Ребенок 2 года 4 мес не разговаривает

Ребенок 2 года 4 мес не разговаривает thumbnail

Мари 86

,
По нормам словарный запас у ребенка, о котором вы говорите, должен быть к году. К двум с половиной должна быть фраза и словарный запас в сотни слов. Бывает темповая задержка речи, но у вас отставание уже очень большое, нужны консультации специалистов.

Блин, сейчас и я запереживала. Сыну 1,10 тоже самое говорит, что и у автора. Ну ещё если спросить как часики тикают, дождик капает, собака, корова говорит.. больше всего бесит, что мама не говорит 😥 . НО! Все понимает.
Невролог тоже сказала, что все нормально.
Дочька в 1.9 уже предложениями разговаривала.

Я тревогу забила после 1,5 лет. Педиатр, невролог говорили — отстаньте от ребенка, рано еще, заговорит. В 2,4 попали на прием к Шароновой, она сразу сказала, повышенный тонус языка, проблемы с шеей, ребенку «больно» добавлять новые звуки. Пока тонус не снимете — не заговорит. Остеопат, физиотерапия, занятия — ребенок заговорил, сейчас ему почти 5, имеем ОНР 2, посещает логосад. Хороший словарный запас, но проблем еще много.
И кстати, в 4 года те же самые врачи на комиссии в поликлинике для радуги в 1 голос говорили: «Мамочка, где же вы раньше были?»

Не будите во мне зверя, он и так не высыпается…

Цвет морской волны:

Дочька в 1.9 уже предложениями разговаривала.

не надо сравнивать.

500 rublei:

Невролог в поликлинике сказал, что все хорошо? Ну они всем так говорят.

Да? Моим ЗРР двум написали, потому что в 1,6 фраз не было. Фразы в 1,7 появились :pardon:

Автор, это может быть и норма для него, может и отклонение быть, но если врачи говорят, что нормально… Моей 2,5, тоже задержка речи, физическое вперед у нее идет развитие. Но вижу динамику. В 2,4 как у вас еще намека не было на предложения, сейчас уже есть: «мама, тять (сядь)», «дать бабу» (позвать к телефону) и так далее, понемногу появляются. Но при этом у нее полностью на место встали падежи и множественное число: то есть уже, показывая на предмет, скажет не «мама» как пару месяцев назад, а «мамы», иногда даже » мамино». Ну и речь она понимает прекрасно, даже спокойно отвечает на сложные вопросы по прочитанной книге или мультику. Поэтому пока не паникую, вижу, что идет развитие, жду. Вы тоже смотрите по своему есть ли конкретно у него динамика, от многих врачей слышала, что это главное, смотреть, что развитие идет, значит, мозг зреет.

maltseva:

не слушайте сказки «о вдруг заговорившем внучатом племяннике подруги соседки».

Это мы. Заговорил в 3,2. В 2,11 невролог сказал что надо к сурдологу (ГЛУХОЙ?!?!?) :treaten: и колоть кортексин. :dash: Cходили мы только к суперграмотному и супернаблюдательному логопеду. Вердикт: мальчик+левша+второй язык с 1,5 лет изучает= скоро заговорит, проблем нет.

maltseva:

давно пора переживать, чтобы потом всю жизнь не разгребать логопроблемы.

Ничего не разгребаем. Сейчас 4,8 сыну. С логопедом занимались с трех лет, через полгода логопед сказала что она не нужна, у него все нормально, но я попросила и она осталась -сейчас 2 раз в в неделю общая развивайка- буквы, цифры, познание мира в целом. Второй язык тоже хорошо идет,
Нормальный парень растет. Сейчас сидит собирает LEGO 7+. Ну я рядом конечно. Помогаю.

2.2, но девочка. Говорит предложениями
Сын предложениями начал в 2.6

Cookie monster

,
и? здоровым детям логопед не нужен.
а у меня обратная история, когда до 2 лет у тебя здоровый говорящий ребенок, а через несколько часов полный откат в речевом развитии на уровень 1 года. и последствия до сих пор (почти 11 лет) разгребаем. и если бы я сидела и ждала у моря погоды, то по итогу у меня был бы полный букет с задержкой развития, в том числе и умственного, т.к. недоразвитие речевых навыков тянет за собой интеллектуальную сферу.
такие истории, как ваша, только вредят людям, просто тихо радуйтесь, что обошлось и не давайте вредных советов про ждать.

