Ребенок 2 года бьет детей младше
Первое, что стоит сделать, если ребенок 2 лет бьёт детей – попробовать разобраться в причинах такого поведения ребёнка. Если понять это, родителям будет проще решить, как реагировать на эти проявления.
Причин может быть несколько – проверка границ с разными людьми, выражение негативных эмоций, попытка привлечь внимание, копирование поведения, принятого в семье или детском саду, избыток чувств. Понимание причины, почему их ребенок 2 лет бьет детей, помогает родителям чувствовать себя более уверенными и обоснованными в воспитании и действовать сообща, поэтому стоит провести приятный и плодотворный вечер, чтобы найти её.
А вот несколько простых и универсальных правил, которые подойдут для родителей драчливого малыша. Что могут делать родители, если их ребенок 2 лет бьет детей?
1.Сказать «нельзя» — строго, уверенно, чётко.
Важно дать однозначно негативную оценку того, что происходит, сказать «нельзя» недовольным твёрдым голосом. При этом не подойдут обе крайности – кричать ребёнку прямо в лицо «нельзя!», пугать его своей эмоциональной реакцией или, наоборот, говорить излишне мягко, просяще — «солнышко, пожалуйста, не надо драться» — тут за лаской ребёнку будет не считать негативной оценки.
2.Прекратить действия ребенка.
Если ребенок 2 лет бьет детей и не перестаёт делать это после выполнения родителями пункта №1, нужно крепко взять реки дерущегося в свои и не давать делать то, что нельзя. Тут нужно не сделать ребёнку больно, тогда такое физическое вмешательство в его пространство не будет воспринято как физическое наказание. Более взрослым детям можно объяснять, что, пока они не управляют собой и делают то, что нельзя – дерутся – вы помогаете им удержать границы. Если ребёнок успокоился и готов прекратить свои действия, договорился с вами об этом, он снова сам может контролировать свои границы и не залезать в чужие.
3.Последовательность реакции.
Каждый раз, когда ребенок 2 лет бьет детей, нужно реагировать, причём одинаково негативно.
4.Согласованность.
Реакция всех членов семьи должна быть одинаковой. Только тогда драки будут восприниматься однозначно негативно. Модель поведения – маму бить нельзя, а папу можно, ему всё равно, или папа поругает, а мама пожалеет – неверна. Если ребёнок дерётся на глазах у нескольких родственников – они смело могут заступаться друг за друга.
5.Терпение.
Помните о желанной цели, будьте готовы к тому, что с первого раза не сработает, и ребёнку нужно будет, чтобы вы повторили свои действия несколько или несколько десятков раз. 6.Дайте ребёнку новую модель поведения.Иногда малышу трудно словами выразить свои чувства. Если ребенок 2 лет бьет детей — помогите ему. Научите его более цивилизованным способом выражать свои эмоции, например: «Нельзя бить мальчика. Ему больно. Он не дал тебе игрушку, ты злишься. Покажи, как ты сердишься. Давай топнем ногой, скажем «ай-яй-яй», погрозим пальцем. Вот как ты злишься!».
Ещё одна рекомендация, которая используется в принципе построения нашей группы «Я Расту 3-5 лет» — если ребенок 2 лет бьет детей, расскажите ему сказку, в которой будет похожий на него драчливый персонаж, и обсудите его поведение с ребёнком. Можно сделать это с помощью наводящих вопросов «Тигрёнок ударил зайчика. Хорошо поступил тигрёнок или плохо?», «хочется ли зверям дружить с тигрёнком, который дерётся? Почему?».
Ребёнку до 3 лет будет непросто отвечать на такие вопросы – более младшим детям родители сами задают их и сами же отвечают.Таким образом формируется система координат «хорошо — плохо», основанная на понимании, а не на наказаниях или запугивании.
Если ваш ребенок 2 лет бьет детей, вы соблюдаете все правила, а результат не радует или не появляется даже спустя несколько недель – зайдите к психологу — вы получите более индивидуальный подход и сможете вместе со специалистом разобраться в причинах агрессивного поведения своего ребенка.
Елена Мухина, психолог Центра тренинга и консультирования «12 коллегий».
Подробно о развивающих занятиях с детьми можно прочитать здесь.
Источник
АНАСТАСИЯ ВЯЛЫХ
психолог портала «Я — родитель»
Каждому родителю рано или поздно приходится сталкиваться с ситуациями, когда их ребенок становится участником или даже зачинщиком драки. И это нормальный этап развития социальных навыков малыша. Но зачастую такие поступки вызывают у мам и пап стыд, вину перед окружающими и, как следствие, раздражение и злость на самого ребенка. В результате атмосфера в семье портится, и это отражается на всех. Поэтому лучше сразу разобраться, что же произошло на самом деле, почему это произошло и что могут сделать родители, чтобы ситуация не повторялась.
