малых лет приучать его к порядку во всем? Многодетная мама и психолог Екатерина Бурмистрова рассказала об этом корреспонденту портала «Православие и мир» Тамаре Амелиной.
Когда росли мы, нынешнее поколение родителей, режим в жизни ребенка не являлся чем-то обсуждаемым. Он должен был быть. Младенцев кормили по режиму, в детском саду, на продленке, в пионерлагере был режим. Никто в значении режима не сомневался. Все дети вырастали режимными.
Что происходит сейчас? В начале 90-х годов, когда рухнула империя, открылись границы, поток информации с Запада сместил национальную парадигму. Помимо музыки из кинофильмов, рекламы жвачки и всего прочего к нам приехала антиавторитарная волна в воспитании. Она выражается в том, что не родители диктуют ребенку, как себя вести, во сколько нужно ложиться спать, сколько смотреть телевизор, а ребенок, чью свободную личность, как считается, опасно подавить, сам знает, что ему надо.
— Еще есть японская система воспитания…
Когда рассказываешь, как необходима в жизни ребенка система запретов, редкая родительская группа не говорит: «А как же в Японии растят без «нельзя»?» Там ребенок, действительно, до определенного времени растет без ограничений, но потом он попадает в настолько ранжированную запретами систему (кастовыми, возрастными, сословными), что нам и не снилось то количество запретов, которое нужно знать японскому ребенку.
Как русский человек целиком не может питаться японской кухней, ему через некоторое время станет очень плохо, точно так же невозможно взять кусок чужой системы воспитания и, воплотив его в совершенно иной культуре, получить положительные результаты. Как нельзя у нас в открытом грунте выращивать экзотические овощи, так и кусок воспитательной системы, гармонично привитый в Японии, невозможно прилепить к чужому кусту.
«Японское воспитание» – это один из родительских мифов. Но такие мифы очень влияют на сознание родителей.
Еще появился миф про детей индиго, довольно опасное оккультное движение. У этих детей якобы сильное свечение в ауре, они совершенно не воспринимают запреты. Миф о детях индиго, конечно, смехотворный, но, как ни странно, его вполне серьезно могут повторять даже люди с высшим образованием, «подкованные». Под миф о детях индиго очень легко сходят все минимальные расстройства нервной системы – ребенка к невропатологу нужно вести, его лечить надо, а у родителей в голове миф о детях индиго, якобы он такой необыкновенный, это шестая раса, и он не подчиняется законам пятой расы. Все! Он непролеченный идет в школу, и потом выясняется: он не ребенок индиго, а у него минимальная мозговая дисфункция, которую нужно было вовремя корректировать.
Все эти факторы в воспитании подействовали так, что почему-то стало считаться, что режим вообще не нужен. Родители перестали укладывать младенцев, когда надо; почему-то стало считаться, что двухлетний ребенок может отказаться от дневного сна; стало считаться, что ребенок сам знает, когда ему есть и что ему есть.
С точки зрения практикующего психолога и мамы тоже я заявляю: БЕЗ РЕЖИМА И ПОРЯДКА, КОТОРЫЕ ДИКТУЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИМИ НОРМАМИ, УСТАНОВКАМИ И ПРЕДПИСАНИЯМИ, ОЧЕНЬ СЛОЖНО ВЫРАСТИТЬ РЕБЕНКА СО СТАБИЛЬНОЙ ПСИХИКОЙ. Чем младше ребенок, тем более ему необходим этот внешний скелет в виде режима и распорядка.
Только пятая часть детей – флегматики – в состоянии сами заснуть тогда, когда им это нужно. А остальные 80% – холерики, сангвиники, – им необходима помощь в засыпании, потому что они доводят себя до состояния крайнего перевозбуждения.
И если родители не относятся к сторонникам режима, то у них этот ребенок будет в постоянном хроническом перевозбужденном состоянии. В таком состоянии очень сложно и учиться, и сложно реагировать на родительские просьбы. Получается сложный, сложновоспитуемый ребенок.
— Тем не менее, это очень распространенная родительская позиция.
Режим – огромная тема. Мы имеем некоторый сдвиг в родительских головах, что режим может ребенку повредить. Как вернуться к здравому смыслу?