сон разума рождает чудовищ

С логопедом заниматься начали именно с 2,5 лет, потихонечку к 3 годам начал говорить предложениями. Сейчас 4,5 года болтает, поёт песни, стихи читает. С логопедом продолжает заниматься так как не поддаётся ему никак буква с, из-за этого окончания в словах съедаются. Идите к грамотному дефектологу и работайте! Ждать нечего, тонус языка в 90% случаев. Попробуйте ультратон на язык, но только после консультации с врачами. Все будет хорошо!!!

maltseva:

такие истории, как ваша, только вредят людям,

Я не имею права на свою историю? Каким людям навредила? Я правду рассказала.Тут только Ваша история имеет право на существование? Капец какой то. Надо было парню кортексин проколоть просто так?

maltseva:

не давайте вредных советов про ждать.

Вредность моих советов не Вам определять.

Cookie monster

,
я вам еще раз напишу — здоровым детям логопеды не нужны.
и в 3,2 здоровые дети говорят развернутыми предложениями.
далее мне можете не отвечать, т.к. вы в этих вопросах некомпетенты.
вы автора перечитайте, у ребенка отсутствуют простейшие фразы и набор из 10 слов, которые у ребенка в год должны быть, полное отсутствие речевого прогресса.

сон разума рождает чудовищ

В 2,5 мычал и тыкал пальцем. К врачам не ходили, таблеток не давали. К 3,5 заговорил так, что не заткнуть, сложносочиненными предложениями.

maltseva:

далее мне можете не отвечать, т.к. вы в этих вопросах некомпетенты.

Спасибо за оценку. Ваше мнение крайне важно для меня. Наличие высшего медицинского образования у меня это фигня. Главное все таки Вас послушать.

Кряча

,ребенок развит,цвета,формы,все показывает. Воспитатель хвалит. Но не говорит.

Ласковый май

,
Тоже самое было) в 2,6 только

maltseva

,
Что случилось за несколько часов, что так повлияло, прививка?

Автор, вы съездите в ресурс на консультацию) я такая же как вы, волновалась, что не говорит, поехали туда, там правда запись огромная. Они на меня как на дуру посмотрели, сказали вобщем еще подождите))) там психолог и логопед были на конс., это не пмпк, скажите, что вас невролог к ним отправила.

Наш не говорил долго. Врачи говорили всё нормально. В итоге поставили диагноз Дизартрия, ходили в логосадик и занимались с частным логопедом, ездили в санаторий и делали массаж. К школе выправили.

Советы дают, когда их просят!

Можщ конечно ждать и играть в угадайку, заговорит или нет, но лучше сходить к неврологу и принимать препараты.

В 2, 6 должна быть хотя бы простая фраза — Дай пить и подобные. Конечно, не одна фраза должна быть. То есть, в 2,6 ребёнок должен быть говорящим. Нужны занятия с логопедом, возможно, лечение у невролога. Если ребёнок не говорит, нужно посетить психиатра. Так как речь — его епархия. А также нужно будет сделать КСВП. Мозг ребёнка не развивается в соответствии с онтогенезом. Что в данном случае ждать, непонятно.

Kroshka Enot22:

Что случилось за несколько часов, что так повлияло, прививка?

два глубоких наркоза и психотравмирующая ситуация.

сон разума рождает чудовищ

venus85

,
Спасибо большое. У моей дочери схожие проблемы. Как раз думала на счёт Ляпуновой. Прочитав Ваш пост — решила, что к ней пойду. Дочь наблюдается у хорошего невролога, но что то не вижу эффекта в части речевого развития. В остальном меня устраивает, верно определила проблемы сниженного тонуса и помогла поставить дочь на ноги. Невролог в районной поликлинике говорила, что все хорошо, с учётом того, что ребенок пополз в 10 месяцев после 3го курса массажа, который по ее мнению был не нужен :omg:

Читайте также:  Амоксиклав ребенку 4 года как давать

Источник

Ребенок почти не разговаривает 2,4 месяца. Были у невролога пол года назад,сказали здоров. Все врачи говорят здоров. Стоит ли уже начинать переживать и искать других врачей? Слова:мама,папа,биби,деда,баба,неа,да.