Прежде всего необходимо учитывать возраст ребенка. Младший дошкольник зачастую использует силу в качестве эксперимента: чтобы узнать, насколько он сам силен, а также проверить реакцию оппонента. К тому же он пока не знает, как можно уладить конфликт без применения силы. В школьном возрасте большинство детей уже знают, что драться нельзя. Однако им пока тяжело управлять своими негативными эмоциями, поэтому, когда разумные доводы в споре заканчиваются, в ход идут кулаки.
Важно учитывать и то, насколько часто ребенок дерется. Если это единичные случаи, то физическая агрессия могла быть вызвана как раз тем, что у ребенка пока не получилось справиться со своими чувствами во время спора. Не стоит его за это ругать, а после обсуждения данного случая наедине не нужно вспоминать об этом. Если же драки повторяются регулярно, родителям стоит обратить на это особое внимание.
Однозначно стоит насторожиться, если ребенок дерется очень часто и при этом получает удовольствие от нанесения ущерба окружающим. В этом случае у физической агрессии могут быть более глубокие причины, с которыми необходимо разобраться как можно скорее, чтобы избежать усугубления ситуации. Для этого лучше обратиться за консультацией к психологу.
Выделяют три основные причины повышенной конфликтности ребенка: семья, сверстники и информация, получаемая из внешних источников.
Семья для ребенка – это его маленький мир, где он впервые получает информацию обо всем, в том числе о правилах и моделях поведения. Конфликтное поведение родителей внутри семьи или по отношению к окружающим может стать для ребенка примером «нормы», которому он будет подражать при общении в детском саду или школе. Поэтому прежде чем наказывать ребенка за бесконечные драки, стоит проанализировать, как члены вашей семьи ведут себя в спорных ситуациях.
Тем же примером являются и методы воспитания, принятые в семье. Некоторые родители ошибочно полагают, что на удар ребенка нужно ответить ему таким же ударом, чтобы он понял, что это больно. Однако это не работает, так как маленький ребенок рассуждает совсем иначе. Он думает: «Раз мама меня бьет, значит это нормальный поступок, значит так и надо делать, когда мне что-то не нравится». И затем, конечно, применяет этот принцип в своем общении.
Склонность к физической агрессии также может быть следствием протеста ребенка против семейных правил. Особенно так происходит в семьях, где воспитание слишком ограничивающее, авторитарное, либо, наоборот, попустительское.
Агрессивные модели поведения могут быть позаимствованы ребенком из внешних источников информации: фильмов, мультфильмов, компьютерных игр или телепередач, которые он смотрит. Поэтому задача родителей – фильтровать доступную для ребенка информацию.
Можно также выделить следующие факторы, которые провоцируют малыша начинать конфликты с окружающими:
стресс от жизненных событий или перемен (переезд, поступление в детский сад, смена детского сада или школы, рождение младшего ребенка);
конфликты с учителями, сверстниками, неуспехи в учебе, угнетающая атмосфера в школе, слишком высокая нагрузка;
неуверенность в себе, низкая самооценка ребенка;
неблагополучная обстановка в семье. Конфликтные отношения в семье или развод родителей сами по себе являются большим стрессом для ребенка. Если размолвки происходят с открытой агрессией со стороны одного или обоих супругов по отношению друг к другу, это еще сильнее травмирует ребенка;
биологические факторы: темперамент, наследственность, физическое состояние ребенка (заболевания, родовые травмы и т.д.).
Безусловно, действия родителей будут различными в зависимости от конкретной ситуации. И прежде чем ругать или, наоборот, оправдывать своего ребенка, стоит оценить все обстоятельства произошедшего конфликта. Необходимо учитывать и его глубинную причину, а не только повод, вызвавший начало спора между детьми.
Можно дать общие рекомендации, которые помогут родителям справиться с «трудным» поведением ребенка:
не стоит винить себя в драчливости вашего ребенка. Если он дерется, это совсем не говорит о том, что вы плохие родители. Конечно, многое в развитии малыша зависит от вас. Но самообвинение – не самый эффективный способ решения проблем. На это уходит слишком много энергии, которую лучше направить на поиск и устранение причин возникших трудностей;
учитесь сами и учите вашего ребенка осознавать и принимать собственные эмоции, а не игнорировать и не накапливать внутри. Для этого можно проговаривать разницу между чувствами и их выражением. Дайте ребенку знать, что он имеет право испытывать обиду, злость или раздражение в конфликтной ситуации, но бить других – неприемлемо;
воспитывайте личным примером. Дети неосознанно подражают поступкам родителей. Что бы вы ни говорили, ребенок видит, как вы себя ведете. Поэтому, если вы хотите изменить поведение ребенка, удостоверьтесь, не стоит ли сначала поменять поведение вам самим;
исключите физические наказания. Важно показать ребенку, что применение физической силы – неприемлемый способ воздействия на другого человека. Показать это вы сможете, только используя этот принцип в своей жизни.