Сейчас антиавторитарная волна пошла на спад, потому что выросло поколение детей, выращенных вне запретов, и явно видно, насколько хуже они обучаются, насколько хуже отношения в семье, насколько меньшие результаты они имеют в подростковом возрасте. На Западе эта волна кончилась раньше, у них даже есть исследования по поводу того, как влияет бесструктурный день на ребенка. Режим должен быть, но я бы тут брала слово не режим, а ритм. Режим – это что-то очень жесткое: кормление точно в 6.30, в 9.30, в 13.30 и т.д. Ритм – это нечто более гибкое, если есть ритм дня – это значит, что создает и задает его родитель, а не ребенок.
– А сам ребенок может как-то влиять на собственный режим-ритм?
Возвращаемся к вопросу о главенстве ролей в семье. Если в семье главный – ребенок, то он знает, когда ему есть, когда спать и пойдет ли он гулять. Я считаю это колоссальным трагическим перекосом. Так вырастают дети–тираны. Это возможно, когда ребенок единственный. Если рождается хотя бы второй ребенок, этой детской диктатуре приходит конец.
Семья – иерархическая структура, где главный – отец, потом мама, именно взрослые должны задавать ритм, скорость наполнения жизни. Пока ребенок мал, ритм жизни, режим являются основной канвой, которую могут создавать только взрослые. Ребенок не настолько за себя отвечает, передоверять устройство жизни несознательному несмышленому человечку – это просто странно. Это меняет порядок, переворачивает иерархию.
— Но ведь можно и переборщить с режимом?
Режим должен быть как некий закон мироздания: не злая воля родителей, которая калечит ребенка, а понимание, что все так живут. Все дети младше шести лет спят днем. Но в семьях всегда бывают отклонения от правил: есть дети, которые рано перестают спать, но это скорее исключение, я даже о нем не говорю.
Любая опытная мама знает: ребенок, который не поспал днем, не поспал вовремя, не поспал столько, сколько надо, становится как бы никаким во второй половине дня. Чем младше ребенок, тем больше его нервность связана с распорядком.
У ребенка должен быть режим, но он у него не должен походить на рабочее расписание помощника министра. Потому что иногда родители склонны создавать очень плотный распорядок и могут держать этот ритм, но они очень перегружают ребенка, перестимулируют. Это тоже один из важных воспитательных вопросов.
– С какого возраста ребенок может сам отвечать за собственный режим?
Начиная примерно с семи лет можно уже ждать, что ребенок сам может ложиться спать – укладываться и засыпать, что ему не нужна помощь. Родители передают ему ответственность за режим, но они должны контролировать, так или иначе, чтобы все было по плану.
Начиная с семи лет у ребенка формируется способность отвечать за себя и за свои ритмы. Ему надо учиться распределять свое время: сколько он будет тратить на уроки, сколько оставит на игру. Это довольно плавный процесс, требующий большого наблюдения.
И ТУТ ВАЖНО ИМЕННО СТРЕМЛЕНИЕ УПОРЯДОЧИТЬ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА, И НЕ УНИЧТОЖИТЬ В НЕМ ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. Если ребенок будет перегружен, у него не останется времени для игры. А игра – это основная деятельность ребенка-дошкольника, ИГРА И ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, а вовсе не посещение развивающих занятий, как кажется многим ответственным родителям.
— Есть связь между режимом и развитием ребенка?
СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМАЯ СВЯЗЬ – РЕЖИМ, ПОРЯДОК, ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ. Режим для младенца – это внешний скелет формирования, позволяющий нормально расти. И, в принципе, физиологическое благополучие ребенка до трех с половиной лет точно вплотную завязано на режиме. Но очень важно после трех лет, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, характер, не сбиться с правильной дороги. И по-прежнему основные режимные события должны диктоваться ребенку взрослыми: когда кушать и что кушать, когда спать, сколько спать, гулять или не гулять – знает только взрослый.
В семье должна быть четкая область взрослых решений. Взрослый может позволить ребенку решить, куда он пойдет гулять – на эту площадку или на ту. Но гулять или не гулять, – за это ответственность передать нельзя, это не детский уровень компетентности.