Сходите к хорошему неврологу.

Мари 86:

Слова:мама,папа,биби,деда,баба,неа,да.

а фраза есть? Типа «папа дай»?

Вижу цель — не вижу препятствий

к Гуляевой

Мари 86

,
Моему тоже 2,4 ,но говорит уже предложения ,
например, «Мама,дай мне яблоко». Конечно ,все детки разные,но я бы ещё на консультацию к неврологу сходила.

Это плохо,что не говорит? Уже надо,что то делать? Развивашки,моторика рук каждый день.

Мари 86:

Стоит ли уже начинать переживать и искать других врачей?

давно пора переживать, чтобы потом всю жизнь не разгребать логопроблемы.
я бы показала:
— сурдологу
— неврологу
— психиатру
далее решать проблему в зависимости от причины. здоровые дети в этом возрасте говорят в соответствии с усредненными нормами врачей. не слушайте сказки «о вдруг заговорившем внучатом племяннике подруги соседки».

Мари 86:

Были у невролога пол года назад,сказали здоров. Все врачи говорят здоров.

идите к другим врачам. и не ждите, не заговорит сам.

сон разума рождает чудовищ

тогда берите второе-третье мнение, потому что фраза должна быть в 2 года. Ну нам практически неговорящим так говорили.

Вижу цель — не вижу препятствий

Сын начал говорить в 2,6. Но у невролога наблюдались с 2 лет. Были лекарства определённые. Я паниковала, тк дочь в 1,5 стихи уже Барто наизусть рассказывала
Лучше к врачу показаться, чем ничего не делать и ждать….

Мари 86:

Ребенок почти не разговаривает 2,4 месяца. Были у невролога пол года назад,сказали здоров. Все врачи говорят здоров. Стоит ли уже начинать переживать и искать других врачей? Слова:мама,папа,биби,деда,баба,неа,да.

Мой не говорил. Заговорил в 3.5 с кашей во рту. Никто ничего не понимал. В 4.5 более менее стало понятно что говорит. Сейчас 6 лет. Звуки все поставила дефектолог, к школе подготовила. Но мы с рождения на учёте у невролога. Дополнительно ходили ещё к одному. Сейчас снова в поиске, дело движется к школе. Надо более направленного туда, чем мы ходили.

Нам невролог в 1,9 выписала пантогам. Но я пока не стала давать, вот думаю может зря :scratch:

Мой начал что-то говорить только с 2.9, как пошел в садик. И то была такая каша, что его никто не понимал. Постоянно занимались, развивали мелкую моторику, пели… В итоге, перед школой год усиленных занятий с логопедом, все стало хорошо.

Мари 86:

мама,папа,биби,деда,баба,неа,да.

И наверняка ещё непонятные звуки типо « помесеко»?

Мальчик? Мы тоже в 2.4 ходили с такой проблемой к неврологу. Сказали ждите скоро заговорит, выписали таблетки не вспомню щас как назывались. В 2.6 начал каждый день по новому слову говорить, быстро лексикон набрал.

Мой стал говорить в 2 и 10. До этого в год примерно закончил лепетать и пытаться сложить слоги. И просто замолчал. Все понимает, во всем участвует, просьбы выполняет, но молча. Зато пошёл. Вот прямо встал на ноги и пошёл. Без падений, сразу и нормально.
В 2 и 10 просто встал утром и заговорил. Няня к нему заходит, услышала, что проснулся, а он стоит в кроватке и говорит Чудо проснулось! , она чуть в обморок не упала. заговорил предложениями. С прилагательными. Без ма, бибика и прочих детских слов. Все понятно и чисто. Как будто он все это время набирал материал)) только буква Р и ш были не очень.

Но невролога хорошего посетить не будет лишним. И ещё Я бы щас себе тогда сына посоветовала хотя бы раз в полгода водить к своему доктору (мануальный терапевт наверное его можно назвать).

Оба ребенка заговорили к 3 годам. Около пяти лет стали занимались с логопедом. В школе никаких проблем не было.