Дошкольнику важно объяснить, как следует себя вести и почему, научить его конструктивному поведению. Для этого лучше всего использовать игровые методы (например, разыгрывание ситуаций с помощью кукольного театра) или сочинение терапевтических сказок с героями, похожими на самого малыша. Конечно, это лучше делать не в момент конфликта, а позже, когда эмоции уже улеглись.
Школьника уже можно спрашивать о его мнении насчет того, что чувствовал он сам и оппонент, что он сделал не так, как можно было лучше поступить в сложившейся ситуации. В конце разговора необходимо закрепить договоренность относительно будущих подобных ситуаций («Если Ваня опять сделает так-то, ты, вместо того, чтобы драться, ответишь ему то-то или сделаешь то-то»).
Детям школьного возраста лучше предоставлять возможность самим нести ответственность за причиненный ущерб: извиниться самостоятельно перед пострадавшей стороной или починить испорченные во время драки вещи (возместить их стоимость).
В целом воспринимайте любое негативное поведение ребенка как сигнал о том, что он нуждается в вашей помощи и поддержке. Возможно, он столкнулся с трудностями, с которыми не в силах справиться самостоятельно. Возможно, он просто не знает, как выразить собственные негативные чувства, которые его переполняют. А может быть, его жизненная ситуация кажется ему безвыходной. Если вы увидите за этим нелицеприятным поведением то, в чем нуждается ваш ребенок, вам будет легче понять его и помочь ему.
Главное – оставайтесь в контакте с ребенком и четко давайте ему знать, что независимо от того, что вы осуждаете его поведение, вы не перестаете его любить.
Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с позиции родителей, и с точки зрения ребенка.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник
Добрый вечер!
В последнее время меня начало беспокоить поведение моего сына. Ему 2 года 1 мес. и он начал кидаться на детей на улице.
Причем не угадаешь когда ему это взбредет в голову. Например, идем мы с ним, гуляем мимо идет девочка. Он запросто может подойти и рукой в лицо шлепнуть. А в другой раз в песочнице сядет и ни к кому не пристает.
Про нашу семью и взаимоотношения: я читала и стараюсь соблюдать в воспитании принципы, изложенные в ряде книг по детской психологии, статьях, касающихся детского воспитания. Таким образом, ребенок у меня не слышит часто слово «нет», он достаточно самостоятелен в выборе маршрутов передвижения (он пешеход и не любит гаджеты в виде великов, самокатов, поэтому мы гуляем на улице пешком), он в меру слышит похвальбу, с ним я стараюсь общаться я-сообщениями, а в случае, когда он обижает детишек я спокойно пытаюсь обсудить произошедшее и донести, что ребенку НЕПРИЯТНО и БОЛЬНО (но сын делает лицо кирпичом и продолжает вести себя гнусно). Разговаривает Ясенька достаточно хорошо — формулирует и озвучивает желания, т.е. речь развита хорошо для того, чтобы я понимала, что он понимает, что я ему говорю.
с мужем у нас периодически бывают стычки и , к сожалению, ребенок свидетель. но стычки на уровне — покричать.
с сыном почти весь день я одна. бабушки и дедушки от нас далеко.
у сына периодиччески возникает ревность к мужу из-за меня, хотя до эдипова комплекса вроде рановато…
у нас дома живет кот. Ясик с ним в хороших отношениям. т.е. он его тискает, но не делает специально какую-то больную для кота гадость. Мы его учим быть аккуратным и добрым. И вообще, животных он искренне любит и радуется.
По гороскопу сын Овен и я наблюдаю присутствите типичных черт Овна в характере ребенка.
По темпераменту он сангвиник. А язык любви у него пока что — качественное время.
Телевизор мы не смотрим. Я ненадолго включаю отечественные мультики. Т.е. сцен насилия он по телеку не наблюдаетю
На площадке естьмальчики-драчуны, с которыми он уже сцеплялся.
Вернусь к моей проблеме.