Из режима происходит привычка, что жизнь – не хаос, это космос, это порядок, а не анархия. Режим не подавляет творческое начало, он организует жизнь, никак ничему не мешая. Конечно, в режиме, детском укладе должно оставаться время на гуляние, на свободную игру, когда он ничем не занят сам по себе, но это должно быть вписано в некую канву. И тогда у ребенка возникнет привычка к организованности, к ответственности, что воплотится потом, например, в школьных занятиях. Потому что, если жизнь до школы была хаотическая, потом при переходе в школьную жизнь будет огромный стресс, ведь там уже все всерьез. Если у ребенка не было порядка в жизни, он не сможет подстроиться под школьный ритм, спокойно делать уроки.
— Какие еще важные составляющие режима?
Чем старше ребенок, тем больше должно становиться:
А) ответственности за собственный режим,
Б) обязанностей по отношению к семье, в частности, бытовых, потому что если вся загрузка сводится только к интеллектуальной, соответственно это будет очень однобокое развитие. И будет формироваться потребительское отношение к семье. Поэтому с самого раннего детства в режим должны быть вписаны некоторые обязанности по отношению к другим.
— Можете дать какие-то практические советы?
Дарю замечательную рекомендацию: приготовьте наглядный плакат с расписанием. Если ребенок еще не умеет читать, то его распорядок дня, его ритм хорошо изобразить в картинках. Для школьников это может быть расписание, заполненное от руки, чтобы ребенок это делал сам, тоже очень полезно.
Но пока ребенок не читает, это может быть, как говорят психологи, некая пентаграмма, серия рисунков: вот малыш встал, вот почистил зубы, вот малыш заправил кроватку вместе с мамой, вот пошел кушать, одевается на гуляние. В картинках должна быть выражена вся последовательность распорядка дня. Многие родители говорят: «Я рисовать не умею». Я бы лично хотела, чтобы такой плакат можно было приобрести в полиграфическом варианте, но любой уровень картинок устроит ребенка. Если уж совсем рисовать не получается, можно вырезать картинки из журналов или скачать из Интернета, качество графического исполнения совершенно не важно. Важно – наглядно вынесенная серия последовательных сюжетов.
— Не хочу гулять! – говорит малыш.
— А что у нас нарисовано на картинке? Так все детки делают.
Дети, которые умеют читать, вместе с мамой заполняют свой распорядок, с часами. Ближе к школе нужно учить ребенка разбираться во времени.
Рекомендации по поводу режима из своей практики: захронометрировать вместе с ребенком его основные дела. «Ты хочешь одеваться быстрее? А давай поучимся с таймером». Ребенок должен знать, что не просто нужно одеться, а на одевание нужно столько-то времени.
И особенно важно, одна из самых типичных проблем – уроки с ребенком. Чтобы делание уроков не растягивалось на часы, ребенок к концу первого класса должен быть обучен основам тайм-менеджмента. Он должен знать, что такое 5, 10 минут, полчаса, что он может успеть за этот период. Ребенок должен знать, что, если он сделает уроки вовремя, уложится в тот интервал, который в его распорядке заложен, то у него будет выбор интересных занятий (не только мультики): погулять, почитать, поговорить с мамой. И тогда эти неприятные обязанности не будут расползаться. Важно, чтобы за режим ребенка взрослый постепенно переставал отвечать. Взрослый человек режим задает, но к середине начальной школы ребенок должен уметь сам по своему режиму двигаться.
85 % всех людей (по данным физиологов) относятся к ритмичным людям, которым в определенном ритме жить проще – просыпаться в одно и то же время, укладываться в одно и то же время. Только 5-7% людей страдают от порядка, но обычно эти особенности проявляются не в детском возрасте.
Человеку любого типа легче жить в режиме, он тратит меньше сил, меньше энергии. Приведу научное понятие, так называемый «динамический стереотип, временной стереотип» (по Павлову) – система реакций на время, т.е. когда в одно и то же время человеку дают завтракать, то у него заранее, за несколько минут начинает выделяться желудочный сок. Когда, примерно в одно и то же время ребенка укладывают спать, у него мозг начинает заранее готовиться к переходу в состояние сна.
ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: ДЕТИ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК ИЗНАЧАЛЬНО, ОНИ СКЛОННЫ К ПОРЯДКУ, ДЛЯ НИХ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ В ПОРЯДКЕ.
Источник