В 3,6 заговорил, до этого целый год занимались с педагогом и логопедом, а съездил на 2 недели к свекрови, в деревню, приехал говорящим

Моей ровно 2 года, предложений нет, только папа/мама/баба и т.д… У невролога были, развитие в норме, цвета/фигуры/животных показывает/знает, выписывали магний В6 витД и Тенотен, пока ждём. Сестра с года таскает ребенка по неврологам с выпучеными глазами, к пресловутой Гуляевой ходили, пьют уже препараты серьезные…. Мы пока ждём, тенденция есть, думаю скоро заговорит

Nazgul:

Моей ровно 2 года, предложений нет, только папа/мама/баба и т.д

Ну это нормально. Ребёнок заговорил в 2.2 и предложениями.. До 2.2 даже мама папа не говорил.. К врачам не ходили ребёнка не лечили.. Как-то само собой пришло..

maltseva:

не слушайте сказки «о вдруг заговорившем внучатом племяннике подруги соседки».

Сто тысяч плюсов.
Невролог в поликлинике сказал, что все хорошо? Ну они всем так говорят. Не тяните, идите к хорошему специалисту, пейте лекарства, занимайтесь, ищите логопеда. Я запаниковала к двум годам, что сейчас имеем: возраст 4,10, с 2 лет логопед 4 раза в неделю, препараты курсами, ежедневно самостоятельные занятия. Прогресс есть, педагоги хвалят, но заговорил всего год назад, сейчас ставим звуки, надеюсь что до школы более менее нормально все станет.
И только ленивый мне не сказал,что я ерундой страдаю, что вот у соседки сын до 7 лет не говорил, а сейчас директор.

Сходите не просто к неврологу, а к речевому неврологу! Мой старшенький в 3 так несколько слов говорил. Участковый невролог тоже говорила норм (как я ее ненавижу, позже узнала что к ней дауна приведи так же скажет все норм).
В 3 случайно попали к речевому неврологу, дак я скажу несмотря на немалые усилия к первому классу он все равно чуток отличался. Сейчас сложные предложения не всегда переваривает….
Со вторым ребёнком я уже ничего не жду. Стимулирую занятиями, курсами церебролизина (в соответствие с предписаниями невролога речевого) и ттт, в 2.5 года песни стихи и даже окончания правильно ставит.
Советую Ляпунову Яну Михайловну, в династии принимает. Не пожалеете. Она при логопедич комиссии в радуге работает параллельно. Деток чувствует, все нормы знает, на приеме тестирует. А рядовой невролог откуда знает все эти нормы…

У невролога с рождения. А фразы пошли только в 3,7. Много всего прошли. Сейчас 4,2 ставят ОНР 2 и лёгкое когнитивное нарушение. Девочка. Девочки раньше говорит начинают обычно. А у нее по-другому. Но я не ждала, не сидела на месте. Сейчас ещё работы непочатый край. Ходим в речевой сад, до этого 1,5 года в обычный. В речевом пошел прогресс.

Тоже советую к хорошему неврологу сходить. Мы в 2 года и 10 слов не говорили, я конечно не за то , чтоб залечить и застимулировать ребенка, но все таки нужно мнение хорошего специалиста. Нам назначили препарат для лечения незрелости нервной системы, у нас истерики затяжные были и на речь этот препарат тоже влияет хорошо, заговорили по-тихоньку

Нечего ждать. Время дорого.

500 rublei:

Не тяните, идите к хорошему специалисту, пейте лекарства, занимайтесь, ищите логопеда.

Читайте также:  Если ребенок 4 года бьет маму

+++

Есть миллионы шансов, что скоро будет всё сбываться …. (с)

Источник

В возрасте двух лет речь ребенка постепенно развивается. Активный словарь наполнен существительными, глаголами, местоимениями, предлогами и наречиями. Малыш не всегда грамотно и правильно выбирает связки слов и окончания, но пытается оперировать всевозможными фразами и модулями. Но что делать, если ребенок в этом возрасте совсем не разговаривает?

Нормы речевого развития

Ориентировочно, в словаре двухлетки насчитывается 100-300 слов. Всё чаще встречаются обобщенные слова, такие как обувь, посуда, фрукты, игрушки и реже слова-подражания (му-му, би-би). Конечно, ребёнок может путать понятия внутри обобщенных групп, называя босоножки – тапками или ботинками, а свитер – майкой или кофтой. Но по мере расширения словаря слова займут свои места. Малышу сложно произносить длинные, насыщенные трудными звуками конструкции, так как речевой аппарат к этому недостаточно готов.