Сын видимо перенял от меня мою некоторую отстраненность от других людей. Я не гуляла с коляской с другими мамочками на площадке, я максимально уделяла время ребенку и вот относительно недавно у нас появилась подруга — девочка на год старше моего сына. Ясик пока не командный игрок и ему со мной интереснее, чем с другими детьми. Поэтому когда он видит эту девочку, он её начинет шлепать, пинать и т.д.
Сегодян пока я позволила себе разговаривать с её мамой, он начла бросаться на других детей и сталкивать с их машинки.
Для себя я сделала несколько заключений:
1. К этой девочке он меня ревнует и проявляем это шлепаньем и пинанием девочки.
2. К маме этой девочки он тоже ревнует и проявляет это сбеганием подвльше, чтобы я пошла за ним.
3. Сегодняшние происшествия со сталкиванием детей с машинок. Первым он столкнул совего давнего обидчика — мальчика-драчуна. А остальных детей он сталкивал из спортивного интереса.
4. На некоторых детей он нападает по принципу «меньше ростом», «больше ростом», «не понравилось лицо», «Занял мою территорию». Причем если дети берут его игрушки поиграть он их забирает, т.е. не лезет в драку. Поэтому он почти никогда не берет с собой на улицу игрушки и старается не брать играть чужиие.
Я периодически пытаюсь повлиять на него сказкотерапией (только без завуалированием, а ассказываю ситуацию с заменой имен но он все равно все понимает про кого я расскзыаю). Я всегда обсуждаю с ним, что детям неприятно его поведение.
Об стенку горохом!!!
Не знаю что делать, как расставить границы в его поведении….
Может подскажете какую книгу почитать на эту тему и со стороны укажите мне на мое не правильное воспитание и поведение.
Заранее спасибо!
Источник
КонсультацииОтношения родителей и детей
03 окт. 2018
Здраствуйте, моему сыну 2.5 года и он периодически когда гуляем на детской плошадке бьет детей, выражается это так — может ударить если отбирают у него игрушки, или просто хочет кататься один на горке или мальчик или девочка попросту ему не нравятся, когда я ему начинаю объяснять что детей нельзя обижать, закатывается в истерике. Пробовала уходить с детской площадки как начинает плохо себя вести домой, как наказание день не идти на площадку, пытаюсь объяснить как надо общаться с детками и словами и в процессе игры, но все безрезультатно. С мужем хорошие взаимоотношения, без ссор без драк. Но ребенок на других детей агрессивный в чем дело и как с этим бороться? Неужели кризис 3 -х лет? Сейчас задумалась о том что бы отдать ребенка в сад для начала в группу не полного дня, может ли это?
03 окт. 2018
Арина2509, добрый день. Сын разговаривает? Дома как себя ведет?
03 окт. 2018
Добрый, говорит, но предложения не всегда выстраивает, так что б сказать прям болтать не болтает.
03 окт. 2018
Здравствуйте. Как вам кажется, ребенок это делает со злостью или нет? Какое-то воспитательное воздействие на него действует?
Пробовала уходить с детской площадки как начинает плохо себя вести домой, как наказание день не идти на площадку,
Как на это реагирует ваш сын? Когда такое поведение вы заметили впервые? Он так себя ведет только на детской площадке ли еще где-то так бывает?
03 окт. 2018
Бывает что увидит ребенка например в магазине толкает его, когда обижает деток на площадке сам заводится и злится. Чем реже хожу на детскую площадку тем хуже себя ведет. И я заметила если ребенок страше например лет 6, 7 он с ними охотно играет а вот малышей обижает. Он начал говорить но еще не совсем хорошо.
03 окт. 2018
Ответьте, пожалуйста, на мое второе сообщение тоже
04 окт. 2018
Такое поведение началось года в 2 , на запрет уйти с детской площадки реагирует плачем и протестом
04 окт. 2018
Скажите, пожалуйста, так он себя ведет только на площадке или еще где-то?
04 окт. 2018
Важно понимать, что любое проявление агрессии у детей — это призыв о помощи. Для того, чтобы помочь сыну, вам нужно понять, какую задачу он пытается решить таким образом. А потом научить его как достигать того, что он хочет достичь, более конструктивным путем. А чтобы это стало возможным, вы должны всегда быть на стороне вашего ребенка. Он не должна чувствовать, что становится для вас плохим в этот момент.
В случае, если агрессия вашего сына это его ответ на такое же поведение со стороны других детей, то речь идет о враждебной агресии. Агрессия враждебная, в свою очередь, рассчитана на причинение боли другому человеку и чаще всего ее пробуждает желание отомстить, доминировать. Такая агрессия усиливается в дошкольном возрасте.