В этом возрасте речь может быть не понятна, но с каждым месяцем в процессе практики она совершенствуется, наполняется большим смыслом. Ребенок произносит предложения, состоящие из двух и более слов, заменяя некоторые мимикой и жестами. Речь эмоциональна, ярко окрашена. Понять малыша уже гораздо проще не только родителям, но и другим людям. Также пополняется новым запасом и пассивный словарь (внутренний словарный запас ребенка, состоящий из тех слов, которые он понимает.) Ближе к трём годам речь наполнена активным словотворчеством, выстраиванием новых слов из существующих. Меняется осознание собственного “я”, и выражения “Аня сама пойдёт” меняются на “Я пойду сама”. Звуковое наполнение терпит изменения в течение третьего года жизни.

Нормы развитие речи в 2 года

Примерное распределение речевых способностей приведено в таблице.

ВозрастРечевые способности
2 года 2 месяцаМалыш пользуется прилагательными, местоимениями, предлогами
2 года 3 месяцаСоставление трёхсложных предложений
2 года 4 месяцаПоявление более 5 распространенных предложений
2.5 года – 2.9г.Увеличение словарного запаса, сложность трудно артикулируемых звуков сохраняется (свистящие, шипящие, сонорные группы)
2,9 -3 годаАктивный словарь до 1000 слов

Развитие речи у девочек происходит более спешно, чем у мальчиков. По статистике, девочки раньше начинают строить предложения, уходить от слов-подражаний. Исследователи зарубежных стран установили закономерность более раннего речевого развития именно у девочек. Как известно, в 2 года активный словарь у женского пола значительно превышает мужской. И, как следствие, речевой опыт делает своё дело. Легче строить предложения, выбирать слова. Даже произношение слов и определенных звуков девочкам даётся легче.

Двухлетние молчуны

Случается, что дети, перешагнув рубеж в 24 месяца, так и не начинают радовать своих близких потешными разговорами. Остаются лишь звукоподражания, обрывки слов, либо «мычание», мимика и жесты. В чём причина и являются ли данные обстоятельства патологией? Ведь все дети абсолютно разные в своём развитии. Всё же существующие нормы не целесообразно игнорировать.

Если в семье возникла такая проблема, родители должны выявить причину, так как два года наиболее сенситивный период для формирования и становления познавательных способностей малыша. Возможно, ребёнок развивается по индивидуальному маршруту, и вскоре догонит сверстников. Но причины задержки речевого развития могут быть разными, а время для принятия будет упущено.

Ребенок не разговаривает в два годика

Следует понять, что имеют ввиду родители под понятием «ребёнок не разговаривает»:

  • совсем не произносит ничего;
  • говорит невнятно, не произнося определённых звуков;
  • говорит меньше, чем хотелось бы родителям (либо в сравнении родителей с собой в детстве или с предыдущими детьми в этой семье);
  • произносит малоразличимые звуки, не похожие на слова;
  • не способен соединять слова в предложениях;
  • не говорит, но может показать на предмет, понимая о чём речь;
  • не разговаривает совсем, не воспринимает собеседника, не находит коммуникации.

В каждом индивидуальном случае коррекционная деятельность будет строиться по-разному. Возможно, она совершенно неуместна, но первоисточник проблем необходимо обязательно выяснить. Существует множество факторов, влияющих на развитие речи ребенка.

Рассмотрим два варианта.

Ребенок не говорит, но всё понимает

Здесь имеет место расстройство экспрессивной речи. Распространённая в современном мире проблема: «Всё понимает, но говорить не хочет». Сравнивая со сверстниками своего ребенка, родители невольно понимают, что-то не так, но начинают искать выход из ситуации ближе к трём годам. Возможно, у ребенка присутствует дизартрия (проблема артикуляционного аппарата), в следствии которой малыш не накапливает словарный запас. Может быть, имеет место быть какая-либо психологическая подоплёка. Важно отметить другие признаки:

  • сохранность слуха и интеллекта;
  • психофизиологическое развитие соответствует норме;
  • в наличии общение мимикой и жестами, адекватное эмоциональное проявление;
  • нет признаков расстройств аутистического спектра, проявления которых можно заметить уже с 2 лет.

Малыш в 2 года не разговаривает, но понимает

Не разговаривает и не понимает обращенную речь

Одновременное расстройство импрессивной и экспрессивной речи. Такая проблема гораздо сложнее предыдущей. Необходимо обратиться к специалистам и провести дифференциальную диагностику с различными нарушениями: дефекты слуха, нарушения интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой. В случае, если не выявлено посторонних, сопутствующих речевым, патологий имеет место сенсомоторная алалия. Такой диагноз может поставить лишь невролог, имея на это соответствующие основания. И коррекционная работа будет строится под тщательным контролем логопеда-дефектолога. Проблема требует незамедлительной коррекции, так как со временем речь малыша не будет меняться, ему необходима логопедическая помощь.

Факторы, влияющие на формирование речи и что делать

Экзогенные (внешние) факторы

Проблемы, не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка.

  1. Речевая атмосфера в семье. Дефицит общения может привести к тому, что у малыша не возникнет предрасположенности к подражанию. Если родители практически не разговаривают с ребенком, ссылаясь на занятость или усталость, ему просто будет не у кого учиться говорить. Поэтому с первых дней жизни необходимо уделять время общению с крохой.
  2. Особенный психотип ребенка. Малыш знакомится с миром, наблюдает за ним, формирует пассивный словарный запас и осмысливает увиденное.
  3. Искажение речи взрослыми, подражая ребенку. Родители, сами того не понимая, могут серьёзно навредить правильному восприятию речи крохи, искажая слова, излишне применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  4. Педагогическая запущенность. Ситуация, свойственная неблагополучным семьям, в которых ребенку не уделяется должного внимания. При этом часто случаются конфликты, травмирующие детскую психику, драки, ругань.
  5. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей о своём чаде, при которой у ребенка нет никакой мотивации к самостоятельной деятельности, в том числе и речи. Крохе незачем проявлять речевую активность, близкие и так с полуслова понимают и выполняют его желания, договаривают фразы, заканчивают предложения.
  6. Психологические травмы. Они могут быть связаны с ранней разлукой с матерью, в следствие различных факторов.

Что делать, чтобы ребенок заговорил в 2 года

Эндогенные (внутренние) факторы

К ним относятся физиологические особенности организма ребенка, влияющие на речевое формирование.

  1. Проблемы внутриутробного развития (гипоксия беременных, токсикозы, родовые травмы, инфекционные заболевания матери) так или иначе могут сказаться на речевых центрах коры головного мозга малютки и впоследствии повлиять на становление речи.
  2. Нарушение физического слуха. Понижение слухового восприятия влечет за собой недоразвитие речи детей. Бывает, что ребенок реагирует на многие звуки окружающего мира, а частота человеческой речи для него малодоступна.
  3. Органические поражения речевых зон коры головного мозга вследствие родовой травмы или аномалий пренатального периода вызывают полное отсутствие или частичное недоразвитие речи (алалия). Гораздо чаще встречается у мальчиков. В этом случае проявления выглядят различно. В зависимости от локализации поражения. У детей такое осложнение может проявляться либо в полном отказе от вербального общения, либо в непонимании, что от него хотят взрослые.
  4. Недостаточность созревания центральной нервной системы, тормозящее речевое развитие (недоношенные детки).
  5. Дефекты артикуляционного аппарата: подвижность языка, подъязычной связки, тонус мышц губ, лица (помогут в этом вопросе такие специалисты, как логопед и невролог).

Более сложные по структуре патологии, носящие стойкий характер, также могут быть причиной задержки речевого развития:

  1. Интеллектуальные нарушения, представленные первичным дефектом, а нарушение речи, как вторичное проявление.
  2. Расстройства аутистического спектра. При данной аномалии развития, как и во всех других дефектах, речь не является единственным признаком, указывающим на эту проблему. Поэтому ни в коем случае не стоит примерять всё на своего ребенка.
Читайте также:  Какие выплаты положены матери одиночки ребенку 4 года

Что может быть тревожным сигналом для родителей?