Причин для такого поведения несколько:
- Пытаются обратить на себя внимание взрослых. Когда ребенок не создает проблем, ведет себя спокойно и осторожно, покладисто, часто мама и папа просто не находят для него времени. Когда ребенок что-то испортит, сломает, родители сразу же обратят на него внимание. Поэтому малыш знает: если он хочет привлечь к себе внимание, он должен быть грубым, например, кого-то ударить. Поэтому нужно не игнорировать контактов с ребенком, не забывать о разговорах с ним.
- Не могут справиться с негативными эмоциями. Малыш не осознает, где заканчивается его свобода и начинается свобода другого человека. Малыши только учатся эмпатии, сопереживанию. Они не знают, как сильно ранит удар, как может что-то болеть. Они царапаются, дерутся, рвут себе волосы, потому что не могут контролировать собственные негативные эмоции, которые в этом возрасте являются совершенно естественными, ведь ребенок хочет подчеркнуть свою независимость и самостоятельность. Когда они на что-то или на кого-то сердятся, то взрываются как вулкан — столько в них плохих эмоций. Нужно напоминать ребенку, что в чувстве злости, гнева нет ничего плохого. Однако нужно уметь «разгружаться» в конструктивном ключе.
- Дети бьют из чувства несправедливости. Если ребенок чувствует несправедливое к себе отношение со стороны взрослых или детей, он может проявлять агрессию. Здесь важно учить ребенка называть свои чувства. Что ему может быть в этот момент обидно, страшно и т. д. Нужно попытаться в этот момент обнять ребенка, сказать как вы его любите, говорить, что вы с ним и никуда не уйдете, что вы понимаете его чувства и хотите помочь. Спросите что он сейчас хочет больше всего. Попробуйте его понять и угадать его чувства, озвучивая их.
Злость — нормальная реакция здорового организма на преграду, мешающую получить желаемое. Однако ребенок еще не понимает того, что хорошо усвоили в детстве его родители. Далеко не всегда мы можем получить желаемое сразу. Порой нам приходится не только терпеливо ждать, но и прикладывать значительные усилия для достижения желаемою, терпяпри этом всяческие неудобства. Более того, иногда, несмотря на все усилия, мы не можем удовлетворить свое желание. И с отрицательными чувствами в этой связи надо тоже научиться справляться. Вот именно этого опыта смирения, откладывания своего желания «на потом» пока не хватает ребенку.
Схема по обучению ребенка управлению своей злостью выглядит так: 1) сначала вы обозначаете для ребенка его состояние — «ты злишься» — и называете возможную причину; постепенно ребенок учится понимать, что он злится, и связывает свои чувства с конкретной причиной; одновременно он учится выражать свои желания и потребности словами и добиваться, чтобы другие поняли, что ему нужно: «Мне хочется…», «Сейчас я хочу, чтобы вы…», «Я не хочу, чтоб ты…»; а дальше вы вступаете с ребенком в переговоры о том, на каких условиях он может получить желаемое: «Я дам тебе, что ты хочешь, если ты…». Типичная ошибка родителей заключается в подавлении чувства злости у ребенка и наложении абсолютного запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны. Причиной тому служит страх родителей. Они боятся, что их ребенок вырастет «асоциальным типом» и не будет любить своих родителей. Более глубокая причина кроется в неумении родителей управлять своей собственной злостью, которую им в детстве точно так же «запретили» чувствовать. Родителям не стоит стыдить и ругать малыша за его чувства и за то, что он пока не в состоянии справиться со своей агрессией. Плохо, если ребенок сделает вывод: «Я плохой, раз я злюсь; но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться». В результате он не учится контролировать свою агрессию, учится ее только подавлять, что ослабляет его и лишает важного опыта — возможности научиться владеть собой. Правильные действия родителей состоят в том, чтобы останавливать ребенка в момент совершения им агрессивных действий и сообщать ему о том, что вам неприятно и больно.
04 окт. 2018
Спасибо Вам большое за такой развернутый ответ, мне очень понравились Ваши советы и я поняла что в некоторых ситуациях я сама веду себя неправильно по отношению к своему ребенку.
04 окт. 2018
Рада, что вам было полезно. У вас еще остались ко мне какие-то вопросы?
Отзыв о консультации
09 окт. 2018
Спасибо большое психологу Анне Чичиной за развернутый ответ на мой вопрос, особенно мне понравился ответ, что я много делаю запретов своему ребенку это действительно так, нет, нельзя из моих уст звучит часто. Я попробую делать, как советует мне психолог и, надеюсь, ее советы мне помогут.
Получите консультацию психолога
Не откладывайте решение вопроса!
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
Консультацию ведет
122Отзывов
745Консультаций
Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию
Источник