Как было сказано ранее, все дети развиваются по индивидуальному сценарию. Но некоторые процессы в развитии позволяют отследить намечающуюся проблему и принять необходимые мер, так как речевое развитие оставляет след на умственном и познавательном. Если возникают вопросы, не лишним будет визит к профессиональному неврологу, специализирующемуся на речевой практике.

На что обращать внимание родителям, если малыш не говорит в 2 года

На что стоит обратить внимание:

  • вспомнить, как развивалась речь малыша изначально. Прошла ли она все стадии: гуление, лепет, первые слова. Не прерывалось ли речевое развитие;
  • понимает ли ребенок обращенную к нему речь, реагирует ли на неё;
  • ребенок не выполняет простых просьб (подай, положи, принеси), не смотрит на взрослого, не откликается на своё имя;
  • малыш не умеет просить, подходить к нужному предмету, громко кричит, устраивает истерику;
  • к двум годам у крохи совсем мало слов, он мычит, не произносит привычных слов, а также плохо воспринимает речь окружающих;
  • либо, наоборот, повторяет сложные слова бессмысленно, бесцельно, не используя их в качестве общения или коммуникации;
  • неврологические проявления в комплексе с речевым недоразвитием, такие как: ходьба на носочках, тремор (дрожание) подбородка, рук, слабая моторика;
  • стереотипные (похожие) движения, не применяемые для игры – хождение по кругу, открывание или закрывание двери, выстраивание игрушек в ряд.

Эти симптомы могут представлять опасность, если встречаются в комплексе. В противном случае, паника неуместна.

Какие специалисты помогут?

Если у ребенка обнаружены подобные проявления, главное, не упустить сроки. Современная медицина и педагогика наполнена методами развития речи и устранения проблем. Необходимо пройти комплексное обследование. Сначала посетить педиатра, который поможет с направлениями к нужным специалистам:

  1. Отоларинголог (лор). Исключит дефекты органов слуха, артикуляции. В случае выявления проблемы направит на дополнительные исследования, посоветует посетить сурдолога.
  2. Невролог. Поможет разобраться с проблемами развития нервной системы ребенка, с отклонениями в психических процессах. Назначит комплекс всевозможных исследований, одни из них аудиограмма, эхограмму, энцефалограмма. Выпишет медикаментозные препараты, способствующие развитию мозговой деятельности.
  3. Логопед-дефектолог. Проверит возможные аномалии артикуляционного аппарата, уровень развития речи. Порекомендует родителям различные упражнения для язычка, а также тактику вызывания речи у деток.

Посещение врачей, если малыш не говорит в 2 годика

Специалисты помогут собрать общую картину формирования ребенка и разобраться, действительно ли присутствуют отклонения.

Как развивать речевые способности двухлеток

Даже если ребенку показаны занятия с логопедом-дефектологом (порой дорогостоящие), в возрасте двух лет они краткосрочные по времени. Малыш занимается такой деятельностью 10-15 минут. Упражнения организуются только в виде игры и могут успешно выполняться родителями самостоятельно. Нужно помнить, что крохе потребуется повышенная активность от взрослых. Необходимо проговаривать каждое своё действие, спрашивать, вызывать на разговор, отвечать на вопросы, мотивировать, проговаривать вместе слова.

Упражнения проводятся лишь при положительных эмоциях, так как в этом случае будет результат. Для того чтобы закрепить навык, необходимы многократные повторения. В играх обязательно использовать наглядный материал, яркие игрушки, картинки, заинтересующие внимание малыша. Также не лишним будет учитывать опыт познания окружающего мира ребенком, не произносить непонятных слов, и не строить длинных предложений. Сокращать слова, показывая на предметы. Материал для игр подбирается по принципу от простого к сложному. Занятия должны включать в себя различные виды деятельности, направленные на развития определенных навыков.

Занятия с ребенком в 2 года, чтобы заговорил

За малейшие достижения крохи обнимайте, целуйте, проявляйте эмоции, так как ребенок даже в этом возрасте уже способен устанавливать причинно-следственные связи. Если мама радуется, значит нужно «это повторить»! Малыш познаёт мир с помощью подражаний за взрослыми, и поэтому в игре следует максимально заинтересовать своего молчуна.

Выбираем игры

Главная задача взрослого – научить малыша подражанию. Основной принцип обучения – постепенность, неторопливость.

  • «Делаем зарядку». Смысл игры в том, что взрослый придумывает упражнения, которые кроха бы повторил и выполнил вместе с ним: хлопки, прыжки, шаги, взмахи руками, ногами. Сначала движения выполняются по отдельности, затем материал усложняется и добавляются попутные, например, хлопаем в ладоши и шагаем на месте.
  • Весёлая логоритмика. Это музыкальные игры для развития ритма и чувства музыки, а также использование простых слов, обозначающих движения: «Хлоп-хлоп, топ-топ». Взрослый обязательно проговаривает все действия под музыку. Такие занятия благоприятно сказываются на речевом и моторном развитии ребенка, позволяют быстро достичь положительного эффекта и эмоционального отклика, особенно, если выполняются вместе с любимой мамой.
  • «Игры с предметами». Например, купаем куклу Катю. Мама проговаривает каждое действие: «Давай возьмём куколку, разденем её, а затем положим в ванночку. Нальём водички, тёпленькой, чтобы куколке было приятно…» Максимально оречевляем процесс, а необходимые атрибуты для игры, такие как ванночка, вода, помогут сделать процесс интересным и захватывающим внимание ребенка. Ваш малыш обязательно начнёт подражать действиям, а впоследствии и пытаться проговаривать слова вместе с вами.
  • Игры потешки. Недаром ещё наши прабабушки знали всевозможные прибаутки, наполненные фольклорным творчеством. Такие присказки просты для запоминания и повторения, наиболее понятны деткам своими незатейливыми ритмами. В развитии речи двухлетних детей используют именно их. «Ладушки-ладушки», «Гули-гули» и многое другое.
  • Игры с мелкими предметами. Тренировка тонкой моторики, напрямую связанной с речевыми зонами коры головного мозга. Предложите крохе порвать вместе лист цветной бумаги на мелкие частички, а затем из них соберите какую-либо композицию, обязательно похвалив своего маленького помощника. Во время совместной деятельности проговаривайте каждое действие, например, «кап-кап, дождик пошёл, фух-фух, снег полетел, шур-шур, ветер подул».
  • Можно соорудить пальчиковый бассейн из различного безопасного мелкого наполнителя, и под пристальным контролем «искупать» маленькие пальчики, проговаривая что происходит.
  • Приучайте кроху к совместному чтению детских книжек. Для начала нужны книги без текста, с яркими крупными красочными картинками, наилучшим образом здесь помогают музыкальные книжки. Показывая картинки, описываем нарисованное своими словами, обращаем внимание на детали, останавливаемся, рассматриваем, проговариваем. Затем можно использовать иллюстрированные книги с небольшими стихотворными изложениями, написанными большими буквами для того, чтобы малыш привыкал, что книги можно читать и слушать.
  • «Звуки животных и предметов». Можно использовать игрушки-макеты животных, а можно картинный материал. «Кто это? Курочка! Как говорит курочка? Ко-ко-ко». «Что это? Самолёт! Как гудит самолёт? У-у-у.» Такие упражнения значительно развивают артикуляцию ребенка, можно и подуть как ветерок «Ш-ш-ш», и позвенеть как комарик «С-с-с». Развитие получает не только артикуляционный аппарат, но и фонематический слух, отвечающий за различение речевых и неречевых звуков. Мы фокусируем внимание ребенка на том, что можно произносить отдельные звуки.
  • Развитие общей моторики. Координации движений тела. Помогут игры с мячом, большим и маленьким. Также способствуют положительной динамике игры на фитболе. Существует комплекс упражнений, направленных на формирование физических способностей малютки. А, как известно, психофизическое развитие работает в комплексе с психоречевым.


Занимаясь с неговорящими детьми необходимо понимать, что должна быть правильно организована речевая среда и создана мотивация к совместной деятельности. Нужно быть готовым к тому, что всё получится не сразу, какое-то время займёт поиск контакта с малышом. В некоторых случаях совместная работа с неврологом поможет добиться положительных результатов. Вероятно, два года для родителей неговорящего ребенка совершенно не повод для паники, но в любом случае совместная работа по развитию речи не будет лишней, а только поможет малышу сформировать правильное и своевременное представление об окружающем мире.

Загрузка…

Источник